Учимся растить любовью. Муж пьет. Что делать?

29 мая 2025 г.

В этот раз отвечаем на письмо телезрительницы. Озвученная в письме проблема знакома многим. "Муж пьет. Что делать?" - так звучит тема беседы со священником Георгием Пименовым, клириком Воскресенского храма у Варшавского вокзала, где до революции зарождалось трезвеническое движение в России. Поговорим о том, что могут сделать близкие пьющего человека, об обетах трезвости, о молитве. Узнаем, где стоит искать помощь, а где не стоит. Услышим вдохновляющие истории. Напоминаем, что свои вопросы вы можете присылать по адресу vopros-soyuz@yandex.ru

Сегодня у нас в гостях священник Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

Тема у нас сегодня очень невеселая: «Муж пьет. Что делать?» Эту тему мы неоднократно поднимали в нашей передаче, и клинический психолог Мария Василенко прекрасно рассуждала на эту тему. Но недавно мне пришло письмо, которое я хочу зачитать. Автор этого письма не доверяет психологам, и мы попробуем разобраться почему. Я зачитаю: 

«Здравствуйте! В моей семье проблема, которую я не могу решить и не знаю, где искать совет. Муж пьет, дети это видят, и если раньше они молчали, то теперь старшая дочь постоянно говорит мне: "Разведись с отцом, так жить нельзя". Я и сама устала терпеть, все тяну на себе. Но мне его так жаль! Он любит дочерей, и жизнь в семье хоть как-то его держит. Его увольняют с одной работы за прогулы и пьянство, он идет на другую, только чтобы не быть обузой. К психологам ходить не хочу, они говорят одно и то же: что это созависимость, что мне нужно от нее избавиться, жить своей жизнью, отстать от мужа, так как он взрослый человек. Но я не согласна с этим. Он хороший отец и хороший человек. Как я его брошу в болезни? Алкоголизм это же болезнь. И наш батюшка никак мне не помогает. Муж давно перестал к нему ходить, а мне батюшка говорит только одно: ерпи, неси свой крест". У меня такой кризис, что я уже не верю в перемены и даже не могу молиться».

Письмо написано анонимно. Хочется на него ответить. Именно Вам я адресую этот вопрос. Мне кажется, это адресно.

 Адресно, потому что наш храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала (по крайней мере, до 1917 года) был настоящей «столицей» трезвой России. Здесь действовало Александро-Невское общество трезвости, отделения которого охватывали, наверное, все города и веси Российской империи. Насколько я знаю, именно в этих стенах была квартира отца Александра Рождественского, апостола трезвости, который всего восемь лет был священником, но за это время основал Общество трезвости имени Александра Невского и поднял его на такую высоту, что оно стало самым известным в России. Оно было не единственным, но самым известным в России, которому покровительствовали и государь Николай Александрович, и государыня Александра Федоровна. Здесь трудилось множество священников.

После революции храм был закрыт, потом в нем были всякие склады. После того как храм открылся, в нем стали служить молебны перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». И вот уже несколько лет здесь действует общество трезвости имени отца Александра Рождественского.

– Чем занимается общество трезвости? Если только профилактикой, то это одна история. Если помощью зависимым – другая. Наша телезрительница все-таки относится ко второй категории.

Отец Александр Рождественский опирался на такую методику, как обеты трезвости. Обет трезвости давал сам зависимый человек или же его ближние родственники. Может быть, такой обет захочет дать и автор этого письма. Это делал еще Сергей Рачинский, известный педагог и трезвенник России. Когда он пытался с детьми наладить трезвую работу, пытался научить их светлому, христианскому, научно интересному, а дети, попадая в свою семью и видя, как пьет отец, погибали от этого, он понял, что просвещение России нужно начинать даже не с азбуки, а с борьбы с зеленым змием. И одним из средств был обет трезвости за другого. То есть не только сам пьющий мог дать обет трезвости.

Вот этот муж, о котором говорится в письме, никакого обета трезвости давать не будет. Он, наверное, еще находится на какой-то нулевой стадии алкоголизма, когда даже не понимает, что он алкоголик. А его семья уже страдает. И семья может взять на себя этот труд.

Мама или даже, может быть, дочки наверняка позволяют себе на Новый год, в день рождения или на Пасху выпить рюмочку, повеселиться, отдохнуть. Получается, человек умеренно или культурно пьющий ужасается тому, что его ближний неумеренно пьющий. Но эта связка в алкоголизме их соединяет. А когда мы эту связку отрезаем, это будет жертва. Если мама свой наперсток в год не выпьет, от нее не убудет, она же не так сильно зависима от этого. Но для Бога это жертва. И это делается для мужа. Не нужно говорить ему: «Я ради тебя отказалась от наперстка, бросай свою цистерну». Это жертва Богу. Обеты трезвости, обетные грамоты, которые подписывает священник из общества трезвости, – это то, что мы Бога приглашаем войти в ситуацию, помочь, чтобы Господь достучался до этого человека.

Эта женщина мыслит так: «Я этого человека когда-то любила, вышла за него замуж, и он был хорошим: прекрасно работал, любил, обнимал, целовал, букеты дарил... Как он потом превратился в такого, каким я его сейчас вижу? Но я все-таки помню его хорошим и не хочу, чтобы он и дальше пропадал». Мне кажется, мотив любви в этой женщине очень слышен.

Да, он слышен.

– Поэтому чисто психологический совет заняться своей жизнью, который дают психологи, не работает. Потому что ее жизнь это желание спасти своего мужа, прекрасного человека, которого она до сих пор любит. Только из прекрасной любовь превратилась в какую-то мучительную. Мне кажется, ей нужно найти братство трезвения там, где она живет.

 Они везде есть?

– Они разного рода. Православных, конечно, меньше. Но 12-шаговая программа сейчас, наверное, есть в любом городе России. И лучше пройти эту 12-шаговую программу. Там есть специальная помощь для семей алкоголезависимых, потому что семье тоже нужна  поддержка. Вот тогда будет происходить какое-то движение.

Обратите внимание, муж этой женщины не совсем спившийся человек. Его увольняют, а он жалеет дочерей и идет на другую работу. Он старается. Мне кажется, здесь нет катастрофы. Но здесь слышен отзвук того, что плохо помогают психологи, плохо помогают батюшки. И женщина уже ни во что не верит. Неверие в чью-либо помощь – это, мне кажется, состояние, близкое к отчаянию, душевная боль. Надо поискать того, кому она поверит. Если она не верит психологам, надо пойти в религиозную группу. Хотелось бы, конечно, предостеречь от всяких сектантов, которые неизвестно куда приведут.

Общества с 12-шаговой программой позиционируют себя как внеконфессиональные. Но есть очень много и православных организаций с 12-шаговой программой. У нас в Санкт-Петербурге, например, замечательное общество трезвости братца Иоанна Чурикова. Если про отца Александра Рождественского не очень знают, то про братца Иоанна Чурикова широкая общественность практически ничего не слышала, кроме, может быть, каких-то мракобесных историй. К сожалению, некоторые последователи после его кончины обожествили его и таким образом попали в сектантское устроение. Это очень жаль. Но это не значит, что сам братец Иоанн был каким-то сектантом, боролся против Церкви и учил чему-то нецерковному. Это совершенно не так.

Вчера мы были на крестном ходе в Александро-Невской лавре. Там было огромное число последователей братца Иоанна Чурикова, которые поколениями придерживаются трезвого устроения. Не просто человек обрел трезвость, но и дедушка, и прадедушка занимались этим. Вот такая добрая наследственность.

Есть семейные клубы трезвости в Москве. Я с организаторами лично знаком и всячески это рекомендую. Можно заниматься по Интернету, в Zoom. Возглавляет движение семейных клубов трезвости (СКТ) отец Алексей Бабурин, известный московский священник. Там замечательная система. Они проводят трезвенные съезды в селе Татево, где когда-то жил Сергей Рачинский и откуда начиналась трезвая жизнь в России.

 Получается, и у созависимого (это уже почти научный термин) человека, живущего с алкоголиком, например, у жены, тоже есть возможность получить помощь, которая поможет и мужу. Хотя связка не очень ясная. Если жена пойдет на такую реабилитацию, чем она поможет погибающему мужу?

 Термин «созависимый» не лучший. Это термин светский, который, по сути, привязывает людей друг к другу. Я был в Москве на встрече, где обсуждалась тема противодействия алкоголизму и наркомании. Нам все-таки надо подумать о православной терминологии для этого. Один батюшка, выступая, сказал, что когда мы говорим о терминах «зависимость» и «созависимость», мы фактически ходим по кругу, потому что от одного вида зависимости переходим к другому. И где тут Христос, Который освобождает нас от страстей, от любого вида рабского подчинения друг другу или страстям друг друга?

Насколько эта терминология научная и насколько православная – это вопрос. За неимением другой мы ею пользуемся, но, думаю, со временем и церковная общественность найдет свою терминологию. Иначе получается какая-то лента Мебиуса, и мы все время попадаем на одну плоскость. Мне кажется, этого быть не должно. Где тогда во Христе освобождение, если человек вечно созависимый или вечно зависимый? Здесь есть над чем работать.

 Телезрительница, приславшая нам свой вопрос, интуитивно именно это и ощущает. Ее тоже очень смущают и термин «созависимость», и советы заняться своей жизнью, которые дают психологи. От Вас я услышала интересный совет: взять обет и отказаться от своего, условно говоря, наперстка. Я понимаю, как это может сработать. Что еще может сделать человек, который живет рядом с пьющим? И главный вопрос: нужно ли пьющего вразумлять? Или оставить его в покое? Это диаметрально противоположные позиции. Нужно искать между ними баланс или выбирать одну из крайностей? Что делать?

– Если мы уже находимся в этой ситуации, то, может быть, полезно не винить его, что он такой-сякой, а вспомнить свою влюбленность, которая была когда-то. Разве раньше в муже не проявлялось желание выпить при их встречах в кафе или где-то еще? Бывает такой мотив у жены (или у будущей жены): я его спасу, я его так люблю, что мы с ним  это преодолеем. Сейчас надо просто себе признаться, что вы тогда проглядели эту страсть в этом человеке, стали с ним одной семьей и, получается, разделяете его страсть.

Самое легкое – отказаться от совместной жизни, развестись. Но у жены есть жалость, есть любовь. Как разводиться? Может быть, дочка пусть проявит любовь к маме? У нее уже меньше тяги к папе, потому что она готова к тому, чтобы они развелись. Но это же все трагично. Покажите мне такие разводы, после которых было счастье? Я не видел таких разводов. Поэтому дай Бог этой женщине найти свой путь. Любая жертва Богу не будет напрасной. Это может быть молитвенная жертва.

В нашем храме каждый день в 14 часов настоятель благословил читать акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Приходите. Это будет восстановление молитвенной связи с Богом и Божией Матерью. Бабушки приходят каждый день на этот акафист, молятся. И, знаете, у них светлые лица. Я не могу поверить, что за человеком с таким светлым лицом стоит спивающийся внук или сын. Мне кажется, Бог им уже помог чего-то добиться.

Этой женщине, мне кажется, нужна молитвенная поддержка. Ей нужно переложить ответственность за мужа с себя на Бога. А это делается в молитве. Надо упросить Бога, упросить Матерь Божию, чтобы Она мужа поддержала, направила. Тогда и сердце женщины будет восходить к горе, и мужа Господь вразумит, найдет путь.

– Если Вы знаете счастливые истории, поделитесь, пожалуйста.

 Расскажу о самой яркой счастливой истории. После Александро-Невской лавры я был на встрече у чуриковцев. Там есть один раб Божий (имя его сейчас не помню), он рассказывал следующее. Будучи в подпитии, он пришел в Александро-Невскую лавру на акафист перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Покачиваясь, отстоял акафист, вышел, зашел в метро и понял, что у него нет тяги к алкоголю. В чем рабство пьющего человека? У него непрестанная тяга к спиртному, ему постоянно нужно опохмелиться. А тут человек понял, что вышел из собора лавры трезвым. Как это получилось? Через что он прошел, я не знаю, но я этого человека видел уже трезвым, радостным и свидетельствующим о том, что произошло чудо.

Диакон нашего храма отец Руслан рассказал, что приходила женщина, заказывала благодарственный молебен. Год назад она приезжала к нам из другого города и записала на поминовение перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» своего сына. Сейчас он перестал употреблять алкоголь, и она снова приехала, чтобы заказать благодарственный молебен.

На нашей иконе «Неупиваемая Чаша» висит много крестиков, всяких золотых и серебряных украшений, есть часы, даже большой священнический крест. Это же не просто красоты ради, чтобы украсить икону. Это благодарственные либо просительные дары Матери Божией за кого-то. За 30 лет их накопилось столько, что отец Исидор, наш предыдущий настоятель, переплавил их и сделал золотой покров на икону. За последние несколько лет накопились уже новые дары. Это же не просто так человек жертвует какую-то золотую вещь; это либо благодарственная жертва, либо просительная.

– Что делать в такой ситуации, когда дети видят пьющего отца, страдают и просят мать развестись с отцом? Как найти правильные слова? Чтобы не прозвучало: «Не твое дело, не лезь». Но было сказано что-то важное, главное.

Дети должны почитать родителей, даже пьяных, каких угодно. Без родителей не было бы их. Обязательно нужно сказать, что в папе есть образ Божий, который нетленен, красив, прекрасен. Но почему-то трудности жизни привели его к ошибке, и он пока пребывает в этой ошибке. Попросить: «Давай поможем ему, помолимся за него. Доченька, это же наш папа…» Мне кажется, можно найти слова.

Если просто пнуть ногой, то потом совесть будет болеть и у мамы, и у дочки. Им нужно поговорить, уповая на помощь Божию и помня о том, что в папе образ Божий не повредился. – «Да, папа согрешил. А мы с тобой разве не согрешили? Мы тоже с тобой согрешили».

– Алкоголизм это все-таки болезнь?

Болезнь.

Духовная или физическая?

– Всяческая. Это не норма. Это болезнь человека, болезнь общества. Когда человек пьет? Когда ему плохо? Нашел хорошее объяснение: человек пьет тогда, когда его место в жизни намного меньше, чем его амбиции. Условно говоря, человек готов быть чемпионом на Ferrari, а ему покупают самокат. Он понимает, что это не то, и начинает искать каких-то утешений. Если же он чувствует себя чемпионом на Ferrari, пытается купить Ferrari, поехать на соревнования, преодолевает все трудности, тогда не спивается.

Когда возникает несоответствие устремлений, это давит на личность, происходит дисбаланс. С этим трудно смириться. Залить это горе, этот дисбаланс алкоголем проще, но, к сожалению, это не решает проблемы. Поэтому дай Бог, чтобы мы никогда не шли в эту сторону и не занимались даже так называемым культурным пьянством. Потому что с него-то все и начинается...

– Подведем итог нашей беседе. Вы все-таки рекомендуете бороться с этим не в одиночку, а искать единомышленников. Я правильно понимаю?

– Однозначно искать единомышленников. Общества трезвения есть, наверное, в каждом городе России. Они устроены по-разному, работают по-разному, но все-таки это те люди, которые уже протоптали дорожку и могут вас чему-то научить. Желательно, конечно, находиться в церковной ограде, наработать там специфичные знания, навыки и научиться трезвому образу жизни и трезвой реакции на нетрезвого человека.

– Вы дали совет переложить ответственность на Бога. Это то, что нам всем нужно. Но это трудно, потому что мы всё хотим делать сами, сами всё контролировать, исправлять. И, по-моему, от этого еще больше страдаем. Этот совет трудновыполнимый. Как переложить ответственность на Бога?

И об этом тоже надо просить Бога: «Господи, научи меня переложить ответственность на Тебя. А то я такой самоуверенный, все хочу делать сам».

– Большое спасибо! Ваши советы пригодятся не только телезрительнице, не только людям, которые страдают алкоголизмом, но и любому человеку. Потому что у каждого есть какие-то свои страсти.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 20 июля: 15:30
  • Четверг, 24 июля: 00:30
  • Пятница, 25 июля: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Как выстраивать отношения в семье, между тремя поколениями? Почему у молодой семьи часто возникают претензии к собственным родителям? Как вести себя с бабушками и дедушками, которые активно вмешиваются во внутреннюю жизнь молодых родителей? Почему важно всегда "оставлять двери открытыми" и стараться наладить контакт? Разбираться в этой теме будем с семейным психологом Елизаветой Пархоменко, преподавателем Санкт-Петербургского института психологического консультирования, многодетной мамой и супругой священника.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X