Что такое аскетика? Полезно ли это подростку? И может ли минимализм быть радостным? На эти вопросы ответит человек, который за полвека прошел путь от иподьякона до настоятеля. Построил два храма, сменил шесть епархий и несколько часовых поясов, но ни разу не хотел свернуть с этого пути. Настоятель Покровского храма г. Краснодара протоиерей Геннадий Волков.
– Отец Геннадий, из своих шестидесяти вы сорок лет в сане, а в Церкви и того больше.
– У меня мама была верующая. Так получилось, что она прививала мне веру с самого детства, а в Церковь я пришел в 16 лет. Мы жили в Петропавловске-Камчатском, это был закрытый город. Туда можно было приехать или тем, у кого есть прописка, кто там живет, или на работу, или военным. В городе много было военных, потому что были военные морские базы. А храмов не было.
Обращение к вере у меня было в 16-летнем возрасте. Поехали в церковь, помолились – хорошо. Но не было серьезного отношения еще в детстве. А в дальнейшем мама с верующими женщинами собирались у кого-то на квартире, молились. Потом они собрали, накопили какие-то денежки и купили дом. Там собиралось приличное количество людей. Первый раз, когда мама меня привела, я выстоял службу, а службы были очень продолжительные, несмотря на то что священник был один, сам пел, сам читал. Я думал, тяжело будет выстоять. Прошло некоторое время, буквально два дня, и меня что-то потянуло туда. Я у мамы спросил: «Когда следующий раз пойдем? Я еще хочу». И вот таким образом как-то Господь согрел мое сердце, и я от воскресенья до воскресенья ждал и просто не мог дождаться, когда начнется богослужение. Мы не причащались, привозили просфоры из храмов, монастырей, святую водичку. И мы по окончании богослужения резали просфорочки, каждому по просфоре, святой водичкой запивали, вот так у нас служба проходила.
– И это в 16 лет, самый хулиганский период. У вас вообще не было трудного подросткового возраста?
– Это для меня был духовный рост, потому что люди были очень серьезно настроены, очень серьезно относились к вере. Евангелие от Матфея я выучил практически наизусть. Я рано пошел работать, потому что я не из богатой семьи. В 16 лет пошел работать. Я работал, потом учился в вечерней школе.
– А что за работа была у Вас?
– Я работал на домостроительном комбинате, работал плотником, сначала учеником, потом получил высокий разряд, был победителем соревнования, у меня даже награда есть такая.
– Это прямо евангельская профессия – быть плотником.
– Я был верующий с детства, и был такой у меня принцип, что все надо делать хорошо. И на работе я тоже старался все делать хорошо.
– А трудно было с таким мировоззрением, с таким внутренним духом пойти работать со взрослыми людьми? У них нецензурная брань, перекуры... Было какое-то тяжелое столкновение с этой жизнью?
– Нет, мне было все интересно. У меня была цель. Так как у нас не было священника, мне хотелось стать священником. Впоследствии я пришел в этот молитвенный дом, который женщины наши купили. Время мы проводили очень интересно, занимались, можно сказать, аскетизмом, даже чересчур. Потом в жизни мне это пригодилось.
А в дальнейшем, так как у женщин была возможность ездить, они приехали в Иркутск, ближайшую к нам Иркутскую епархию, возглавлял ее тогда владыка Мефодий. Они ему рассказали обо мне, и владыка пригласил меня к себе, мне было 19 лет. Я приехал в епархию. С владыкой Мефодием я пробыл немного, потому что его дальше перевели в Воронеж, а нам назначили владыку Ювеналия. Очень благостный был архиерей, заботливый. Он меня принял очень по-доброму, в скором времени я стал старшим иподьяконом. Везде, где был владыка, я сопровождал его. А чтобы представить, что такое Иркутская епархия, – это половина Сибири и весь Дальний Восток, включая север, от Чукотки до Владивостока. Некоторые говорят, епархия такая огромная, что, наверное, вся Европа может поместиться и еще место останется. И при этом, если память мне не изменяет, в епархии было 24 прихода, такая немногочисленная по количеству приходов. А передвигаться надо было до ближайшей епархии на автомобиле, а в дальние однозначно на самолете.
– Ваша география расширилась, а что Вы узнали нового о мире в эти годы? Как устроены люди, как они живут… Это отличалось от вашей закрытости, от жизни вашего городка?
– Духовный мир был для меня таинственным, необыкновенным. Он такой и есть. Я представлял, что священники наподобие тех святых, о которых мы читаем в житиях святых, а когда приехал, увидел, что это обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. В основном добрые и благодушные. Но они отличаются от святых угодников.
Я быстро вошел в церковную среду, мне все понравилось. Как-то во время посещения дальневосточных приходов у меня случился такой казус: на одном приходе разжигали плитку углем, на полу стояла такая плиточка, и я прожег подрясник. И вот приехал в Хабаровск, думаю, стыдно как-то, нехорошо с дыркой ходить. Я пошел в Хабаровске в ризницу, в Христо-Рождественский деревянный храм. Спрашиваю: может кто-то зашить? Мне говорят: «У нас есть девушка молодая, она портниха, может подрясники шить». Вот так я и познакомился со своей будущей женой, матушкой. Это было на празднование в честь иконы «Нечаянная Радость». Для нас знаковое событие. «Нечаянная Радость» – и такая вот радость свершилась. Мне подрясник отремонтировали, заплатку поставили.
Как-то владыка мне говорит, что пора уже определяться в жизни. Я уехал в Хабаровск, наверное, месяца три там пробыл. И вот подхожу к владыке, он меня расспрашивает, как я живу, что у меня произошло. И спрашивает, не желаю ли я рукоположиться, принять сан. Я говорю: «Владыка, благословите, конечно же, желаю, только у меня с собой нет подрясника. Благословите, матушка сошьет за ночь». И вот она в 12 часов ночи села, а к утру подрясник у меня был готов. И моя хиротония в дьяконы совершилась на второй день Покрова Божией Матери. А потом владыка спрашивает: «А камилавку не сошьет тебе матушка?» Я говорю: «Владыка, благословите, и сошьет». – «Тогда завтра вторая твоя, священническая хиротония». А я хотел послужить дьяконом, но так у меня дьяконом и не получилось послужить.
И вот на второй день владыка рукополагает меня и, рукоположив, поет: «Аксиос!» Награждает меня фиолетовой скуфьей. Поет еще раз: «Аксиос!» Я стою дрожу, думаю: что же происходит? А мне набедренник дают. И еще раз: «Аксиос!» И камилавку дают. Сразу три награды, получается, как только рукоположили в священники. Владыка по своей любви, по своей милости авансом это сделал.
– А сколько лет уже вы к тому времени прослужили иподьяконом?
– Два с небольшим года.
– Было искушение тщеславием, гордыней? Вы так быстро выросли в церковной среде. Это можно годами зарабатывать. А тут вдруг мальчик из закрытого города, и какой-то прямо социальный лифт включился. Может, Вам многие завидовали? Было ли смущение от того, что так быстро и так легко Вам это дается?
– Конечно, смущение было. Я этого не ожидал, я даже не ожидал, что меня в иереи рукоположат, не то что наградят.
– Это был некий аванс?
– Да.
– А когда Вы почувствовали, что его отработали?
– А я его до сих пор не отработал. До сих пор трудимся, и все по милости Божией. Ничего не заслужили…
– А вот это ощущение – быть все время перед Богом с пустыми руками – это Ваше взращенное качество? Или это что-то природное, что было у Вас и раньше?
– Мы занимались аскетизмом в Петропавловске, мы старались стяжать добродетели смирения, незлобия. Конечно, полностью стяжать их не удалось, но частично что-то получилось, и что-то пригодилось в жизни.
– Такая хорошая школа. А Вы у кого-то встречали потом подобное аскетическое рвение?
– Конечно, люди встречаются разные, и в храме совершенно разные люди есть. Есть очень усердные прихожане, и молитвенники, и постники, и живущие в воздержании. И встречались, и сейчас встречаются.
– У Вас трое детей, восемь внуков. На них Ваш жизненный пример повлиял? Кто-то пошел по Вашим стопам?
– У меня старший сын родился глухим, и при всем желании он не мог стать священником. Но в свое время он помогал мне в алтаре, потом иподьяконствовал при архиерее в храме, очень любил храм. А девочки, дочки, могут только помогать при храме. Но уже у меня внук иподьяконствует, слава Богу! Очень любит храм, заботится, волнуется. Меня это очень радует.
– Вы полвека на этом пути. Были моменты, когда хотелось свернуть с него, когда было тяжело и казалось, что это не Ваша история? Что это такой крест, который Вам не по силам?
– Нет, уйти никогда не хотелось. Люди с любовью относились. У меня всегда были очень хорошие, добрые отношения с прихожанами. У священника есть две семьи. Есть семья по крови – это родители, это матушка, это дети, у меня уже и внуки есть. И есть семья духовная – это наши прихожане, с которыми мы общаемся, о которых заботимся, которых нам Господь дал и о которых мы не просто должны заботиться, мы должны стараться, чтобы никто из них не погиб, а все в познание истины пришли. Это основная наша забота.
– Отец Геннадий, в чем Ваш смысл?
– Я хотел бы, чтобы и я, и моя семья, и вторая моя, духовная семья – все получили от Бога помилование и были приняты Господом в свое время, заслужили Его милость.
Ведущая Елена Деревщукова
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Екатеринбург. Вечер памяти Анатолия Михайловича Верховского
Свет невечерний. Целомудрие скорби
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ. 3 часть
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!