Учимся растить любовью. Знакомство с многодетной семьей Богдановых

8 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ко дню памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака, когда в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности, мы приурочили наш очередной выпуск. Хотим познакомить вас с замечательной многодетной семьей Богдановых, пример которых, надеемся, порадует и вдохновит многих наших телезрителей.

Восьмого июля, в день памяти святых Петра и Февронии, мы отмечаем День семьи, любви и верности. Но много ли вокруг нас семей, которые могут стать образцом для подражания? К счастью, немало. Об одной из таких замечательных семей мы хотим рассказать в сегодняшнем выпуске. Она живет в Петербурге. Александр и Мария Богдановы – родители семерых детей. Родители и дети, без преувеличения, умны, талантливы, красивы во всех смыслах. Глядя на них, понимаешь: вот он, вдохновляющий пример. Из каких же мальчиков и девочек формируются отцы и матери, герои семейного фронта?

Александр Богданов:

– Мне кажется, что мальчики мало задумываются о том, как сложится их дальнейшая семейная жизнь. Потом, со временем. Главное, чтобы мальчик рос в атмосфере, где он может почувствовать ответственность.

Мария Богданова:

– Мы не строили планы, что будет много детей. Так сложилось, что мы любим друг друга – и хочется продолжения нашей любви. Это выражается в детях.

Когда Александр и Мария поженились, стояли девяностые. Время трудное для всех, для молодых семей – вдвойне. Но и тогда находились такие семьи, чей пример вдохновлял. Роль примера нельзя недооценивать.

Александр Богданов:

– В 90-е годы родились первые дети. Я гулял с дочкой в Летнем саду час и за это время мог не встретить ни одного ребенка; в лучшем случае одного. Крайне редко попадались двое детей. А потом, находясь в среде религиозных людей, где многодетность не редкость, увидели, что это возможно. И наш пример тоже стал действовать на наших знакомых.

Мария Богданова:

– У двух сестер было по одному ребенку, они были в шоке от нас. Я ждала четвертого, мы вместе снимали дачу (каждый по комнатке). Они сейчас вспоминают, рассказывают, что шушукались: «Зачем ей столько? Она ждет четвертого». Сейчас у самих по трое детей. «Дурной пример заразителен».

Заразителен не только дурной пример, но и хороший. Именно так многодетные православные родители, сами того не предполагая, внесли коррективы в жизнь семьи Богдановых, у которых на тот момент было двое детей.

Александр Богданов:

– Пока я был молодой (до тридцати пяти лет), влияние примера верующих людей на меня было огромным, неоценимым. Не могу сказать, что это какие-то конкретные примеры, которым я следовал, нет, но я понял: другая жизнь возможна, и она интереснее.

Мария Богданова:

– Складывалось так, что мы уезжали за город и жили в обстановке, когда у людей трое, четверо детей. Кроме того, получалось, что дети (не только наши) все время находились рядом с нами. Когда мы приезжали домой, то оба соглашались с тем, что кого-то не хватает, причем очень осязаемо... Таким образом, у нас родилось еще пятеро детей. Вот такая история.

Чего обычно боятся родители, размышляя о многодетности? Разберем по порядку: в первую очередь, отсутствия достаточных средств и условий для рождения детей, трудностей разного характера. Насколько существенна их роль? У Богдановых есть ответ. Не придуманный, а полученный с опытом.

Мария Богданова:

– Мы никогда не могли сидеть на месте, не останавливались на том, что есть. Муж очень ответственно подходил к вопросу обеспечения семьи, я готова была с ним ехать хоть на край света, потому что для меня семья – это он и мои дети. Соответственно, получилось так, что он искал работу для того, чтобы нас обеспечить, – сначала в Москве, потом в Вологодской области. Мы паковали чемоданы и ехали. Мы понимали, что детей надо поднимать, обеспечивать. Конечно, были сложные периоды, когда я кормила ребенка грудью, мы жили какой-то небольшой период на стипендию, было тяжело.

Александр Богданов:

– Этот период закончился тем, что я оставил медицину.

Мария Богданова:

– Приходилось есть одну гороховую похлебку. Дети на грудном вскармливании, а мы на гороховом супчике.

– Каким был уровень счастья в этот период?

Александр Богданов:

– Счастье от внешних обстоятельств зависит в некотором смысле, но незначительно.

Мария Богданова:

– Для меня этот период вспоминается как абсолютно розовый, радужный: молодость, мы поженились, у нас появились дети, родители купили нам комнату в коммунальной квартире. Мы были абсолютно счастливы, поклеили там обои. Это был верх восторга, строили наше гнездо.

Александр Богданов:

– Все сложно, когда у тебя нет радости. А когда есть радость, то все легко. Создателю мы должны быть благодарны в полной мере. Надо наслаждаться тем, что у тебя есть.

Мария Богданова:

– Я с этим абсолютно согласна. У человека масса поводов для радости. Воля человека в том, что если он хочет – радуется, не хочет – найдет повод радость не принимать, не быть счастливым. В Евангелии много раз написано: радуйтесь. Апостол Павел постоянно пишет: радуйтесь, радуйтесь.

Александр Богданов:

– С этого начинается приветствие.

Мария Богданова:

– Мне кажется, стоит обратить на это внимание, иначе человек сам себя закрывает от счастья.

Какие еще бытуют опасения, когда речь заходит о многодетности? Смогут ли дети ладить между собой? Или их ждет нескончаемая борьба за родительское внимание?

Мария Богданова:

– Вывела для себя определенную формулу: когда рождается малыш, я нужна прежде всего старшим, все делаю вместе со старшими. Родился второй ребенок, я Юле начала говорить: «Так, Юлька, давай мы с тобой собираемся, запеленаем брата и пойдем гулять». Или: «Давай мы с тобой его помоем и будем готовить есть».

Я была все время с ней. Эта формула работает: дети друг друга любят, с удовольствием друг о друге заботятся. В роддоме, когда родила последнего ребенка, я смеялась и говорила: «Все, Тонечка, я родила тебе подарок». Как раз Тоне исполнилось восемь лет, в этот день родился младший братик. Соседки по палате мне говорят: «Тоже мне подарок! Она тебе спасибо не скажет. Скажет: принесла мне замену». На самом деле сейчас происходит примерно так: если Олег ночью просыпается, он идет не ко мне, а к Тоне. Тоня с ним и попьет, и в туалет сходит, и уложит его с удовольствием спать, как свою игрушку, куклу, и говорит: «Это мне подарок на день рождения».

Еще один страх перед многодетностью заключается во мнении, что времени и сил на всех детей не хватит, есть вероятность запустить если не детей, то себя уж точно. Но вот перед нами Богдановы. Старшая дочь Юлианна (ей уже двадцать два) живет отдельно, учится на технолога легкой промышленности, работает.

Мария Богданова:

– Старшая дочь несла какую-то ответственность, но я считаю, что нельзя родителям перекладывать свою ответственность на детей. Она немного эмоциональная, окончила музыкальную школу по классу фортепиано и композиции. Одно время мы очень гордились, у нее открылись способности, дар писать музыку, осталось несколько Юлиных произведений, которые она написала, разложила на инструменты, побеждала в каких-то конкурсах.

Кириллу девятнадцать. Учится в академии Штиглица, а это мечта многих наделенных художественным талантом детей. Кроме того, он, как и старшая сестра, знает английский, китайский, играет на скрипке, умный и приятный собеседник, человек разносторонний.

Мария Богданова:

– Кирюха тоже старший мальчик, второй в семье. Он сейчас студент. Мы с мужем возили детей на другой конец города в школу на китайский, английский, в бассейн, музыкальную, художественную школу – они поступили без проблем туда, куда хотели, на бюджетное отделение. Кирилл поступил в академию Штиглица на промышленный дизайн – это сложно, там был очень большой конкурс. Он молодец.  Много читает, много знает, с ним интересно разговаривать, имеет мнение по разным темам. Знает много по архитектуре, истории, интересуется этим, окончил художественную школу.

Третьим в семье Богдановых родился Григорий – одаренный пианист, с детства поражающий родителей своим талантом, а позже и всех, кому довелось слышать его исполнение.

Мария Богданова:

– Гришенька у нас очень талантливый мальчик. Когда отдали, как и всех старших, в музыкальную школу, он проявил себя очень неординарно. Во-первых, я, далекий от музыки человек, сначала думала, что с ним что-то не так. Как-то он прибежал ко мне вечером, маленький совсем, годика два наверно, и говорит: «Мама, нотки сами поют, как их зовут». Подумала: может, у него температура? «Сынок, ложись спать, все пройдет». Я вообще не представляла, что ноты, оказывается, узнают по звучанию (в принципе далека от этого).

Потом пошли всякие конкурсы, потому что он показал, что делает неординарные вещи. То, что пишут про Моцарта, у нас было развлечением для публики: завязать глаза, чтобы он играл с завязанными глазами, спиной к инструменту, угадывать какие хочешь ноты. Он играл на клавиатуре телефона: слышит, какие звуки издают кнопки, и тут же подбирает, играет какие-то элементарные мелодии. Стал выигрывать конкурсы. Мы отдали его в музыкальную спецшколу, и там, к сожалению, его сломали как личность, как музыканта, и нам пришлось с музыкой попрощаться. Сейчас он просто оканчивает музыкальную школу. Сломалось его желание играть, сломали его любовь к музыке. Так бывает, оказывается. Это вундеркинд, без сомнения, никто на него никакого влияния не оказывал, никто особо не учил, он сам мог играть сразу; и сейчас прекрасно играет, но у него пропало желание. Мы сейчас ищем какой-то другой выход, профессию, он способный во многом – рисует удивительно хорошо. Тоже с ним особенно не занимались, все внимание было обращено на музыку в свое время. Он очень рассудительный мальчишка. Хорошо учится, несмотря на то, что особо уроки не делает. Так ему дано.

Младшие тоже увлечены. Кроме заботливых родителей у них перед глазами реализованные братья и сестры. Тоне – тринадцать, волевая, спортивная, самостоятельная.

Мария Богданова:

– Тонечка наша следующая девочка, в подарок которой родился последний малыш (у них день рождения в один день). Она всегда была маленькой, хрупкой, занималась художественной гимнастикой, акробатикой, играла на скрипке.

Александр Богданов:

– Первый ребенок, который обладает наградами в двух видах спорта. Разряды есть в спортивном плавании и художественной гимнастике.

Мария Богданова:

– Девчонка очень заботливая, очень любит малышей, прямо они у нее восторг вызывают, возится с ними.

Миле десять. Она тоже рисует, многим интересуется, любит играть с братьями и сестрами.

Мария Богданова:

– Милочка наша хорошо рисует. У нее масса дипломов, конкурсных работ. Ее работы на выставках занимали первые места.  Она чувствует цвет, композицию, у нее врожденное чувство, как и у Кирилла. Чувствует красивое сочетание цветов, очень хорошо их подбирает. В музыке тоже она способная, но отказалась заниматься напрочь. Она у нас барышня с характером, очень упрямая, сказала: «не буду». Скрипкой год занимались, фортепиано год занимались, после этого мои нервы уже не выдержали. Дальше осталась художественная школа. Она сама записывается в секции. Она достаточно самостоятельная. Приходит и говорит: «я занимаюсь теперь легкой атлетикой». Или приходит и говорит: «Мама, я тебя приглашаю на турнир по бальным танцам». – «Да?» – «Мам, я же занимаюсь бальными танцами, я же записалась». – «А, обязательно приду, конечно».

Это очень сильно отличалось от нашей прежней манеры. Раньше мы детей хватали и тащили туда-сюда. Они спали где-нибудь в машине по дороге, ели там же. Главное – развитие. Бассейн, потом художественная школа, потом музыкальная. Папа одних, я других, бежали в разные стороны. Потом еще дома занимались с ними.

Александр Богданов:

– По дороге в аэропорт завез дочку на занятия танцами. Ну, как-то так...

Мария Богданова:

– Так получилось, что я с характером Милы не могу справиться. Остальных я могла как-то уговорить, или заставить, или просто сказать: «делаешь, и все»... И они слушались. С Милой это никак не проходило. И я сказала: «Мила, ты сама занимайся тем, чем тебе нравится».

Николаше семь, он предпоследний, шестой, ребенок.

Мария Богданова:

– Он пошел в первый класс. Он очень любознательный. Ему интересны науки, интересны окружающие. Он стал читать. Начиная с Гриши, они как-то сами научились читать. Как Гриша сам научился играть на пианино, так сам научился и читать. Приходит и говорит: «Мам, тут «роза» написано?» Я говорю: «Да, а как ты догадался?» – «Ну, это же «р»,«о», «з»,«а» – «роза». Потом папа стал с ним заниматься, читать, повел его в библиотеку. У нас такая традиция: как ребенок научился читать, муж берет его за ручку и ведет в библиотеку. Это как таинство. Они идут и выбирают книгу.

Александр Богданов:

– Сегодня мы ходили с двумя младшими записываться в библиотеку.

Мария Богданова:

– Олег так этого ждал! Он тоже сам научился читать, последний малыш. Про Колю не сказала, он ходит в бассейн. В спортивную школу олимпийского резерва. Ходил рисовал, ходил играл на виолончели. Но мы решили, что не будем грузить детей так, как раньше.

Александр Богданов:

– Эволюция произошла.

Мария Богданова:

– Мы поняли, что важно воспитывать характер и волю. А это спорт. Пускай Коля занимается в бассейне, плавает. Посмотрим, как у него пойдет. Ему очень нравится.

Самый младший Олежка, ему пять с половиной. Всеобщий любимец.

Мария Богданова:

– Это наша радость, солнышко наше. Позитив сплошной. Возраст еще сейчас такой.

Александр Богданов:

– Мы молоды, пока у нас еще маленькие дети. Так вот, мы еще молоды.

Реализованные дети, развитые таланты, уютный дом, достаток – плата за это папа, пропадающий на работе, и погрязшая в быту мама? О нет, это не о Богдановых. Отец семейства проводит немало времени с детьми. А его супруга находит время на спорт и занимает призовые места на конкурсах красоты.

Мария Богданова:

– Саша всегда очень активно занимается детьми. С самого рождения. Когда у меня родился первый ребенок, я очень болела, не было ни сил, ни знаний; и вообще как-то побаивалась. Не знала, что делать с ребенком. Не умела. Я единственный ребенок в семье, у меня не было младших, я не видела малышей. Саша и купал, и гулял, всегда активно занимался детьми. И сейчас, в переходном возрасте, он посвящает им много времени, разговаривает с ними, помогает выбрать направление в жизни.

Александр Богданов:

– Надоел уже им, наверное. Мужчина – глава, он должен думать за всех. Хотелось бы, чтоб так было. И чтобы это было эффективно, хоть как-то приложимо.

Александр – глава семьи в локальном понимании как добытчик, в глобальном как тот, кто задает направление движения всем домочадцам. Причем идет по этому пути серьезно. Хочешь научить детей истории страны, почитанию предков – можно и книгу написать. Александр, во всяком случае, поступил именно так.

Мария Богданова:

– Саша написал книгу, посвященную блокаде, основываясь на дневниках Юры Рябинкина. Это художественная книга. Она основана на реальных событиях, на реальных дневниках. Сейчас ее издали. Саша посвящает ее своим родителям, которые маленькими детьми пережили самую тяжелую зиму в Ленинграде.

Александр Богданов:

– Должен быть баланс общественного воспитания и воспитания в семье. Когда вдруг сталкиваешься с тем, чего не знают твои дети, осознаешь это как нечто очень тяжелое. Для тебя это безусловно, тебе кажется, зачем об этом говорить, это же всем известно и понятно. Кто герои войны? Александр Матросов, Зоя Космодемьянская. Но спросите у детей, они не знают, кто такой Александр Матросов. Им напоминаешь, но текущий поток информации смывает все. Это было так давно… Мой дядя не смог повзрослеть, не смог даже пойти в школу. Он умер трехлетним мальчиком в голодающем городе. Когда я рос, для меня события войны были далекими. Я даже не воспринимал это как то, что может играть роль в современном мире. Тогда. А сегодня я уже достаточно зрелый человек, я понимаю, насколько это недалеко от всех нас. Детям это не всегда возможно объяснить. Они уже на двадцать пять, на тридцать пять, на сорок лет младше нас.

Вкладываться в детей для кого-то чрезмерный труд, а для кого-то счастье.

Мария Богданова:

– Человек счастлив, когда ему есть о ком заботиться.

Александр Богданов:

– Когда у него есть обратная связь, когда у него есть близкие люди.

Мария Богданова:

– Тогда есть смысл жить. В том же «Зимнем утре» девочка говорит, что выжила благодаря тому, что заботилась о малыше, которого нашла. Иначе бы она умерла. Потерялся бы смысл, ради чего она живет.

Каково детям в многодетной семье, особенно старшим? Зачем гадать, когда можно спросить?

Кирилл Александрович Богданов:

– Интересно наблюдать за младшими. Интересно думать о том, что он совсем маленький, а через какое-то время будет почти с меня ростом. Растешь с уникальными людьми, которых не можешь заменить никем другим. Это совершенно иной порядок дружбы... Жить в многодетной семье – это везение.

Конечно, везение. А еще дар, и труд, и радость, и любовь, которая в семье Богдановых умножена на семь.

Ведущая Марина Ланская

Записали Людмила Кедысь и Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 30 сентября: 00:30
  • Пятница, 01 октября: 05:30
  • Суббота, 02 октября: 08:05

Анонс ближайшего выпуска

В современных семьях воспитание детей часто перепоручается другим людям - педагогам, тренерам, воспитателям. Та же картина нередко наблюдается в деле детского духовного образования. Петербургские родители решили: нужно что-то менять. И стали устраивать семейные выезды-квесты, рассказывающие о православии через игру и испытания. Что из этого вышло? Смотрите в нашем выпуске.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​