Учимся растить любовью. О мужском воспитании

6 октября 2022 г.

На этот раз поговорим о мужском воспитании. Узнаем, почему даже в век высоких технологий высока ценность ручного труда. Порассуждаем на тему важности передачи опыта от старших младшим, от наставников ученикам. Услышим, что думают дети о том, какие личностные качества формируют из мальчика мужчину. Для этого отправимся в столярную мастерскую с подопечным благотворительного фонда "Дела любви", и познакомимся с его проектом "Молитва, терпение и труд к успеху приведут".

Сегодня мы отправились в столярную мастерскую. Не одни, а вместе с подопечными фонда «Дела любви», одна из задач которого совпадает с задачей нашей передачи – воспитание детей в вере и любви. При чем здесь столярная мастерская – узнаете прямо сейчас.

В столярной мастерской «Русский мастер» сегодня в гостях мальчишки: малыши и подростки. Смотрят, слушают, спрашивают, пробуют свои силы. Помогают им наставники, те, что давно в столярном деле. Воспитание – как передача опыта от старших младшим, от мастеров тем, кто только знакомится с профессией. Вот такая мужская школа.

Феликс Александрович Чечкин, мастер строительно-монтажных работ:

– Ручной труд никогда никуда не денется. То, что делается на потоке, возможно, будет делаться роботами или кем-то еще, но какие-то частные вещи, штучные заказы в любом случае будут делаться вручную. На это всегда был и будет спрос. В ручном труде немаловажную роль играет вопрос преемственности, передача опыта, скажем так, от отца к сыну. Это важно, чтобы старшее поколение учило молодых, как работать, что делать. Если брать столярное дело, очень важны вопросы технологии: как это производится, почему именно так. Люди не один век приходили к тому, что мы имеем сейчас, и надо это кому-то рассказывать. Работа с детьми – это интересный процесс.

Поход в столярную мастерскую – событие не разовое. Вот уже два года в Санкт-Петербурге существует благотворительный фонд «Дела любви». Подобные мастер-классы – часть его деятельности.

Игорь Сергеевич Суменков, руководитель благотворительного фонда «Дела любви»:

– Фонд появился в 2020 году по моей личной инициативе. Изначально мы взяли такое название – «Дела любви». Это взято из писем Амвросия Оптинского одной женщине, которая сказала, что не чувствует в себе любви, на что старец сказал ей: начни делать дела любви – и все получится. Это один посыл. И второй посыл заключается в том, что фонд связан с многодетной семьей. Основная деятельность фонда – поддержка многодетных семей. И название «Дела любви» связывает отношения мужчины и женщины.

Было желание служения. Я искал себя, пробовал, имел опыт волонтерской деятельности, помогал бездомным в качестве автоволонтера. Потом учился на епархиальных курсах Иоанна Кронштадтского, и там, в общении  с людьми, открылась линия семьи, детей. Есть переживание за нашу страну, потому что мы действительно находимся в какой-то демографической яме. И образ многодетной семьи у нас как-то замылен, о нем мало говорят. Хотелось не только помогать семьям, которые нуждаются, но и показывать положительный пример на их опыте.

Одно из направлений фонда – прежде всего продуктовая помощь многодетным семьям. По последним данным статистики, больше пятидесяти процентов многодетных семей находятся за чертой бедности. Основная потребность – продукты. Мы назвали один из проектов «Зернышко любви». Все начиналось со сбора круп, а сейчас переросло в полноценную ежемесячную программу помощи многодетным семьям. Мы ежемесячно поддерживаем на данный момент восемь многодетных семей, порядка тридцати детей в этих семьях. В помощь входит базовый комплект продуктов, и мы делаем акцент на овощах и фруктах. По опыту знаю, многие фонды помогают, но набор стандартный: крупы, масло, сахар. Ко всему этому мы еще добавляем фрукты и овощи.

Игорь и другие добровольцы фонда развозят семьям еду, одежду, помогают с бытовыми проблемами. И даже привозят парикмахеров, чтобы преобразить всех домочадцев. Трудятся сами и стремятся приобщить к труду детей.

Игорь Сергеевич Суменков:

– Родился проект, который называется «Молитва, терпение и труд к успеху приведут». Вспоминаю свое детство: я был обделен какими-то трудовыми навыками. Мне кажется, было бы здорово, если бы я что-то умел делать руками. Что-то я умею, конечно. Мне хотелось, чтобы у детей это было. Потому что в многодетных семьях не всегда удается уделить время именно ручному труду. У нас есть какие-то базовые кружки, а обучить какому-то ремеслу (это гончарное, столярное, кожевенное дело, для девочек – швейное) родителям не удается. И мы решили, что по мере возможности будем устраивать мастер-классы, чтобы дети могли почувствовать и труд, и молитву, и терпение, в результате чего получается изделие.

Уже прошло несколько мастер-классов по гончарному мастерству: мы приглашали преподавателя, ребята делали что-то из глины. Также приглашали преподавателя, чтобы дети попробовали делать поделки из мыла. Еще ребята ездили в небольшую столярную мастерскую, где каждый сам делал для своих родителей доску для разделывания продуктов.

Сегодня мы привезли детей на большое производство, где они посмотрели, как делают двери, окна и другие изделия, увидели процесс работы станков. Хочется, чтобы у них отложилось это в памяти, в сердце. Самое важное в этом, на мой взгляд, – системность, периодичность. Если мы проведем одно мероприятие и забудем об этом, то вряд ли дети потом что-то вспомнят. Мы стараемся налаживать контакты с различными мастерскими, договариваться, чтобы дети могли приезжать и практиковаться.

Чтобы помочь ребенку оценить свои таланты, найти призвание, состояться в профессии, нужно с детства давать ему что-то пробовать. Все, что интересно, созидательно и полезно.

Андрей Александрович Кудрявцев, столяр:

– Я в школе что-то точил, мастерил, и мне это очень нравилось. Первая моя работа – подсвечник, который я сделал в школе с трудовиком. Было очень познавательно. Потом я пошел учиться (что нравилось – туда и пошел) в ПУ № 8 в Купчино... Нужно было на что-то жить, и я вспомнил, как классно было делать подсвечник. Потому я ребятам и говорю, когда они приходят: смотрите, что-то где-то вас обязательно зацепит. Меня зацепил в свое время подсвечник. Закончив учебу, я пошел на практику, отработал какое-то время на практике (мы делали двери на поточной линии) и очутился здесь. Я пришел к Александру Львовичу, директору данного производства, и здесь задержался.

В профессии проще оказаться, если тебя с ней познакомили родители или педагоги. Пробудить интерес – дело старшего. Поэтому так важно знакомить детей с разными специальностями. Ведь кто-то должен открыть дверь в этот мир.

Феликс Александрович Чечкин:

– После окончания школы каждый человек встает перед выбором, куда пойти учиться. Папа предложил мне пойти по строительному делу. Я не особо сопротивлялся, потому что с детства с папой что-то постоянно делал, строил, строгал, пилил. Подумал: почему бы нет? И я пошел в Колледж строительной индустрии и городского хозяйства (КСИиГХ) в Санкт-Петербурге. Там я познакомился с людьми, с которыми мы дальше вместе двигались. Я с теплотой вспоминаю те времена, когда мы с папой вместе что-то делали. Мое детство проходило в 90-е годы, тогда не было такого, чтобы ты кому-то заплатил, тебе пришли и сделали. Коммерческая структура тогда еще не была развита. Люди сами делали всё, что могли. Люди прошлого поколения были более приспособлены к ручному труду. Сейчас нет ручного труда, людям кажется, что это не так престижно, этим невозможно заработать на жизнь, чтобы купить квартиру, например. Вообще ручной труд должен цениться.

Для людей старшего поколения ценность ручного труда очевидна. А что же сейчас? Нужно ли делиться с детьми тем, что важно для нас? Или пусть ищут свои ценности?

Андрей Александрович Кудрявцев:

– У меня трое детей: два сына и дочка. И мне хочется что-то им дать. Они уже нагляделись на меня дома, потому что я всегда с палочками, реечками, станочками. Но есть же семьи, где некому это показать. И все эти дети здесь. Бог же создал нас не просто для того, чтобы хлебушек есть. Каждый из нас что-то собой представляет, и надо свой опыт передавать.

Михаил Нетесов, участник мастер-класса:

– Я люблю работать с деревом. Когда я ходил на пилораму с мамой, мне там очень понравилось, и я подумал, что тут мне еще больше понравится.

(Далее диалог с Михаилом.)

– Я слышала, что тебе часто приходится работать с молотком. Расскажи, где и когда тебе приходилось работать молотком?

– Я сам хотел. Когда мне было три или четыре годика, я был глупеньким, можно сказать, но уже умел молотком чуть-чуть работать и ломал свои игрушки молотком.

– А теперь как тебе кажется, для чего нужен молоток?

– Теперь мне жалко те игрушки... Сейчас я дома забиваю много всяких гвоздей в стены. Вот зачем нужен молоток.

Современные мальчишки не сомневаются: навыки ручной работы, умение мастерить и чинить лишними в жизни не будут.

Кирилл Березиков, участник мастер-класса:

– Мне нравится пилить, забивать гвозди. Это интересно. Я считаю, надо уметь что-то делать руками, потому что рядом может не оказаться магазина, где можно что-то купить, придется делать самому, а ты ничего не умеешь.

Николай Ефимов, участник мастер-класса:

– Меня интересует тема, связанная с плотничеством, с деревом. Я этим занимаюсь потому, что мне интересно. Когда предложили такую экскурсию, я сразу поехал. Я увидел много разных станков, которые никогда в жизни не видел, посмотрел, как они работают, и понял, насколько легче трудиться с такими машинами.

Иллюзия, что из ребенка можно слепить человека по собственному лекалу, рассыпается, как только становишься родителем. Что же делать? Как воспитывать, не ломая ребенка?

Андрей Александрович Кудрявцев:

– Вы ничего не сделаете, можете только что-то предложить. Например, моя дочка занимается танцами, сыну я предлагаю постоять со мной рядом за станком. Развивайтесь! Смотрите на мир, что-то выбирайте. Но я не могу заставить ребенка что-то делать, ни в коем случае нельзя этого делать. Я только могу предложить. Могу сказать, как меня отец воспитывал, это было довольно-таки просто: плывешь – молодец; забил гвоздь – папа порадовался. Я учился всему, просто находясь рядом с отцом. Если у детей нет такой возможности, для того и существует ваша программа и есть такие люди, как Игорь. Я горжусь, эти люди делают большое дело, они как раз показывают воспитание. Здесь воспитывались мы, а сейчас мы показываем все это детям.

Бояться за ребенка – нормально для родителя. Научиться делегировать ему по возрасту различные задачи придется, ведь наша родительская задача – не только защитить, но и научить.

Надежда Михайловна Кузьмина, мама участника мастер-класса:

– Я давала сыну настоящий небольшой молоток. Считаю, что мужчина хотя бы гвоздь в доме должен уметь забить. Боюсь, но доверяю и молоток, и нож. Лет с четырех сын может отрезать кусок колбасы, например, или огурца. Самостоятельность дает свои плоды. Недавно ребенок сделал лично для меня салат, это приятно.

Мужское воспитание: каким оно должно быть? Так ли хорошо, что различие в воспитании мальчиков и девочек идет на убыль?

Николай Ефимов:

– Мне кажется, мужчиной не рождаются, а становятся. Все возможно. Если ты хочешь чему-то научиться, ты легко этому научишься, если только приложишь какое-то усилие.

– Какие качества тебе кажутся чисто мужскими?

– Когда мужчина умеет что-то делать своими руками, может помочь по дому. Мне так кажется.

Дмитрий и Трофим Нуженко, участники мастер-класса:

– Мужские профессии – это уметь защищать Родину от внешних врагов или внутри страны, как это делает полиция, например.

– Я считаю, что мужские профессии – это столяр, когда ты что-то можешь сделать дома; механик, когда умеешь что-то починить; электрик, чтобы лампочку хотя бы вкрутить. Частенько бывают такие случаи, когда мужчина ничего не умеет, а по дому надо что-то сделать. Жена говорит, например, что надо починить кран, а мужчина не умеет этого делать. И приходится вызывать сантехников.

Феликс Александрович Чечкин:

– Если есть возможность, нужно, чтобы дети посещали такие мастер-классы, видели все это вживую. Профессий таких очень много, и нужно хотя бы по чуть-чуть освещать, что есть вот такая профессия, что люди здесь работают вот так. Хотя бы в каком-то сжатом виде очень нужно это показывать.

Чему учит ручной труд с возможностью потрогать материал, посмотреть, что из него можно сделать, и получить готовое изделие, вещественное, ощутимое и весомое во всех смыслах?..

Игорь Сергеевич Суменков:

– Воспитывает терпение прежде всего, усидчивость, возможность завершить начатое дело. Благодаря усилию, молитве, на мой взгляд, у детей еще открывается творческая, художественная фантазия. И с этого момента дети берут уже ответственность на себя. В каком-то другом деле это, может быть, менее заметно, нежели в ремеслах. Например, когда ты работаешь с глиной, любая ошибка – и надо заново все повторять. Так же и в столярном деле: семь раз отмерь, один раз отрежь.

Если берешь ответственность на себя за окончание того или иного дела и в тебе это вырабатывается как навык, то и ответственность перед людьми, перед будущей женой становится главным, приоритетным качеством. Повторю: терпение и еще раз терпение. Но акцент я все-таки ставлю именно на взятии ответственности на себя.

У ребят впереди большая и насыщенная жизнь. Здесь, на старте, рядом с ними есть те, что готовы стать проводниками во взрослую жизнь. Нам остается только повторить за Игорем слова, ставшие названием его проекта: молитва, терпение и труд к успеху приведут.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать