В Москве продолжает работу масштабная выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

1 августа 2024 г.

В Москве в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу работает масштабная выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», на которой представлены произведения Виктора Михайловича, Аполлинария Михайловича и Андрея Владимировича Васнецовых. Разноплановое наследие этих выдающихся художников включает и фольклорные образы, и пейзажи, и эскизы театральных декораций, и портретную живопись, и росписи храмов. Русская Церковь и христианская тематика занимали особое место в жизни и творчестве Васнецовых, ведь они происходили из священнической династии. Подробности в репортаже наших московских коллег.

Ольга Дмитриевна Антрощенко, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки:

– Мы рассматриваем творчество трех выдающихся русских художников. Это Виктор Михайлович, Андрей Владимирович и Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора Михайловича. Все эти художники были новаторами, первопроходцами, все они очень большую роль сыграли в истории нашего русского искусства. Вот, допустим, Виктор Михайлович Васнецов, как мы знаем, открывает совершенно новую линию в русском искусстве фольклорно-эпического характера, он использует сюжеты из русского эпоса и фольклора и создает свою совершенно новую линию в искусстве.

Его брат Аполлинарий Михайлович пишет картины, их достаточно много, делая в них реконструкцию старой, древней Москвы. Мы часть этих картин показываем на выставке. Ну а Андрей Васнецов является одним из основоположников направления в советском искусстве, так называемого сурового стиля.

Пространство зала с антресолью посвящено работе Виктора Михайловича Васнецова над росписями Владимирского собора в Киеве, над оформлением которого он трудился 10 лет. Здесь представлены живописные картоны и графические эскизы художника, в том числе проекты орнаментов и разработки образов русских святых.

Ольга Дмитриевна Антрощенко:

– Образы Спасителя и Божьей Матери – центральные, с этого он начинал свою работу. И, конечно, вначале он поехал в Италию и смотрел соборы, древние старые храмы, был в Равенне, Монреале, Палермо. Образ Спасителя византийский, как мы видим. Единственное, обычно Спасителя изображали на золотом фоне. У Виктора Михайловича Он изображен на фоне звездного неба. Не знаю, насколько это точно, но все, кто писал об этом, всегда упоминали, что любовь к звездному небу, как и к Живому Богу, привил ему отец. Васнецов из священнической семьи. Его отец, все предки со стороны отца и со стороны матери были священнослужителями.

На выставке представлены не только эскизы тех росписей, которые можно увидеть во Владимирском соборе, но также эскизы неосуществленных проектов для этого собора; например, композиции на тему Апокалипсиса.

Ольга Дмитриевна Антрощенко:

– Всем художникам из рода Васнецовых была присуща любовь к Москве, но особенно это выразилось в творчестве Аполлинария Михайловича. Он создал целую серию картин, реконструирующих облик древней Москвы. Кроме того, в советские годы он боролся за сохранение столичных храмов.

Пожалуй, он единственный из художников, кто выступил против сноса Храма Христа Спасителя. Но его никто не услышал, и храм был снесен. А Аполлинарий Михайлович, тогда уже будучи прикован к постели, просыпался и каждый день спрашивал: «Храм стоит? Симонов монастырь стоит?» Ему говорили, что эти памятники еще стоят. Его не расстраивали. А они уже были взорваны.

Выставка приурочена к 175-летию Виктора Михайловича Васнецова и 100-летию его внука Андрея Владимировича. Экспозиция в залах Новой Третьяковки будет работать до 4 ноября.

Ведущая Елена Чач

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X