Учимся растить любовью. Как говорить с детьми о Литургии

8 сентября 2022 г.

Как говорить с детьми о Литургии? Нужно ли пытаться донести сокровенный смысл каждого элемента богослужения? Если да, то с какого возраста начинать? Как подступиться к делу, если не хватает знаний? Об этом - наш очередной выпуск.

С методикой, о которой пойдет речь, можно ознакомиться по ссылке:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLKelsUCW9whBXpek__B0OspgrI2T26-vX

Как только ребенок рождается, верующие родители приносят его в храм. Когда он возрастает, у родителей возникает потребность раскрывать ему суть происходящего вокруг, рассказывать о том, что скрывается за каждым действием и каждым словом Божественной литургии. Как это сделать, если мы сами не вполне владеем материалом, – об этом расскажем в нашем выпуске.

Погожий солнечный день. Семья Коваленко проводит время вместе: три поколения собрались под одной крышей. Приехали друзья, тоже с детьми. Сегодня кроме игр и чаепития у них запланировано важное дело: просмотр урока о литургии верных. Его составила Татьяна Владиславовна Коваленко, автор «Методики традиционного духовного воспитания детей Василия Преображенского», одобренной Санкт-Петербургской епархией для преподавания в воскресных школах. Новый урок – особенный, он для семейного изучения. Сегодня внуки автора урока смотрят его впервые.

Татьяна Владиславовна Коваленко, автор «Методики традиционного духовного воспитания детей Василия Преображенского»:

– За эту жизнь мы должны уподобиться Богу, стать похожими на Бога. Вот какая у нас сложная задача. Господь Иисус Христос сразу знал, что мы сами не можем это сделать, поэтому даровал нам Причастие. Мы причащаемся на литургии. И вот сейчас мы с вами увидим литургию глазами святого человека. У меня в руках замечательная книга Сергия Правдолюбова «Объяснение Божественной литургии». Батюшка в страшное предреволюционное время прочитал десять проповедей, и эти проповеди записали его любимые прихожане. Когда я прочитала эту книгу, поняла, что литургию можно увидеть совсем по-другому – горящим сердцем. И сейчас мы с вами будем смотреть фильм, где вы услышите слова горящего сердца отца Сергия Правдолюбова, священноисповедника.

Урок длится всего 28 минут. При этом насыщенность его и наполненность смыслом такова, что внимание зрителей, в том числе юных, не рассеивается, при условии, что литургия – не новое слово для них, а участие в богослужениях – привычная практика. К уроку предлагается специальная карта, она помогает отмечать важные моменты и запоминать их еще лучше. И урок, и карту можно найти в сети в свободном доступе. После урока – задание, не для всех простое: найти в тексте литургии начало Евхаристического канона. А рекомендованное для этого пособие предлагаем взять на заметку.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Вот эту чудесную книгу выпустила Анна Сапрыкина, матушка, жена священника, кандидат технологических наук. Она многодетная мама, дети постепенно вырастали и входили в Церковь. Мы с вами посмотрели фильм о литургии за полчаса, а они в течение двадцати лет потихонечку писали себе шпаргалочку о смысле каждой части литургии. Когда все дети выросли, получилась вот такая очень важная книга. Матушке Бог послал очень талантливую художницу, которая сделала прекрасные иллюстрации к книге. С одной стороны листа идет все то, что вы слышите на литургии, а с другой стороны – смысл, объяснения. Например, как одеты священники, что они носят. Можно сидеть и потихонечку это рассматривать.

Василий Андреевич Куделин, ученик православной гимназии Сергия Радонежского (Москва):

– Как же мне не хватало этой книги на экзамене!

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Господь нам с вами послал одновременно книгу Сергия Правдолюбова и книгу Анны Сапрыкиной. Теперь мы можем в них углубляться.

Кроме прекрасной книги Анны Сапрыкиной есть еще одно важное пособие. Его найти сложнее, но рассказать о нем хочется.

Татьяна Владиславовна Коваленко (и далее идет разговор с внуками):

– Посмотрите внимательно. Иоанн Златоуст возглавлял Церковь Константинополя с 381 по 397 год. Теперь посмотрите, что в это время происходило в Евразии. Посмотрим, была ли наша Русь в это время.

– Не было.

– А какие-то намеки были?

– Были славянские племена.

– Правильно, вот обозначены славянские племена. Мы видим, что уже в это время Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Как вы помните, Западная потом угаснет, а Восточная только набирает свою мощь. Вот мы видим Византию.

Хронотоп – хронологическая карта истории евро-азиатского пространства – помогает понять, как церковная история сопряжена с историей развития стран.

Иван Андреевич Куделин, ученик православной гимназии преподобного Сергия Радонежского (Москва):

– Любимый предмет – история. И есть хорошее пособие – хронотоп, где проведены линии истории и можно наглядно посмотреть, что было в разных местах в разное время. Очень приятно, что мой папа поучаствовал в его создании.

Василий Андреевич Куделин, ученик православной гимназии преподобного Сергия Радонежского (Москва):

– У меня недавно был экзамен по «Закону Божьему». Было сложно сдавать. Если бы у меня была тогда такая книга, мне было бы проще. А если бы я мог посмотреть этот фильм о литургии! У меня как раз по литургии были проблемы: нужно было объяснить порядок службы, смысл каждого из моментов.

Любомир Владимирович Коваленко, ученик общеобразовательной школы:

– Я раньше не понимал, что происходит на службе. А теперь я начал больше понимать, что происходит на литургии и какая это часть жизни Иисуса Христа.

Не слишком ли сложен подобный урок для детей, если даже для взрослых в нем много открытий? Зачем гадать? Лучше спросить.

Михаил Андреевич Куделин, ученик православной гимназии преподобного Сергия Радонежского (Москва):

– Этот фильм можно показывать детям 8–9 лет. Если это смотреть регулярно, то можно все выучить – и будет очень легко в следующих классах. Для участия в литургии тоже очень хорошо посмотреть этот фильм, чтобы понимать, когда что нужно делать.

Василий Андреевич Куделин:

– Пока ребенку нет пяти лет, можно с ним просто ходить в храм и дожидаться причастия. С пяти лет, на мой взгляд, надо объяснять, как себя вести на службе, когда делать поклоны, креститься, подпевать. А уже с семи лет, я считаю, можно объяснять, что происходит, и помогут в этом фильмы, книги.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Самое главное – чтобы дети полюбили литургию, стали соучастниками литургии. Так сложилось, что одни мои внуки учатся в православной гимназии, где им все очень глубоко, подробно объясняют, а другие ходят в обычную школу, и их, конечно, удержать очень сложно. Каждому ребенку нужно свое время для созревания. Когда они уже глубоко знают Священную историю, уже можно ее выложить как мозаику: от вечерни до литургии, от сотворения мира до воскресения Христа. И дети будут понимать все слова.

То есть когда ребенок сам начинает читать, ему обязательно нужно знакомиться со смыслами литургии. Но если он просто сидит на руках у мамы, которой все это очень интересно, ребенок на невербальном уровне ощущает материнский восторг и находится в этом поле любви. Маленькие дети до семи лет, как магнитофон или видеокамера, всё запечатляют. Поэтому мы и говорим, что очень хорошо малышей носить на литургию. Да, они еще ничего не понимают на сознательном, вербальном уровне, но они проживают это.

Идея создания такого обучающего фильма для детей родилась не так давно, и ее воплощение стало для автора делом первейшей важности.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Год назад я случайно купила книгу Сергия Правдолюбова «Объяснение Божественной литургии». И я была поражена! Никогда не думала, что можно вот так взглянуть на литургию: именно проживать ее всем сердцем, эмоционально и видеть в ней Евангелие. Мне всегда казалось, что литургия – это набор молитв, песнопения, и все это в какой-то стройной последовательности. Но чтобы увидеть в одной литургии все события жизни Христа, – это было для меня поразительно.

Я взяла эту книгу с собой в отпуск, три недели все подчеркивала и сделала себе шпаргалку на листочке. Так сложилось в моей жизни, что у меня обнаружили смертельное заболевание и дали мне три месяца жизни. Тогда я решила ходить каждый день на литургию, подумала, что в последние дни жизни хорошо быть со Христом. И я стала каждый день следить за ходом литургии по своей шпаргалке. Шпаргалку я сделала так: название какой-то части литургии, а напротив – хотя бы одно предложение Сергия Правдолюбова, для горения сердца. Например: «Херувимская» – небесное шествие Господа на вольное страдание. И совсем по-другому ощущает сердце, когда читаешь такие слова.

Потом у меня родилась идея. Я подумала, что наши дети изучают Священную историю, ленту времени, знают догматику, но что-то должно завершать все это. Глубинная идея Сергия Правдолюбова: есть человеческое обучение – это то, что мы сами изучаем, а есть то, что Бог делает с нашим сердцем. Мы стоим на литургии, а Господь строит невидимо в нашем сердце Царство Небесное. То есть мы каждую литургию входим в Царство Небесное. Вот эта идея меня совершенно потрясла, и  я стала думать, как ее реализовать.

Я просмотрела разные литургии, и единственная литургия Валаамского монастыря оказалась со студийной записью хора, то есть там слышно каждое слово хора. Конечно, этой литургии оказалось недостаточно, пришлось для фильма взять еще несколько литургий, потому что нужны были съемки из алтаря. Ведь в алтаре происходит много таинственных моментов, которые не видны снаружи. И очень важно, чтобы это сочеталось. Поэтому в фильме присутствует несколько литургий, но основная литургия – из Валаамского монастыря: она такая торжественная, такая величественная! Я смотрю один и тот же фильм в тридцать третий раз, но у меня возникает трепет сердечный.

Важно, что урок рассчитан на просмотр именно в кругу семьи, с вовлеченным взрослым. Для большинства верующих воцерковленных родителей такой урок не менее полезен, чем для их детей.

Мария Вячеславовна Куделина, многодетная мама:

– Я замечала, как даже хорошо воцерковленные дети интересуются ходом службы. Подбегают: «Причастие скоро? Сейчас Символ веры? Значит, понятно, когда причастие». Все ориентируются на причастие, это главное. А что до этого происходит – не очень понятно. Да, можно посмотреть текст службы, следить глазами, но это просто слова хороших молитв. А почему именно сейчас это произносится – вообще непонятно.

И вот когда мама начала создавать эти фильмы (по вечерне, по литургии), появилось совсем другое ощущение: ты ориентируешься не просто на слова, а понимаешь, что это означает, что символизирует. И испытываешь совсем другие ощущения. Например, когда в начале вечерни батюшка в тишине храма кадит, это означает, как Дух Святой летал в тишине при сотворении мира. И теперь у меня в этот момент мурашки по телу, начинаешь чувствовать по-другому. То есть это не просто звук кадила в тишине; это наполнено огромным смыслом.

И детям надо все объяснять, но не так: мол, сейчас помолчите, сейчас встаньте на колени. А почему – не знаю, так принято. Когда с детьми смотришь фильм, понимаешь смысл каждого момента богослужения. Например, вот сейчас Господь входит в Иерусалим, понимая, что Его ждет крестная смерть. А вот сейчас камень затворился – Господь похоронен. Когда все это понимаешь, возникает совсем другое восприятие. И это даже не связано со словами богослужения. Это можно понять только на уровне смыслов, даже не зная всех слов богослужения. Зная смысл, ты по-другому проживаешь службу. Это меня так зацепило!

И это надо слушать не один раз. Первый раз только понимаешь, что во всем есть смысл, что это не просто традиция, которая выполняется потому, что так надо. Во всем содержится глубокий смысл, и каждый лично может прожить это, прочувствовать, ощутив себя рядом со Христом, Божьей Матерью или в ветхозаветной истории. Такая сопричастность церковной истории очень впечатляет и наполняет все смыслом.

Вячеслав Семенович Коваленко, супруг Татьяны Коваленко, дедушка шести внуков:

– Я не занимался на курсах, не учился в семинарии, я обычный человек, который воцерковлен. И я увидел фильм, который сделала Татьяна. Понимаете, это что-то абсолютно новое. Мы приходим в храм и слышим, что когда-то хор поет вдохновенно, когда-то – немножко по-другому. В фильме – студийная запись Валаамского хора, когда каждое слово слышно. И тут же ведущий поясняет смысл того или иного этапа службы. Это для меня было потрясением, но спокойным потрясением. Я сразу вспомнил все службы и понял, почему я так реагировал.

Люди, которые приходят в храм, смысла службы детально не знают. Знают священники, диаконы, алтарники, хор. А остальные как же? Остальные плывут по волнам. Служба идет, все получают вдохновение. Но здесь мы получаем немножко другое: мы получаем глубокое погружение в это. Ведь задача такая, чтобы это было понятно воцерковляющимся людям. Ведь в Царстве Небесном будет сплошная литургия, и, видимо, там служат идеально. Здесь нам сложно понять, какой звук идеальный, какая речь, какое пение, а там, видимо, все это есть. Видимо, Царство Небесное начинается здесь, на литургии. Я думаю, что обсуждаемый сегодня фильм – очень большая помощь для всех, кто идет этим путем.

Юлия Александровна Лавричина, педагог-психолог, многодетная мама:

– Поскольку я работаю в обычном государственном детском саду, ко мне на консультации часто приходят родители с запросом, как в нашем современном мире воспитать ребенка так, чтобы он по жизни шел дорогой добра, чтобы в нем сохранились чистота, любовь, добро. Я не вижу для себя другого пути (и это транслирую родителям), кроме как прийти к православию и привести к этому ребенка. Потому что прежде всего нужно выстроить правильную иерархию в душе ребенка, чтобы сформировать основной ценностный ряд. Его и несет нам традиционная православная культура. Без веры выжить в этом мире очень трудно. Чтобы в ребенке взрастить любовь, добро, мир в душе, радость, чтобы он нес свет в мир, был терпеливым, кротким, милосердным, должна быть база. Эту базу нужно закладывать в детстве, и, на мой взгляд, как можно раньше. Об этом я и говорю родителям.

Часто родители говорят, что не могут справиться с ребенком, что ребенок не слушается. Почему это происходит? Наверное, потому, что не выстроена основная личностная структура. Если мы ходим в храм, то, даже просто присутствуя на литургии, ребенок начинает напитываться атмосферой литургии. Пока все происходит без глубокого знания и понимания сути литургии. Литургия сама по себе наполняет светом и добром. Чтобы идти вперед с добром, нужно как можно чаще посещать литургию. Тогда выстраивается некая структура золотого сечения. Я это ощущала, когда воцерковлялась сама. Сначала даже не понимаешь, что происходит, просто слушаешь удивительные песнопения, молитвы, а весь твой организм начинает резонировать, ты чувствуешь какие-то колебания и выстраиваешься соответственно этому ритму, этой глубине, этим смыслам. Ты их не понимаешь, но твой организм, твоя душа все понимают.

Очень важно, чтобы именно малышей приносили на литургию. Не зря же принято крестить детей уже на сороковой день, пока они чисты и, скажем так, божественная выстроенность в них еще сохраняется. Ее и нужно сохранить такой, какая она есть. Если после этого ребеночка продолжать приносить в храм, все это в нем будет поддерживаться; душа детская очень хорошо на это откликается. Малышам даже гораздо легче присутствовать на литургии, чем детям постарше. Когда ребенок становится старше, он начинает бегать, беспокоиться, дергать взрослых, ему становится вроде как скучно. И вот тут-то и нужно подключать смыслы, объяснять их. Можно это делать через воскресную школу, а можно самостоятельно. Сейчас появились замечательные фильмы, и есть возможность  постигать смыслы литургии, сидя с ребенком дома. И не нужно быть для этого педагогом. Если родители с ребенком уже посещали литургию, если ребенку близка служба, он чувствовал ее на уровне души, то теперь может постичь и ее смыслы вместе с родителями.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

– Я думаю, что вера – это вопрос сердца, а не ума. В определенный момент человеку хочется узнать то, что происходит на литургии. Если Господь даст возможность найти книгу или посмотреть наш фильм, то сердце отзовется, захочется это глубоко изучать, и человек найдет книгу, с которой будет стоять на литургии и смотреть последование. Тем более появилась чудесная книга Анны Сапрыкиной, и ее даже мои внуки, которые не учатся в православной школе, готовы смотреть, изучать, удерживая внимание на определенных моментах литургии.

Я сама больше тридцати лет в храме и не знала таинственного смысла литургии, не понимала его. И таких, как я, большинство. Для нас это счастливое открытие! Батюшки думают, что мы всё знаем, потому что они-то знают. Но они даже не понимают, что мы этого не знаем.

Литургия таинственна, и полноценно участвовать в ней можно, вероятно, мало понимая ход богослужения, а только горя сердцем. Зажечь сердце ребенка и взрослого помогут фильмы, уроки, разговоры, подготавливающие к участию в главном таинстве – Евхаристии. И начинать никогда не рано и никогда не поздно.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать