Учимся растить любовью. Дистанционное обучение: практические советы

3 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжая тему "дистанционного обучения", поговорим о том, как выстроить процесс таким образом, чтобы всем домочадцам было максимально удобно. Узнаем, в чем особенность дистанционного преподавания уроков старшеклассникам и как быть с малышами, которые неспособны учиться удаленно? Своим опытом поделится Ирина Ефимова, директор детского образовательного центра "Глагол", работающего по системе Русской классической школы.  

В нашем прошлом выпуске мы начали серьезный разговор о дистанционном обучении, о том, так ли это плохо, для кого этот вариант хорош, а для кого не годится. У нас в гостях снова Ирина Ефимова, директор Центра «Глагол», который работает по системе Русской классической школы.

Сегодня мы будем говорить о практических советах. Я надеюсь, что они нашим телезрителям не пригодятся, потому что большинство родителей совсем не хотят переходить на дистанционное обучение. Даже дети этого не хотят, хотя им кажется, что это вроде проще: не надо посещать школу. Тем не менее мы понимаем, что дистанционное обучение – это не совсем желаемый большинством родителей вариант.

Но если вдруг так случится, что нам опять придется повторить этот опыт, который мы уже имеем, то хотелось бы, чтобы он был не совсем «комом», как это было весной. Для этого хочется морально и физически подготовиться. Может, Вы сегодня дадите нам практические советы, как быть родителям детей разного возраста, чтобы подготовиться к дистанционному обучению, если вдруг оно случится?

– Я могу поделиться своим опытом, который мы получили, и прокомментировать, как поступить в той или иной ситуации. Если мы говорим о семье, в которой одновременно есть дети младшего школьного возраста и школьники среднего или старшего школьного возраста, как расставить приоритеты? Чье образование важнее: старшего школьника, которому надо сдавать экзамены, или младшего?

Вот мы оказались в дистанционном пространстве. Какие особенности у младших школьников? Им сложно самоорганизоваться по сравнению со старшими: сесть напротив экрана и учиться. Если это происходит с учителем, учитель объясняет урок, ребенок урок слушает и делает то, что просит делать учитель. Это в идеале. А как происходит на самом деле? Детям младшего школьного возраста трудно усидеть. У них много всего интересного вокруг. Даже если птичка сядет на подоконник, урок сразу меркнет, каким бы он ни был интересным, потому что интереснее посмотреть на птичку. А потом надо снова вернуться к уроку.

Получается, чтобы первоклассник или даже второклассник эффективно учился, а не просто для галочки, рядом с ним должен сидеть взрослый, который на всякий случай страхует ребенка: чтобы он не отвлекался, делал то, что ему велят. Если велено открыть учебник, надо открыть учебник. Если велено закрыть учебник, надо закрыть учебник. Это кажется, что все просто, но на самом деле первокласснику это дается очень непросто. Потому что он  еще не познакомился со всеми организационными моментами. Он только учится.

Поэтому мы должны понимать, что при дистанционном обучении в первом классе взрослый должен быть рядом до тех пор, пока не увидит, что ребенок готов заниматься самостоятельно, что он уже получил этот навык. Вот я мама, и у меня первоклассник сидит и учится. Понятно, что он не сможет сразу учиться. Ему нужно помочь. Идет урок математики, надо помочь. Идет урок русского языка, надо помочь. Идет урок чтения, надо помочь. Как только вы видите, что навык дистанционного обучения формируется (ведь все навыки формируются с помощью упражнений), вы потихонечку отпускаете ребенка, но не сразу.

Как дети учатся ходить? Мы всегда рядом, всегда поддерживаем. Так же и с первоклассником. Как только вы увидели, что на какое-то время он может один остаться, можно сделать какую-то свою работу, но потом вернуться и быть рядом с ребенком. Родители должны быть готовы к тому, что в первом классе надо быть рядом с ребенком до тех пор, пока он не научится учиться сам.

Со второклассниками действует та же самая схема. Но второкласснику учитель уже знаком. В первом классе мы уже проучились, мы знаем требования этого учителя, знаем, что он от нас ждет, как он объясняет. Здесь проще, чем с первоклассником, который не знаком ни с учителем, ни с другими учениками, не знает, как ему быть во время перемен. Это мы  должны учитывать. А второкласснику уже проще. Ему нужно меньше времени, чтобы адаптироваться, чтобы получить эти навыки. Если у него все получается и мама видит, что все хорошо, она может не быть рядом.

Но мы должны учитывать следующий момент. Для дистанционного обучения требуется интернет-соединение. Очень часто выключается свет, отключаются роутеры, ребенок что-то нажал, и компьютер выключился, вдруг система выбрасывает его из урока. Ребенок сам не может вернуться к уроку. Конечно, есть дети, которые поднаторели в этом, но опять же здесь помощником ребенку является только взрослый. Учитель может только увидеть, что ребенок исчез. В этом случае учитель должен написать или позвонить родителям, но на это время урок останавливается. Учитель не знает, что  произошло. Если родители пишут, что отключился Интернет, что тогда делать? К этой ситуации тоже нужно быть готовым. Опять же взрослый должен быть рядом на случай какого-то технического сбоя.

У нас получается два момента, в связи с которыми родители должны быть рядом: получение навыка, когда у ребенка формируется навык дистанционного обучения, и технические вопросы, которые тоже надо учитывать. Есть еще третий момент: перемены. Перемены необходимы ребенку, и в это время опять же задача родителей заключается в том, чтобы увести ребенка от экрана, потому что дети уходить не хотят. Им хочется общения, которого они лишаются. Им хочется поиграть друг с другом. С этим мы уже столкнулись. Вот мы занимаемся, все прекрасно: дисциплина налажена, контакт есть, материал дается, он усваивается. Но наступает перемена, а дети на перемену идти не хотят. Они все равно сидят и разговаривают. Они показывают своих котов, собак, придумывают какую-нибудь игру... Это говорит о том, что ребенок хочет общаться.

Может, устраивать какие-нибудь физкультурные минутки?

– А кто должен устраивать эти физкультурные минутки?

Тот же несчастный учитель.

– Тот же несчастный родитель! Потому что учителю нужно подготовиться к следующему уроку. Ему нужно убрать один материал, другой – достать, освежить в памяти структуру урока. Детям в это время надо уйти от компьютера, чтобы отдохнули их глаза. Если ребенок не хочет этого делать, значит, опять должен подключиться взрослый. А что делать, если взрослые работают? Тогда привлекается старшее поколение: бабушка или дедушка. Есть такие бабушки и дедушки, которые хорошо ориентируются в интернет- пространстве, хорошо знакомы с техникой, но чаще всего это наши родители в возрасте 65+, потому что все остальные работают. Кто-то из них с техникой вообще не очень знаком, у кого-то даже телефон кнопочный.

Дети очень быстро ориентируются, можно ли здесь побаловаться, заметит  бабушка или не заметит, и мы это тоже должны учитывать. Здесь встает вопрос мотивации, что интереснее: поиграть или поучиться. Конечно, интереснее поиграть. Я же младший школьник, у меня игра на первом месте. Как сделать так, чтобы ребенок не играл? А если идет урок устного счета, я могу положить перед собой телефон и считать на калькуляторе. Я же могу так делать? Могу! Кто увидит, что я там делаю? Мало ли куда я посмотрю. В данном случае некое поле для раздумий и организации жизни внутри семьи. Мы всё это должны учитывать, быть готовыми к тому, что с этим столкнемся.

Идеальная форма, когда есть учитель и есть ученик. А что делать, если учителя нет? Точнее, он есть, но его даже не видно: он только присылает нам задания. Я, как мама, получаю задание от учителя, например, по математике. Даже если это начальная школа, я, как инженер, скажем, буду ориентироваться в материале начальной школе. Да любая мама ориентируется в материале начальной школы. Но как сохранить методику? Я не хирург, а мне говорят: «Ничего не поделаешь, но теперь ты хирург. Вот тебе скальпель, вот тебе больной. Режешь отсюда и досюда, вынимаешь это, зашиваешь». Я возьму скальпель, сделаю... Но так ли? Я не могу быть хирургом, потому что меня этому не учили. Я не могу быть учителем, потому что меня этому не учили. Если я просто мама, то как мне научить ребенка? Я могу знать что-то сама, но как передать эти знания, на каком языке? Как это правильно сформулировать, чтобы, вернувшись в очное обучение, ребенок влился в систему?

Может, это все-таки не должно входить в обязанности родителей? Даже когда мы рассмотрели самый благоприятный момент, и то получается, что нагрузка на родителей ужасающая. И если ты не учитель, то можно так преподать, что больше  навредишь. Может, стоит родителям обсуждать систему дистанционного преподавания с учителями, с директором школы, чтобы она не превращалась в некий экстерн, когда детям просто присылается задание, а если что-то нужно объяснить, то это как-то должен делать родитель? Как Вам кажется, нужно ли этот вопрос поднимать особенно остро в школе?

– Я думаю, да! Но, видите, когда это произошло, мы были вообще не готовы к этому. Мы даже не знали, что такое возможно. Мы оказались в тех обстоятельствах, в которых оказались, и как с этим быть, никто не знал. Мы как-то приспосабливались к этим условиям. А если снова с этим сталкиваемся, то учитываем опыт предыдущих периодов. Теперь мы понимаем, что есть возможность родителям тоже общаться друг с другом, одновременно, на тех же дистанционных площадках. Опять же если такая возможность есть, ведь не все школы предоставляют дистанционные площадки. Тогда в классе должен появиться инициативный человек или группа родителей, которые готовы взять на себя организацию этого вопроса. Нужно открыть конференцию, пригласить туда участников, обозначить вопросы и услышать ответы. Чтобы прийти к результату, всегда нужна обратная связь.

Учителя тоже не были готовы к такому формату, а теперь они имеют свой опыт. Бывало, старший школьник не мог самостоятельно усвоить тему, прочитать параграф, сделать из него выводы и, основываясь на этих выводах, выполнить задание, и он обращался к педагогу: «Я не понял». И получал ответ: «А у нас асинхронная форма обучения. Вы можете посмотреть видеоуроки вот на этой площадке, а дальше сами». Что касается выполнения домашнего задания, контроль его выполнения ложится опять же на родителей.

 Получается, что родители должны быть просто хотя бы эмоционально к этому готовы. В конечном счете они должны принимать непосредственное участие в образовании ребенка. Потому что ребенок сам учиться не может. Он еще ребенок. Его надо учить. Ребенок не может сам себе поставить цель, объяснить, какими путями он будет к ней идти, не может сам ее достичь. Для этого есть взрослые. Как в семье – так и в школе. Учитель говорит, что сегодня будет изучаться, как, чему ученики научатся к концу урока, какие навыки и новые знания получат. Сам ребенок сказать об этом не может, потому что он этого не знает, и мы должны это учитывать и уважать его.

Нагрузка, получается, ложится и на ребенка, и на учителя. Здесь отдыхающих вообще нет. О родителях мы поговорили, а как родителям готовить ребенка эмоционально? Может быть, следует получить консультацию психолога? Или поговорить с ним, чтобы перестроить его отношение к процессу? Особенно если он учился на очной основе, усвоил эту форму обучения и ему необходимо перестроиться. Мы забываем о том, что любые новые условия это стресс.

– Себя мы можем подготовить, но как быть с ребенком? Детей необходимо настраивать. Например, когда мы идем к врачу, мы говорим: «В среду мы идем к врачу. Там у тебя возьмут кровь из пальца для анализа. Не переживай, это не больно! Так, комарик укусит…» Мы готовим его даже к такой мелочи. В случае перехода на онлайн-обучение происходит серьезное изменение его жизни. Это вопрос родителей. Нужен ли психолог, если есть сверхсложная ситуация и родители чувствуют, что сами не справляются? Наверное, необходимо использовать чужой опыт и получить помощь извне. Но рассмотрим ситуации, когда этого делать не нужно, когда у нас стабильный, послушный, идеальный ребенок. А потом рассмотрим случай, если ребенок трудный.

Мы говорим ему: «Теперь у нас вот так. Ничего не поделаешь, придется нам учиться у компьютера. Это как кино. Мы смотрим кино, а потом обсуждаем это кино. А тут получается, что Татьяна Семеновна будет вести уроки, как она делала в классе. Вот сейчас будет то же самое». Мы должны подготовить ребенка эмоционально, морально и физически. Нужно его предупредить, что надо будет посидеть, что-то пописать. А когда будет переменка, можно отдохнуть. Подготовить его к тому, что во время урока уходить можно только по каким-то нуждам, которые нельзя отложить. Это работа родителя. Как мотивировать ребенка усидеть так долго за компьютером? Никто даже не говорит, что нарушаются все стандарты!  Минут 20 пребывания за компьютером – что это за урок? За это время мы успеем только поздороваться, организоваться, что-то начать делать, и уже пора сворачиваться. Это на самом деле так! Урок, конечно, не длится 20 минут. Он длится как минимум 40 минут. Но раз уж мы оказались в этих условиях, надо позитивно на это посмотреть.

Можно сказать ребенку: «Ведь не все так плохо. Зато мы продолжаем учиться, правда же! Пришли через месяц, а оказалось, что мы этого всего еще не знаем! А как нам тогда идти на каникулы? Тогда мы вовремя на каникулы не успеем пойти, ведь мы не прошли эту часть. Тогда и летние каникулы у нас изменятся. И вообще, если мы сейчас бросим учиться, что получится?» Хотя это абстрактные слова для детей, тем не менее мы должны в позитивном русле подогревать интерес ребенка: ведь это тоже интересно, мы так не учились раньше. Или, например: «Весной было так, а теперь-то все уже знают, как это можно сделать лучше. Давай попробуем! Сейчас станет наверняка лучше! Все уже учитывают свой опыт, все сделали выводы, и теперь ты тоже уже знаешь, что это такое. Сейчас давай посмотрим – наверняка будет лучше!» Важно не обмануть ожидания ребенка, чтобы не получилось хуже.

У меня, конечно, большие сомнения, что за такой короткий срок можно перестроиться и сделать что-то по-настоящему лучше, тем не менее такая мотивация на положительное подкрепление нашего прошлого опыта новым опытом может  сработать с младшими школьниками. А со старшими? Хочется думать, что наши старшие школьники уже научились учиться, уже замотивированы, уже с ними будет проще. Но так ли это на самом деле? Насколько там программы сложнее? И ребенку высылают задания, дают параграфы, которые он должен прочитать в учебнике, и не объясняют, как решать тот или иной пример. У старшего школьника наверняка будут проблемы, и не каждая мама-инженер справится! Что делать в этой ситуации?

– Здесь нам в помощь – классный руководитель! Нельзя переоценить его роль. Классный руководитель, например, в старшей школе и в средней школе – это помощник. Если возникает вопрос – напишите или позвоните классному руководителю, скажите, что у вас такая-то проблема. Ведь учитель на то и учитель. Он заинтересован в хорошем результате обучения. Я думаю, что не нужно бояться налаживать отношения с учителями. Если это не классный руководитель, а предметник – попросите телефон предметника или его электронную почту. Надо самому проявлять инициативу! Обучение детей на нашей ответственности, как бы это ни выглядело со стороны. Родители непосредственно отвечают за образование детей. Они же и заинтересованы в этом, ведь они хотят, чтобы дети получили качественное образование. Не надо стесняться самим выходить в интернет-пространство или дистанционное пространство. Надо говорить: «У нас не получается – подскажите, научите. Помогите! Покажите путь, как нам быть».

На этой ноте мы прощаемся. Я много полезного уяснила для себя из этой беседы. Надеюсь, наши телезрители тоже! Благодарю за практические советы, которые Вы нам сегодня дали!

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать