Учимся растить любовью. Методика духовного воспитания детей Василия Преображенского

17 сентября 2020 г.

Воскресные школы вновь, после долгого вынужденного перерыва, открывают свои двери. Долгий период изоляции для некоторых из них прошел не напрасно. Например, в воскресной школе при храме Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки появилась новая программа - очно-заочная. В ее основу легла уникальная "Методика духовного воспитания детей Василия Преображенского". Познакомиться с методикой и ее составительницей предлагаем в нашем выпуске. 

"Методика духовного воспитания детей Василия Преображенского" доступна по ссылке:

https://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-traditsionnomu-duhovnomu-vospitaniyu-detej-vasilij-preobrazhenskij

Видеоуроки:

https://www.youtube.com/channel/UCPgZKS1LzfpZKHqM0gZVyeg 

– Сегодня мы отправляемся в деревню Юкки в храм Рождества Иоанна Предтечи, где открылась воскресная школа, которая в этом году работает в очно-заочном режиме. Что это и для кого, узнаете в нашем сегодняшнем выпуске.

Начался учебный год. Двери для детей открыли не только общеобразовательные школы, но и воскресные. Традиционные занятия собрали малышей и детей постарше для того, чтобы они с детства могли знакомиться с родной верой. Но прежде всего для того, чтобы учиться любви и радости. Для этих наук тоже есть школа, где главный Учитель – Христос.

Священник Михаил Кудрявцев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Хочется пожелать детям и родителям, чтобы эти уроки в первую очередь стали уроками любви, взаимопонимания и радости. Вы будете узнавать церковное учение. Но церковное учение ничего не значит, если нет любви. Как говорит нам святой апостол Павел, если мы любви не имеем, то все ничего не значит.

– Многие малыши в этом году впервые метафорически отправятся в плавание на корабле, который держит путь в Царствие Небесное. Но в школе при храме Рождества Иоанна Предтечи есть выпускники, и становится ясно, что воскресная школа их сдружила, сплотила, помогла в период возрастания остаться в храме. Все это заложило тот фундамент, на котором выстраивать жизнь куда легче и вернее, чем на любом другом.

Евгения Томащук, выпускница воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Я переехала сюда пять лет назад и пришла в эту школу. В первый же день мы со всеми ребятами подружились. Они очень хорошие. Абсолютно все ребята очень добрые, искренние. Поэтому я до сих пор с ними общаюсь, до сих пор хожу в школу, в храм. Я многому научилась:  дружить, молиться.

Василиса Купцова, выпускница воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Мы познакомились в воскресной школе и дружим уже пять-шесть лет.

Дарья Толстых, выпускница воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Меня очень успокаивает сам храм. Каждый раз, когда я прихожу из школы (а у меня не очень хорошие одноклассники, немножко «буйные»), сажусь на лавочку и пять минут просто отдыхаю. Это очень успокаивает.

Василиса Купцова, выпускница воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Если совсем плохо и я не могу справиться, то можно попросить у Бога больше сил, чтобы справляться с жизненными трудностями.

– Когда весной воскресные школы закрылись из-за пандемии, дети и родители на себе почувствовали, как им не хватает привычных занятий при храме. За каждой литургией дети ожидали, когда же за ними придет учитель.

Виктория Сергеевна Мераджи, мама четырех воспитанниц воскресной школы:

– Дети привыкли, что в определенный момент приходит волшебница тетя Таня, берет их и проводит с ними занятия. А тут они так сиротливо оглядывались, где же она... Потом я им все объяснила. Они всё поняли, но нам, безусловно, воскресной школы не хватало в этот период.

Татьяна Викторовна Липинская, директор воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи (д. Юкки):

– Храмы, богослужение, само нахождение детей и всех нас в храме ничто не заменит. Но так как в связи с эпидемией нужно было временно закрыть воскресную школу, дети очень переживали. Сегодня у нас первое очное занятие. И дети, и родители очень рады, что  могут прийти именно в храм. Потому что это живое общение.

Для нас по методике Василия Преображенского сделали специальную программу прекрасных видеоуроков. Если снова придется закрыться на какое-то время, как бы печально это ни было, родители с детьми смогут просмотреть эти видеоуроки дома. У нас в сети «ВКонтакте» есть группа «Воскресная школа», в которой они будут выложены. Родители с ребенком могут зайти в группу и в любое время просмотреть видеоурок. Есть инструкция, как сделать поделку.

– Идею создания видеоуроков родители поддержали охотно. Это именно то, чего  не хватало во время самоизоляции.

Жанна Михайловна Толстых, мама пятерых воспитанников воскресной школы:

– Школа все делает для того, чтобы мы не останавливались в обучении слову Божьему, поэтому будут проводиться онлайн-трансляции, для наших детей будут организовываться лекции. Говорят, программа будет очень хорошая. Мы сможем что-то читать, обсуждать. Большое спасибо и батюшке, и матушке, что они это все организовали. Мы очень благодарны им!

Виктория Сергеевна Мераджи:

–  В разных семьях бывают разные ситуации. Маме очень важно знать, что ей есть на что опереться, что она может включить какой-то видеоматериал, с ребенком его посмотреть, потом обсудить. Не каждый готов самостоятельно подбирать материал на определенную тему. Поэтому это, безусловно, хорошая поддержка для мам. У каждой мамы свой уровень подготовки, свой уровень знаний. Мы многие уже взрослыми пришли в Церковь, и у нас в детстве не было такой воскресной школы и религиозного образования.

– Конечно, заочная форма воскресной школы никоим образом не должна вытеснить очную. Ведь школа при храме нужна не столько для знаний, сколько для того, чтобы детям проще было влиться в Церковь.

Священник Михаил Кудрявцев:

– Задача воскресной школы – приобщить детей к церковной жизни и поделиться той атмосферой, которая у нас в храме уже есть. Потому что в нашем храме – слава Богу – вообще атмосфера очень теплая, дружелюбная. Взрослые люди, которые молятся в верхнем храме, создают эту атмосферу, задают определенный тон, а дети, которые занимаются в это же самое время в нижнем храме, получают пример, урок и определенный настрой, который позволит им впоследствии влиться во взрослую общину. Вот так у нас параллельно это происходит.

Конечно же, нам не хватало воскресной школы, когда были некоторые ограничения в связи с пандемией. Родители говорили, что они уже ждут не дождутся, когда можно будет снова собирать детей для занятий. Мы уже об этом говорили. С одной стороны, родителям хочется дать детям духовное образование. С другой стороны, родителям хочется помолиться и чтобы у них была возможность на кого-то оставить детей в храме.

Сейчас у нас все равно обстановка не совсем определенная. Поэтому программа нашей воскресной школы носит очно-заочный характер. Будут предоставляться материалы, по которым родители смогут с детьми осваивать программу воскресной школы. Тем не менее мы все равно никоим образом не отталкиваем людей от храма, не говорим, что надо сидеть дома. Нет, надо приходить в храм, как только есть такая возможность, вливаться в теплую атмосферу храма, чтобы получать не только знания, но и опыт общения, любви, радости и жизни в Святом Духе.

– Заочные уроки опробовали уже летом, когда воскресные школы и так уходят на каникулы. Оказалось, при правильном подходе таким занятиям цены нет. В основу цикла занятий легла серьезная методика. Ее составитель – Татьяна Владиславовна Коваленко, прихожанка храма Рождества Иоанна Предтечи. Методика одобрена Санкт-Петербургской епархией и давно вошла в обиход. Пока в очном режиме. Многие ее знают как «Методику традиционного духовного воспитания детей Василия Преображенского».

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Если открыть старинную книгу «Традиционное духовное воспитание детей» Василия Преображенского, то вы увидите: в самом начале написано, что она посвящается духовному отцу протоиерею Василию Лесняку. Я познакомилась с отцом Василием Лесняком 25 лет назад. Можно сказать, что он вымолил всю нашу семью, и мы пришли к храму. Он нам подарил свою кандидатскую диссертацию. Это книжечка, которая называлась «Симеон Новый Богослов и его богословское учение».

Я в свое время считала, что в православии люди простые, мало знающие, хотя я относилась к вере с очень большим уважением. Я ведь сама пришла к этому. Тем не менее у меня было такое представление. Но когда я открыла его книжечку и поняла, что я со своим образованием с большим трудом понимаю, что там написано, я решила, что это очень серьезно и мне надо срочно подтянуть свои знания. Я трижды ее прочитала, и мне уже стало понятно, что там написано. Я поняла, что Символ веры – это целая система знаний, а не просто перечень каких-то азов.

Так сложилось, что одновременно в детском саду, в котором я была научным руководителем, мы занимались восстановлением эмоционального здоровья детей через аутентичный фольклор. Дети готовились к прекрасным праздникам Рождества и Пасхи, и меня попросили детям кое-что рассказать об этом. Я решила рассказать не «кое-что», а уже ближе к тексту. Я решила прямо процитировать эту замечательную его диссертацию детям. У меня не было особенного опыта работы с пятилетними детьми, но каково было мое удивление, когда я увидела, что дети замерли, когда я стала читать слова Иоанна Кронштадтского о Рождестве. Было слышно, как муха летит. Потом меня попросили приходить к ним раз в неделю, и мы вот так семь лет с детьми провели.

Каждый год было повторение одного и того же курса. Я связывала цитаты из батюшкиной диссертации, говорила детям и смотрела, когда они прекрасно реагируют, а когда  начинают отвлекаться, им неинтересно. Я тогда это все вычеркивала и через год  уже по-другому рассказывала. Вот так в течение семи лет эта методика обкатывалась как галька, и в итоге она сложилась таким образом, что дети просто как на праздник прибегали.

Они так радовались, что я наконец поняла: когда  делишься своей верой с детьми не просто своими словами, а передаешь то, что создали святые, то это совсем другое. Это такое сокровище! Дети с такой радостью реагируют не на тебя, а на это сокровище. Ты понимаешь, что тебе просто выпала честь оказаться в этом райском саду детских душ, где Господь взращивает эти чудесные, прекрасные души, а ты только рядышком стоишь с этими розами...

– Название методики для детей напоминает нам о той самой диссертационной работе отца Василия Лесняка, которая невольно легла в ее основу.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– А Преображенский потому, что он обладал таким даром любви, что, когда умер, у него из духовных чад только священников было 44 человека. Из простых мирян люди пришли, из самых разных специальностей они стали священниками, епископами, уже не говоря о мирянах. Батюшка как бы доносил свет Божий, и души преобразовывались. Эта замечательная методика просто преобразует души. Я вырастила на ней своих собственных детей. Они сейчас уже взрослые, есть уже и внуки.

То, что по этой методике мы сейчас сделали видеоиллюстрации, – это вынужденная мера. Потому что 20 лет назад дети были другими. Они очень мало смотрели видеоконтента. Они были согласны и очень рады слушать, как я сама все это рассказываю и пару иллюстраций показываю. Но когда я попыталась это же изобразить своим внукам, они у меня уже на пятой минуте стали зевать и не знали, куда сбежать. Я поняла, что не очень способна это же донести до них. Тогда я решила сделать диафильм. Мы разбили материал на маленькие кусочки и стали искать в Интернете какие-нибудь иллюстрации. Оказалось, что человечество за 2 000 лет накопило столько шедевров иллюстраций (и картинок, и икон, и художественных картин), что только просто прикоснись – и это все прямо к твоим рукам прилипает!

Эту методику нельзя назвать каким-то автором, потому что это все человечество и Бог. Тут идет прямое цитирование святых, то есть практически уроки проводят святые. А иллюстрации – это живопись и культура всего человечества. Сейчас я очень надеюсь: так как теперь у нас простые уроки – всего 10 минут, включая поделку, то для родителей будет радостью включить их, посмотреть и потом это обсуждать, этим жить.

Данную методику высоко оценили в Санкт-Петербургской епархии; кроме того, в нее внесли правки и уточнения.

– Отец Александр Зелененко, в то время руководивший религиозным образованием, заметил эту методику, и она ему очень понравилась. По его инициативе мы представили ее епископу Тихвинскому Константину, ректору духовной академии. Владыка поручил внести в нее правки тогда еще иподиаконам Кириллу и Мефодию Зинковским. Сейчас у меня, хотя уже прошло 20 лет, хранится книжка, в которую правки внесены их руками.

Маленьким тиражом мы издали небольшую книжечку для детских садов, в которых детей знакомят с аутентичной фольклорной культурой традиционных праздников. Я думала, что книжка уже исчезла, а оказалось, что ее можно найти в Интернете: на портале «Слово» и на сайте azbuka.ru. Еще из Интернета я узнала, что книжкой пользовались в маленьких сельских храмах.

Теперь, благодаря новым возможностям, методика Василия Преображенского обретает новую жизнь. Видеоуроки позволяют заниматься самостоятельно с детьми почти любого возраста. Уроки выкладываются в сети, как только их записывают. Использовать их могут все желающие. Урок состоит из небольшого видео и творческого задания.

(Фрагмент текста): 

«…Мама его бегом побежала вниз, не надеясь застать его живым, ведь он упал с огромной высоты на камни. С плачем она подбежала к сыну и увидела его живым и здоровым. Это ангел-хранитель раскрыл свои крылья».

– Так вот, я хотела вам рассказать, что это было в моей жизни.

Как это?

– Когда моей Маше было 5 лет, мы пошли на детскую площадку. Было это на Васильевском острове. Маша забралась на высокую железную лестницу, под которой был залит бетон. Дальше эта высокая лестница переходила в турник. Как сейчас помню, Маша была на турнике в белом платьишке. И вот, представляете, на моих глазах, она не удержалась на этом турнике, у нее разжались руки, она стала падать. Я за голову схватилась, думая, что сейчас будет. А это было до того, как я воцерковилась. Осознала это все я потом, через несколько лет после того, как это произошло. А произошло это так: она стала падать все медленнее, я даже не услышала, как она опустилась на бетон. Она тихо-тихо приземлилась, как Дюймовочка, распустив свое платье. Вот что может ангел-хранитель. Ни одного синяка…

Видеоурок ребенку можно и даже полезно смотреть самостоятельно. Вернее, пересматривать. Но первый раз нужно смотреть со взрослым.

– Это очень важный момент. Для детей виртуальное и реальное неразличимы, они живут в этом уроке. Происходит контакт души человека напрямую со словами святых. Крайне важно, кто сидит рядом с детьми. Любви человеческой может научить только человек, живая душа. Они должны видеть, как благоговейно смотрит фильм их крестный или родитель, как он благоговейно рассказывает или вспоминает случаи из своей жизни.

Как мы говорим, мультфильмы надо смотреть вместе с мамой. Процесс должен быть живым: мультфильмы как дополнение общения с мамой, а не мама как дополнение мультфильмов… Живую человеческую душу нельзя заменить Интернетом.

Горячую веру не может передать компьютер. Ее может передать только человек, который вместе с тобой этот контент проживает. Татьяна Владиславовна, как составитель методики духовного воспитания детей, считает: любое занятие, будь то музыка, рисование, совместный просмотр фильмов или мультфильмов, можно переосмыслить в духе христианства.

Оказывается, проявив фантазию, можно из всего создать сказку. Именно в такой сказочной форме Ирина Шеина преподает музыку детям: на дому и в храме, а заодно передает знания о вере.

– Сказка родилась совершенно неожиданно даже для меня. В течение наших занятий мы выучили серию песен, и мне показалось скучным, что дети будут просто стоять и петь песни. Я решила объединить их каким-то элементарным сюжетом, и в результате родилась сказка. Все было очень просто.

Для того чтобы смысл песни был детям понятнее и доступнее, мы решили нарисовать рисунки. Получилось, что дети и в музыке, и в живописи выразили себя как православные люди, как творческие натуры, натуры детские, близко стоящие к Богу. Пожалуй, важно помнить главное: все, посеянное нами в душах детей, когда-нибудь непременно даст всходы, а потом и плоды.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать