Учимся растить любовью. Семья и Церковь

16 января 2025 г.

Как работает воскресная школа, в которой одновременно занимаются дети всех возрастов? Могут ли одни и те же уроки быть интересны малышам и взрослым? Почему повторение - это важно, а если на литургии скучно, значит, рост души прекратился? Как работать с детьми-визуалами, которым трудно воспринимать речь без картинки? Знакомимся с программой "Основы православной веры для всей семьи" и ее автором Татьяной Коваленко. Все материалы методики можно найти в Сети на канале "Традиционной духовное воспитание детей".

Тема нашей сегодняшней беседы – «Семья и Церковь». У нас в гостях Татьяна Владиславовна Коваленко, автор методики преподавания для воскресных школ, которая может быть реализована и в семье. А лучше всего – и в семье, и в воскресной школе. По методике Татьяны Владиславовны работают многие воскресные школы не только нашего города, но и нашей страны.

– Вначале хочется поговорить о том, что у Вас за методика, чем она отличается от всех остальных и почему так важно, чтобы и семья подключалась к тому, что делают в воскресной школе. В воскресной школе детям преподают «Закон Божий», основы литургики и много других предметов, которые подводят к знаниям о вере. Вера и знания где-то должны соединяться. Почему нельзя все это делать только в рамках воскресной школы? Почему обязательно нужно подключать семью? Ведь родители устают и хотят, чтобы кто-то другой занялся воспитанием или хотя бы образованием их детей.

– Сейчас у нас очень сложная пора. Советник Министерства обороны назвал ее «ментальной войной». Западная идеология как бы встраивается в жизнь, культурное пространство, окружение детей, и ребенку очень сложно выстоять тут в одиночку. У меня очень много хороших друзей, знакомых, и я знаю, что сейчас огромная проблема найти друга в классе. Наши дети очень страдают. Детям, которые не матерятся, которые хорошие, домашние, очень сложно. Найти обычную школу, где не было бы всего этого ужаса, почти невозможно.

Поэтому нужно подготовить ребенка к входу в эти «джунгли», назовем это так. Раньше индейцы проводили инициацию, как-то готовили ребенка, а затем отправляли в джунгли. Так вот, у нас эти «джунгли», к сожалению, начинаются уже в 7 лет. Детский сад – это еще все-таки мягкий период, а вот в школе ребенок получает то, во что попал. И здесь должна быть рядом семья. Семья – это те, кто рядом, кто тебе доверяет, кто может с тобой поговорить, может поддержать. Но нужно знать, как поддержать, какими словами, как все догматически выстроить, чтобы школа своей системой не сломала нежный цветок веры и желание преображать свою душу. И что делать, если рядом нет этого сопровождающего любящего человека? Но одной любви мало, нужно объяснить ребенку, почему так, а не иначе и как пережить то, что с ним происходит, чтобы это пошло на пользу.

Воскресная школа, как и семья, смотрит обычно на ближайшее окружение. А вот если мы посмотрим на стратегические цели, то сразу преобразуется наша поддержка ребенка. Настоятель нашего храма в Юкках отец Григорий Григорьев почти на каждой литургии говорит, что стратегическая цель – навести навигатор нашего сердца на Царство Небесное. Он не говорит, что нужно выучить или разъяснить морально. Это совершенно другое.

Некоторые родители считают великим достижением, если их ребенок говорит, что верит в Бога. Но в Евангелии сказано, что и бесы веруют и трепещут. То есть этого мало. Бесы в Царство Небесное не собираются. Поэтому крайне важно подняться выше. Если мы будем полагаться только на веру и на то, что изучим информацию, будет то, что больше всего печалит наших батюшек и очень печалит наши семьи: дети вырастают и уходят из храма. Да, некоторые вернутся, если смогут устоять в этом мире. А чтобы устоять в мире, когда идет ментальная война, нужно иметь определенные навыки, знания и современные подходы к этому. Поэтому батюшки, которые глубоко занимаются духовным возрастанием своих прихожан, очень обеспокоены этим.

Недавно совершенно случайно мне попалась замечательная книга: «Помогите! Мне скучно в церкви». Ее автор – священник Греческой Церкви Дэвид Смит. Он уже более 40 лет служит и занимается как раз этой стратегией, то есть для него крайне важно, чтобы взрослым людям не было скучно на литургии. Потому что литургия – это самый короткий путь в Царство Небесное. Но для этого нужно знать, как участвовать в литургии, чтобы действительно войти в Царство Небесное. Ведь это не просто постоять, как на концерте, или думать, что если ты причастился, то уже в Царстве Небесном.

Если мы посмотрим на плакат в студии, то увидим две области знаний: богопознание (или, как в древности называли, ведение) и знание мира. Эти две области знаний пересекаются, например, в науке, искусстве. То есть там, где культура, можно найти и то, и другое. Но в богопознании есть нечто совершенно иное, чем в мире. Главное, еще раз подчеркну, – это цель. В книге, о которой я сказала, написано, что главное – видение цели и решимость.

Так вот, первая цель, которую семья может поставить перед собой и которую мы ставим в воскресной школе, – это литургия. Литургия не как концерт, не как сумма знаний, а как соединение с Богом. Это то, чего нет в познании мира, то есть на обычных уроках в школе; и, к сожалению, даже на уроках православной культуры. То есть сердце духовности, получается, вынуто. Только если учитель сам верующий человек, он передает что-то от сердца к сердцу. А если педагог неверующий? Например, у моих внуков, которые ходят в обычную школу, педагог прямо говорит: «Я веду уроки по ˮОсновам православной культурыˮ, но я человек неверующий». Можете себе представить, какой слом может произойти, если ребенка не подготовить?

Все, что мы делаем на наших уроках, мы уподобляем литургии. Мы всегда начинаем с молитвы. Мы не просто разговариваем на уроках. Как говорит Иоанн Кронштадтский, мы должны соединить свое сердце с Духовным Солнцем – и Сам Господь будет учить нас, давать нам премудрость.

Когда 20 лет назад я преподавала в детском саду (был у меня такой период, 7 лет), меня удивляло, насколько дети могут воспринимать премудрость Божию в аутентичном виде, то есть прямо в цитатах преподобных. Они просто замирали. Потому что детское сердце открыто к этому. Но важно всегда держать эту высокую планку. Поэтому мы всегда начинаем с молитвы, читаем молитву «Отче наш», которую Господь дал в Евангелии. То есть мы стараемся как можно ближе подойти к Богу. И дальше все идет как бы от Бога, Бог ведет наш урок. Человек, который говорит на эту тему, должен чувствовать, что над ним есть Божественная Премудрость. Только Святой Дух может научить и что-то продвинуть.

Кроме цели, какова еще особенность богопознания? Посмотрим, кто есть на литургии: батюшки и народ. Народ какой? Разновозрастной: и старушки, и беременные мамы, и младенцы, и подростки. И литургия совершается не отдельно для кого-то, а для всех. Поэтому нашу программу мы выстроили так, чтобы она была рассчитана на высокий уровень, но чтобы в ней было то, что радует и очень увлекает и самых маленьких.

Если мы посмотрим на наши картинки в студии, то увидим, что в два годика маленькая Любочка приходит в Андреевский собор со своей мамой, а мама ведет программу «Основы православной веры для всей семьи», о которой я сегодня рассказываю. Именно так называется наша программа. Сначала малышка не может сидеть со всеми, она жмется к маме, хочет быть на руках, потому что она маленькая. Но буквально через несколько месяцев Любочка уже сидит рядом с остальными, она доверяет остальным, общается и со взрослыми, и с детьми. И формируется главное, что помимо мамы и преподавателя, влияет на ребенка, – ядро этого собора. Ведь Господь создал Церковь как Тело Христово, где Он – Глава.

У нас на уроках присутствуют люди всех возрастов. У нас есть малыши: одному – 3 месяца, второму – 6 месяцев, и они приходят на урок с мамами. Так мама пришла бы только к причастию, но сейчас она может послушать уроки, углубиться в тему. Самое главное, у них будет общая тема, будет понимание друг друга.

Казалось бы, каждый год мы повторяем одно и то же, но у детей обновляется душа, как говорил апостол Павел. И у взрослых то же самое. Вообще мы, взрослые, мало отличаемся от детей. Если мы посмотрим на икону Успения Божией Матери, то увидим, что Господь держит душу Богоматери; и она маленькая. Поэтому и мы учимся, и дети учатся. Дети должны видеть, что мы живые люди, а если нам что-то непонятно, мы спросим батюшку или откроем духовную книгу. То есть мы обучаем детей учиться.

– Мне кажется, это очень интересный подход. Пытаюсь понять, почему он не так распространен в воскресных школах, почему разновозрастные группы – большая редкость, я бы даже сказала – уникальность. Потому что я снимаю передачи о разных воскресных школах и ни разу не видела такого же формата, как в вашей воскресной школе. Я думаю, это просто очень трудно. Трудно подготовить уроки таким образом, чтобы они своей направленностью были нацелены на взрослого человека, но при этом были интересны и ребенку, причем детям разных возрастов. Расскажите о том, как Вы разрабатываете такие уроки, в чем их особенность, каким образом они могут стать пособием для людей разных возрастов.

– Весь секрет именно в высоте. Самое высокое – это Евангелие, слова преподобных; выше уже как бы ничего нет, эти люди уже достигли Царства Небесного. Мы можем научиться только так.

Я была научным руководителем детского сада как врач-невролог, и мне предложили вести уроки о Боге детям. В те времена я сама только воцерковлялась (это было 30 лет назад), и вдруг совершенно случайно мне выпало такое дивное предложение. В то время я прочитала только одну книгу – кандидатскую диссертацию моего духовного отца Василия Лесника (он был настоятелем Спасо-Парголовского храма). Сначала я была уверена, что люди духовного звания не очень грамотные. Но когда я стала читать его диссертацию, оказалось, что даже слов не понимаю. У всех духовных книг определенный словарный запас. Если у тебя его нет, ты не понимаешь, о чем говорится. Когда я три раза прочитала диссертацию, которая называлась «Симеон Новый Богослов и его богословское учение», только тогда поняла смысл.

Так вот, мне предложили вести уроки для детей; батюшка легко сказал: «Благословляю, преподавай». Я начала с догмата о Пресвятой Троице и была поражена, как дети это слушали. Они бежали ко мне. Сначала я думала: «Какая я молодец: на три ставки работаю, у меня тут дети, бабушки. У меня все так сложно, но при этом я нахожу время, прихожу к ним». Но когда я увидела, как эти дети бегут (как в райский сад), я поняла, что я тут вообще ни при чем. И это просто честь – войти в этот райский сад детских душ. Все эти 30 лет, при всей своей занятости, я все время понимала, что нельзя потерять это открытие, что маленькие дети лучше взрослых слышат эту глубину. Получается, что если мы даем уроки на такой глубине, то взрослым это очень высоко, а детям даже ближе.

Но наши дети за 30 лет очень изменились. Гаджеты, экология привели к тому, что многие дети имеют логопедические нарушения, у них проблемы с восприятием, дислексия. То есть они не понимают того, что мы им говорим, у них другое восприятие, между нами пропасть. И я поняла, что у меня ничего не получается. То есть я говорю так же, как говорила тогда, а детям скучно, они убегают. Я стала думать, что делать. Я разрезала все тексты на маленькие предложения и стала показывать их, как диафильмы, на маленьких картинках. Мы сложили эти картинки в видео. И оказалось, что современные дети – визуалы. Если соблюдать время (не более 15 минут), если приводить цитаты святых, которые зажигали народ (например, Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, другие очень известные святые, отцы Церкви, когда говорили, могли разжечь пламя веры), тогда возгорается пламя и у ребенка, и у взрослого.

У ребенка-дошкольника такая нейрофизиологическая особенность, что для него повторение – это радость. Взрослому тоже повторение в радость, потому что он все забывает и через год все слышит будто впервые. Но детям в воскресной школе и своим внукам я всегда говорю, что нужно научиться идти вглубь, чтобы услышать в том же самом новое.

Один батюшка рассказывал такой анекдот. Приходит женщина в храм и говорит: «Как скучно у вас в церкви: как ни приду – “Христос воскресе”». Понятно, что ты видишь только маленький слой, и у тебя не растет душа. Поэтому я говорю детям: если вам скучно значит, ваша душа не развивается. А если она растет, то вы каждый раз открываете для себя новое.

Для детей очень важно, чтобы они всеми органами чувств это ощущали. Поэтому к каждому нашему маленькому уроку прилагается раскраска. В этом круге богопознания мы каждый плейлист, каждое направление разрабатывали так, чтобы это было как можно короче, чтобы это не было бесконечным полем для изучения. Хотя это поле у всех до самого нашего отшествия.

– Где искать все ваши пособия? Их так много, что я даже не могу все перечислить.

– Сначала у нас был только канал на YouTube «Традиционное духовное воспитание детей». Так как сейчас проблемы с YouTube, мы добавили канал на Rutube. На YouTube-канале у нас сейчас 11, 8 тысячи подписчиков, которые регулярно смотрят наши уроки. Там все выстроено по арабской нумерации. То есть первый урок – самый главный, базовый, который охватывает весь Катехизис, все заповеди. Это очень важно.

Все выстроено в виде карты. На этой карте (иногда ее называют ментальной; во времена Аристотеля это называли дворцом памяти, когда огромную информацию можно хранить в виде изображений) размещено 103 урока. Базовые уроки все посвящены Евангелию, Священной истории и Катехизису. Каждый урок имеет кульминацию в виде раскраски. Это ни в коем случае не развлекательная история; это выбранная инфографика, самое главное из урока. Например, если у нас урок о Пресвятой Троице, то ничего другого не изобразишь, как Пресвятую Троицу. Все изображения – авторские работы члена Союза художников, одного из архитекторов нашего храма Ильиной Ирины Евгеньевны. Она считает, что дети должны ко всему приобщаться на максимально высоком уровне, чтобы это действительно соответствовало той высоте, с которой мы работаем.

Далее идет лента времени. Все уроки выстроены по нумерации. Нельзя прыгать по урокам. Сначала нужно изучить базу – основы православия в Катехизисе, все самое важное. И очень важно это повторять, как говорил Амвросий Оптинский. Затем мы переходим к житиям святых, которые выстроены от сотворения мира до нашего времени. И только после этого мы можем переходить к самому главному – к смыслам литургии.

Наш самый смотрибельный фильм, у которого более 130 тысяч просмотров: «О смыслах литургии детям». Наша воскресная школа закупила книги, на каждом уроке мы выдаем книгу Анны Сапрыкиной: «Литургия. Самая главная служба». В книге последование литургии, но оно особенное, обязательно со смыслами. Эти смыслы изображены в инфографике. У каждого ребенка своя книга. Мы смотрим фильм о литургии и находим эти фрагменты в книге. Дети будут расти, научатся читать, стоять на литургии. Первый шаг – научиться стоять, как свечка, с благоговением во время чтения Евангелия. Если мы этому не научились, мы еще не сделали даже первого шага в богопознании. Только Господь может научить нас премудрости.

На другой стороне нашей карты – выход на соединение с обычным миром. Это очень важно. Ведь у нас должно появиться что-то общее с друзьями в школе, с коллегами и так далее. Здесь представлены шедевры живописи. Мы сделали методическую разработку «Путешествие в мир традиций» (ее можно легко скачать в плейлисте), где представлены раскраски, созданные дизайнерами очень высокого уровня. Все это – фрагменты подлинников. Одна из наших мам так загорелась этим, что теперь с шестимесячным младенцем на руках читает стихи великих поэтов, посвященные шедеврам живописи. Вот так вся семья входит в процесс обучения ребенка: и мама, и папа, и бабушки, и дяди, и тети. Всем интересно, и все находят новые горизонты для богопознания и познания мира.

Для тех, кто захочет смотреть это в стенах храмов (на YouTube и Rutube неудобно), мы сделали отдельный диск, все материалы, все раскраски, все фильмы, все таблицы, все наши карты легко скачиваются; можно заранее подготовиться и работать с флешкой.

– Большое спасибо! Действительно, проделана большая работа, было затрачено много сил, много времени. И много талантов было вовлечено в создание этой программы. Я, конечно, рекомендую ее с чистой совестью, так как знакома с ней достаточно подробно…

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 15 февраля: 08:05
  • Воскресенье, 16 февраля: 15:30
  • Четверг, 20 февраля: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем учиться конструктивному общению под руководством семейного и клинического психолога Марии Василенко. Снова будем осваивать метод имаго-диалога, который, по мнению православных специалистов, соответствует христианским ценностям. На этот раз поговорим о том, как эта методика может помочь в налаживании отношений между родителями и детьми.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X