Учимся растить любовью. Детская библиотека истории и культуры Петербурга

11 августа 2022 г.

Нечитающие дети - повод для расстройства родителей. Отвоевывать детское внимание у гаджетов становится все сложнее, но на помощь могут прийти... книги. Не простые, а написанные так, чтобы подстегнуть интерес к чтению. Возможно ли это? Конечно! Убедиться предлагаем, отправившись вслед за нами в Детскую библиотеку истории и культуры Петербурга, где с новинками книг о книгах, чтении и библиотеках нас познакомит ведущий специалист Мира Львовна Васюкова.

Летняя пора – это время внеклассного чтения. Каждый родитель мечтает усадить своего ребенка за книги. Но на этом пути мы часто совершаем одну и ту же ошибку – заставляем детей читать. Так полюбить книги и чтение невозможно. А как же возможно? На этот вопрос нам ответит Мира Львовна Васюкова, ведущий библиотекарь Детской библиотеки истории и культуры Петербурга – филиала №2 Центральной городской детской библиотеки имени Пушкина.

Ребенок не читает: с такой проблемой родители сталкиваются все чаще. Мир полон других развлечений, и кажется, что книги не могут составить им конкуренцию. Но побороться за свое чадо стоит. Ведь литература – это дверь в разнообразнейшие миры.

Мира Львовна Васюкова, ведущий специалист Детской библиотеки истории и культуры Петербурга:

– Эта тема всегда была актуальной, просто на высоком уровне, в общественных пространствах об этом не принято было говорить. Всегда были и есть читающие и нечитающие дети, читающие и нечитающие взрослые. Но то, что сейчас и среди родителей, и в обществе есть потребность говорить на эту тему и двигаться в этом направлении, – очень хорошо. И книги – первые помощники в этом вопросе, важно только соблюдать несколько условий.

Дети в семье не будут активно читать, если не читают взрослые и если в доме нет книг. Не нужно говорить о больших библиотеках – книги дорогие. Но есть публичные библиотеки, в которых можно брать книги. Книги должны быть такой же частью жизни и обихода, как и все остальное. Книги можно читать не только в гаджетах, хотя, конечно, можно этим пользоваться и даже в транспорте читать электронные книги вместе с детьми.

Итак, важно соблюдать условия. Первое: сами взрослые должны интересоваться чтением. Второе: чем раньше книги появляются в жизни ребенка, тем лучше, потому что все навыки складываются в раннем возрасте. Мне кажется, все взрослые должны знать, что есть книги для самых маленьких детей, которые можно с удовольствием грызть, купать, и именно они помогают приучить ребенка к взаимодействию с книгой, пусть даже пока еще не к чтению.

Следующий момент: нельзя заставлять читать. Чтение – радостный процесс, удовольствие. Если к этому относиться как к удовольствию, испытывать радость от иллюстраций, от событий, от возможности сочувствовать другим, тогда и у ребенка это чувство появится. Когда заставляют – не хочется. Пусть чтение будет в радость. Диапазон книг о книгах, чтении и библиотеках невероятно широк.

Что же это за книги о книгах и как они могут помочь полюбить чтение? Узнаем прямо сейчас.

Мира Львовна Васюкова:

– Сегодняшний разговор о книгах я назвала так: «Я из мира книг». Это название книги, с которой я сегодня начну свой рассказ о книгах, посвященных книгам, библиотекам, чтению. Я глубоко убеждена, что чтение – необходимый навык для каждого ребенка, он должен развиваться с самого раннего возраста. В наше время очень много книг, которые помогут взрослым решать вопрос так, чтобы книги и чтение стали естественной частью жизни ребенка.

Так вот, книга «Я из мира книг». Ее авторы Оливер Джефферс и Сэм Уинстон. Это прекрасный пример детской книги, когда оба автора важны: и писатель, и художник. Эта книга совершенно особенная. Она настолько многоплановая и разносторонняя, что может быть подарком и для ребенка разного возраста, и для взрослого. Прежде всего она предназначена, конечно, для того, чтобы дети и взрослые читали ее вместе.

Книга удивляет буквально сразу, с форзаца: все страницы исписаны маленькими буковками. И с такими текстами мы будем встречаться в этой книге практически на всех страницах. Начало текста очень короткое: «Я книжное дитя, я родом из мира книг». В книге появляется героиня – девочка, которая так себя представляет. И дальше на каждой странице мы снова видим маленькие буковки. Это цитаты из знаменитых книг: детских, взрослых, из классики русской и зарубежной литературы. Их очень хочется рассматривать, их очень хочется читать. Это чувство сначала возникнет у взрослых; ребята, наверное, сразу не догадаются, что эти маленькие буковки тоже нужно читать.

«Я мчусь по волнам воображения». Текст, который предназначен для ребенка, достаточно краткий и легко читается. Цитаты из книг вдруг превращаются в волны. «Я приплыла к тебе по морю слов, чтобы спросить: пойдешь ли ты со мной?» – обращается девочка ко второму герою этой книги... Героиня книги двигается дальше, приглашает мальчика в путешествие. Вместе с ним она осознает (и помогает ему осознать), какое прекрасное дело – книги, сколько в них всего!

Возможность путешествовать вместе со словами, рисунками добавляет новые и новые слои к этой книге. В итоге где бы главные герои ни заблудились, какие бы истории с ними ни случились, они приходят к пониманию, что книга – это прекрасно, она помогает стать тем, кто свободен мечтать и воображать. И именно от книг можно получать огромные впечатления и огромную радость. Вот такая необычная книга, которая подводит нас к целой серии книг, посвященных книгам.

Следующая книга, которую мне хочется показать, называется «Самая высокая книжная гора», ее автор Росио Бонилла. Здесь другой подход у автора. Главный герой – мальчик, который мечтает летать. Его ничего не интересует, кроме полетов. Он делал себе крылья, пытался как-то придумать полетать разными способами. В книге прекрасные иллюстрации, автор является и автором иллюстраций. Однажды в свой день рождения Энрике задул все свечи на торте и загадал то же самое желание – что он хочет летать. И тогда мама сказала: «Энрике, научиться летать можно и по-другому», – и с этими словами протянула ему книгу. И уже с книгами мальчик смог попадать в разные миры и смог осуществить свои мечты. У него накопилась невероятная гора книг: ему дарили все новые и новые книги, и гора книг становилась все выше и выше. Чем закончилась история, каким образом он смог осуществить свою мечту – читатели узнают, когда прочитают эту книгу.

Знаю, что многие родители сталкиваются с трудной ситуацией. С одной стороны, мы хотим, чтобы дети читали. С другой стороны, мы стараемся подсунуть им какой-нибудь гаджет, чтобы они нас не трогали, нам не мешали. И появилось несколько книг, которые нашим современным деткам пытаются объяснить, чем же книга отличается от всего остального, какая в ней прелесть.

Кстати, хочется сейчас вспомнить прекрасный ресурс, к которому я всегда отправляю родителей, особенно молодых. Это электронный журнал, который называется «Папмамбук» (www.papmambook.ru) и рассказывает о книгах на самые разные темы, рекомендует, как решать сложные вопросы, связанные с чтением. Совсем недавно я пролистывала сайт и нашла прекрасные слова современной и очень хорошей писательницы Натальи Евдокимой про то, как не надо детей заставлять читать. Самое страшное, что можно придумать, чтобы отвратить ребенка от чтения, – заставлять его. Только таким образом можно отбить охоту к чтению. Самые счастливые дни ее жизни, рассказывает писательница, когда ей своему сынишке приходится говорить: «Оставь наконец книгу – тебе же еще уроки делать».

Следующая книга называется «Это книжка», автор – Лэйн Смит. У этой книги два героя – мартышка и ослик. Все, что происходит в этой книге, – их разговор. «Что это у тебя?» – спрашивает ослик, держа в руках какой-то гаджет. А у мартышки в руках книга. Бедный ослик никак не может понять, что же такое книга, и задает смешные вопросы.

– А где прокрутка вверх-вниз?

– Нигде, это книжка, – говорит ему обезьянка.

– Из нее можно постить в ЖЖ?

– Нет, это книжка.

– А где твоя мышка?

– Да нет никакой мышки! Это же книжка!

Дальше идет разговор, что можно, а что нельзя делать с книгой, ровно до того момента, пока герой не оказывается внутри книжки, где происходят какие-то события. Ослик, который не знает, что такое книжка, просит попользоваться этой книгой. Он берет ее, но интересуется, нужен ли к ней пароль, что она умеет, как в нее заходить, нужно ли ее заряжать. И потом ослик пропадает, потому что погружается в книгу и оторваться от нее не может.

Есть целая серия книг, которые рассказывают о разных зверушках в библиотеках. Их стало достаточно много. Одна из них называется «Мэйделин Финн и библиотечная собака», автор – Лиза Папп. Здесь героиня, которая совсем не хотела читать. В книге уже более традиционные рисунки, совсем другой изобразительный ряд. Оказывается, девочка не хотела читать не просто так, а потому, что ей было сложно. Она говорит о себе, что не любит читать ни книжки, ни журналы, ни даже рекламу мороженого. Потому что было сложно, у нее не получалось, она стеснялась. И об этом всем нам надо хорошенько помнить.

Однажды эта девочка оказалась в библиотеке. Она не хотела туда идти – она же не любит читать. Но там ей предложили почитать для особой библиотечной собаки. (Есть такие приемы, и в некоторых библиотеках ими пользуются. Но, конечно, все должно быть безопасно для детей, потому что у кого-то может быть аллергия; это должны быть специальные собаки.) И что же оказалось? Оказалось, что собака – это тот персонаж, который ничего не оценивает, радостно и внимательно, с теплом и заботой слушает. И вот потихоньку девочка полюбила читать. Сначала ей было трудно, она ошибалась, но она научилась и стала читать этой собаке. Вот один из приемов.

Вообще чтение вслух – это особая история. Нужно говорить отдельно о том, как читать детям, почему нужно читать детям и почему потом дети могут читать вслух. Это единый процесс: мы читаем детям, дети читают нам.

Следующая книга – «Сказка для медведя», автор – Деннис Хейзли, иллюстратор – Джим Ламарш. Это сказка о медведе, который однажды оставил свои заботы и увидел, как молодая девушка читает книжку. Он направился к ней, слушал, как она читает. В книге удивительные иллюстрации. Сказочная, придуманная история, но она про живой голос, про звучание, про то, как может заворожить чтение вслух. Это из категории книг, которые можно не просто читать, а бесконечно рассматривать, и в этом особенность современных детских хороших книг. Медведь потом утащил эту книгу к себе, и мы видим на иллюстрации, как он сидит среди множества книг. Наверное, медведю это было приятно.

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок любит только одну какую-то книгу. Я проходила это в своей жизни: у моего сына, когда он был маленький, была любимая книга «Рам и Рум» Святослава Сахарнова. Я ее брала в библиотеке, приносила домой, потом уносила, и сын на следующий день мне говорил: «Принеси, пожалуйста, книгу ˮРам и Румˮ». И так повторялось постоянно.

Представляю вам пару книг как раз на эту тему – как можно от одной книги привлечь к другой. Первая книга называется: «Извини, но это моя книга». Очень нравится мне этот сюжет и иллюстрации тоже. Книга создана на основании анимационного фильма. Рассказ идет от имени старшего брата, который пытается найти разные возможности для своей сестры, чтобы она почитала разные книги. Но сестра не хочет читать разные книги, она хочет одну-единственную конкретную книгу «Жуки, букашки и бабочки» и не соглашается читать другие. Она объясняет, что эта книга самая лучшая, самая хорошая.

Когда они однажды приходят в библиотеку и кто-то другой берет эту книгу, это становится катастрофой. Сестра говорит: «Это же моя книга!» Но брату все-таки удается ее чем-то заинтересовать. Правда, ему было очень сложно это сделать, она отказывалась от всего: не хотела книги ни про шпионов, ни про принцесс. Но он нашел книгу, которая ее заинтересовала, и она была готова ее любить так же, как книгу «Жуки, букашки и бабочки».

 И еще одна книга, близкая по теме: «Любимая книжка Чарли Кука». Авторы – знаменитая Джулия Дональдсон и Аксель Шеффлер. У главного героя тоже была своя любимая книга, и только ее он хотел читать. У книги замечательный форзац, где изображена целая библиотека книг. В книге очень симпатичные и очень короткие стихи, своеобразные картинки. В ходе путешествия со страницы на страницу вместе с героем читатель попадает в разные книжки, и можно их угадать. Причем переходы героя очень странные, стихийные – так случается. Например, после сундука мертвецов (и мы угадываем, что это за книга) на дне сундука оказалась книга про трех медведей. И дальше мы видим вариант сказки про трех медведей:

– Ой, мама, сюда! Ой, папа, скорей! –

зовет родителей мишка. –

Чужая девчонка в кровати моей,

и у нее… моя книжка!

Игра на знакомых текстах, знакомых сюжетах, чуть-чуть рассказанных по-своему, невероятно интересна! Здесь есть разные картинки: и с рыцарями, и страшные, и с непонятными животными. Но все это – из конкретных книжек. Целое путешествие.

Следующая очень славная книга: «Верните меня в книжку!» У нее тоже два автора: Тьерри Робберехт и Грегуар Мабир. Здесь волк просит вернуть его в книжку. Думаю, вы уже обратили внимание, что на обложках многих книг изображены книги и библиотеки. Это обычно вызывает положительные эмоции. Если мы посмотрим форзацы этой книги, то здесь изображены книжные полки, на которых мелькают знакомые герои.

Мне было любопытно, из какой же сказки мог появиться волк, герой этой книги, и что с ним произошло. А произошло то, что кот попал в библиотеку. Конечно, он ронял книжки и вел себя неподобающим образом, и из одной книжки в какой-то момент выпал герой – волк. И – о ужас! – он потерялся из своей книги. Героиня, маленькая девочка Лиза, была в детском саду, к ней в комнату пробрался кот и совершил все эти безобразия.

«Что случилось? Куда я попал? Где моя любимая дремучая чаща леса?» – испуганно закричал волк. И дальше описаны его приключения. Он же не знает, в какую книжку ему вернуться; он страдает. В книге длинные приключения, сложности, попадание к динозаврам, в другие места. И в конце – невероятная сцена возвращения в книжку.

Вдруг волк увидел какую-то книжечку, поспешил – и юркнул в нее. И он оказался в дремучем лесу. «Лесная чаща!» – обрадовался волк. – Точь-в-точь как мой лес. Наконец-то!» Внезапно он увидел девочку в красном платьице и красной шапочке, она сидела на упавшем дереве и горько плакала. Эта девочка показалась волку знакомой.

Только в этот момент понимаешь, что волк был из «Красной Шапочки». Они обнялись как старые друзья и зашагали в гости к бабушке. Вот что случилось в этой замечательной книжке.

Наша книжно-библиотечная тема абсолютно неисчерпаема. Сегодня мы прикоснулись только к части книг. Есть еще много сюжетов и интереснейших книг, и о них мы поговорим в следующий раз.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 05:30
  • Суббота, 20 апреля: 08:05
  • Четверг, 25 апреля: 00:30

Анонс ближайшего выпуска

В этот раз поговорим о том, насколько перспективны могут быть молодежные проекты, в основе которых лежит радость совместных путешествий. Познакомимся с проектом Тихвинской епархии "По святым тропам". Узнаем, как могут помочь походы, экскурсии и паломничества в работе с молодыми людьми на приходах. Своим мнением поделятся священники, многодетные родители и сами молодые люди.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать