Учимся растить любовью. Добровольцы команды «Подари дерево» во главе с Федором Тарабукиным

19 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Забота о ближних бывает такой разной! Можно навещать ребят в интернатах и детдомах, можно в игре сводить вместе детей с особенностями и без, можно, в конце концов, сажать не для себя, а для других, деревья и цветы. А можно все это совместить, как сделали добровольцы команды «Подари дерево» во главе с Федором Тарабукиным, основателем «Усатого няня» - среды отцовского воспитания. Что из этого получилось, смотрите в нашем выпуске.

Сейчас мы находимся в прекрасной оранжерее дома-интерната для детей с особенностями развития Петродворцового района. Приехали мы сюда вместе с семьями, которые хотят помочь украсить это замечательное место. Заодно поговорим о том, как важно, чтобы и родители, и дети объединялись вместе для того, чтобы потрудиться не только на свое благо, но и на благо ближних. Забота о ближних бывает разной: можно навещать ребят в интернатах и детдомах, можно в игре сводить вместе детей здоровых и с особенностями развития, а можно, в конце концов, сажать деревья (не для себя, а для других). А можно все это совместить, как сделали добровольцы команды «Подари дерево» во главе с Федором Тарабукиным, основателем «Усатого няня» − среды отцовского воспитания.

Федор Иванович Тарабукин, соорганизатор проекта «Подари дерево»:

− Посадим розы, вкусно пообедаем, поиграем вместе в подвижные игры и, довольные и счастливые, поедем домой. Тех, кому хочется купаться, мы можем сегодня облить водой из ведра после мероприятия.

Семьи с детьми (и прихожане ближайшего храма, и давние участники благотворительных проектов, и совсем новички в этом деле) в один из прекрасных летних дней дружной гурьбой нагрянули в Петродворцовый дом-интернат для детей №1. Многих из них здесь уже знают и ждут. В работу включаются с удовольствием и дети, и взрослые.

Наталья Арсеньевна Макаревич, заведующая хозяйством дома-интерната для детей-инвалидов №1 (Петергоф):

− Мы с Федором работаем уже четыре года. Он сажал нам липы, дубы, кусты сирени. Сейчас решил посадить розы. Мы, конечно, согласились. Наши дети всегда участвуют в таких акциях. Они хорошие, добрые. Им очень нравится работать с людьми (кто бы к нам ни приезжал). Наши дети вообще всех считают друзьями.

Сама идея проекта по озеленению окружающего мира родилась спонтанно. Семейным делом она стала уже потом.

Федор Иванович Тарабукин:

− В 2010 году я с товарищем убирал мусор на природе. На месте разобранной кучи, чтобы она не возникала, мы стали сажать деревья и кустарники. Мы поняли, что сажать деревья всем нравится гораздо больше, чем убирать мусор. Так родился наш проект. Сначала мы как волонтеры сажали деревья, потом пришла идея: вдруг кто-то хочет посадить, а приехать не может и станет спонсором. Объявили об этом, и одна московская компания дала нам деньги, чтобы мы посадили дерево. Потом у нас появился сайт, где мы предлагаем дарить деревья на день рождения, свадьбу, рождение сына. Можно вместе с нами принять участие в посадке. Есть и волонтеры, которые помогают нам сажать, когда даритель не может приехать сам.

На самом деле многие хотят посадить дерево, но это, оказывается, не очень просто. Рядом с домом, например, вы не можете посадить дерево. Нужно пройти через много процедур, согласований. Так что в местах, где нужно посадить деревья, мы объединяем тех людей, которые любят сажать, и тех, у кого есть ресурсы (чтобы приобрести саженцы, привезти землю и так далее). И делаем мы это с детьми. Во-первых, им это очень нравится. Во-вторых, с точки зрения воспитания это полезно, потому что в современном мире дети мало видят плодов реального труда.

Когда начинался проект, у меня еще не было детей. Наше волонтерское движение было молодежным. Сейчас у меня трое детей, мои потребности меняются. Мне интересно, чтобы дети участвовали в моем досуге (для меня это не работа, а досуг); чтобы мы не просто катались на каруселях (хотя это тоже очень важно), а делали вместе что-то полезное. Ребенок видит, как взрослый (папа или мама) показывает пример полезного дела, у которого есть результат. Сегодня я видел, что дети ждали, когда мы привезем тачки, чтобы нагрузить в них землю. Бывает, конечно, по-разному, но сегодня было легко.

Все чаще в обществе звучит слово «инклюзия». Что же нужно для того, чтобы дети с младенчества учились принимать тех, кто интеллектуально или физически отличается от них? Совместный труд и игра – основа такого обучения.

Ольга Сергеева Масалова, участница проекта «Подари дерево»:

− Мы приехали сегодня на это мероприятие, чтобы показать детям: общественный труд и совместное действие – это полезно и нужно для сплоченности. Я хочу, чтобы мои дети выросли полноценными членами общества и понимали, что есть не только игры, развлечения, веселье. Иногда надо потрудиться, чтобы что-то получить. Детям нравится трудиться. Поначалу они стеснялись, но потом почувствовали себя частью коллектива.

Дети также должны знать, что есть разные люди: с особенностями, разными потребностями. Дети задают вопросы, я стараюсь на них отвечать. Если в дальнейшем они с этим столкнутся, будут воспринимать это нормально.

Олег Игоревич Корсиков, участник проекта «Подари дерево»:

− Принимать участие в таких мероприятиях полезно: дети видят, что есть другие люди, которые живут по другую сторону мира. Возможно, жестоко показывать это им, но, с другой стороны, тогда они больше начинают ценить то, что у них есть.

Участие в подобных проектах − это пример коллективного труда. Причем в коллективе разные люди: у кого-то есть сложности, инвалидность. Но все равно все трудятся вместе, принимают друг друга не как особенных людей, а как полноценных членов общества.

Когда семья с маленькими детьми приходит в учреждение к детям-инвалидам, возникает вопрос: был выбор места для совместного труда случайным или это часть проекта?

Федор Иванович Тарабукин:

− Конечно, дети видят, как взрослые общаются с особыми людьми: не выделяют, не сторонятся их. Мы общаемся с ними как с любыми другими людьми, даем им те же самые указания, просим помочь, так же реагируем на их вопросы. В силу своей специфики они реагируют немного по-другому (более медленно), но мы показываем, что можем подождать, потерпеть. Да, они отличаются от нас, но к ним нужно относиться как к равноправным гражданам нашего общества.

Специально мы не искали такое учреждение. У нас не было цели показать детям, как взаимодействовать с особенными людьми. Так получилось. Разные бывают учреждения, где нужна помощь в озеленении: детский дом, дом престарелых. Наша цель – показать детям, как мы общаемся с теми или иными категориями граждан, как  реагируем на них, как решаем те или иные задачи, трудные ситуации. Важно, чтобы дети как можно больше были со взрослыми. Конечно, мы стараемся реализовывать заповедь: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». То есть мы делаем это не только для себя, но и для других. Когда дети это видят, это более эффективно, чем конкретные указания и наставления. Моя задача – служить ближнему, миру через конкретные дела, которые несут пользу не только мне и моей семье, но и общине, стране, всему человечеству.

Организаторы проекта – люди верующие, энергичные − возрождают интерес к русскому фольклору, устраивают семейные лагеря, учат детей и родителей строить мосты, а не стены. А теперь еще и деревья сажают, преследуя сразу несколько целей.

Татьяна Евгеньевна Фокина, соорганизатор проекта «Подари дерево»:

− Любая экологическая акция сама по себе − это прекрасно. Деревьев и растений у нас в черте города не хватает, и в этом прекрасном месте будет немного больше радости и красоты. Конечно, есть и огромная польза. Происходит инклюзивный процесс, когда дети и взрослые, которые проживают в интернате и не могут встроиться в обычную жизнь, участвуют в таких мероприятиях с обычными семьями как равноправные участники. Это вдохновляет обе стороны.

Конечно, на такие события мы приезжаем всегда вместе с детьми. Возможность поучаствовать в них детям с родителями − это замечательный педагогический момент. Я думаю, что любой контакт родителя с ребенком – это несомненная польза, радость совместного творчества, совместного делания. Не так много у нас поводов сделать с детьми что-то и полезное, и ценное, и объединяющее. Когда случается такое, я считаю, это очень здорово.

Современным детям часто не хватает трудолюбия, а родителям терпения его прививать. Забывается, что дети быстро растут, а умение трудиться само в них вряд ли прорастет.

Ольга Сергеевна Масалова:

− Мы с детьми должны друг друга понимать, взаимодействовать друг с другом. Даже трудовую деятельность можно интересно подать в форме игры. Или сначала мы поработали, потом вместе весело отдохнули. Мы, например, готовим дома вместе. Мне, конечно, быстрее, проще и чище приготовить самой, но если у детей есть интерес, я стараюсь его не заглушать.

Олег Игоревич Корсиков:

− Совместное времяпрепровождение – это не только отдых, развлечения, но еще и труд. В какой-то момент мы сделали выбор в пользу загородной жизни именно для того, чтобы совместно вести хозяйство. Вообще детям полезно знать, что картошка растет не в магазине, а на огороде; и чтобы она выросла, ее надо посадить. И чтобы построить дом, надо купить доски, гвозди, приложить не только физические, но и умственные усилия: нарисовать проект, решить, кто чем будет заниматься, распределить роли. То есть все вместе собираются и работают. Таким образом должна быть построена не только семья, но и все наше общество. Встав плечом к плечу, мы становимся значительно сильнее.

Чтобы выходной день провести в трудах, а не в развлечениях, да еще и вовлечь в дело ребенка, нужна мотивация. Хорошо, что она у родителей есть.

Екатерина Лукина, участница проекта «Подари дерево»:

− На мой взгляд, сейчас у детей увеличилось потребление информации. Родители стараются водить их в разные кружки, а физическую нагрузку не дают. Простой труд все забыли, а это самое эффективное и запоминающееся. У нас это все в памяти осталось, и хочется это передать современному поколению. Мы живем в больших городах, где этого крайне мало сейчас.

Совместный труд с детьми давно укрепился в педагогике как отличное, даже незаменимое средство воспитания, но в последнее время к нему прибегают все реже. Укореняется мысль, что дело детей состоит исключительно в том, чтобы учиться и интеллектуально развиваться. Ребенок давно не рассматривается как тот, кто может помочь, и все чаще как тот, кого надо развлечь.

Татьяна Евгеньевна Фокина:

− Трудотерапия – это, безусловно, очень ценно. Когда говорят, что в воспитательном процессе не должна присутствовать эксплуатация детского труда, что ребенка нельзя перегружать, я считаю, что это огромное упущение. В некотором смысле это даже безнравственно, потому что единственное, что формирует здоровую личность, − это труд в правильных иерархичных отношениях: присутствуют и родитель, и ребенок; есть соподчинение и одновременно радость совместного труда. Здесь отсутствует элемент принуждения, тем более все это делается с играми. Дети с восторгом участвуют и воспринимают труд не как трудотерапию, а как праздник. Поэтому, безусловно, это радость, когда у современной семьи есть возможность такого совместного делания.

Ориентиры у организаторов простые и понятные: совместный труд как часть традиционной культуры был основополагающим воспитательным принципом, да раньше иначе и быть не могло.

Алексей Сергеевич Русанов, соорганизатор проекта «Подари дерево»:

− Раньше все было связано с землей: земля кормила человека. Весь годовой круг был прописан: когда пахать, когда выводить скот на пастбище. Ребенок восьми или девяти лет уже мог выводить живность на пастбище, младшие всегда смотрели на старших. Была созидательная совместная работа всей семьи, преемственность. Каждый понимал меру и знал, что возьмет, сколько нужно ему и его семье. Дети видели, что все было в меру и достанется не только тебе, но и соседям, друзьям, всему окружающему миру. Сейчас же все очень доступно, все идет извне; много только потребления.

Наши утомленные образованием дети нуждаются часто в труде как отдыхе. Да, такой труд бывает.

Ростислав Олегович Корсиков, участник проекта «Подари дерево»:

− Мне было сегодня интересно поливать и возить землю на клумбу.

− Трудно было, тяжело?

− Легко.

− Даже на такой жаре? Готов еще?

− Да.

Потрудились, поиграли. И игра здесь не просто награда, а часть общего процесса. Организаторам связь одного с другим очевидна.

Алексей Сергеевич Русанов:

− Мы приглашаем родителей и детей играть вместе. Родители вспоминают свою молодость и начинают играть наравне с детьми. Родитель может скорректировать, поправить ребенка: как правильно держать лопату, как донести землю; что ведро с землей можно взять с прямой спиной и поднять с помощью ног. Красивая осанка, статность помогают ориентироваться в игре: правильно повернуться, правильно встать, если споткнулся, кого-то даже поддержать.

К труду как таковому детей приучают, но они не понимают, зачем он нужен. А с интернатом мы сотрудничаем давно, и дети видят результат; видят, кому это нужно. Мы посадили липы, и они стали уже выше меня. Те, кто из детей приезжает сюда повторно, смотрят на эти липы и вспоминают: «А помните, как мы тут играли?» Такие встречи с цветами, деревьями напоминают нам о том, что нужно жить, танцевать и веселиться.

Федор Иванович Тарабукин:

− Составляющие «Усатого няня» – это игра, собственный пример и наказ (объяснение, разъяснение, иногда указание, как сделать правильно). Если чего-то из этого не хватает, то не получится полностью выполнить нашу воспитательную задачу. Если я не подтверждаю наказ своим примером и плодами своего труда, то это пустые слова. Слово взрослого (тем более мужчины) твердо тогда, когда оно подтверждено конкретными делами и их результатами.

Чтобы было весело, мы с детьми всегда играем. Бывает, что и сам трудовой процесс организован в виде игры. Тогда ребенку это интересно. Когда ему скучно и трудно, с помощью игрового интереса можно побороть его «не могу», «не хочу» и направить к «надо». Сейчас все боятся этого слова, но без «должен» мир будет очень инфантильным. «Хочу» – это детская позиция, а «надо» – взрослая. Когда человек умеет вписать в свое «хочу» «надо», тогда он счастлив. И наша задача – научить ребенка этому.

Розы посажены, лопаты убраны. Интернатовские дети уходят к себе, семьи уезжают домой. Но вскоре они снова встретятся. Ведь дружба (а это именно она) не должна обрываться.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать