Новоиспеченных первоклассников посвящают в пешеходы. И неслучайно. Эти новые социальные роли идут бок о бок. Возрастает самостоятельность, а значит, и ответственность. Первые учителя правил безопасного движения для детей - их родители. Однако даже не все взрослые успевают за современными переменами на дорогах. О том, как учить детей безопасности, поговорим в выпуске. А помогут нам сотрудники и гости Центра безопасности дорожного движения "Перекрёсток" Дома детского творчества "Союз".
Наступил новый учебный год, и многие дети сменили свой статус с дошкольников на школьников. Но вместе с новым статусом пришла и новая ответственность, в том числе и за правила поведения на дорогах. Сегодня предлагаем отправиться на праздник посвящения в пешеходы для первоклашек, а заодно поговорим в нашей передаче о том, как обучать детей правилам безопасного движения.
Неизбежные ошибки в школьных тетрадках – совсем не беда. А вот ошибки на дорогах могут оказаться трагичными. Обучать правилам дорожного движения, а точнее, дорожной безопасности юных пешеходов нужно с раннего детства. Знают это не только родители и педагоги, но и те, кто за рулем.
Михаил Владимирович Букин, председатель Выборгского отделения Общества автомобилистов:
– На мой взгляд, обучать детей с раннего возраста намного логичнее и практичнее, потому что они всё впитывают, это откладывается у них в подсознании, и потом, когда они вырастут, уже вряд ли будут нарушать правила. Думаю, для этого необходимы вот такие мероприятия, чтобы они не забывали то, чему их научили. Учить детей можно со школы, даже с детского сада; чем раньше, тем лучше.
Хотя в детской песенке и поется, что неизвестно, кто придумал светофор, однако придумал его англичанин Джон Пик Найт в XIX веке. С тех пор ситуация на дорогах изменилась так кардинально, что знать правила дорожной безопасности стало делом первой необходимости. В школах, детсадах и других детских учреждениях к этому вопросу с каждым годом внимание только возрастает. Праздник посвящения в пешеходы, проводимый Домом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга, – лишь часть огромной работы, которую проделывают и его сотрудники, и юные учащиеся, чтобы снизить потенциальную опасность, которая подстерегает любого участника дорожного движения.
Евгения Юрьевна Ананьева, исполняющая обязанности директора Дома детского творчества «Союз»:
– Нашему учреждению уже более 30 лет. В Доме детского творчества «Союз» занимается более 3 000 детей. Направления самые разные: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, музыкально-художественное направление (хореография, вокал, театр, музыкальный театр). В каждом направлении наши педагоги большое внимание уделяют правилам дорожного движения. Во-первых, проводится инструктаж в начале учебного года, потом в середине учебного года. Также мы проводим очень много мероприятий, отборочных конкурсов по Выборгскому району. Победители участвуют в городских конкурсах по безопасности дорожного движения.
Этим направлением мы занимаемся очень давно. Это очень важный вопрос, потому что любой ребенок, который идет в школу либо к нам в Дом детского творчества, переходит дороги и должен соблюдать правила дорожного движения. В районе наш Дом детского творчества – единственное учреждение, которое занимается этим направлением. Мы работаем со всеми школами и всеми детскими садами Выборгского района Санкт-Петербурга. Занимаемся по двум направлениям: ведем досуговую и образовательную работу. Наши педагоги дополнительного образования работают на базе детских садов и на базе школ ведут занятия по правилам дорожного движения с учащимися начальной школы и старших классов.
Также мы ведем разные проекты по данной теме, участвуем в конкурсах, проводим конкурсные мероприятия, например, по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, вокалу. Мы активно вовлекаем и родителей наших учащихся, потому что родители – это первые учителя, которые учат детей, как переходить дорогу. Следовательно, они тоже должны выполнять правила дорожного движения.
Посвящение в пешеходы первоклассников помогают проводить старшеклассники. Они – юные инспекторы движения, полноценные участники работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Такая эстафета от старших к младшим – отличное решение.
Евгения Юрьевна Ананьева:
– Очень хорошо идет процесс передачи знаний от ребенка к ребенку. Мы работаем с юными инспекторами дорожного движения, они готовят различные мероприятия и идут к ученикам начальной школы. Старшеклассники вместе с ними учатся, рассказывают им про такие интересные направления, как безопасность на дороге, безопасность на тротуаре, рисуют с ними стенгазеты, проводят различные мероприятия. Такие мероприятия, когда школьник для школьника, дают положительный эффект: дети самоутверждаются, выполняют правила дорожного движения. В общем, идет обучающий процесс.
Подросткам, знающим правила поведения на дорогах, часто приходит в голову эти правила подвергать сомнению, нарушать. Чем это чревато, говорить не приходится.
Наталья Андреевна Муравьева, руководитель Центра безопасного движения «Перекресток»:
– У подростков какая главная проблема? Они начинают расшатывать систему, нарушать правила, но плохо себе представляют, какие могут быть последствия. Они эти последствия или игнорируют, или считают, что пронесет. Показать подросткам последствия этих действий – самая главная задача.
Что касается зацеперов, есть замечательный фильм про мальчика-зацепера, который оказался в инвалидном кресле. Мама его вытянула, дала ему надежду, уверенность, и он рассказывает всем ребятам о своем печальном опыте.
Старшим школьникам, я считаю, очень полезно вместе с родителями смотреть Telegram-каналы, где показаны ДТП. Там все очень наглядно. Например, был такой случай: приехал мальчик из глубинки к своим знакомым в Санкт-Петербург. Он никогда не видел электросамокатов, огромных улиц, не знал таких скоростей. А у них был электросамокат. Он спросил, можно ли покататься. Ему разрешили. Последний раз мальчика видели летящим на огромной скорости. Мальчика больше нет. Он приехал, прокатился – и всё.
Учить детей обращаться с современными средствами передвижения, передвигаться так, чтобы остаться живым и здоровым и не подвергать опасности жизнь и здоровье других людей, – наша приоритетная задача.
Хочу сказать еще об одном моменте. Я подошла к подросткам с предложением сделать какой-то проект, и мы стали выбирать тему проекта. Я спросила: «Ребята, а вы сами когда-нибудь нарушаете правила дорожного движения?» Оказалось, что очень часто нарушают, переходят на красный сигнал светофора. Как так? Например, есть в Санкт-Петербурге Светлановская площадь, там очень сильно загруженная транспортная развязка, поток машин не соответствует пропускной способности магистрали. Осложняется все тем, что там трамвайное движение, много всяких других обстоятельств. В итоге там несколько светофоров, и чтобы перейти Светлановскую площадь, нужно везде дождаться зеленого сигнала светофора. Красный сигнал светофора горит более 100 секунд; нереально так долго ждать для обычного человека, тем более для подростков, которые вечно торопятся, бегут. Соответственно, подростки нарушают правила дорожного движения, перебегают на красный сигнал светофора.
Что мы сделали? Отряды юных инспекторов движения вышли в патрулирование на эти перекрестки и стали вести наблюдение. Ребята считали, сколько пешеходов было за полчаса и сколько было нарушителей. К сожалению, на некоторых перекрестках нарушителей было до трети от общего количества пешеходов; это очень большое количество. С этими результатами мы пошли в Дирекцию по безопасности дорожного движения, чтобы выяснить, можно ли изменить время сигнала, чтобы это было не 100 секунд, а 50, например. Выяснилось, что если мы так сделаем, то создадим огромную пробку для автомобилей, а для пешеходов ситуация кардинально не изменится. В итоге будет только хуже.
С этими результатами мы пошли в школы (это актуально для школ, которые находятся в непосредственной близости), чтобы рассказать детям, что пока, к сожалению, останется так, как есть. И чтобы у детей отложилось, чем чревато нарушение правил дорожного движения, мы провели акцию, которая называется «Письмо в будущее». Мы приготовили капсулу времени, и каждый написал письмо себе в будущее примерно такого содержания: «Сейчас мне тяжело дожидаться зеленого сигнала, потому что красных сигналов много и они долго горят. Но, к сожалению, если я буду нарушать правила дорожного движения, то, во-первых, покажу плохой пример всем остальным и нарушу культуру пешехода в нашем городе; во-вторых, могу не получить это письмо через год».
Пожалуй, самый сознательный пешеход – это автомобилист. Только сев за руль, понимаешь, какую опасность несет автомобиль и как трудно водителю реагировать на экстренные ситуации.
Михаил Владимирович Букин:
– Когда я после долгого вождения первый раз оказался на дороге, понял, что очень многое упущено; я не знал и не понимал опасности, которая исходит от автомобиля. Безусловно, пешеходы должны быть не менее информированы про ситуацию на дороге в связи с тем, что сейчас машин стало намного больше, движение более интенсивное. Конечно же, надо углублять их знания.
Наталья Андреевна Муравьева:
– После трех лет начинать обучать правилам уже поздно. Я считаю, когда родитель с ребенком переходит дорогу (когда ребенок уже что-то соображает, находится в сознательном возрасте), он должен своим примером показывать правила поведения и все рассказывать: сейчас мы делаем вот так. И ребенок уже автоматически будет впитывать правила поведения.
Первый обязательный момент, который родитель должен показать ребенку, – осмотр проезжей части: смотрим налево, направо. И хорошо, если ребенок скажет, можно переходить дорогу или нет. Это будет здорово.
Когда я пришла работать в «Перекресток», я поняла, что мне нужно повысить свой уровень знаний правил дорожного движения, поэтому пошла на курсы защитного вождения. Там очень много узнала про то, как обезопасить себя, своих пассажиров и всех, кто находится вокруг, соблюдая безопасную дистанцию вокруг автомобиля. Есть «правило трех секунд». Когда у водителей, которые попали в ДТП, спросили, смогли бы они предотвратить ДТП, если бы за три секунды до этого знали, что так случится, подавляющее большинство ответили: да. То есть нужно держать такую дистанцию до автомобиля, чтобы можно было спокойно посчитать: раз, два, три (три секунды).
Я на практике узнала, что такое вождение с комментированием. Это когда водитель едет и проговаривает дорожную ситуацию. Например: сейчас зажжется красный сигнал светофора, вот там знак: «Главная дорога». Здесь нужно уступить дорогу. И так далее. Вождение с комментированием, оказывается, гораздо интереснее и полезнее, чем когда просто едешь и в моменте начинаешь реагировать. Когда проговариваешь действие, гораздо лучше усваивается материал.
То же самое касается и пешеходов. Каждое свое действие родитель ребенку должен обязательно проговаривать, рассказывать, что он будет делать через несколько секунд: сейчас я делаю вот это, а через несколько секунд буду делать это... Это нужно, чтобы у ребенка потихонечку формировалось умение планировать будущее.
Если вы называете пешеходный переход «зеброй», придется переучиваться. Кстати, полосатые обозначения мест для перехода дороги, как и светофор, впервые появились в Великобритании, но уже в XIX веке.
Наталья Андреевна Муравьева:
– Когда мы спрашиваем у детей, как называется эта дорожная разметка, они обычно говорят, что это «зебра». Мы говорим, что это неправильно. Зебра – это полосатая лошадь в Африке. А на дороге – разметка, которая называется «пешеходный переход». То есть мы учим детей говорить правильно. Да, переход полосатый, похож на зебру своими полосками, но это не зебра.
То же самое касается «лежачего полицейского». Мы учим говорить правильно: искусственная неровность. Дети вполне могут это выговорить. Мы учим детей говорить правильно, выражаясь специальными терминами. Например, фликеры, которые делают нас более заметными в темноте, очень многие называют светоотражающими элементами. Это неправильное название. На самом деле это световозвращающий элемент. Когда свет попадает на этот элемент и возвращается к источнику, только тогда он работает, только тогда водитель увидит пешехода.
Дальше я хотела бы рассказать про группы знаков дорожного движения. Очень многие дети думают, что знаки – это просто какие-то обозначения, которые все одинаковые. Чтобы дети не путались, мы делим знаки на группы.
Есть знаки предупреждающие, они находятся в красном треугольнике и предупреждают о том, что нас ждет впереди. Например: пересечение с велосипедной дорожкой, дорожные работы. Есть знаки запрещающие, которые, например, запрещают движение, или запрещают ехать с большей скоростью, чем указана в знаке. Эти знаки круглые в красном кружочке. Есть знаки сервиса: автозаправочная станция или пост дорожной патрульной службы. Есть знаки предписывающие, которые говорят, что нужно делать именно так. Например: здесь должны ходить пешеходы, здесь нужно двигаться по кругу. Допустим, кругленький знак, где на синем фоне белым цветом написана цифра 50, предписывает двигаться только с указанной скоростью, не меньше 50 км/час.
Еще есть информационные знаки. Они квадратные. Эти знаки что-то рекомендуют. Например, что мы можем двигаться со скоростью 50 км/час. Но если мы поедем с большей или меньшей скоростью, нам ничего за это не будет. Есть знаки особых предписаний. Они бывают разные. Например, наш главный знак – пешеходный переход – устанавливается именно в месте пешеходного перехода, в отличие от предупреждающего знака. И самые интересные знаки – знаки приоритета. Они все разной формы. Например: «Главная дорога»; «Уступи дорогу»; «Стоп». Эти знаки рассказывают, кто должен проехать первый.
Мы учим детей распознавать знаки, когда готовим их к городским и районным конкурсам. И, конечно, эти знаки очень нужны автомобилистам.
Для обучения правилам безопасности на дорогах есть множество пособий, специальные игры, книги для всех возрастов и приложения для гаджетов.
Наталья Андреевна Муравьева:
– В компьютерном классе у нас, как правило, проходит проверка знаний учащихся. Это делается на компьютерах с помощью специальных тестов для школьников. Вот пример вопроса: какой путь безопаснее для пешехода при переходе через проезжую часть? Вот у нас есть пешеход; видно, что он еще не взрослый, и можно перейти через проезжую часть или перпендикулярно, или наискосок. Если идти наискосок, быстрее получится дойти до остановки. Мы учим детей, что нужно выбирать наикратчайший путь, перпендикулярно проезжей части. Отвечаем и переходим к следующему вопросу.
Эффективность усвоения материала специалисты оценивают по-своему. Их критерии можно назвать безошибочными.
Наталья Андреевна Муравьева:
– Госавтоинспекция ежемесячно присылает нам сводку дорожно-транспортных происшествий. Если наши дети остались живы и здоровы, для нас это хороший результат. Мы смотрим эффективность не только по этим тестам, есть еще другие разные способы проверки знаний. У нас дети показывают традиционно высокий уровень знаний, не менее 80% детей хорошо и серьезно усваивают правила дорожного движения. Для нас это хороший показатель.
Не все дорожные правила очевидны и понятны сразу. Иногда, чтобы хорошо представлять ситуации на дороге, приходится учиться и даже переучиваться, ведь прогресс несет перемены.
Наталья Андреевна Муравьева:
– Перемены происходят не с точки зрения изменения правил дорожного движения, они в основном одни и те же. Перемены идут в связи с увеличением количества автомобилей. Если 30 лет назад было несколько десятков машин на каждую тысячу жителей Санкт-Петербурга, то сейчас это количество больше трехсот, в некоторых районах даже четыреста машин на тысячу жителей Санкт-Петербурга. Это личный автотранспорт. Соответственно, все эти транспортные средства ездят по дорогам и создают реальную опасность для жизни и здоровья наших детей.
Чем дети отличаются от взрослых? Взрослый подходит к проезжей части, чуть-чуть поворачивает голову, и у него угол обзора более широкий. У ребенка более узкий обзор, поэтому детей нужно учить поворачивать голову и в одну сторону, и в другую. Причем тут они могут запутаться и в моменте просто не сообразят, куда посмотреть. Поэтому мы учим, чтобы они смотрели по сторонам. Если раньше поток машин двигался только с одной стороны, можно было посмотреть, убедиться, что машин нет, и переходить дорогу, то сейчас, к сожалению, очень многие курьеры не соблюдают правила дорожного движения. Все знают, как ездят наши товарищи на электросамокатах или электровелосипедах. И чтобы ребенок остался жив и здоров, нужно учить его смотреть во все стороны перед тем, как перейти проезжую часть. Это первый момент.
Второй момент. Когда ребенок видит зеленый сигнал светофора, тут же пытается переходить дорогу. Это распространенная ошибка. Дети не учитывают, что водитель может быть сонный, больной, что у транспортного средства могут отказать тормоза. Водитель может элементарно смотреть в телефон, что, к сожалению, сейчас часто бывает. Поэтому машина может не остановиться, когда ребенок шагнул на проезжую часть. Самая страшная ситуация, когда загорается зеленый сигнал светофора – и ребенок шагает под машину. Бывают страшные катастрофы, и мы стараемся рассказывать о них.
Во всех детских садах и школах учат, что нужно переходить проезжую часть по пешеходному переходу. К счастью, большинство детей это правило соблюдают. Но это, к сожалению, не всегда работает с другими транспортными средствами. Например, они видят очень плохой пример взрослых, которые ставят их на электросамокат и вместе с ними едут. Поэтому на родительских собраниях мы говорим об этом. И все остается на совести родителя.
Когда ребенок переезжает пешеходный переход на своем маленьком велосипеде или самокате, он привязан к своему транспортному средству. Если вдруг на дороге происходит нештатная ситуация, авария, какой-то опасный момент, взрослый человек успеет резко остановиться, отскочить в сторону, как-то сманеврировать, а ребенок, который привязан к своему транспортному средству, подвергается страшнейшей опасности. Родители, рядом с которыми едет ребенок, также подвергают опасности своего ребенка. Поэтому нужно переходить пешеходный переход пешком, держа такое транспортное средство в руках.
Есть еще такое понятие, как слепые зоны автомобиля. Если ребенок не знал об этом и оказался в слепой зоне автомобиля, а автомобиль начал движение, происходит трагедия. Почему это происходит? Ребенок этого не знал или был невнимательным. Родители, найдите возможность подвести своего ребенка к микроавтобусу, автобусу, грузовому автомобилю и покажите, что у легкового автомобиля слепая зона маленькая, а у грузового – огромная, и ребенка не видно. Рассказав об этом ребенку, мы избежим множества трагедий. Каждый день говорить об этом не надо, чтобы у детей не сформировался отрицательный рефлекс, но раз в месяц или раз в несколько месяцев обязательно нужно вспоминать правила, о которых я говорю, чтобы дети были живы и здоровы.
Очень хочу сказать про моменты, которые случаются во дворах. Все думают, что если двор, то всё в порядке. Нет, машины, которые паркуются у дома, представляют собой огромную опасность. Когда ребенок торопится гулять, к друзьям и выбегает из своего подъезда, в этот момент его нужно остановить и сказать, что здесь нужно внимательно осмотреться, проверить, нет ли машины. Нужно вырабатывать у ребенка условный рефлекс. Убедившись, что путь безопасен, можно переходить любую проезжую часть, даже перед домом во дворе. Проезд через арку тоже несет огромную опасность. Нужно на практике обязательно подходить к арке и внимательно смотреть, нет ли машины. Пока у ребенка не появится практического навыка, все наши слова об опасности будут бессмысленны.
Тема безопасности на дороге совсем не теряет актуальности. С каждым годом автомобилей все больше, общественный транспорт стал ходить регулярнее, число велосипедистов тоже выросло. Появились и совсем новые участники движения.
Евгения Юрьевна Ананьева:
– Если раньше опасность была на дороге, тротуар был более-менее безопасен, то сейчас и тротуар не безопасен, потому что появились самокаты. Это, конечно, наша боль. Очень большой процент травматизма, и смертность очень высокая. Еще родители покупают самокаты детям. Мы объясняем родителям, что это опасно, что надо ребенку проводить инструктаж, надевать шлем, наколенники и очень внимательно относиться к ситуации на дороге.
В начале учебного года каждый ученик прописывает себе безопасный маршрут от дома до школы. Классные руководители, ответственные за это направление, проговаривают это, и на классном часе после линейки каждый ребенок рисует безопасный путь к своей школе.
Мы также обращаем внимание на то, чтобы были светофоры в оживленных местах. Если вдруг где-то появился более оживленный участок, мы делаем запрос в ГИБДД, чтобы там поставили светофор. Такую работу мы тоже проводим. Либо если в местах подхода к образовательному учреждению пешеходный переход ненадлежащего качества, мы делаем запрос, чтобы его обновили.
Активная позиция в вопросе безопасности на дорогах только приветствуется. Заявки на неисправности и недоработки может подавать в соответствующие инстанции любой горожанин. Безопасность – дело каждого. Вашу бдительность оценят, а работу с детьми поддержат.
Владимир Александрович Целиков, подполковник полиции, начальник отдела Госавтоинспекции УМВД России по Выборгскому району:
– Ежегодно в начале учебного года на территории Выборгского района Санкт-Петербурга проводится профилактическое мероприятие: «Внимание – дети!» Данное мероприятие направлено на закрепление навыка безопасного поведения юных участников дорожного движения после продолжительных летних каникул. Начался новый учебный год. Дети, которые совсем недавно радовались беззаботным летним денькам, вновь стали школьниками. Кто-то в первый раз начинает делать свои школьные шаги. Поэтому именно для самых юных пешеходов – первоклассников было организовано мероприятие, посвященное посвящению в пешеходы. В рамках данной программы ребята узнали про правила дорожного движения, правила поведения пешеходов на проезжей части, безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно. Также со школьниками были проработаны опасные дорожные ситуации, которые могут их подстерегать в обычной жизни, если они не будут соблюдать правила дорожного движения. Мероприятие получилось очень интересным и увлекательным, а самое главное – познавательным. Ребята с большим удовольствием принимали активное участие в играх, конкурсах, показали отличные знания правил дорожного движения.
Пользуясь возможностью, хотелось бы обратиться к взрослым, к родителям. Уважаемые родители, вы являетесь главным примером для своих детей и своим поведением формируете у детей привычки, в том числе культуру поведения на дорогах. От вас зависит, какие уроки дорожной грамотности усвоит ваш ребенок. От своего имени желаю вам безопасных дорог. Берегите друг друга.
Евгения Юрьевна Ананьева:
– Что я могу порекомендовать родителям? Беседовать на данную тему с вашим ребенком. Это первое. Второе: самим выполнять правила дорожного движения. Куда бы вы ни торопились – на работу, на встречу, еще куда-то – всегда соблюдайте правила дорожного движения. Вы – первый пример для подражания, авторитет для ребенка. Если вы будете нарушать правила, то не помогут никакие конкурсы и викторины, никакие знания, которые даем мы. Все наши мероприятия направлены на то, чтобы ребенок выполнял правила дорожного движения, но вы – авторитет. Выполняйте правила дорожного движения.
Выходите на наш сайт, ищите нашу группу «ВКонтакте»: Дом детского творчества «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга. Смотрите наши мероприятия, у нас много познавательных викторин, мы их проводим дистанционно. Участвуйте в наших конкурсах. Будем рады вас видеть.
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Монах Лазарь Афанасьев. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни
У книжной полки. Эдуард Качан. Объясняем Символ веры
У книжной полки. Святитель Иоанн Шанхайский. Уроки пастырства
У книжной полки. Александр Богатырев. Свечу не ставят под спудом
У книжной полки. Детский патерик. Рассказы для детей из жизни святых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!