Учимся растить любовью. Если образование, то только высшее?

23 мая 2024 г.

Сегодня у нас в гостях психолог Наталья Северова, член Санкт-Петербургского епархиального общества православных психологов, руководитель секции, которая занимается вопросами воспитания детей, семейными вопросами.

– Наша сегодняшняя тема, мне кажется, будет интересна родителям старших школьников, так как касается образования. Мы будем говорить о том, каким должно быть образование, как родители должны относиться к вопросу образования своих детей. Звучит тема так: «Если образование, то только высшее?» Почему мы ставим знак вопроса? Потому, что вопрос действительно спорный. Почему мы нацелены отправить наших детей учиться обязательно в вуз? Будем разбираться с этим тревожным желанием. Мы поговорим о том, что образование бывает не только высшим, что не все могут получить высшее образование; и не всем оно даже и нужно. Будем понижать родительскую тревожность в этом вопросе.

Вначале об истоках: откуда берется мысль, что ребенок обязательно должен получить высшее образование?

– Есть некоторый набор стереотипов, который передается из поколения в поколение. Например, что сформировавшийся как личность человек должен обладать высшим образованием, которое дает полноту смыслов и дополняет его личностный образ. Если у человека есть высшее образование, значит, он состоялся как профессионал, как личность. При этом часто в семьях родители, члены семьи не всегда сами имеют высшее образование, просто они знают, что оно должно быть.

Есть разные типы семей. Если у всех в семье есть высшее образование, то, конечно, все настроены на то, чтобы и дети тоже его получили. Но есть и такие семьи, где родители высшее образование не получили (был неудачный опыт или просто не получилось это сделать), но они хотят, чтобы у детей было высшее образование.

Сейчас, конечно, стереотипы ломаются, меняются. Могу привести пример из собственной жизни. В конце 80-х годов я ушла после 8-го класса из элитной английской школы и поступила в техникум, который успешно окончила с красным дипломом. После этого я поступила на вечернее отделение в университет, где получила базовое психологическое образование.

Я нисколько не жалею, что сложилось именно так, потому что когда я окончила колледж, мои одноклассники еще учились, а у меня уже было образование, я могла работать и получала за это деньги. Потом я поступила на вечернее отделение в вуз, впоследствии перевелась на дневное, но я была работающим человеком. То есть я осмысленно поступила в высшее учебное заведение. Мой опыт может быть основополагающим для тех людей, которым я что-либо рекомендую.

В то время мне говорили: «Как же так? Ты уходишь в ПТУ?» Хотя, сами понимаете, что есть разница между техникумом и ПТУ. Приходилось как-то объясняться, потому что тогда было не очень много людей, которые уходили после 8-го класса. Но в колледже пошло обучение, отличное от школы, был уже взрослый уровень: мы были студентами, у нас была стипендия, в том числе были более взрослые отношения между студентами и педагогами. Собственно, сейчас во многих колледжах такие отношения и остались. Конечно, колледжи сейчас вышли на очень высокий уровень. ПТУ сейчас нет; сейчас колледжи, лицеи. То есть СПО – среднее профессиональное образование, предварительная ступень перед институтом или университетом.

– Спасибо за Вашу историю; мне кажется, она очень характерная. Очень важно понимать, что не всегда 17–18-летние выпускники школы знают, чего хотят в жизни. Проходя обучение не в вузе, а в учреждении среднего звена, можно понять, что твое, а что не твое, и потом сделать более осознанный выбор. Как это было и в Вашем случае. Какие еще есть плюсы у образования, так скажем, не высшего?

– Поступление в колледж в рамках среднего профессионального образования дает возможность самостоятельно себя проявить и быть более ответственным. Наверное, не секрет, что школьники все-таки в большей степени опекаются родителями. Родители больше их отслеживают, потому что так создана система в школе. В среднем профессиональном образовании немножко другой подход, там ответственность в большей степени ложится на студентов. Мне кажется, если говорить о мальчиках, то им очень полезен такой способ обучения, поступление в колледж, потому что это уход от опеки мамы в том числе, получение профессиональных навыков, новые знакомства, возможность себя проявить.

– Получается, что этот фактор не должен тревожить, если ребенок показывает не те результаты, которые нужны для поступления в вуз, и идет получать среднее профессиональное образование. Как родителям пересмотреть свои установки?

– Здесь я не согласна, потому что сейчас достаточно большой конкурс и в средние профессиональные учреждения, и аттестат должен быть с высокими баллами за экзамены. Это не про то, что ты не успеваешь, поэтому дальше не идешь учиться. Это может быть осознанным выбором: с хорошими оценками поступить в хороший колледж, получить очень хорошую и востребованную специальность, по которой работать, а можно и дальше учиться.

Да, есть и другой момент: когда ребенок понимает, что ему будет тяжеловато учиться в 10-м и 11-м классе, есть достаточно жесткая регламентированная программа, очень много времени нужно тратить на уроки, в том числе на репетиторов, чтобы хорошо сдать выпускные экзамены после 11-го класса. Тогда можно рассмотреть вариант получения среднего профессионального образования.

– Получается, что школьная система образования нацелена на популяризацию именно высшего образования, пусть это происходит и непроизвольно. Потому что дети получают знания из области наук, их знакомят с наукой, но при этом очень мало представлений практического характера. Что делать в этом случае? Ребенок может просто не знать, какие в нем скрываются таланты. Допустим, он прекрасно бы справлялся с каким-нибудь столярным мастерством или прекрасно делал бы ремонт, был бы хорошим работником именно ручного труда, но он этого не знает, поскольку ему негде себя попробовать, проявить. Как родителям подходить к этому вопросу? Знаю, что во многие школы сейчас возвращаются уроки труда, но пока это все-таки не повсеместная история. Что делать родителям, чтобы помочь ребенку найти свое место? Не занять чужое, пусть даже в очень хорошем вузе, а найти свое.

– Мне кажется, даже если вы не планируете, что ребенок будет поступать куда-то, можно заранее, лучше всего в 8-м классе, походить на дни открытых дверей. Особенно если в семье мальчики, которые умеют что-то делать и хотят что-то делать. Заранее присмотреться к тому колледжу или лицею, который был бы хорош для вашего ребенка. Если ваша дочь обладает какими-то художественными, творческими способностями, то есть колледжи дизайна, колледжи моды, художественные колледжи. Может быть, у вашего ребенка кулинарные способности, желание быть в этой профессии. Может быть, в семье есть какие-то традиции и уже есть представители определенных профессий. Поэтому в 8-м классе можно походить на дни открытых дверей. Сейчас очень интересно проходят дни открытых дверей, много чего представлено. Можно попробовать пройти профориентацию; может быть, это ребенку принесет столько удовольствия, что он начнет лучше учиться, к 9-му классу покажет лучшие результаты, чтобы поступить в это среднее профессиональное учебное заведение.

– Стереотип, что люди, получившие высшее образование, непременно умнее, более разносторонне развиты, сейчас уходит. Сейчас огромное количество возможностей получить дополнительное образование. Есть и открытые системы образования, и всевозможные курсы, тоже открытые и очень доступные, на которых можно обучаться на протяжении всей жизни, вечером, в свободное от работы и учебы время. Мне кажется, многие этим пользуются. Поэтому сейчас человек даже без академического образования может быть очень разносторонним, не получив то самое системное образование, но развивая какие-то свои интересы.

Сталкиваетесь ли Вы, работая с семьями, со стереотипом, когда хотят только высшего образования для своего ребенка? Дескать, делай в жизни что хочешь, но надо быть умным, а развивать ум можно только так. Мне кажется, большинство родителей видят высшее образование как единственный путь для своего ребенка.

– Конечно, я таких встречаю. Это какая-то нарисованная картинка, подтягивание к идеалу. И с этим многие приходят к психологу, потому что дети опустошены. К 10-му или 11-му классу, когда нужно сделать большой скачок, чтобы подготовиться, у них уже не остается сил ни на что. Учиться же надо в удовольствие, чтобы это нравилось. Так же и работать. Ведь сколько мы знаем примеров выпускников, которые не работают по полученной специальности…

Недавно, кстати, был такой пример. Девушка работает маникюршей, при этом она окончила Горный университет. Она не захотела возвращаться в свой город, чтобы там работать по специальности, окончила курсы и стала заниматься ногтями. Сейчас это большая сфера. У меня был вопрос, как родители к этому отнеслись. Она сказала, что родители ее поняли и поддержали. Можно аплодировать таким родителям. Я не знаю, чем закончится эта история, может быть, она вернется к полученной в университете профессии, но в данный период времени ей захотелось делать что-то руками. Она поняла себя.

Это, конечно, не сразу бывает, и мы как родители тоже не сразу можем увидеть склонности детей. Во всяком случае, нужно стараться поддерживать то, что хочется ребенку и что у него получается.

– Поддержка – это то, о чем я хотела поговорить. И я очень рада, что Вы употребили уже это слово в этой истории. Итак, в чем и как родители должны поддерживать своих детей? Часто родители думают, что, подталкивая своего ребенка к чему бы то ни было, например, к той цели, которую они сами перед ребенком поставили, они тем самым его поддерживают. Можно ли назвать это поддержкой? И что такое настоящая поддержка?

– Поддержка – это, наверное, быть рядом. Но мы учимся все-таки на своих ошибках в большей степени, а не на чужих. Очень важно, чтобы поддержка была безусловной, пока ребенок не вырос, не стал жить отдельно, не создал своей семьи, не получил профессию. Ребенка обязательно нужно поддерживать, потому что он еще несостоявшаяся личность в этом смысле.

Такая поддержка, когда вы ведете его за ручку или делаете что-то вместо него, может дать обратную реакцию: она будет нужна постоянно, и ребенок не научится делать что-то сам.

Родители должны понять, что их дети – это не они, что у детей не их характер, не их целеустремленность, не их мысли. Мы разные, в том числе разные со своими детьми. Но мы не всегда об этом задумываемся.

Например, есть такой метод, как ассоциативные карты. Это просто нарисованные картинки. Допустим, сейчас у меня в руках колода деревьев. Это совершенно разные деревья: есть и в горшках, и отдельно растущие. Бывает, ко мне приходит семья, родители с подросшими детьми, подростками, которые не очень могут между собой договориться, не очень слышат друг друга, не очень понимают свои чувства или желания, не могут что-либо друг до друга донести. Я раскладываю колоду карт, и они выбирают дерево, на которое, как им кажется, они сейчас похожи.

Собственно, что такое дерево? Дерево – это наши корни; оно символизирует, как хорошо мы стоим на земле. Ствол показывает, насколько мы устойчивы. Бывает большой ствол, а бывает на ветру качающийся. Ветки – отчасти наши социальные связи; это наши руки, наше общение. Есть одинокие деревья; есть деревья, которые растут в чаще.

Так вот, члены семьи выбирают какое-то дерево, и мы это обсуждаем. Кому-то хочется расти в чаще, он выбирает такое дерево. То есть ему хочется находиться среди людей, ему нужна поддержка. Кто-то может выбрать одинокое дерево. Кто-то выбирает дерево к празднику; то есть человек только такое состояние в себе хочет поддерживать. Или это молодое дерево. И мы обсуждаем, что все мы совершенно разные. Какое-то дерево надо поливать, как бонсай, например, или оно вообще даже неживое. Какое-то дерево растет в засушливом месте (пальма, например), его не нужно поливать и поддерживать; то есть это человек самостоятельный. Вот от этого мы отталкиваемся и рассуждаем о том, что ребенок может, что не может, какая ему нужна помощь.

– Очень интересно. Мне кажется, это действительно может стать началом диалога в семье. И диалог с психологом тоже может начаться с таких карт. Например, если ребенок выбирает дерево, которое стоит одно в поле, надо выяснить: это то, к чему он стремится, или он так себя ощущает и ему кажется, что он оставлен?

– Или он пока не готов к тому, чтобы быть с кем-то вместе, отделяется, ищет себя, не может представить себя на аллее с другими деревьями.

– Есть ли подобные методы, которые помогают в профориентации, чтобы ребенок понял, кем он хочет быть, выбрал, где хочет учиться? Может быть, в этом вопросе тоже можно прибегнуть к таким простым, понятным способам?

– Если мы говорим о серьезной профориентации, то это достаточно большой набор тестов, диагностики, которые можно пройти у специалиста. Там и уровень контроля, и уровень тревожности, и социологические тесты, чтобы понять, где ты находишься среди людей, какое место занимаешь; и черты характера, и насколько высокая у тебя работоспособность. То есть это большой комплекс тестов, и после них дается определенная рекомендация, куда можно направиться. Но это не равно тому, что ты прошел тест и узнал, что ты биолог или историк. Во-первых, очень много смежных профессий, и интеграция различная происходит. Это просто помощь, чтобы понять, в каком направлении ты можешь двигаться, а в каком – меньше всего.

– Бывают ситуации, когда родители вдруг узнают, что их ребенок сам для себя все решил и говорит, что высшее образование сейчас совсем не нужно. Родители из этого делают вывод, что ребенок просто не знает жизни, и пытаются опираться на собственный опыт. Но ведь по большому счету может оказаться, что дети оказываются правы. Я однажды пробежала глазами какие-то вакансии в молодежной среде и даже не поняла, о чем они. Я не поняла, что в принципе делается на этих работах, и где получают такие знания, тоже понятия не имею. В этот момент я как родитель подумала, что очень устарела со своими представлениями, что, может быть, и правда нужно больше доверять своим взрослым детям и дать им право выбирать из того, в чем мы вообще не понимаем. А нам самим нужно самообразовываться. Что Вы думаете по этому поводу?

– Согласна. Перед тем как что-либо советовать, нужно самому углубиться, погрузиться в проблему, в том числе в какую-то молодежную субкультуру, чтобы понять, чем там занимаются, какой есть результат после обучения. Потому что есть разные крайности. Можно всегда учиться и учиться. Есть такие вечные студенты, которые имеют по 3–5 образований, но, по сути, нигде не работают, все время учатся. И здесь нужно смотреть, в какой момент это началось; наверное, это пошло из семьи. А есть такие люди, которые вообще ничего не оканчивают. Мы знаем много примеров, когда бросают институты или вообще не поступают, а работают баристами, например.

Если вы все-таки доверяете своему ребенку, чувствуете, что у него нет депрессии, он себя не потерял, а просто хочет подумать (как Вы ранее говорили, в 17 лет сложно определиться), пусть он год проработает в должности бариста или получит какую-то иную специальность онлайн. После общего образования это можно сделать. А через год пусть куда-то поступает.

– В наше время технический прогресс здорово ускорился, развитие моментальное, буквально у нас на глазах, всевозможные нововведения. Иногда даже вузы не успевают реагировать на потребности рынка. Например, в области программирования во многих вузах возникает такая проблема, что устаревает сама система преподавания, устаревают преподаватели. Если ребенок, который собирался поступать на техническую специальность, говорит, что не пойдет в вуз, а лучше окончит онлайн-курсы и будет работать программистом, родителям этого не понять. Большинство родителей этому противится. Как в этом вопросе наладить детско-родительские отношения? Как ввести элемент доверия? Что делать детям и что делать родителям для того, чтобы разговор состоялся?

– Дети тоже должны доверять родителям. Мы говорили о поддержке со стороны родителей, но дети тоже должны доверять родителям и чувствовать, что их поддерживают. Если есть потенциал, то, конечно, нужно учиться. Потому что фундаментальное образование нужно для саморазвития, для развития мозговой деятельности в том числе, которая идет у нас безостановочно. И важно не пропустить сенситивный момент, когда есть желание, мотивация учиться. Родителям можно попробовать что-то совместить: помимо вуза оплатить еще какое-то дополнительное обучение.

Вообще хорошо начинать немножко работать. Потому что пока не начнешь работать, не поймешь, для чего ты учишься. В этом смысле в колледжах быстрее начинается работа, там есть производственная практика. В вузах практика всегда идет попозже. Сейчас возможностей действительно много, есть онлайн-ресурсы, можно пройти какие-то курсы.

– Резюмируем. Можем ли мы на вопрос о том, что если образование, то только высшее, ответить: «Нет, не только»?

– Не только. Есть разное образование.

– И то, и другое – равноценно.

– Да. Это выбор и ребенка, и родителя.

– И ни один из этих выборов не равен потере?

– Нет, ни в коем случае.

– Прекрасно! Это то, к чему мне и хотелось прийти. Благодарю Вас за участие в нашей передаче...

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 27 июня: 00:30
  • Пятница, 28 июня: 05:30
  • Суббота, 29 июня: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать