Учимся растить любовью. Обучение гигиене детей

4 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
За последний год интерес к теме гигиены возрос у всех, хотя для родителей он всегда стоял остро, ведь в их задачу входит дать ребенку нужные знания и привить гигиенические навыки. Обучение гигиене детей должно начинаться с рождения. С чего начать и что не упустить в этом деле, нам рассказали в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики в Санкт-Петербурге. Нашим проводником по музею и наставником стала врач по гигиеническому воспитанию Мария Анатольевна Семенова. 

Сегодня мы поговорим о том, как прививать детям гигиенические навыки. Для этого мы отправились в Музей гигиены – единственный в своем роде не только в Санкт-Петербурге, но и во всей нашей стране.

Гигиена – это наука, раздел медицины. Начинать ее осваивать нужно с раннего детства. Вам кажется, что ничего нового в этом вопросе мы вам не расскажем? Ошибаетесь! Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики в Санкт-Петербурге и его специалисты – кладезь полезных знаний. Освоить азы гигиенического воспитания – обязанность каждого родителя. Будем постигать эту науку шаг за шагом.

Марина Анатольевна Семенова, врач по гигиеническому воспитанию:

– Самая простая истина, как прививать детям гигиенические привычки: личным примером и деликатно. Вот это очень важный момент. Когда вы прививаете гигиенические навыки, вы вырабатываете у ребенка условный рефлекс. Навыки, привычки – это рефлексы. Вы работаете с психоэмоциональной сферой ребенка, которую нельзя перегружать.

Мы сейчас находимся в зале инфекционных болезней нашего музея. Обращаю внимание на то, что самая простая гигиеническая процедура – мытье рук. Но она же и очень эффективная! Она эффективно защищает нас от кишечных инфекций. В период эпидемий вирусных заболеваний мытье рук в два раза снижает вероятность заболеваемости. Второй момент – это закаливание. Как правило, родители моют руки теплой водой и детей приучают мыть руки теплой водой. Но мытье рук холодной водой – это самый простой и безопасный способ закаливания. Организм реагирует как единое целое. А если вы еще чередовали теплую воду с холодной, вот вам контрастный душ на руки. Опять организм реагирует как единое целое. Но это не значит, что руки ребенка надо подставлять сразу под струю холодной воды. Температура холодной воды должна быть приятной для кожи. Сначала  +30, через неделю +25, а еще через неделю – +20. Вот  закаливание в действии.

Детей также надо приучать принимать душ. Наша кожа – это орган, через который очищается наш организм. Всю грязь изнутри он выкидывает в том числе и через кожу. Не только через кожу, но много грязи он убирает через нее. Значит, каждый день кожу надо освободить от этой грязи, чтобы новая порция спокойно нашла свое место на поверхности кожи. Поэтому надо принимать душ.

Ребенок любит животных. Не одергивайте его, а научите грамотному общению с дикими зверями – разносчиками многих опасных болезней.

Марина Анатольевна Семенова:

– С одной стороны, мы должны воспитывать детей добрыми. Мы видим бездомных животных. Они голодные, их надо покормить. Но детям еще надо что-то объяснять. С детьми нельзя разговаривать в приказном порядке: «Нельзя, и все!» Часто приходится слышать: «Потому что нельзя». А ребенок же осмысливает это, ему необходимо выяснить, почему нельзя. Почему нельзя кормить животное с руки? Почему не надо еду подносить на тарелочке прямо к мордочке животного? Почему нельзя бросать кусочек пищи в сторону животного? Животное напугается. А если животное очень голодное, то вместе с едой оно пальчик ребенку укусит. Поэтому надо учить ребенка, что он может поставить еду в сторонку, а животное по запаху ее найдет.

Покормил животное – поешь и сам. Здоровый образ жизни – это сочетание правильного питания и физических нагрузок. Детям стоит прививать такие привычки, от которых качество их жизни возрастает.

Марина Анатольевна Семенова:

– Сейчас мы будем говорить о правильном питании, потому что все-таки основой здоровья нашего организма является правильное питание. Все клетки надо накормить. Я обращаю ваше внимание, что пищу надо не только съесть, ее нужно донести до клеток, позволить этой пище войти в клетки и встроиться в химические реакции обмена веществ. Вот тогда можно считать, что вы все сделали правильно и ваш образ жизни здоровый.

Что для этого нужно? Во-первых, понятно, нужно рациональное питание. Сейчас я буду говорить о питании современного человека, в современных условиях жизни, при современном качестве продуктов. Основа питания – это разнообразные и разноцветные овощи. К этим овощам мы добавляем белковые продукты, фрукты и зерновые продукты. По весам-анализаторам чутко видно, что такой вариант хорошо работает на наше здоровье. Овощи должны быть разнообразными и разноцветными. Каждый день вспоминаем семь цветов радуги. Человеку ежедневно нужно съедать овощи и фрукты семи цветов радуги; плюс белый цвет.

Это не значит, что нужно съесть много. Сочетание продуктов в блюде должно быть таким, чтобы было вкусно и детям, и взрослым. С детьми сложнее: дети очень эмоциональны, впечатлительны. Ребенку не понравился цвет продукта, он откажется его есть. Обычно так бывает с баклажанами: они темные, и детей пугает их цвет. До какого-то возраста заставлять ребенка есть баклажаны не надо.

Большое значение имеет оформление блюда, особенно когда кормят детей. Надо учитывать сочетание цветов в тарелке, форму нарезки продуктов, размер тарелки и рисунок на тарелке. Особенно если это дети младшего возраста. Рисунок на тарелке может напугать, а может поспособствовать тому, что ребенок съест продукты. Либо ребенок маленький, а вы ему накладываете еду в большую тарелку. Немного кладете, по его возрасту, но тарелка-то большая. Его, бедолагу, давит размер тарелки, и он не обращает внимания на то, что порция совсем небольшая. Это необходимо учитывать.

Может, кто-то из вас и видел, это не так редко встречается: ребенку налили суп в глубокую тарелку, он поставил ложку вертикально и смотрит, половина ложки видна или больше. Если больше половины ложки, он есть не будет. У детей свои меры. Это нормально. У детей свои логические цепочки в оценке окружающего мира, и это надо учитывать. У ребенка какая проблема? Он не может оценить отдаленные результаты своих решений. Вот и все. У него недостаточно жизненного опыта. А решения он принимает вполне осознанно.

Есть такое мнение, и оно в принципе оправданно, что в течение недели нужно съесть от 28 до 35 наименований различных продуктов. Это не значит, что каждого должно быть много. Опять же по кусочку. В организме действуют два правила. Первое правило – всего понемножку, тогда организм возьмет все необходимые ему питательные вещества. Даже если человек съел то, что организму сейчас не надо, и съел это в небольшом количестве, организм уберет это во внешнюю среду без повреждений. Второе правило – один в поле не воин. Когда у нас питание разнообразное каждый день в каждый прием пищи, все эти питательные вещества дружно идут в клеточку. Если у вас в холодильнике каждый день есть три блюда (овощной суп с одним сочетанием овощей, овощной салат или винегрет с другим сочетанием овощей и какое-то термически обработанное овощное блюдо), из них вы и наберете все семь цветов радуги.

В первую очередь у нас должны быть термически обработанные продукты. Иначе организм страдает. Вся беда в том, что опять же работает закон перехода количества в качество. Мы должны много раз ударить по клеткам неправильной едой, сформировать дефициты питательных или биологически активных веществ и только потом увидим болезнь. А вот вынырнуть из этой болезни удается не всегда. Ферментные системы могут быть так повреждены, что их не удастся восстановить.

Кратность питания: не меньше трех раз. Блокада Ленинграда в этом вопросе давно поставила точку. Наш центр работал всю блокаду, а напротив нас работало радио. Каждый день была передача: «Внимание! Говорит Дом санитарного просвещения». Людей учили защищаться от инфекционных заболеваний в условиях блокады, когда канализация не работает, когда нет водопровода, когда вода только из Невы. В Ленинграде не было эпидемий инфекционных заболеваний. Насколько мне известно, это единственный случай в истории военных блокад города. Это самая длительная военная блокада и единственная, когда не было эпидемий инфекционных заболеваний. Вспышки были, которые сразу выявлялись санитарными отрядами. А фашисты из Ленинградской области отправляли через линию фронта больных сыпным тифом, чтобы вызвать эпидемию в городе. Не удалось! Вот что такое правила гигиены. Даже в условиях блокады и грязи.

Моя бабушка никогда не позволяла отцу и дяде съедать маленький кусочек хлеба 125 г сразу. Она делила его на три части. У них был маленький завтрак, маленький обед и маленький ужин. Наш обмен веществ  как топка паровоза: бросили уголек – горит, не бросили – заглох. Бабушка все время бросала уголочек, по чуть-чуть, и не давала заглохнуть обмену веществ. Дядя всю жизнь повторял: «Мы выжили в блокаду только потому, что мама не позволяла нам сразу съедать кусочек хлеба, делила его».

Сейчас дефицита в хлебе нет, а, наоборот, переизбыток выпечки. Дети любят сладкое куда больше, чем суп. Отказывать совсем нельзя, но воспитывать культуру потребления, в том числе и лакомств, можно.

Марина Анатольевна Семенова:

– К сожалению, в Петербурге такое огромное количество кондитерских отделов и кафе, что все вместе они превратились в оружие массового поражения нашего здоровья. Когда рядом вполне приличная столовая с неплохим набором продуктов, а тут же другая дверь в кондитерскую, в кондитерской народ есть, а в столовой народа очень мало. При таком количестве соблазнов отказываться от сладкого невозможно. Как поступать? Во-первых, сладкое не нужно есть на пустой желудок. Кстати, если говорить про обед, один раз в день суп надо есть обязательно. Хотя появились диетологи, которые говорят, что суп – бесполезная еда. Неправда! Часть питательных веществ мы получаем только из раствора, из бульона.

Итак, мы правильно поели, оставили в желудке место для сладкого. Перед нами стоит пирожное. Если оно маленькое, делим на две части. Если оно большое, делим на три части. Одну часть кладем на свою тарелку, а остальное или убираем в холодильник, или угощаем кого-то. А свою часть делим на несколько кусочков, каждый кусочек отдельно кладем в рот, каждый кусочек смакуем. Мы работаем со своей психической составляющей. Взяли конфетку, разделили на несколько кусочков, каждый кусочек посмаковали, особенно если это любимая конфетка. Половины конфеты хватит после еды, а вторая половина уйдет на другой прием пищи. Потому что надо реально смотреть на ситуацию: совсем отказаться от этого невозможно.

После сладкого в желудке надо еще оставить немножко места или для кусочка яблока, или для кусочка твердого (именно твердого!) сыра, или для кусочка сырой моркови или сырой капусты. Можно для орешков. Мы так восстанавливаем баланс во рту и не даем развиваться микробам, которые вызывают кариес. Но как есть орешки и семечки? Небольшими порциями. При хорошей переносимости их можно есть каждый день. Можно в маленький контейнер положить ядра разных орешков,  их хватит на день, а может, и на два. Каждую порцию орешков и семечек надо пережевывать до состояния кашицы. Вот тогда они усвоятся. Даже маленькие кусочки не усваиваются, когда их слишком много, что, конечно, чаще бывает у пожилых. В итоге они засоряют кишечник. А продукт полезный, почему от него надо отказываться? Но опять же все исключительно по переносимости организма.

Есть разделы гигиенического воспитания, к которым подходить и страшно, и неприятно, но обязательно нужно. Главное, делать это правильно.

Марина Анатольевна Семенова

– Мы с вами стоим у стенда с глистами. Это тоже часть живой природы. Надо понимать, что мы никуда от этого не денемся. С теми живыми организмами, которые находятся в природе, надо просто наладить правильные взаимоотношения. С глистами какие правильные взаимоотношения? Во-первых, опять же мытье рук. Во-вторых, стрижка ногтей. В доме надо иметь щеточку, чтобы мыть подногтевые пространства. Нужно быть аккуратнее, щетка не должна быть жесткой, а иначе вы подногтевые пространства повредите, там будет воспаление. Щеточка должна быть мягкой. Когда вы ребенку показываете, как мыть подногтевые пространства, это надо делать нежно, без надавливания и той щеткой, которая не вызывает болевых ощущений у ребенка. Это очень важно!

Кроме того, ребенка надо научить мыть овощи и фрукты. Понятно, что когда ребенок совсем маленький, вы будете это делать сами. Но когда он уже подрастает, его нужно этому научить. Что для этого нужно иметь? Удобную щетку с ручкой. Фрукты мы можем помыть без щетки, там и шкурка более нежная, а овощи надо мыть щеточкой.

Немногие родители говорят детям, что шкурку фруктов надо сначала помыть, а потом снять, иначе пальцами мы перенесем грязь на мякоть. Выбирать такие продукты надо с целой шкуркой без повреждений. Если повреждения есть, значит, туда уже попала какая-то грязь. Кроме того, на прилавках лежат разрезанные арбузы, завернутые в пищевую пленку. Это совершенно недопустимо, потому что помыть этот продукт вы уже не сможете, варенье тоже вряд ли будете варить. Поэтому не надо покупать те продукты, которые не будут подвергаться термической обработке.

Другая защита – сырой лук и чеснок. Каждый день в рацион мы вводим их небольшими порциями: глисты их боятся, вирусы и бактерии не любят. Но надо помнить, что у ребят желудки нежные, значит, вы не можете дать им большую порцию. Надо просто приучить детей к тому, что каждый день в их рацион входит сырой лук или чеснок. Опять же по переносимости: сырой лук переносится не всеми (у некоторых вызывает изжогу), чеснок переносится лучше. Маленькому ребенку, конечно, в идеале не нужно брать жгучие сорта. Но на прилавках чаще всего мы видим жгучие сорта, которые хранятся хорошо. Можно смешать это с пищей: растительным маслом,  негорячим пюре (получается вкусно),  натертым сыром и сметаной. Можно чуть-чуть полить лимонным соком: детям во все блюда, которые требуют легкой кислинки, рекомендуется добавлять не уксус, а именно лимонную кислоту. Но добавлять ее нужно аккуратно,  можно легко передозировать, и будет слишком кисло, поэтому нужно пробовать, прежде чем решить, сколько добавить лимонного сока. Некоторые детки с удовольствием едят зеленый лук, им даже не надо его смешивать с пищей. Но в любом случае на голодный желудок ничего этого мы не едим. То есть мы должны правильно пользоваться продуктами, без фанатизма.

Сейчас мы усиленно следим за гигиеной детей − такие уж времена. Но все ли предпринимаемые нами меры правильные и как не запугать ребенка, объясняя ему, кто такие, например, паразиты? Некоторые родители стремятся еще и фото показать. Подобные меры могут лишить ребенка сна и покоя.

Марина Анатольевна Семенова:

− Опять же возвращаемся к мытью рук: надо соблюдать определенные правила. Рекламируют антибактериальное мыло, которое уничтожает все микробы, но оно уничтожает и те хорошие микробы, что защищают нашу кожу. Мыло не должно быть дезинфицирующим средством. Необходимо обычное мыло, которое хорошо пенится: чем больше пены на руках, тем лучше смывается грязь. А дети еще с этой пеной и поиграют вдобавок.

Любые меры предосторожности, чтобы не заболеть, не должны запугивать ребенка. Родители должны понимать и обязательно учитывать степень впечатлительности своего ребенка. Можно же не показывать что-то живое, а нарисовать это, показать ребенку и сказать: «Вот это нам не нужно. Пусть живет в других местах, а не у нас с тобой. Пускай они живут сами по себе, а мы сами по себе. Будем сохранять свое здоровье». То есть не нужно делать из окружающей природы чудовище, мы все равно в ней живем и с ней контактируем. «Это не чудовища, а наши соседи, но соседи бывают хорошие и не очень. Одних соседей можно приглашать в гости, а других соседей не надо. Пусть живут сами по себе» − в такой игровой форме ребятам и объяснять, что хорошо, а что плохо и что нужно делать, чтобы сохранять свое здоровье, какие гигиенические правила соблюдать.

Утоление жажды – естественный и необходимый процесс, но все ли напитки для этого годятся? И как объяснить ребенку, что некоторые из них приносят только вред?

Марина Анатольевна Семенова:

− Сейчас информация для любителей пепси-колы, кока-колы. Это, кстати, проблема наших подростков: они увлекаются этими напитками, и кости у них становятся мягкими. Ведь это болезнь стариков, а теперь у нас страдают подростки. Дело в том, что эти напитки содержат много солей фосфата. Что делают эти соли? Пища пришла в тонкий кишечник, здесь появился кальций, который должен уйти, например,  в кости, чтобы они не ломались, или в зубы, чтобы они не портились. Одновременно поступает пепси-кола с фосфатами, которые забирают кальций прямо в тонком кишечнике. В итоге получаются нерастворимые соединения, которые выбрасываются в унитаз. Кости и зубы не получили кальций − кости становятся мягкими, хрупкими, а зубы портятся.

У меня на экскурсии был мальчик-дошкольник. Я ему это все рассказываю, а он говорит: «Доктор, а мне зубы лечили уже много раз и десну резали, потому что там был гной». Бабушка, которая рядом стояла, говорит: «Как у ребенка прием пищи, так родители ставят стакан кока-колы. Они решили, что простую воду пьют только бедняки». А куда мы денемся без простой воды? Без нее в клетках вода будет густая, кровь станет густой, тогда будут плохо протекать химические реакции, клетки будут болеть – простая вода нам нужна обязательно. Вот такая ситуация в семье: какие у мальчика плохие зубы, родители уже знают, а какие плохие кости, поймут, когда кости начнут ломаться. Мальчик захочет заниматься спортом, а какой уж тут спорт... Еще одна профилактическая мера предупреждения заболеваний уходит из жизни этого ребенка. А другой мальчик (четвертый класс), прослушав это все, мне говорит: «Хорошо, я не буду пить пепси-колу после еды, я буду пить ее перед едой». Любые газированные сладкие напитки делают наш организм кислым, а в таком состоянии он существовать не может. И один из способов защиты организма – это забрать кальций из костей и зубов, чтобы нейтрализовать среду. Опять же зубы болеют, а кости ломаются.

У нас есть хорошие напитки: компоты, кисели, морсы, которые лучше всего, конечно, готовить самим. Лимонад  хорошо готовить самим: в лимонаде не будет много углекислого газа, вы сделаете его вкусным, положите туда немного сахара, все же сахар разрушает не только зубы, но и весь наш организм. Таким образом, нам есть чем заменить кока-колу. Свежевыжатый сок – тоже хорошо, но все-таки его нужно пить после еды: в нем много различных органических кислот, и слишком увлекаться соками, даже своими, не надо. В магазинных соках очень много  сахара. Даже на тех упаковках, где большими буквами написано «без сахара», маленькими буквами пишут, что сахар там есть, и по вкусу сок приторно сладкий. Если все-таки ребенку (да и взрослому) купили такой сок, его надо в два раза развести водой. Педиатры, наблюдающие за детьми, родители которых увлекались магазинными соками (якобы чтобы укрепить здоровье ребенка), видели проблемы со здоровьем у этих детей и остерегали родителей от этого.

Стоматология стремительно развивается, и поход к врачу уже не похож на пытку. Но лучше, если лечить ничего не надо, а для этого нужно научить ребенка правильно чистить зубы.

Марина Анатольевна Семенова:

− Сейчас мы поговорим о чистке зубов. Это очень важный момент, потому что состояние зубов обеспечивает нам хорошее измельчение пищи, а значит – хорошее ее переваривание. И чем дольше человек живет со своими зубами, тем он будет здоровее. Поэтому нам надо как можно раньше учить детей чистить зубы самостоятельно. Сначала мы им помогаем: терпеливо объясняем, показываем, может, свои зубы, как их чистить, чтобы ребенок своими глазами увидел, как щетка должна двигаться, какое движение рук должно быть при этом. Потом, взяв руку ребенка со щеткой в свою руку, мы ему показываем, как чистить зубы.

Современная точка зрения состоит в том, что мы чистим зубы выметающими движениями (это даже не все взрослые знают). Верхние и нижние зубы мы чистим сверху вниз, в одном направлении, таким образом выметая остатки пищи с зубов. Обязательно чистим внутреннюю поверхность тоже сверху вниз. Большие горизонтальные поверхности не трем, а выметаем. Если мы грязные зубы с остатками пищи сразу начинаем чистить круговыми движениями, то что мы делаем с остатками пищи? Мы их размазываем и можем втереть между зубами. У стоматологов есть правильная рекомендация чистить зубы круговыми движениями, но мы сначала освобождаем зубы от остатков пищи, споласкиваем рот, а потом дополнительно чистим круговыми движениями.

Еще бывает проблема, когда человек неправильно питается (не важно, взрослый или ребенок): ест мало разнообразных овощей. При чистке зубов (или когда человек ест твердую пищу; яблоки, например) появляется кровоточивость. В первую очередь это происходит от дефицита витамина С. И как только вы делаете свой рацион разнообразным по овощам, добавляете фрукты, у вас довольно быстро уходит эта кровоточивость.

Если у вас уже есть кариозный зуб, а до врача не добежали, то вы будете чистить зубы три раза в день: и до завтрака, и после, и вечером. И бегом к зубному врачу: маленькую дырочку – старая истина – лечить легко, быстро и не так больно, а большую и глубокую дырку, увы, надо лечить долго. Подростки говорят: «Мне жалко потратить время на чистку зубов» − две минуты, а потом в кресле стоматолога будешь сидеть час. Это выгодно? Нет. Если не лечить больной зуб, человек всю эту грязь заглатывает. Она идет в желудок; если желудочный сок не сможет погубить эти микробы, пройдет и в двенадцатиперстную кишку. Это ведет к воспалению в желудке, нарушению его работы, нарушению усвоения пищи. Поэтому чистить зубы нужно обязательно.

С маленькими детьми приходится учитывать особенности их характера, возраста. Чистить зубы маленьким детям нужно деликатно и мягкими щетками. Если вы у ребенка вызовете болевые ощущения, это может напугать его настолько, что он будет отказываться чистить зубы по этой причине. Другая проблема − детские зубные пасты делают вкусными, с приятным запахом, с фруктовыми эссенциями. Ребенок начинает их есть. Это особенность детского возраста: он верит тому, что видит, и вкусовым ощущениям – вкусно, значит –можно съесть, он же не будет разбирать химический состав  зубной пасты. Поэтому не старайтесь покупать зубную пасту очень вкусную. Главное, чтобы она не была неприятного вкуса, чтобы не вызывала отторжения, – это основная задача.

Когда мы работаем с подростками, нужно терпение и деликатность. У моей коллеги на экскурсии были ребята из девятого класса. Поразило, что в конце экскурсии подросток сказал: «Впервые в жизни заинтересовались моим мнением». То есть экскурсовод что-то спросил, поинтересовался мнением ребенка относительно какой-то ситуации − для детей это очень важно. В любом возрасте (а подростки особенно чувствительны) у детей уже есть свое мнение, поэтому необходима деликатность.

 Нужно помнить о том, что гигиенические привычки – это условные рефлексы, которые надо выработать. На это надо время, и не нужно делать из гигиенических привычек повод для развития невроза у взрослых и детей.

Итак, без гигиенического воспитания не обойтись. Книги, передачи и Музей гигиены родителям в помощь. Но помните: ваш ребенок будет в первую очередь учиться на вашем примере.

Экспозиция музея заканчивается историей медицинской маски. Оказывается, и этот предмет многое может нам поведать. Но главное, чтобы у вас был здоровый интерес к гигиене, тогда и детям мы сможем привить самые здоровые гигиенические навыки.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать