Учимся растить любовью. Возвращение с семейного обучения в школу

2 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Начало учебного года у разных школьников проходит по-разному. Одно дело - первоклассники, которых только ожидает знакомство со школой, другое дело - те, кому предстоит подготовка к ЕГЭ и к поступлению в вуз. Но есть и еще одна категория учеников, которых ожидает новый опыт. Речь о тех, кто возвращается с семейного обучения за школьную парту. И таких случаев немало. Об особенностях возвращения в школу поговорим с Натальей Потехой, ведущей психологических тренингов и многодетной мамой. 

– Мы достаточно часто поднимаем в нашей передаче тему семейного обучения. Но сегодня поговорим об обратном: что делать, если дети захотели назад в школу? Сегодня в гостях у нас Наталья Потеха, ведущая психологических тренингов, автор нескольких книг, многодетная мама. И именно такой опыт недавно был в ее семье. Как же так происходит, что дети на семейном обучении вдруг начинают хотеть в школу? Может быть, это ошибки родителей, которые неправильно выстроили семейное обучение дома, или это нормальный процесс?

– Я считаю, что нужно рассматривать процесс возврата детей в школу непременно вместе с процессом того, как они переходят на семейное образование. Есть такой прогноз, что на семейное образование будет переходить каждый год в два раза больше детей, то есть ежегодно будет увеличиваться количество таких детей. Безусловно, возврат детей в школы будет по разным причинам, не только потому, что дети вдруг сами захотели в школу.

Если мы говорим именно про желание детей, то есть два аспекта. Дети могут хотеть в школу потому, что им дома скучно, там меньше контактов, меньше друзей. И могут хотеть в школу потому, чтобы избавиться от того, как их обучают родители.

– Какой же из этих сценариев произошел в Вашей семье?

– У меня четверо детей находились на семейном образовании. Одна дочка вообще не ходила в школу, у нее не было такого опыта. И ей очень захотелось пойти в школу, попробовать, что это такое. И еще одна моя дочь очень любит общаться, ей очень важно, чтобы у нее были друзья. Поскольку мы не просто находимся на семейном образовании, а живем за городом и выезжаем общаться с другими детьми только на кружках, ей захотелось больше общения в своей жизни. Поэтому я разрешила детям пойти в школу. Мы договорились, что они идут в школу, но обязательно доходят до конца как минимум один учебный год, чтобы это не было зря. Я все-таки прикладываю какие-то усилия, разбираюсь с документами. И  чтобы не было такого, что они пришли в школу, а на следующий день сказали, что хотят дальше учиться дома, мы договорились, что они минимум один учебный год до конца будут ходить в школу.

– Давайте начнем сначала. Когда Вы перевели детей на семейное образование, у Вас, наверное, были какие-то весомые аргументы, чтобы дети обучались именно дома? Как тогда преодолеть свои родительские страхи? Иногда очень негативный школьный опыт родителей заставляет их предлагать своим детям семейную форму обучения. Или, например, школа находится очень далеко, трудно добираться. Условия бывают очень разные. В Вашей семье какие были условия? Как Вам пришлось с собой договариваться и идти на компромисс с детьми?

– Мой принцип заключается в следующем: мне не надо принимать такое решение на всю жизнь. В законодательстве написано, что можно в любой момент перевести ребенка на семейное образование и вернуть обратно в школу неограниченное количество раз. И когда родители принимают решение и советуются со мной, я всегда им говорю: не рассматривайте это как один раз и на всю жизнь, не обрубайте сразу все концы так, чтобы не могли потом вернуться обратно. Потому что вы не знаете, как сложится ваша жизнь, жизнь ребенка. И возврат в школу – это не крах семейного образования. Когда я спрашивала у других людей, как они считают, почему я перевела детей в школу, они говорили, что, наверное, это был крах семейного образования.

Изначально я не планировала забирать всех детей на семейное образование, а только одного ребенка-первоклассника. У него синдром дефицита внимания, дислексия и дисграфия. Есть родители, которые забирают на семейное образование детей потому, что  считают, что образование в школе плохое, а они дома дадут материал лучше. Есть детки, которые обгоняют своих сверстников, им в школе скучно; есть спортсмены. А есть такие, как я, которые забирают ребенка из школы просто потому, что он не понимает объяснений учителя. Деткам, у которых есть такие особенности, действительно в школе тяжело. Уже за первый год обучения в школе у них складывается установка: «Я двоечник, ничего не могу». И бывает соответствующее отношение к нему других детей.

Педагоги бывают разные. У нас был прекрасный педагог, учительница, которая учила моего старшего сына. И я с ней разговаривала по этому поводу, она говорит: «Я ничего не могу с этим сделать. Если бы в классе был один такой ребенок, с ним можно справиться, но он не один, и это достаточно тяжело». Поэтому ребенок отходил три четверти в школу в первый класс и уже на четвертую четверть остался дома, потому что стало понятно, что он из программы в классе ничего не может усвоить.

Когда я разговаривала с младшим, мой разговор слышали старшие дети. Старший сын, свесившись с перил второго этажа, говорит мне: «Мама, а что – в школу можно было не ходить?» И сказал, что тоже больше ни дня в школу ходить не будет. Это было не мое желание, они сами его выразили. А у младшей дочки, которая не ходила в школу, уже просто не было выбора, я поставила ее перед фактом.

– И вот наконец настал тот момент, когда дети все-таки захотели в школу (не все, но хотя бы двое). Кроме условия доучиться этот год, какие еще условия Вы ставили и как их готовили? Ведь для того, чтобы вернуться в школу, нужно полностью перестроить свое отношение к процессу обучения. Наверное, этот разговор очень важен с детьми. К тому же их могут ожидать серьезные разочарования. Если они думают, что пойдут туда за друзьями и им там будет весело и здорово, то ведь это всего лишь одна из граней школьного обучения.

– Это очень важно. Действительно, не все дети, которые ходят в школу, имеют там друзей. Первое, о чем я поговорила с дочками: их ожидания могут не оправдаться. Они не знают, в какой попадут класс, какие там будут ребята. Не у всех людей, которые ходят в школу, есть в классе друзья, с которыми им есть о чем поговорить. Безусловно, они это знали и понимали.

Еще один момент в том, что действительно в школе дети учатся иначе. На семейном образовании мы имели возможность проходить какие-то предметы сразу курсом, не растягивая это на длительный срок. Поскольку дети у меня пошли в школу 15 декабря, практически в середине учебного года, я предупредила и детей, и родителей, и учителей о том, что есть определенные моменты: что-то мы прошли вперед, а где-то отстаем. И самое интересное, что наше семейное образование не закончилось тем, что дети пошли в школу. Потому что привычка учиться дома, получать еще какие-то знания, осознанность детей относительно определенных предметов остались. И сейчас, обучаясь в школе, они видят, где им нужно что-то подтянуть, а где у них достаточно хорошие знания, и уже сами ставят в этом плане цели. Несмотря на то, что это второй и шестой класс, они уже самостоятельно могут понять, где нужна помощь мамы, что летом нужно будет подтянуть, а где все в порядке.

– То есть, получается,  у детей после семейного образования есть такое преимущество, как умение заниматься самостоятельно. Очень правильное умение, необходимое всем, и взрослым в том числе. А какие еще есть преимущества и, наоборот, недостатки у семейного образования при попадании ребенка в школу? У него могут быть достоинства дома, но в школе – недостатки.

– Я считаю, это очень индивидуально, потому что и дети, и семьи очень разные. Ни в коем случае нельзя при ребенке говорить о том, что в школе все дети ругаются матом, учителя злые, требуют чего-то от детей. Ребенок уже будет  настроен негативно по отношению к школе. Несмотря на то, что ему захочется туда пойти, он будет белой вороной, и вряд ли у него сложатся отношения с другими детьми. Здесь очень важно учить детей коммуникации, чтобы они умели общаться с другими детьми. Если семья многодетная, с этим меньше проблем. Если в семье один ребенок или двое, тут нужно больше внимания уделить именно навыкам коммуникации, разговаривать с детьми о том, что происходит. Если ребенок попадает в какую-то ситуацию, рассказывать ему, как из этой ситуации можно выйти, как вообще бывает в жизни, потому что он, может быть, этого раньше не видел.

– Ребенку придется каким-то образом беседовать и с одноклассниками, и с учителями на тему семейного образования; может быть, даже оправдываться. Учителя часто бывают некорректны (как бы мы ни пытались это оспорить, но это так) и могут допустить такие высказывания: «Конечно, ты этого не знаешь, потому что дома не проходил»; или: «Вот к чему приводит семейное обучение». Естественно, каждый учитель за то, чтобы дети ходили в школу,  поэтому может допустить пусть не прямое такое высказывание, но косвенное. Детей надо как-то настроить, что могут быть такие высказывания в их адрес именно из-за семейного обучения. Вы такую работу со своими детьми проводили? И нужна ли она?

– Я считаю,  здесь нужна работа родителя, но не с детьми, а с администрацией школы, с учителем, к которому пойдет ребенок. Если мы говорим про начальную школу, это один учитель, если же несколько учителей-предметников, то при подозрении, что может быть такое отношение, поговорить с этим конкретным учителем. Потому что это отношение рождается во многом из-за нашего мнения, что наши дети особенные, другие, из-за наших страхов, что у детей могут быть какие-то провалы.

Любой ребенок, переходя из одной школы в другую, сталкивается с тем, что где-то лучше преподавали один предмет, а другой – хуже. Не все дети, которые ходят в школу, идеально знают то, что там дают. Когда мои дети остались дома и я сравнила их знания с тем, что должно быть по программе, я увидела, что пробелов действительно много.

Родитель знает сильные и слабые стороны ребенка. И когда дети придут в школу, родителей спросят, как обстоят дела на самом деле (хотя в аттестате могут быть четверки и пятерки). Тут нужно честно ответить, какой предмет ребенок усваивает хуже и над чем родителям самим надо работать. Тогда ни у кого не будет задачи доказать вам, что у вас что-то не так. Почему учитель так говорит? Он не просто хочет обидеть ребенка или доказать что-то его родителям, у него есть желание донести до ребенка то, что он не знает и над чем надо работать. Если мы говорим, что у нас все замечательно, то возникает сопротивление. Чтобы его снять, нужно честно подойти к этому и поговорить с завучем, классным руководителем.

– А в отношениях со сверстниками у Ваших детей были какие-нибудь сложности? Их спрашивали, почему они были на семейном образовании?

– Нет. Потому что в классе учитель не говорит, что ребенок пришел с семейного образования. Просто говорит, что это новенький. А про семейное образование дети рассказывают сами тем, с кем хотят установить контакт.

– Очень разумное правило Вы придумали: если уж ребенок пошел учиться в школу, то этот год надо доучиться. Но если ребенок действительно столкнулся с какими-то реалиями, к которым он совершенно не привык, он может этот год воспринимать просто как каторгу, ужас и кошмар. Как тут поступить? Можно ли как-то с ним поговорить? И достаточно ли слов, чтобы объяснить ему, с какими сложностями он столкнется? Почему нельзя сказать: «Мамочка, извини, я ошибся, больше так никогда не буду, теперь только дома буду учиться»? Все-таки механизмы адаптации все равно нужны всем детям. И если они умеренные, ничего страшного в школе не происходит, Вы видите, что ребенок может преодолеть негативные последствия перехода на школьное обучение с семейного, может быть, только нужно ему помочь... Как и чем помочь? И какие именно препятствия у него могут быть при адаптации?

– Я считаю, это крайний случай, когда действительно стоит ребенка сразу забрать из школы. Это момент травли. В этом случае лучше забрать ребенка из этой среды. Если это не так, если просто ожидания ребенка не совпали с реальностью, важно проговаривать это. Такая ситуация может случиться с ним не только сейчас. Когда-то он пойдет учиться в институт или колледж, выйдет на работу, будет сталкиваться с разными ситуациями в своей жизни. Здесь задача родителя не просто забрать ребенка из школы, а показать, как с этим можно справляться, какие навыки приобретать. И это делается следующим образом: «Какие есть трудности и что мы с этим можем сделать? Какие у нас есть инструменты для того, чтобы с этим справляться?»

– И какие же основные трудности могут быть?

– Это зависит от школы и коллектива, в который попадет ребенок. В основном это общение со сверстниками. Дети не знают, как установить контакт, им хочется дружить, но они не знают как. Если мы говорим про начальную школу, то там все довольно просто. Ребенок приходит и сразу находит друзей, потому что они подходят друг к другу и говорят: «Как тебя зовут? А где ты живешь?» И у них уже выстраиваются какие-то отношения. Если мы говорим про деток из пятого класса и дальше, там уже гораздо труднее. И тут ребенку нужно подсказать, как начать говорить с кем-то в классе.

Я рассказывала об этом своей дочке. Она говорит: «Я сижу в классе, ни с кем не общаюсь, на перемене нам ходить некуда». Я говорю: «А ты спроси у девочек, где раздевалка на физкультуре, попроси отвести тебя в столовую, еще что-то спроси». Этот совет ей очень помог. Когда у тебя есть повод обратиться к другому человеку, то это повод поговорить. И адаптация происходит у всех по-разному. Я рассчитывала где-то на два месяца, но младшая адаптировалась буквально за две недели, а старшая уже через месяц стала себя чувствовать достаточно хорошо. У нее появились друзья, и теперь ей нравится ходить в школу. Но в первый день, когда я забирала девочек из школы, я ждала, что они скажут. И старшая сразу сказала: «А можно я в школу больше не пойду?»

– И Вы все-таки сказали, что нет?

– Да. Хотя тогда я еще могла сделать шаг назад и все поменять. Но я понимала, что это опыт, во-первых, ответственности за принятое решение, во-вторых, – выстраивания коммуникаций. Там разные взрослые, важно объяснить это ребенку. Она спрашивала, почему один учитель требует так, а потом приходит на замену другой учитель и требует вот так. Она была только в начальной школе, у нее был тогда один учитель, в более старших классах она не училась. И теперь ей непонятно, почему разные требования у разных учителей. Почему учитель сказал выучить параграф, а на следующий день он это не спрашивает. Или почему учитель не задавал выучить это стихотворение, а потом просит, чтобы его рассказали. И это приходится ребенку объяснять.

Это важный момент: сказать, что все люди разные. Так происходит не потому, что один учитель плохой, а другой хороший. Просто потому, что все мы люди, можем что-то забыть, где-то что-то перепутать, и у каждого человека свои ценности. Кто-то считает, что это важно, а кто-то считает, что важно другое. Все мы разные, поэтому важно видеть друг друга.

– Если я правильно понимаю, адаптация в младшем возрасте проходит легче? Или все-таки можно дождаться сознательного возраста и вернуть ребенка в школу, если он хочет, только в 10-й или 11-й класс, чтобы он подготовился к ЕГЭ вместе с другими учениками? Потому что это волнительный процесс, и иногда ребенку не хватает уверенности, что он справится. Ему хочется увидеть себя в коллективе для того, чтобы оценить себя на фоне всех остальных. Я знаю достаточно много случаев, когда дети возвращаются именно в старшие классы. Получается, что это сложнее?

– Нет, все зависит от задачи родителей. Если задача родителей, чтобы ребенок сам научился учиться, понял, что надо делать, тогда его можно отдать в начальную школу. Там его научат, и дальше он будет учиться самостоятельно с пятого класса. Есть другая задача – заложить ценности семьи, научить ребенка тем вещам, которым могут научить только мама и папа, тогда его можно отправить в пятый класс, когда у него уже есть база начальной школы. С пятого класса он может учиться всем предметам. А можно отправить ребенка в девятый класс, чтобы он потом сдал ЕГЭ и чтобы ему было спокойнее. Можно не отправлять в школу вообще. Нужно смотреть именно на задачи.

– Насколько я понимаю, Ваши дети сами захотели в школу. А что делать, если изменились семейные обстоятельства? Например, мама, которая находилась дома и занималась со своими детьми, вдруг вышла на работу и больше не может ими заниматься, контролировать их, а они еще достаточно малы, чтобы учиться самостоятельно. И тогда мама принимает решение вернуть их в школу. Тяжелая ситуация, потому что дети могут быть к этому совершенно не готовы и совсем этого не хотеть. Тут, наверное, адаптация проходит действительно тяжело?

– Надо разговаривать с детьми. Я не могу сказать, что тяжесть адаптации зависит от причин, по которым дети вернулись в школу. Здесь очень важно разговаривать с ними и помнить про то, что наша вина и тяжелые чувства по этому поводу сильно влияют на детей. В первую очередь нужно решить вопрос с собой, а потом уже разговаривать с детьми.

– То есть никакого чувства вины, усугубляющего обстоятельства, не должно быть?

– Оно может быть, но здесь важно просто его принять: да, я чувствую себя виноватой, но у меня сложились такие обстоятельства, что будет так. И если родители решили, что железобетонно будет так, это примут дети.

– Вроде бы все понятно с этой темой. Хотя, конечно, она требует изучения, потому что вопрос сложный. Тем более в наше время, когда детей против их воли иногда уводят на домашнее обучение, а потом возвращают в школу... Мне кажется, Ваши советы подойдут и для тех, кто сейчас оказался заложником ситуации.

Ведущая Марина Ланская

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать