Учимся растить любовью. Дистанционное обучение - так ли плохо?

27 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В преддверии начала учебного года родители школьников снова обеспокоились вопросом "дистанционного обучения". И родители, и учителя напуганы тем, что в 14 регионах страны стартует эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Чего же опасаются родители? Чем оттолкнул их весенний опыт дистанционного обучения? Кому такой формат категорически не подходит? А кому только на пользу? Ответы ищите в нашем выпуске. 

– Сегодня мы будем говорить о дистанционном обучении. В гостях у нас Ирина Ефимова, директор детского центра «Глагол», работающего по системе Русской классической школы.

Разговор предстоит достаточно сложный, и прежде чем мы перейдем к практическим советам, я думаю, нам нужно поговорить вообще о том, так ли страшно дистанционное обучение и почему родители против него. Какой-то опыт мы уже имеем, и, насколько я понимаю, родители практически дружно высказываются против такой формы обучения. Почему?

– Этот вопрос действительно стоит остро. Неожиданно столкнувшись с дистанционным обучением, к которому мы никогда не готовились и по которому у нас вообще нет опыта, мы получили негативный результат. Та форма обучения, которая была предложена, оказалась несостоятельной, ее тяжело выполнять в условиях семьи. Ведь не все семьи имеют техническое оснащение: ноутбуки, компьютеры, планшеты. Даже телефоны есть не у всех, да и что это за образование по телефону?

Кроме того, есть семьи, в которых имеется не один ребенок и мало комнат. Как быть с этим? Есть еще один момент: детям приходилось осваивать темы самостоятельно или прибегая к помощи родителей. Ни дети, ни родители не являются педагогами, поэтому освоить новую тему оказалось очень непросто. Плюс еще нужно выполнить задание и выдать какой-то результат, показать, что знания усвоены. В том виде, в котором дистанционное образование было предложено, оно с этой функцией не справилось.

Есть еще одна сторона успешного выхода из этой ситуации: некоторые школы использовали специально для этого предназначенные площадки. Не буду говорить, какие именно. Там детей можно было организовать маленькими группами, и педагог дистанционно преподавал тему. Дети усваивали материал, занимаясь за рабочим столом, перед компьютером, имея большие перемены. Получалось, что учитель делал свою работу, а дети учились. Родителям нужно было только организовать место и время. Это самый успешный опыт. Во всех остальных случаях дистанционное образование себя не оправдало.

Трудно представить, как организовать дистанционное обучение в семье даже для двух детей, проживающих в одной комнате. К тому же в некоторых семьях родители были вынуждены дистанционно работать. Получается, мама работает дистанционно, папа работает дистанционно, двое детей учатся. Даже пусть один ребенок учится... Но как организовать все так, чтобы в семье друг другу не мешали?

– Насколько я понимаю, та инициатива, которая сейчас предлагается Министерством образования, предполагает, что 14 регионов нашей страны будут площадкой для эксперимента, где будет вводиться дистанционное обучение. Это не будет единственной формой обучения, просто в этих 14 регионах систему будут тестировать: от Калининграда и до Сахалина. Тем не менее родителей это больше всего и пугает. Им кажется, что сейчас на этих 14 регионах мы проверим, как можно выстроить работу так, чтобы это было более-менее приемлемо, и тогда уже введем дистанционное обучение по всей стране.

Мы сейчас не будем обсуждать теории о том, будет это или не будет, да мы и некомпетентны тут, но хочется понять, что же плохого в том, чтобы подготовиться к такой форме обучения на случай пандемии (не дай Бог!), если такая случится. Чтобы помочь детям из отдаленных населенных пунктов, где нет школы и детям приходится за 10 км ездить в ближайшую школу. Если у них будет возможность дистанционно учиться в приличной школе района или другого города, то это ведь прекрасно! Я уже не говорю о детях с ограниченными возможностями. Поэтому мне кажется, что, в принципе, разрабатывать эти методики дистанционного обучения, которые пригодятся в дальнейшем, – правильно и нужно. Что Вы думаете по этому поводу?

– Ведь и сейчас дистанционное образование доступно, даже в отдаленных районах, если там есть устойчивый Интернет, и сейчас и дети, и взрослые имеют возможность заниматься дистанционно. Есть видеоуроки, есть дистанционные образовательные платформы. Но это либо дорого и стоит больших денег, либо не совсем систематизировано. Например, можно самостоятельно изучать химию, но как ее изучать, если нет программы: если нет начала и нет итога завершения курса, по которому было бы понятно, чем мы начнем и чем закончим? Родители сами не могут составить программу, потому что они не являются педагогами.

Если будут написаны программы, специально разработанные для того, чтобы получать дистанционное образование, то это было бы хорошо для тех, кто вообще не может получать очное образование: для людей с ограниченными возможностями, людей из труднодоступных населенных пунктов. Для них это выход. Но чтобы всю страну перевести на дистанционное обучение, должно что-то такое случиться... Но это тоже должно проходить системно и на очень короткое время, чтобы продержаться и снова вернуться к очной форме.

– Давайте тогда поговорим о плюсах очной формы. Почему ее так хвалят? Чем она хороша? Кроме того, что, во-первых, имеется контакт глаз. Это простое условие обучения, но оно действительно работает. Во-вторых, это дисциплина. Насколько я знаю, многие родители жаловались на то, что заставить  детей заниматься удаленно было практически невозможно.

Например, если шла какая-то конференция, педагог все равно не мог уследить за тем, все ли лица у него на экране. Просто в начале занятия была перекличка, и некоторые дети являлись на эту перекличку, сообщали, что они на месте, а потом отключались и ложились спать либо даже оставляли компьютер включенным, а сами занимались своими делами. Это достаточно распространенный вариант, потому что, находясь в таком удаленном режиме, опрашивать детей и вообще взаимодействовать со всеми участниками процесса педагогу достаточно сложно. Это те минусы, о которых мне непосредственно писали родители. Может, Вы, как педагог, тоже можете указать вот такие однозначные минусы дистанционного обучения и однозначные плюсы очного, которые не заменить ничем и никогда?

– Да, всё так. Что касается очного обучения и, как Вы сказали, визуального контакта учителя и учеников, ведь это не только визуальный контакт, в этот момент происходит какой-то обмен энергией. Учитель отдает свои эмоции детям, а дети каким-то образом эти эмоции получают, работают с ними и возвращают учителю. Вот на этой волне происходит контакт. Даже есть научные работы, в которых ученые пишут: каким бы ни был преподаватель высшего учебного заведения, лекции которого идут с большим успехом, дистанционно это не работает. Потому что, вероятно, те волны, которые идут от человека, очень короткие, через экран они не передаются.

Следующий момент состоит в том, что дистанционное обучение очень утомительно и для учителя, педагога. Во-первых, есть вопрос дисциплины. Если это маленькая группа, это легко. А если это группа в 15 человек, это уже совсем другое дело. Если это маленькие дети, то это одни условия и одна манера работать. Если подростки, то это совсем другой мир. Они искушены в работе с гаджетами, поэтому за ними, наверное, вообще не уследить. Они могут что-то делать левой рукой, при этом смотря на учителя честными глазами. Вопрос дисциплины присутствует.

Во-вторых, что делать, если ребенок не хочет? Сидеть даже 40 минут тяжело и эмоционально, и физически. Даже взрослые, когда работают, походят, посидят, чайку попьют. Детям тяжело, тяжело и педагогам. Это основные причины.

Также есть вопрос контроля: нельзя ни пройти, ни посмотреть. Если это маленькие дети, все нужно контролировать: спинку поправь, ручку поправь, посмотри сюда, здесь напиши аккуратно, здесь исправь. Каким образом использовать огромное количество дидактического материала, который мы применяем в начальной школе? Это значит, что каждая семья должна быть оборудована этим дидактическим материалом, а не класс. Мы, например, пишем пером. Взрослого человека научить дистанционно писать пером, наверное, можно, а семилетнего ребенка – трудно. Я не знаю, как можно научить семилетнего ребенка писать пером через экран. Кто-то все-таки должен рядом быть, чтобы его поправлять. Просто похвалить недостаточно.

– К вопросу о мотивации: у старших школьников, которые нацелены на поступление в ВУЗы, на приобретение какой-то профессии, наверное, может быть внутренняя мотивация, хотя с ней тоже надо работать. Мы знаем, что подростки – не самые простые дети. Но что касается младших школьников, которые только-только начали учиться, наверное, мотивация – это одно из самых основных. Начальная школа и дана для того, чтобы ребенок захотел учиться, полюбил этот процесс. Так вот, как же быть с этой мотивацией? Где ее брать для младших школьников на дистанционном обучении и возможно ли это?

– Это так! Если мы возьмем первый класс, где ребенок сразу попадает в дистанционную среду, то перед ним появляется совершенно незнакомый человек, который что-то хочет от него. А дети в первом классе еще не готовы учиться. Эти шестилеточки только пришли: кто-то из садика, кто-то из семьи, и вдруг они попадают в эту дистанционную среду. Это стрессовая ситуация и для учителя (он не чувствует учеников: кто такие, что за дети), и для учеников, потому что непонятно, кто перед ними, насколько можно раскрываться. Дети же как цветы: как только они чувствуют доверие, они сразу распускаются – как бутоны. Как быть с начальной школой, вообще большой вопрос. Я думаю, что дистанционный вариант для начальной школы не подходит. В начальной школе дети, наверное, не очень способны учиться дистанционно. Это очень трудно.

– А что касается старших школьников? Тут возможна какая-то работа? Может, Вы поделитесь какими-то наработками, взглядами на этот счет? Как можно сделать так, чтобы подросток все-таки как-то самоорганизовался, чтобы учиться в таком странном формате?

– Это большой вопрос. Подростки – очень своеобразный народ. Есть целеустремленные подростки, которые в 13–14 лет точно знают, чего хотят. Такие могут сами себя замотивировать и будут сами учиться. Но в большинстве своем подростки растут, их энергия направлена на рост, и заставить их самостоятельно учиться трудно. Мы знаем такие ситуации, когда ребенку трудно даже утром заправить свою кровать. А сесть и самостоятельно осваивать алгебру, геометрию, физику, русский язык, литературу – это архисложная задача для подростков именно в плане самоорганизации. Есть такие, которые могут это сделать, но в большинстве своем даже нам, взрослым, трудно себя организовать. Мы, конечно, можем заставить себя организоваться, но у нас уже развита воля. А у подростков,  у детей тем более, воля развита еще слабо. Обучаясь, мы в том числе учимся развивать свою волю, когда за труды  получаем какую-то награду, а награда – это удовольствие от результата, от достигнутой цели.

– Мы сейчас с Вами поговорили, и вдруг для меня стал очевиден еще один минус дистанционного обучения, который состоит в том, что не создается никакого детского сообщества, в котором рождается дружба, какие-то взаимоотношения взрослого и ребенка, ребенка с ребенком. Кружки в этот период тоже работать не могут, и получается, что ребенок вообще лишен живого общения: игр на перемене, бесед, перекидывания записками. Может быть, все это мешает учебному процессу, но, с другой стороны, помогает учиться коммуникации.

– Как мне почувствовать радость другого человека? У меня в жизни произошло что-то очень радостное, и я бегу в школу рассказать Светлане Васильевне, что произошло. Еще у меня есть подружки и друзья, я им приготовила конфеты. У меня день рождения, например, и я хочу принести торт. Как быть? Такое получилось в конце года, когда нужно было завершать учебный год. Встречаться никому нельзя, пришлось встречаться в Zoom: каждый со своим тортиком, со своей чашечкой. Что-то мы говорили, чему-то радовались, что-то обсуждали, но не хватало физического общения, физического и эмоционального контакта. Мы же люди. Если бы мы были машинами, наверное, было бы нормально, но мы люди, мы хотим видеть друг друга, чувствовать эмоции, сопереживать, радоваться.

– О минусах мы поговорили со всех сторон; почти только о них и говорим. Но ведь есть и очевидные плюсы дистанционного обучения. Если оно будет разработано, подано в правильном виде, если будет систематизировано все то знание, которое сейчас представлено в учебниках и методических пособиях, и перенесено на электронные носители, если будет представлена целая программа обучения, которую можно будет использовать как вспомогательную для тех, кому это очень нужно, – разве это плохо?

– Делая вывод из вопроса, хочется сказать: это хорошо, но сколько «если» должно совпасть! Вы перечислили: если будет разработано, если будет написано, если будет создано, если будет переложено. Если, если, если... Если все эти «если» совпадут, то, наверное, это возможно. Опять же для кого такое обучение хорошо? Для людей с ограниченными возможностями, для труднодоступных мест, где ребенок не может поехать в школу, потому что ему нужно преодолеть какое-то большое расстояние. В такой ситуации, наверное, это хорошо. Но для всех остальных, кто может учиться, думаю, это не очень хороший вариант. Если только это не добровольный выбор семьи, и мы это тоже должны учитывать. Если семья добровольно хочет, чтобы ребенок учился дистанционно, наверное, такой формат возможен. Но как добровольный выбор. Как принудительный и безвыходный – наверное, нет.

– Но в своем детском центре, который работает по системе Русской классической школы, вы сейчас не вводите никаких дополнительных опций преподавания, не разрабатываете видеоуроки, а нацелены на то, чтобы заниматься с детьми очно.

– Да. Программа Русской классической школы не подразумевает дистанционной формы обучения, это очные уроки по ряду причин. Я уже называла: это большое количество дидактического материала, с которым работают дети. Все, что дети узнают, они пропускают через руки, и это буквально развитие моторики. Все, что формируется в первом классе: посадка, обучение письму, обучение чтению, обучение счету, – дистанционно сделать очень трудно. Если при обучении очно вдруг возник какой-то форс-мажор, мы поддержим учебу дистанционно, но вернуться мы должны в очный формат. У нас дети занимаются в начальной школе, а дистанционно начальная школа невозможна, на мой взгляд.

– Что ж, мы сделали кое-какие выводы. Не знаю, насколько они могут быть полезны, но мне кажется, совершенно однозначно для начальной школы дистанционная форма обучения очень нежелательна и даже, наверное, невозможна – будем называть все своими именами. Что касается старших школьников, то как дополнительное пособие, как комбинированная форма обучения, это, наверное, здорово и интересно, потому что можно смотреть замечательные лекции преподавателей других школ, выдающихся учителей и так далее; все это обогащает, делает процесс обучения многообразным. Но заменить все обучение в школе только дистанционным обучением, наверное, неразумно.

Последнее, что хочется сказать. Не стоит бояться, что 14 регионов нашей страны станут сейчас площадкой для тестирования дистанционного обучения. Это совсем не повод считать, что мы теперь будем учиться только так. Это повод считать, что система, по которой школьная программа будет преподаваться удаленно, будет разработана на всякий случай, будет охватывать тех, кому она нужна, но не помешает учиться так, как мы привыкли.

– Все в наших руках, мы не должны об этом забывать. Инициатива родителей присутствует, ее никто не отменял. Если это будет какой-то совершенно неприемлемый формат, можно об этом сказать.

– Спасибо, Ирина! Благодарю Вас за участие в нашей передаче.

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать