Учимся растить любовью. Современные дети и музеи

26 января 2023 г.

Любят ли современные дети ходить в музеи? А если нет, то кто виноват, и что делать? Как сделать так, чтобы маленьким экскурсантам не было скучно и захотелось вернуться в музей снова? Можно ли серьезную информацию подать с элементами игры так, чтобы она была услышана и усвоена? На эти вопросы будем искать ответы с детским гидом, соорганизатором "Артели детских гидов", https://vk.com/guide_4_kids_prof. А убедиться в эффективности экспертных советов сможем, отправившись в музей Академии Художеств вместе с учениками православной гимназии Амвросия Оптинского.

Стереотипы бывают вредные и полезные. И сегодня мы поговорим и об одних, и о других. Например, то, что зимнее время наиболее подходящее для походов с детьми в музей, – стереотип полезный. Почему бы и не пойти в музей? А то, что современным детям музеи скучны, если там нет интерактивной экспозиции, – этот стереотип мы сегодня будем опровергать.

Не бывает скучных музеев, бывают скучные экскурсии, считает Мария Шапиро, детский экскурсовод и сооснователь проекта «Артель детских гидов». Так ли это – помогут выяснить ученики православной гимназии преподобного Амвросия Оптинского. Площадкой для эксперимента станет малопопулярный среди семей с детьми Музей Академии художеств. Кстати, это представление о музее глубоко ошибочное. Ведь Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств хранит историю и традиции художественного образования с XVIII века. Именитые представители русского искусства когда-то начинали свое обучение в академии с шести, а иногда и с пяти лет. Наши сегодняшние экскурсанты немного старше, но в стенах академии художеств и ее музее оказались впервые.

Мария Алексеевна Шапиро, искусствовед, детский экскурсовод (разговор с детьми во время экскурсии):

– Живопись бывает прямо на стене, живопись бывает в виде мозаики, фрески. А еще здесь ребята обучаются архитектуре. Кто знает, что это такое?

Дети:

– Это тот, кто делает проекты домов и всяких зданий.

– Совершенно верно, это человек, который придумывает разные здания.

Если в залах только картины и скульптуры академического исполнения, ожидать, что дети замрут перед ними в немом восторге, нет оснований. Но научить смотреть их на произведения искусства с интересом под силу любому взрослому. Мария во время экскурсии извлекает из сумки что-нибудь вспомогательное и само по себе интересное: то бинокль для рассматривания барельефов, то бумажных кукол и бумажную одежду, почти такую же, в какую облачена знать на картинах. И все время дети в игре. Но игра эта вокруг экспоната. У одной картины можно провести с детьми полчаса и не заскучать, в этом мы убедились воочию. А если что-то еще и дадут потрогать руками, успех экскурсии обеспечен. Для этого совсем не нужно трогать музейные экспонаты.

Мария Алексеевна Шапиро (разговор с детьми во время экскурсии):

– После этого на холст наносят грунт. Вспомните, как называется то, чем выравнивают стены?

Дети:

– Штукатурка.

– А холст выравнивают слоем грунта. Посмотрите, он белый. Вы знаете, что в музеях обычно картины трогать нельзя. А вам хотелось бы потрогать картины? У меня есть с собой одна картина, которую мы с вами можем внимательно разглядеть, подержать в руках, чтобы понять, что делают с холстом, чтобы на нем написать картину. Вот такая у меня есть картина. Здесь изображено солнце, небо, полянка с ромашками. С одной стороны мы видим обычный холст. И этот холст натягивают на подрамник...

Этот простой прием работает безотказно. Ведь дети познают мир совсем не как взрослые. Для них потрогать и пощупать – не менее важно, чем услышать.

Дети:

– Интересно было смотреть на принадлежности для рисования и трогать краски.

– Когда ходишь по музеям, набираешься мудрости.

У детей есть свои требования к экскурсоводу, и их немного. У родителей притязаний куда больше. Детям достаточно, чтобы гид был... Каким же?

Дети:

– Хорошим, чтобы все было понятно. Не совсем скучным, спокойным. И чтобы вопросы задавал.

В простой формулировке «чтобы вопросы задавал» сокрыта одна из ключевых характеристик хорошего экскурсовода, означающая, что от ребенка ждут не просто тишины и внимания, а размышления и реакции. Мнение маленького человека оказывается важным.

Марина Геннадьевна Черкасова, преподаватель начальной школы гимназии Амвросия Оптинского:

– Дети возраста 7–8 лет (младше и чуть старше) должны посмотреть что-то ограниченное: несколько картин, несколько объектов, пройти несколько залов и просто познакомиться с этим в общих чертах. Пусть лучше придут еще раз, зато не устанут; пусть это будет интересно. Чтобы ребенок мог вспомнить, что видел, рассказать и поделиться своими чувствами. Очень важны твои мысли и чувства. То, о чем ты думаешь, когда читаешь, когда смотришь, когда наблюдаешь.

Мария Алексеевна Шапиро, искусствовед, детский экскурсовод:

– Я думаю, что все-таки самое главное качество экскурсовода – искренность. Здорово, если он говорит не с позиции «я экскурсовод, я все знаю, я вам сейчас все расскажу», а может поставить себя рядышком с ребенком, представить себя тоже исследователем вместе с ребенком, как будто он тоже узнает что-то новое. А чаще всего мы, экскурсоводы, узнаем много нового от детей, когда они начинают открываться, делиться своими впечатлениями, умениями, тем, что они знают. Здорово, если экскурсовод говорит не просто по шаблонному тексту, который он себе прописал, а может добавить что-то от себя в зависимости от ситуации, может над чем-то посмеяться, добавить юмора в экскурсию или поболтать с детьми о чем-то отстраненном. Например, перед началом экскурсии, пока ожидаем кого-то из группы, или в момент, когда ждем родителей, такой искренний диалог очень сближает и помогает детям раскрыться.

Зачем детям музеи? Что дают, чему учат? Нужны ли они малышам?

Мария Алексеевна Шапиро:

– Принято считать, что музей важен для ребенка в плане эстетического воспитания. Но на самом деле музей, как я думаю, играет гораздо большую роль в жизни ребенка. Во-первых, когда ребенок еще совсем маленький, это важно и для мамы, и для ребенка. Часто спрашивают, с какого возраста стоит начинать ходить в музей. Я за то, чтобы начинать ходить в музей, пока ребенок совсем еще малыш, пока он в коляске или в слинге у мамы. Потому что произведения искусства влияют на эмоциональный фон мамы и настроение малыша. Когда малыш уже подрастает, это очень хорошо влияет на развитие его мозга, развитие нейронных связей.

Приведу такой пример. Был эксперимент над мышками. Часть мышек поместили в развивающую среду, где у них были игрушки, много ярких цветов, была большая компания. А другую часть мышей поместили в пустую клетку, где им было скучно и нечем было заниматься. Потом сравнили их мозг, и оказалось, что у первой части мышек очень сильно вырос мозг, он стал гораздо тяжелее, там было гораздо большее количество нейронных связей.

Я думаю, точно так же и у маленьких детей. Бывает мало мест, куда детей водят родители: дом, детская площадка и еще какие-то стандартные места. Когда же ребенка выводят в разные, совсем необычные, непривычные места (например, в красивый дворец с колоннами, или в музей изобразительного искусства, или в любой другой музей), это, конечно же, влияет на ребенка, он получает новые эмоции и впечатления. И это влияет на общение ребенка и родителя, потому что у них появляются общие совместные интересы, общее хобби. Безусловно, это влияет на развитие памяти, логики ребенка, а также на развитие так называемых мягких навыков: умение общаться, умение находить выход из какой-то сложной ситуации, креативность, воображение, критическое мышление и многое другое. Все это можно развивать при помощи изобразительного искусства и музеев, но, конечно, если задавать правильные вопросы ребенку, обсуждать с ним что-то в музеях, делиться собственными впечатлениями.

Марина Геннадьевна Черкасова:

– Во взрослом возрасте все зависит от человека, от его осознанного стремления познавать. В детстве ребенок мягок, пластичен. Кроме всего прочего, в детстве человек живет вперед, ему навстречу идет время. Поэтому, если мы предлагаем ребенку действительно истинные ценности, ему легче найти со всем точки соприкосновения.

Вернемся к тезису, что любой музей может стать для ребенка местом интересных открытий. Вряд ли это случится без участия взрослого. И то, каким это участие будет, имеет первостепенную важность.

Импровизируем

Мария Алексеевна Шапиро:

– Конечно, любой музей может стать доступным для детей и развивать у себя доступную среду, но не все музеи это делают. Но это не значит, что те музеи, в которых нет экспонатов, которые можно потрогать, и нет каких-то интерактивных вещей, не стоит выбирать мамам; это значит, что здесь маме придется немножечко подготовиться. Очень часто это пугает мам, они думают, что им придется прочитать стопку книг по истории искусства, чтобы о чем-то разговаривать с ребенком. Совершенно нет. Можно просто положить к себе в сумку несколько предметов, которые потом дать ребенку потрогать. И даже необязательно маме знать, какие произведения искусства будут в музее, чтобы подобрать что-то.

К примеру, если мама идет в музей и знает, что там будут натюрморты, допустим, натюрморт Петрова-Водкина с серебряной ложечкой и яблоком, она берет такое же зеленое яблоко и ложечку, чтобы показать ребенку. И в музее можно спросить ребенка, какая эта ложка на ощупь: холодная или теплая? Какая она по весу? И обсудить другие ее качества.

Если мама не знает, что будет ее ждать в музее, можно просто взять несколько каких-нибудь предметов из дома, а на месте уже сориентироваться. Для мамы это тоже важно – прокачать навык импровизации, что-то быстренько придумать для своего ребенка из того, что есть у нее в сумке, и связать это в какую-то историю с той картиной, которую она видит. Причем совершенно необязательно знать сюжет этой картины, что художник хотел передать, а просто обсудить с ребенком, что мы видим и чувствуем, глядя на эту картину.

Играем

Мария Алексеевна Шапиро:

– Можно сесть и выписать игры, в которые мама сама любила играть в детстве. Это могут быть любые игры, которые приходят в голову (например, прятки). И придумать, как в них можно поиграть в музее; к примеру, можно будет поискать внутри картин какие-то предметы, знакомые ребенку. Здесь, конечно, все зависит от возраста ребенка, от его уровня восприятия произведений искусства. Если это совсем малыш, можно поискать животных на картинах или попробовать издать звук этих животных. Например, помяукать, как котенок, и предложить ребенку найти этого котенка или пройтись походкой этого котенка.

Если ребенок постарше, можно придумать какие-то более сложные идеи. К примеру, предложить ребенку найти три картины в зале, на которых есть красный цвет, то есть поиграть с цветами. Можно поиграть с предметами, цветами, героями, которые изображены на картинах, или с тем, как они изображены. Например, попросить ребенка посчитать, сколько в зале картин, на которых есть люди, изображенные в профиль. То есть придумать можно все что угодно, разные необычные веселые игры. И для разных музеев эти игры можно адаптировать, по-разному их использовать, в зависимости от того, один ребенок или несколько детей.

Выбираем детского гида

Мария Алексеевна Шапиро:

– Детский экскурсовод нужен для того, чтобы погрузиться в атмосферу и познакомиться поглубже с темой. Я считаю, что детям до трех лет экскурсовод не нужен, им нужны мама или папа рядом, с кем они могут вместе ходить и все рассматривать. Начиная с 3–4 лет уже можно водить ребенка на экскурсию. Но можно начинать и с 5–6 лет, все это зависит от самого ребенка, от того, как мама чувствует, готов ли ребенок уже пойти на экскурсию, будет ли ему там интересно.

Если это экскурсия для малышей, то группа должна быть очень маленькой (либо это должна быть только одна семья). Выбирать экскурсовода, конечно, нужно. Нужно в первую очередь смотреть на само описание экскурсии, обязательно должно быть рассказано о том, что будет интересно ребенку. А еще обязательно должно быть упоминание, для какого возраста эта экскурсия.

Первое и самое главное, на что мы, экскурсоводы, обращаем внимание, когда создаем экскурсию, – для кого мы ее создаем: для детей-дошкольников или школьников. Это будут совершенно разные экскурсии по заданиям, по наполненности, по содержанию и даже словам, которые мы употребляем.

Итак, мы смотрим, для какого возраста эта экскурсия, и, если она подходит нашему ребенку, дальше читаем описание экскурсии, будет ли она интересна, есть ли там какие-то интересные игры, задания или в описании просто говорится, что вы узнаете о том-то и о том-то.

И обязательно смотрим отзывы. Родители остаются очень довольны, когда ребенку понравилась экскурсия, и с удовольствием пишут положительные отзывы экскурсоводам. И обязательно в отзывах пишут самое главное достоинство экскурсии. Например: «Нам всем было очень интересно, от самого младшего до самого старшего». Значит, мы понимаем, что экскурсовод может заинтересовать представителей разного возраста. Или: «Мы много играли, и в ходе этих игр ребенок многое запомнил, а после экскурсии многое рассказал». Еще очень часто пишут о хорошей экскурсии, что экскурсовод много шутил и очень расположил к себе детей. Это тоже очень важный фактор, потому что детям бывает сложно пойти на контакт с незнакомым человеком, которого они видят в первый раз, и очень важно, если экскурсовод умеет к себе расположить.

Учимся правилам поведения

Мария Алексеевна Шапиро:

– Было бы здорово начать ходить с ребенком в музеи самостоятельно. И чем раньше, тем лучше, чтобы ребенок знал и понимал, как нужно вести себя в музее. Тогда вырабатываются определенные навыки: ребенок наблюдает за родителями, за окружающими, которые есть в музее, и начинает вести себя соответственно. То есть его движения становятся не такими резкими, не такими быстрыми, он понимает, что музей – не детская площадка. Если мама может сделать поход в музей интересным и у ребенка появляется желание узнать больше, посетить этот музей снова, тогда уже можно будет после самостоятельных посещений ходить и на экскурсии с ребенком, потому что у него уже будут положительные впечатления и положительное подкрепление опыта.

Было бы здорово проговорить самые главные и основные правила музея. Как правило, самое главное – нельзя трогать руками то, что есть в музее, если не разрешит это сделать экскурсовод. Хорошо, если бы родители проговаривали это заранее со своими детьми, потому что не всегда у экскурсовода есть возможность это проговорить. Но, конечно, лучше, если у экскурсовода есть возможность это сказать, чтобы никто из сотрудников музея и смотрителей не нервничал, не переживал, не вмешивался в ход экскурсии, если вдруг показалось, что ребенок сейчас заденет картину. Но при этом было бы здорово проговаривать это не с точки зрения, что нельзя делать в музее, а по-другому. Например, так: «Мы смотрим на картины только глазками». То есть проговорить, что можно делать в музее, как можно себя вести. То есть мы не бегаем по музею, а ходим медленно и наслаждаемся красотой, которая вокруг. Тогда, думаю, детям будет гораздо интереснее вовлечься в этот процесс.

Можно добавить какие-то еще правила. Например, мы рассматриваем какие-то детали и говорим об этом друг другу. Допустим, когда мы замечаем синий цвет, говорим это. Ребенка это начинает как-то замедлять, ему не хочется торопиться и бежать сквозь зал, потому что он помнит, что есть такая важная задача – заметить раньше мамы синий цвет в этом зале.

Рецепт хорошей экскурсии

Мария Алексеевна Шапиро:

– В первую очередь нужно понимать детскую психологию, что дети могут и что им интересно в разном возрасте, то есть отталкиваться от возрастных особенностей ребенка и понимать, для кого ты создаешь экскурсию. Дальше важно простроить структуру экскурсии так, чтобы дети ни в какой момент не утомлялись, чтобы не было каких-то долгих рассказов, чтобы была постоянная динамика, смена деятельности, игра, диалог, рассказ, вовлечение, чтобы постоянно сменялась деятельность.

Очень важно, чтобы в экскурсии было хорошо продуманное введение и хорошо продуманное окончание. В начале экскурсии здорово было бы познакомиться с детьми, расположить их к себе, придумать какую-то игру на знакомство или задания или просто поболтать с ними (это опять же про искренность), что-то рассказать про себя.

Например, когда приводят класс на экскурсию, мне очень нравится спрашивать: «Ребята, расскажите, зачем вы сюда пришли? Потому, что учительница сказала, что надо, или вам все-таки интересно? Давайте только честно». И сама честно рассказываю им, почему я сюда пришла, почему мне здесь интересно, почему я хочу их познакомить с изобразительным искусством. В конце экскурсии очень здорово придумать какую-то игру, чтобы немножечко закрепить все то, о чем разговаривали с детьми во время экскурсии, как-то собрать впечатления, чтобы какая-то финальная картинка сложилась у детей в голове.

Остерегаемся ошибок

Мария Алексеевна Шапиро:

– Первая и самая главная ошибка – повести ребенка на взрослую экскурсию, особенно если это экскурсия для большой группы. Ребенку на 99 процентов там будет неинтересно, потому что там будет очень много дат, сложных слов, каких-то имен, и у ребенка не будет возможности поделиться своими впечатлениями, поиграть, поговорить. То есть это будет просто монолог на час или два, интересный для взрослых. Нужно детей водить именно на специальные детские экскурсии.

Почему дети не любят ходить в музеи и на экскурсии? Потому, что у них есть плохой опыт, подкрепленный негативными эмоциями, что им там было скучно. Наверное, все-таки нужно хорошо и правильно подходить к выбору экскурсовода и экскурсии.

Книги в помощь

Мария Алексеевна Шапиро:

– Можно использовать и поискать различные именно детские книги по истории вашего города, по музею, в который вы собираетесь. Сейчас существует очень большое количество разных детских путеводителей по музеям, по городу, по улицам, которые очень интересны. В них уже заложены различные задания и игры для детей. То есть, по сути, путеводитель – это такая же экскурсия, только без экскурсовода, для самостоятельного прохождения с ребенком.

Также очень хорошо помогают детские книги про искусство. Родители, читая эту книгу дома с ребенком, могут понять, что стоит обсуждать с ребенком, как говорить с детьми об искусстве. Можно обсудить те картины, которые в книге описываются, чтобы выработать навык, какие вопросы задавать ребенку, какие вопросы может задать ребенок, глядя на картину. Тогда будет гораздо проще идти в любой художественный музей, смотреть на любые произведения и обсуждать их с ребенком.

Расширяем горизонты

Мария Алексеевна Шапиро:

– В любом городе в любом музее (или гуляя по любой улице, на любой площади) можно заинтересовать ребенка, если придумать интересный сюжет, интересные игры, зацепить какой-то информацией, вызвать у ребенка интерес и желание узнать что-то большее. Экскурсию можно придумать по городу. В любом городе всегда есть его история: она может быть связана с жителями этого города, архитектурой, историей самого города, с природой или животными, которые живут в этом крае. Сейчас очень популярны экологические, биологические экскурсии.

То есть экскурсия – это совсем необязательно про историю и искусство. В любом месте можно придумать что-то интересное, заинтересовать детей. Самая главная задача – вызвать у детей интерес к окружающему миру, чтобы они не просто сидели дома с гаджетами, а чтобы им хотелось узнавать, что происходит вокруг, и как-то себя через это проявлять.

Музей – это не скучно. Музей – это место, где каждый (и ребенок, и взрослый) может найти то, что напитает его душу, как питает ее всякое прикосновение к прекрасному.

Марина Геннадьевна Черкасова:

– Есть очень хорошее стихотворение:

Как совершенна красота!

Она, как изыск, прихотлива.

И в то же время так проста –

Обыкновенней примитива.

Изысканность, и примитив,

И ординарнейшая серость:

Им всем, уловку применив,

Слыть красотою бы хотелось.

И так легко по простоте

Случайно ошибиться взглядом.

Все, что враждебно красоте,

Все с красотою ходит рядом.

Вот чтобы иметь перед собой примеры истинной красоты, истинного искусства, чтобы обладать каким-то эталонным поверочным материалом, мы и ходим в музеи. Потому что это наша история, это красота, это возможность маленькому человеку ощутить себя частью родного русского искусства.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать