Ольга Дмитриевна Антрощенко, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки:
– Мы рассматриваем творчество трех выдающихся русских художников. Это Виктор Михайлович, Андрей Владимирович и Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора Михайловича. Все эти художники были новаторами, первопроходцами, все они очень большую роль сыграли в истории нашего русского искусства. Вот, допустим, Виктор Михайлович Васнецов, как мы знаем, открывает совершенно новую линию в русском искусстве фольклорно-эпического характера, он использует сюжеты из русского эпоса и фольклора и создает свою совершенно новую линию в искусстве.
Его брат Аполлинарий Михайлович пишет картины, их достаточно много, делая в них реконструкцию старой, древней Москвы. Мы часть этих картин показываем на выставке. Ну а Андрей Васнецов является одним из основоположников направления в советском искусстве, так называемого сурового стиля.
Пространство зала с антресолью посвящено работе Виктора Михайловича Васнецова над росписями Владимирского собора в Киеве, над оформлением которого он трудился 10 лет. Здесь представлены живописные картоны и графические эскизы художника, в том числе проекты орнаментов и разработки образов русских святых.
Ольга Дмитриевна Антрощенко:
– Образы Спасителя и Божьей Матери – центральные, с этого он начинал свою работу. И, конечно, вначале он поехал в Италию и смотрел соборы, древние старые храмы, был в Равенне, Монреале, Палермо. Образ Спасителя византийский, как мы видим. Единственное, обычно Спасителя изображали на золотом фоне. У Виктора Михайловича Он изображен на фоне звездного неба. Не знаю, насколько это точно, но все, кто писал об этом, всегда упоминали, что любовь к звездному небу, как и к Живому Богу, привил ему отец. Васнецов из священнической семьи. Его отец, все предки со стороны отца и со стороны матери были священнослужителями.
На выставке представлены не только эскизы тех росписей, которые можно увидеть во Владимирском соборе, но также эскизы неосуществленных проектов для этого собора; например, композиции на тему Апокалипсиса.
Ольга Дмитриевна Антрощенко:
– Всем художникам из рода Васнецовых была присуща любовь к Москве, но особенно это выразилось в творчестве Аполлинария Михайловича. Он создал целую серию картин, реконструирующих облик древней Москвы. Кроме того, в советские годы он боролся за сохранение столичных храмов.
Пожалуй, он единственный из художников, кто выступил против сноса Храма Христа Спасителя. Но его никто не услышал, и храм был снесен. А Аполлинарий Михайлович, тогда уже будучи прикован к постели, просыпался и каждый день спрашивал: «Храм стоит? Симонов монастырь стоит?» Ему говорили, что эти памятники еще стоят. Его не расстраивали. А они уже были взорваны.
Выставка приурочена к 175-летию Виктора Михайловича Васнецова и 100-летию его внука Андрея Владимировича. Экспозиция в залах Новой Третьяковки будет работать до 4 ноября.
Ведущая Елена Чач
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Плод веры. Старший научный сотрудник Центра музейной политики НИИ наследия Ольга Кирьянова. Часть 1
Хранители памяти. Музей истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Кузбасский ковчег. 21 января 2025
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!