Тема выпуска - "Основы пожарной безопасности для детей". Учиться правилам поведения при возгораниях и задымлениях будем вместе с инструктором по безопасности, фельдшером скорой помощи Любовью Кулаковой. Ответим на вопросы: почему нельзя открывать окно, в каких случаях нужно покидать помещение, а в каких нет, стоит ли хвататься за телефон и сумку с документами, как инструктировать детей и педагогов, что нужно знать родителям и зачем священнику курсы первой помощи.
Основы пожарной безопасности для детей – тема нашего сегодняшнего выпуска. О том, что необходимо знать родителям и как доносить эти знания до своих детей, расскажет эксперт.
Спички детям не игрушка. Верно. Но жаль, если одной лишь этой фразой заканчивается воспитание детей в деле пожарной безопасности. Но еще хуже, если взрослый – родитель, воспитатель, учитель – не знает, как вести себя в чрезвычайной ситуации. А тема эта важная и нужная. Пусть полученные знания никогда не пригодятся, но все-таки они должны быть в запасе каждого человека. И лучше, если эти знания подкрепляются тренировкой.
(Тренировка с детьми.)
– Внимание! Звучит сигнал пожарной тревоги. Ребята, сейчас я сделаю вам маски, мы будем выходить из двери, а у вас на лице будут влажные полотенца. Дима, возьми, пожалуйста, лейку и лей воду на полотенца.
Чтобы при задымлении и пожаре действия были точными, их последовательность надо выучить наизусть, довести до автоматизма. Кажется, что пожарной безопасности обучались все: в детском саду, школе, дома. Но практика показывает, что при пожарах почти никто не действует как нужно, одни и те же ошибки повторяются от раза к разу.
Любовь Кулакова, спасатель, инструктор по обучению первой помощи:
– Дело в том, что сейчас, к сожалению, большая часть людей считает, что страшное может случиться не с ними, не с их детьми, а где-то. В нашем обществе сейчас очень формализованное отношение к пожарной безопасности, пожарным тревогам. Достаточно посмотреть на то, как обычно проходит эвакуация в школе. Все заранее знают, что ровно в 15:00 прозвучит сигнал пожарной тревоги, что дети должны встать, собрать свои вещи и организованно выйти на улицу стройными рядами. К сожалению, в реальной ситуации, когда реальное задымление, паника, то, что дети будут по привычке хватать свои вещи, может привести к трагедии. Именно поэтому важно с самого раннего возраста приучать детей к правильной эвакуации, правильным действиям. Даже в момент паники сработает мышечная память, и ребенок сделает так, как его учили.
Безусловно, начинают подготовку родители, и хорошо, когда в семье с самых малых лет ребенок четко знает, что он должен делать в случае, если увидел дым, пожар. Детям помладше нужно как можно быстрее убегать, а детям постарше или подросткам можно уже разъяснять, например, как пользоваться огнетушителем, как затушить пожар. Все начинается с семьи, но, безусловно, педагоги, воспитатели детских садов тоже должны проходить специальную подготовку, чтобы и самим суметь эвакуироваться вместе со своей группой, и обучить детей, как правильно действовать при пожаре, если ребенок вдруг остался один. Неподготовленность или очень формальный подход воспитателей и учителей могут привести к трагедии. Поэтому важно, чтобы у нас был ступенчатый подход: семья, детский сад, школа. И это должно быть на всех уровнях – начиная с семьи и заканчивая директором школы, который организует такое обучение для своих сотрудников.
Ольга Валентиновна Киселева, доброволец Центра поддержки семейного образования «Образ будущего»:
– Насколько я знаю, внештатные ситуации могут быть практически любыми. Поскольку, к счастью, они случаются не так часто, мы не можем полностью к ним подготовиться. Но, пройдя тренинги по оказанию первой помощи, по пожарной безопасности, мы можем прикоснуться к этому процессу, прожить его. Например, сегодня мы выводили детей в дыму, и сразу стали видны слабые места, где нужно что-то подправить, добавить. Теперь у меня есть личный опыт, как это делается. То же самое и с первой помощью. Есть такая пословица, что в критической ситуации ты не поднимешься до своего максимума, а упадешь до уровня своей подготовки. Такие курсы как раз позволяют эту подготовку осуществить. Когда стресс, когда все вокруг бегают и кричат или, наоборот, замирают, именно физические навыки придут на помощь.
То же касается и пожарной безопасности. Это важно и для педагогов, и для детей: тренировать четкие фразы, четкие действия, дать детям опыт, как нужно выходить из пожара. Потому что их невозможно построить в правильную колонну спонтанно; нужно, чтобы они уже что-то знали и умели. Знакомые действия могут даже немножечко успокоить в стрессе. Я предполагаю, что если действительно будет пожарная тревога, настоящий дым, а дети не обучены, они просто завизжат и побегут, или куда-нибудь спрячутся от дыма, или будут открывать окна, когда их открывать нельзя. Поэтому очень важно их натренировать. И самое первое правило, которое мы транслируем детям, – четко слушаться взрослых. Это такой момент, когда нужно оставить шалости, баловство и четко выполнять команды взрослого, который знает, куда ведет и уверен в своих действиях.
О том, чтобы обучиться основам безопасности и оказанию первой помощи, задумываются не только воспитатели и педагоги, но и священники. Это те знания, которые нужны каждому, особенно тем, кто работает с людьми. Отец Дмитрий Киселев, например, сам окончил курсы по оказанию первой помощи.
Священник Дмитрий Киселев, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление»:
– Каждый человек должен обладать навыками оказания первой помощи, потому что в любой момент может случиться определенная ситуация с тобой или с другими людьми. В новостях иногда показывают, как священнослужители оказывают какую-то помощь, в том числе психологическую. Каждый человек должен обладать такими навыками, особенно многодетный отец, или тот, кто работает с детьми, а также с прихожанами. Это действительно важно. Люди оказываются в различных ситуациях: в лесу, в дороге, в других местах, – и порой просто теряются, не зная, что делать, оказывают помощь по своему разумению, как они понимают. Но на самом деле можно спасти человеку жизнь, оказав правильную помощь. Для этого всего лишь нужно потратить немного времени на то, чтобы освоить эти навыки, пройти курс по оказанию первой помощи.
Конечно, нам дана заповедь о молитве, мы должны молиться. Бог – Всеведущий, а человек – это образ Божий. Бог наделил человека некоторыми знаниями, навыками, которые нужно развивать, совершенствовать. Как сказал один мудрый человек, нужно молиться так, как будто все зависит от Бога, а делать так, как будто все зависит от тебя. Из этого следует, что мы должны развивать свои навыки и молиться о том, чтобы они хорошо в нас развивались, чтобы мы больше знали. Преподобный Сергий Радонежский молился, чтобы Господь даровал ему хорошо учиться, и Господь услышал его, дал ему эту возможность. Сергий Радонежский обогнал всех своих сверстников и стал великим святым.
Мы знаем, что человек – существо и духовное, и телесное. Поэтому мы должны развиваться и так, и так.
По данным Государственного пожарного надзора, в России в 2023 году было 360 тысяч пожаров, в результате которых погибло 7 800 человек. И это при том, что есть тенденция к снижению количества подобных происшествий. Цифры говорят сами за себя. Всем нам нужно знать правила поведения при пожарах, обязательно и серьезно учить этому детей.
Учим, что вещи – не главное
Любовь Кулакова:
– Пожары бывают самые разные, и опасности подстерегают самые разные. Безусловно, невозможно дать некий единый алгоритм: делай только так – и все будет на сто процентов хорошо. В каждой ситуации будут свои алгоритмы, свои примеры. Главное, что вы должны помнить: приоритет – безопасность ваша и ваших детей. Вещи и все остальное – дело наживное.
Основная беда пожаров в том, что они всегда непредсказуемы. Вы не знаете, какие материалы использовались у вас дома или у ваших соседей, насколько они горючи и токсичны. Многие современные материалы выделяют достаточно едкий дым, и, вдохнув его, человек теряет сознание. И если вы находитесь в помещении, с вами дети, вы увидели открытый огонь, дым, лучшее, что вы можете сделать, – как можно быстрее схватить детей, домашних животных (если есть), всех, кто не может сам себе помочь, и выбежать на улицу. Часто советуют при пожаре хватать документы, деньги, телефоны. Это не то, за чем стоит бежать. В первую очередь мы спасаем людей и животных. К сожалению, частая ошибка – когда люди бежали за своими документами, в результате надышались токсичным газом и не смогли спастись. Поэтому мы всегда спасаем людей, детей, животных, выводя всех на улицу как можно быстрее.
Учим убегать, а не прятаться
Любовь Кулакова:
– К сожалению, мы не всегда можем быть со своими детьми 24 часа в сутки. Может случиться ситуация, когда ребенок останется один. Проблема в том, что маленькие дети, когда им плохо, страшно, больно, стараются спрятаться, и фантазия у них в этом плане безграничная. Лучшее, чем могут помочь родители своему ребенку, – научить его в случае непонятной ситуации как можно скорее убегать на улицу. И недостаточно просто разговаривать об этом с детьми. У детей развита мышечная память. Потренируйтесь со своими детьми. Увидели дым – убегаете на улицу. Ребенка постарше, с 10–12 лет, уже можно подготавливать к каким-то активным действиям. Ребенок младшего возраста все бросает и убегает; это лучшее, что он может сделать.
Мамы и папы, помните, что дети, когда им плохо и страшно, прячутся. Поэтому заранее просмотрите все места, куда ваш ребенок может спрятаться в такой ситуации, будьте готовы достать его оттуда и убегать вместе с ним. Заранее тренируясь на случай пожара, проговорите и проиграйте с ребенком ситуацию, как он убегает, а не прячется где-либо. Это важно.
Ребенка надо учить тому, как поступать дома, когда он один, и как вести себя в коллективе, если сработала пожарная тревога. Но тут важна компетентность педагога. Тренировки проходят в каждом учебном заведении, но не везде одинаково. Мы выбрали такое, где учат правильно. Поучимся вместе с ними.
Любовь Кулакова:
– Как я уже говорила, сейчас тренировки в школах больше формальные. На самом деле чем сильнее приближена к реальности тренировка в школьных и детсадовских условиях, тем больше шансов, что в реальной ситуации дети и педагоги сделают все правильно и таким образом спасут как можно больше жизней.
Итак, как выглядит правильная тренировка по эвакуации? Отличный вариант, если используются специальные дымовые машины. Это подготовит детей к тому, что они будут двигаться в условиях, когда практически ничего не видно. Идет обычный урок, и действительно внезапно звучит пожарная тревога. Это неожиданность как для детей, так и для педагога. И это шанс потренироваться, увидеть ошибки и их разобрать, чтобы в дальнейшем это не повторялось.
Только спокойствие
Любовь Кулакова:
– Прозвучала тревога. Первое, что должен сделать учитель, – это успокоиться и не паниковать. Громко, четко нужно сказать: «Дети, тихо, слушаем тревогу». Почему это важно? Часто бывает ситуация, когда после сигнала пожарной тревоги добавляется живой человеческий голос, который говорит, например, что эвакуация происходит по такой-то лестнице. Или просто прозвучит, что всем нужно срочно покинуть помещение. То есть важно сориентироваться, что вообще происходит. Дальше педагог командует детям: «Всем встать, вещи оставить». На этом тоже важно акцентировать внимание детей. Телефоны, дорогие сумочки (что угодно) оставляем. Если ребенок приучен к тому, что он должен взять свои вещи, он и в экстренной ситуации будет хватать вещи, и на это будут тратиться драгоценные секунды. Если ребенок приучен до автоматизма к тому, чтобы оставить вещи, он их оставит, и это сэкономит время.
После сигнала тревоги выглянуть в коридор
Любовь Кулакова:
– Педагог подзывает к себе детей, дети быстро подбегают к нему. В это время педагог выглядывает в коридор, чтобы понять, что там происходит, можно ли туда вести детей.
Принять решение: уходить или оставаться
Любовь Кулакова:
– Далее принимается решение. Вариант первый: педагог увидел, что задымление слабое, огня нет. Он раздает детям маски (если они есть), смоченные водой. Каждый ребенок надевает маску, защищая таким образом свои дыхательные пути. Это могут быть полотенца, какие-то подручные материалы, что угодно. Можно просто смочить одежду и закрыть ею лицо; это тоже поможет уберечь дыхательные пути от токсичного дыма, от ожогов. Не стоит тратить на это много времени; что успели, то закрыли.
Вариант первый: выход свободен
Любовь Кулакова:
– Строим детей попарно, просим крепко взяться за руки. Дальше педагог решает, в какую сторону, ближайшую к выходу, он будет выходить. Предположим, что дверь находится прямо передо мной, и мы выходим направо. Я смотрю на детей, прошу их поднять правую руку и говорю: «Ребята, тыльной стороной ладони мы будем касаться стены и идти вдоль стены». Объясню, почему именно тыльной стороной ладони и почему нужно касаться стены. Дело в том, что в условиях ограниченной видимости, когда задымление, мы почти ничего не видим, и шанс заблудиться очень велик. Если мы будем держаться за стену, то потеряться не получится; по правилу лабиринта, рано или поздно, мы выйдем к выходу. Почему именно тыльная сторона ладони? Дело в том, что на стене могут быть розетки или провода. Если мы держимся за стену, у нас очень сильные мышцы-сгибатели; если в этот момент пройдет удар электрическим током, то мы схватимся за провод, и все закончится не очень хорошо. Если же мы ведем по стене тыльной стороной ладони, то даже если ударит током, ладонь просто отбросит, ничего страшного не случится. Поэтому те, что идут ближе к стене, касаются стены тыльной стороной ладони. Тех детей, которые идут рядом (в данном случае слева), мы просим положить руку на плечо впереди идущему. Таким образом, вся колонна держится за руки и держится за впереди идущего. Этим мы исключаем ситуацию, что кто-то отстанет или потеряется.
Проверяем, все ли на месте
Любовь Кулакова:
– Педагогам стоит помнить, что дети, как я уже говорила, в минуты испуга прячутся. Они могут спрятаться под стол, в шкаф, куда угодно. Поэтому перед тем, как выходить, педагог пересчитывает детей по головам. Если он понимает, что кого-то нет, смотрит, где в классе может быть этот ребенок. Нашел, вытащил, поставил в строй, и дальше организованно все вместе выходят. Идут, держась за стену. Дошли до лестницы либо до двери, педагог остановился, спросил у последнего, все ли в порядке, здесь ли он. Услышал голос ребенка – значит, все дети здесь. Если кто-то вдруг потерялся, дети об этом незамедлительно скажут, что цепочка распалась, кто-то убежал. Если вдруг получилось так, что кто-то все-таки убежал, педагог выводит всех остальных детей, но потом должен четко сказать пожарным, где остался ребенок. Если педагог будет искать одного ребенка, то велика вероятность, что плохо будет всем. Поэтому выводим всех, кого можем. Главное – спасти как можно больше. И сообщить пожарным.
Выходим на улицу, отходим от здания, звоним спасателям
Любовь Кулакова:
– Когда мы спустились по лестнице, вышли за дверь, ни в коем случае не стоим рядом со зданием. Уводим детей как можно дальше. Даже если они босиком, раздеты, а на улице зима, не тратим время на то, чтобы одеться. Выводим детей и ведем их к ближайшему магазину, кафе, куда угодно. Если вы скажете, что вы эвакуировались с детьми из горящего дома, вас везде пустят погреться. Там педагог еще раз пересчитывает детей и докладывает спасателям: я педагог такой-то, из школы вывели столько-то детей, из класса вышли все. Или говорит: кто-то потерялся там-то. После этого педагог докладывает о случившемся администрации школы и только после этого отзванивается родителям.
Вариант второй: выход невозможен.
Закрываем дверь, делаем маски, сажаем у окна
Любовь Кулакова:
– Учитель выглядывает в коридор, видит там либо открытый огонь, либо очень сильное задымление и понимает, что детей туда выводить нельзя. Либо дети сильно перепугались и отказываются идти. Тогда педагог закрывает дверь как можно плотнее, подзывает к себе всех детей, просит принести воду (это может быть вода в лейке, в бутылке или в классе есть кран), чтобы намочить маски, полотенца, одежду, все, что есть, и закрыть этим лица. После этого детей просим добежать до окна, нужно рассадить их у стены вдоль окна, как можно ближе к окну, потому что именно через окно их будут эвакуировать спасатели. Пожарные всегда идут вдоль стены. Даже если дети потеряли сознание, их найдут.
Закрываем щели, ставим метку на окно, звоним спасателям
Любовь Кулакова:
– Далее педагог по возможности закрывает все щели в двери, желательно мокрыми тряпками; если их нет, любым подручным материалом. Чем меньше дыма попадет в класс, тем лучше. Окно без команды спасателей и пожарных лучше не открывать, потому что есть риск так называемой обратной тяги. Если за дверью бушует огонь, то при открытии окна возникнет приток свежего кислорода – и может быть вспышка пламени. Поэтому окно открывают только по команде.
Когда детей усадили вдоль стены, они должны сидеть с закрытыми лицами. Педагог берет яркую линейку, тряпку, что угодно и закрепляет это на окно так, чтобы было видно. Далее звонит: 112. Говорит адрес, поясняет: «Случился пожар, дети (столько-то человек) и я, педагог, заблокированы на втором этаже, наши окна выходят на улицу (или во двор; описывает, что видит за окном), мы не можем выйти, на окне ярко-оранжевая линейка (или ярко-красная кофта)». Зачем это нужно? Чтобы пожарные, когда приедут, сразу увидели, из какого окна доставать детей, поставили туда лестницу и сразу начали эвакуацию.
Не геройствуем
Любовь Кулакова:
– Уважаемые педагоги, уважаемые родители, самое главное, что нужно помнить: если с вами дети, воздержитесь от необдуманных поступков, не пытайтесь геройствовать. Приоритет – это жизнь детей и их спасение. Заставьте себя успокоиться, постарайтесь погасить панику, успокоить детей, говорите с ними, объясните, что пожарные уже едут вас спасать. А дальше оценивайте обстановку. Самые плохие решения принимаются в момент паники. Когда человек спокоен, он анализирует обстановку и может решить, что делать. Если в комнате уже огонь, думаем, каким образом эвакуироваться максимально безопасно. Пока нет огня и дым не проникает в помещение, сидим и ждем пожарных.
Учим дома
Любовь Кулакова:
– Уважаемые родители, разговаривайте со своими детьми, воспитывайте их, объясняя, что спички детям не игрушка, зажигалки тоже; что ребенок не должен разжигать огонь без вашего присутствия. Например, если ребенку нужно разогреть себе еду, то лучше воспользоваться микроволновой печью. Любые манипуляции с газовыми плитами, огнем, спичками – только под вашим контролем, в вашем присутствии. Приучите детей тушить спички в воде, убеждаясь, что спичка до конца потушена. Отдельно проговаривайте с детьми, что недопустимо баловаться со спичками, играть с ними, пытаться что-то поджечь. Пока дети совсем маленькие, спички и зажигалки должны быть убраны из зоны досягаемости. Обращайте на это внимание, потому что большая часть бытовых пожаров – из-за детских шалостей.
Приучайте детей с ранних лет соблюдать правила пожарной безопасности. Например, если действует запрет на посещение лесов, разведение костров, то родитель своим примером показывает, что этого делать не нужно. Если вы вышли в лес в разрешенное время и решили там пожарить шашлыки, показывайте ребенку, что шашлыки нужно жарить на специально оборудованном мангале. Если мы разводим костер, то он должен быть окопан, рядом должна стоять вода, чтобы в случае чего его можно было оперативно потушить. Уходя из леса, обязательно проверяем, что костер затушен, что не осталось никаких угольков. Это должно воспитываться с самого раннего возраста.
Приучайте детей не быть равнодушными. Увидели пожар, убежали из опасного места, но потом обязательно нужно сказать об этом взрослым или позвонить. То же самое относится к взрослым. Уважаемые взрослые, если вы увидели, что что-то горит, даже если мусорный контейнер, или просто какой-то странный дым, позвоните, сообщите. Лучше мы с коллегами приедем, перепроверим. Потому что часто бывает, что пожарных вызывают именно очевидцы. Много лет назад в ситуации с торговым центром «Зимняя вишня» первые звонки были не от тех людей, которых эвакуировали, которые были там. Первые звонки в пожарной части зафиксированы из соседних домов. Пожалуйста, не будьте равнодушными, не проходите мимо, обязательно позвоните. Делайте так, учите этому своих детей, и, будем надеяться, наш мир станет более безопасным.
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записала Нина Кирсанова
Этот день в истории. 25 марта
День ангела. 25 марта
Церковный календарь 25 марта. Преподобный Симеон Новый Богослов
Евангелие 25 марта. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола
Читаем Апостол. 25 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!