В преддверии празднования Дня снятия блокады мы поговорим о том, как сохранять историческую память и говорить даже о самых страшных страницах истории на доступном детям языке. Почему нельзя ограничиться одними фактами и необходимо вовлекаться в тему эмоционально? Для чего проводить параллели между прошлым и настоящим? В чем задача школы, семьи и музея? Об этом поговорим с Кристиной Катковой, кандидатом культурологии, начальником экскурсионно-методического отдела музейно-выставочного центра «Россия – моя история».
Сегодня мы снова поговорим о том, как разговаривать с детьми о блокаде. У нас в гостях сотрудница музея «Россия – моя история» Кристина Каткова.
– Мне нравится название одной из ваших экскурсий, которое звучит немного полемически: «Забыть или помнить?» Мне кажется, такой вопрос может многих возмутить. Разве можно так спрашивать? «Конечно, помнить», – ответят люди старшего поколения. Но это совершенно неочевидный ответ для людей более молодого возраста и наших детей. Даже само название уже очень четко отражает проблему, которую мы сегодня поднимем. Как и какими словами говорить с детьми о блокаде? Как сделать так, чтобы историческая память была усвоена детьми, а не просто заучена? Давайте немного порассуждаем на эту тему. Много ли вообще программ в музее? Уделяете ли вы внимание этому вопросу и каким образом?
Кристина Федоровна Каткова, кандидат культурологии, начальник экскурсионно-методического отдела Музейно-выставочного центра «Россия – моя история»:
– Фотография, которая представлена в студии, – это как раз кадр с экскурсии «Забыть или помнить?» Полностью соглашусь, что в названии этой экскурсионной программы уже стоит вопрос, который нас сегодня интересует. Потому что тема блокады, безусловно, очень важная, и не только с точки зрения сохранения исторической памяти, популяризации героизма, подвигов наших граждан-ленинградцев, не только с точки зрения, так скажем, защиты истории. Потому что сегодня, к сожалению, историю, связанную с Великой Отечественной войной, пытаются переписать. И сегодня остро стоит проблема сохранения подлинной истории, подлинной памяти, подлинных фактов.
Почему эта тема сложна и почему актуальна? Потому, что это моральный аспект, безусловно. То, как люди жили в осажденном городе, как трудились, защищали себя, своих близких, свой город, свою страну, – это, конечно, беспрецедентный случай в истории человечества. И как в этих жутких, нечеловеческих условиях сохранить себя прежде всего как человека – это, конечно, очень важный момент.
Несмотря на то что сегодня мы живем в абсолютно других условиях и наше подрастающее поколение живет совершенно в других условиях, включая новости, к сожалению, мы слышим ужасающие факты. Поэтому этот пример, который всему человечеству показали ленинградцы, сегодня очень важен.
Безусловно, тема блокады сложная, потому что было очень много нюансов, очень много ужасающих фактов. И моральный аспект нас очень сильно волнует. Я как экскурсовод и педагог (у меня есть опыт работы с молодежной аудиторией) могу сказать, что нужно все делать вовремя. Говоря о блокаде сегодня, спустя десятилетия, важно видеть в этом моральный аспект, аспект примера. Мы понимаем, что сегодня блокада – во многом именно воспитательный вопрос. Убеждена в том, что воспитывать мы можем только детей; взрослого уже не воспитаешь, он уже сложившаяся личность. С ребенком мы еще можем поработать. И здесь встает очень важный вопрос: как работать с ребенком?
Название экскурсии «Забыть или помнить?» фактически отражает проблему. С одной стороны, есть факты, которые мы не можем и не должны скрывать. Но, с другой стороны, как с этими фактами грамотно работать, чтобы не напугать ребенка, не отвернуть его от этой темы? Как Вы правильно меня представили, я являюсь сотрудником учреждения, которое работает с детьми. Проект «Россия – моя история» создавался именно для подрастающего поколения. Наша миссия, связанная с гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения, дает нам очень многое в реализации наших проектов.
Для нас тема блокады – ключевая, но это, безусловно, не единственная экскурсия. У нас есть региональная выставка, которая называется «Санкт-Петербург. История развития», где отдельный достаточно большой блок посвящен этой теме. И как раз экскурсия «Забыть или помнить?» начинается с экспозиции «Санкт-Петербург. История развития». Мы понимаем, что она посвящена блокаде, но начинаем с основания города, чтобы донести до детей преемственность событий, в том числе понимание причинно-следственных связей, всего ужаса положения осажденного города. Потому что проблема с историческим мышлением существует. Мы не можем мыслить объемно, абстрактно, поэтому начинаем экскурсию с основания города, рассказываем об основных этапах его развития и формирования, доходим до блокадного периода, чтобы дети поняли во времени и пространстве весь ужас той ситуации, в которой оказался отрезанный город.
Дальше мы переходим к блокадной тематике и продолжаем экскурсию в московском парке Победы. У нас есть такая возможность, потому что все наши экскурсоводы имеют городскую аккредитацию и имеют возможность работать в городском пространстве. Такая необычная для музейного формата экскурсия появилась у нас буквально пару лет назад, и в эти дни она тоже будет проводиться. Завтра у нас будет первая группа на эту экскурсию в этом году.
– Программы, о которых Вы говорите, рассчитаны все-таки на школьников. Но и для дошкольников тоже можно поднимать те же самые вопросы, но делать это таким образом, чтобы все было понятно детям. Есть ли у Вас (как у специалиста) предложения о том, каким образом можно говорить с детьми раннего возраста на тему блокады, чтобы, как Вы правильно заметили, не испугать их, но подвести к тому знанию, которое потом будет углубляться?
– Да, безусловно. Для этого, собственно, разработана экскурсионная методика. Действительно, та экскурсия, о которой я немножечко рассказала, рассчитана на учеников средних и старших классов, на семейную аудиторию, на взрослых. Но это не означает, что к нам не приходят дети младшего возраста; мы работаем и с этой категорией тоже. Я уже упомянула в самом начале фразу, которую мы берем за основу, что все нужно делать вовремя. Дети должны взрослеть соответственно возрасту. Какими бы продвинутыми ни были сегодня наши дошколята, наши первоклассники, они все равно остаются детьми. Дети весьма ранимы и, может быть, нынешние даже более восприимчивы и эмоциональны, чем поколения до них. Поэтому к ним нужен совершенно иной подход, связанный с адаптацией. Что имеется в виду под фразой «адаптированная экскурсия»? Это не значит, что мы говорим с ними каким-то детским языком, применяя уменьшительно-ласкательные выражения, пытаясь создать красивую картинку. Нет; мы на экскурсиях о блокаде с младшими школьниками выбираем те темы, которые будут им понятны, доступны в силу их жизненного опыта. Опыт у них небольшой, тем не менее он уже есть.
– Например?
– Когда мы пытаемся что-то донести до детей, мы либо приводим в пример сверстника, либо пытаемся сказать: «Представь себя на этом месте». Поэтому одной из ключевых тем экскурсий для младших школьников является тема детей в блокадном Ленинграде. Эта тема очень интересная. Я думаю, что далеко не все знают, как обстояли дела с бытом, чем вообще занимались дети, какое служение они несли в блокадном городе.
Мы понимаем, что было несколько волн эвакуации, но далеко не все дети имели возможность покинуть осажденный город. Очень большой процент детей оставался в Ленинграде. Как они жили? Чем занимались? Понятно, что жизнь города поменялась достаточно серьезно. Так вот, эти дети защищали свой город, тушили зажигательные бомбы. Мы знаем: несмотря на то что город был в кольце блокады, он продолжал трудиться. Это город-труженик. Работали заводы. А кто работал на этих заводах, если мужчины ушли на фронт? Работали женщины, работали подростки. Это тоже интересный аспект, есть о чем поговорить.
Дети очень много помогали в госпиталях: они стирали, гладили, складывали бинты. Это достаточно тяжелая работа не только физически, но и эмоционально. Очень большую помощь они оказывали медсестрам, которые, естественно, не имели возможности сидеть с ранеными, а ведь им была необходима моральная поддержка. Дети читали письма солдатам, если те временно не могли читать; писали под их диктовку письма, просто беседовали с ними. Кто-то ставил какие-то сценки. Обо всем этом мы рассказываем. Это достаточно большой блок, который, с одной стороны, малоизвестен, об этом не так часто говорится; с другой стороны, это то поле, когда мы можем обратиться к опыту современного ребенка, предложив ему поставить себя на место того подростка или совсем маленького ребенка, который жил в блокадном Ленинграде.
– Насколько мы знаем, работали и школы. И у детей часто возникает вопрос: а зачем было учиться? Можно понять, зачем помогать городу выстоять, зачем помогать в госпиталях или тушить зажигательные бомбы, но совсем непонятно, зачем тогда надо было учиться. Мне кажется, ответ на этот вопрос достаточно важен. Если мы найдем на него ответ в ситуации блокадного, осажденного города, нам будет проще объяснить детям, зачем вообще учиться.
– Ответ на этот вопрос раскрывает как раз тему примера. Блокада для современного ребенка – это в большей степени именно пример. Если проводить параллели, пытаться что-то сравнить с современной жизнью, то мы понимаем, что на детей не накладывается такая же нагрузка, как на взрослых, у них есть свой фронт работы, в том числе фронт учебы. Я сама являюсь мамой второклассника и объясняю своему ребенку, что мама и папа ходят на работу, а его работа – это учеба, школа.
Поэтому дети продолжали учиться. Школы работали в тяжелых условиях, не было ни света, ни отопления; когда были бомбежки, приходилось спускаться во время уроков в бомбоубежища. Но дети учились с одной четкой мыслью, что их пятерки и четверки – это тоже помощь бойцам. И это было действительно так. Потому что бойцы на фронте понимали, что город, находящийся в таких тяжелейших условиях, продолжает жить: продолжают работать театры, продолжают печататься книги, продолжают учиться дети (и дети хотели учиться, вкладывали в это все свои силы, хотя им было нелегко, они сидели на уроках, будучи голодными). Все это подбадривало бойцов. Они понимали, что жизнь продолжается, что люди борются за жизнь. Конечно, это был стимул.
Я считаю, что тема школы во время блокады – это очень яркий пример, он позволяет моральный вопрос и вопрос примера, который мы сегодня обсуждаем, реализовывать.
Нужно сказать, что у нас не только экскурсии по нашим постоянным экспозициям, но достаточно часто проходят выставки в нашем учреждении, и мы работаем в том числе со школьными музеями. Это все-таки специфический класс музеев. Во многих музеях есть тема организации образовательного процесса в разные исторические периоды, в том числе в период блокады. У нас достаточно часто в проектах, поскольку партнерами являются именно школьные музеи, в качестве наглядных подлинных экспонатов присутствуют письменные принадлежности блокадного времени, тетради, ведомости, дневники, какие-то записки. И нужно сказать, что это очень интересно современным школьникам, это их здорово подстегивает. Когда экскурсовод просто рассказывает о том, что было, – это одно, и совсем другое, когда ребенок видит в ведомости успеваемости за 1942 год пятерки и четверки. Я думаю, ребенок задумается (особенно если у кого-то не очень хорошо с учебой), как он учится. Если в тот период дети старались, то, наверное, стоит призадуматься. И какими бы хулиганами дети ни были, на экскурсии видно по их глазам, по их реакции, что эта тема их затрагивает.
– Еще одна тема, которая очень интересна и доступна детям и которая прослеживается в ваших экскурсиях, – тема животных. У нас в студии мы видим фотографию памятника собаке, которая в блокаду помогла выжить нескольким семьям, принося им добычу из леса. Эта фотография взята с вашего сайта. Расскажите, пожалуйста, действительно ли у вас есть проекты, в которых рассказывается о животных. И чему может научить эта страница истории блокадного Ленинграда?
– О животных мы говорим в том числе в контексте нашей экскурсии для младших школьников по экспозиции «Санкт-Петербург. История развития». Наши экскурсоводы очень активно используют «портфель экскурсовода» – наглядные пособия. Конечно, не все материалы у нас представлены; экскурсия все-таки должна переходить от показа к рассказу. Поэтому экскурсовод использует либо электронные носители, либо классические папки, где собрана специальная подборка по этой теме.
Мы говорим о Ленинградском зоопарке. При этом мы прекрасно понимаем, что и зоопарк проводит экскурсии, и ни в коем случае не отнимаем хлеб у своих коллег. Мы немножечко приоткрываем эту страницу, чтобы участники нашей экскурсии заинтересовались и захотели вместе с родителями посетить этот зоопарк и уже от его сотрудников услышать об интересных героических историях.
Поднимаются различные темы. Рассказывается не только о живых животных, но и об игрушках. На нашей экспозиции «Санкт-Петербург. История развития» у нас меньше возможностей об этом говорить, потому что мы ограничены во времени. Но если вернуться к выставочным проектам со школьными музеями, у них в коллекциях достаточно много игрушек блокадного времени. Современному ребенку, конечно, интересно посмотреть на саму игрушку, как она выглядела. С игрушками ведь связано очень много историй блокадного времени. У многих семей, которые отправлялись в эвакуацию, не было возможности взять с собой все; брали самое дорогое, самое ценное. У нас были такие предметы, за которыми стояли подлинные семейные истории. Например, был подарок отца, ушедшего на фронт. Ребенок сохранил эту игрушку, и она является олицетворением памяти. В выставке «За Ленинград!» у нас представлен мишка; мы ввели этот персонаж для выставки, но за основу была взята реальная история: уходя на фронт, отец передает ребенку эту игрушку, и ребенок ее сохраняет как память об отце.
Были случаи во время эвакуации, когда люди находились на одной барже, а вещи на другой барже. А ведь были бомбежки. В одной семье была история, когда они сами уцелели, а вещи были уничтожены в результате обстрела, и единственное, что сохранилось в семье, – игрушка, которую ребенок держал в руках.
Это достаточно трогательные истории. С одной стороны, эта тема ребенку понятна, потому что у каждого есть любимая игрушка. Какими бы технологичными ни были современные дети, как бы ни любили телефоны, все равно есть что-то, что для них дорого. И через эту тему мы затрагиваем ниточки души современного ребенка. То есть мы вроде как и не отпугиваем их, потому что говорим о том, что им понятно, но в то же время, говоря о чем-то душевном, невольно так или иначе в контекст вплетается реальность того времени, только не так жестко, не так жестоко, как если бы мы начали с нее. За детским трудом, за той же игрушкой, которая остается в руках ребенка, стоит блокадная сторона, но она идет уже историческим контекстом, неким фоном. Это позволяет ребенку воспринимать информацию, но не получать того эмоционального шока, который он получил бы, если бы мы начинали с этой темы, а потом дополняли ее какими-то примерами.
– Мне очень понравилось, как Вы сказали про ниточки души. Часто в школах о блокаде, как и о многом другом, говорится только с фактологической точки зрения: перечисляются какие-то события, важные исторические вехи. Так вот, эмоции, которые наполнят детское сердце, помогут именно присвоить эту память, найти в себе, в своей реальной жизни отражение чего-то, что может стать мостиком между теми историческими событиями, детьми, жившими тогда, и нашими современниками. Мне кажется, именно этим вы и занимаетесь. В этом главная задача? Или в сохранении исторической памяти, а не только эмоциональной?
– Вопрос сохранения исторической памяти сложный. Я в свое время тоже изучала этот вопрос, и мне кажется, что для того, чтобы сохранить историческую память, нужно пропустить через себя определенные аспекты. А когда мы говорим о детской аудитории, еще не сложившейся, не окрепшей, многого не знающей, на первое место выходят, конечно, эмоции. Экскурсия длится 45 минут. За 45 минут мы не расскажем историю блокады. Мы и не ставим перед собой такой цели, прекрасно понимая, что это невозможно сделать за отведенное время. К нам приходят классы, организованные группы. Все дети даже по уровню подготовки разные, у каждого разный опыт и знания. У кого-то в семье это активно поддерживается, а у кого-то, может быть, в меньшей степени об этом говорят. Ситуации бывают разные.
Мы понимаем, что детей в первую очередь нужно зацепить и заинтересовать. Сейчас очень много возможностей: и фильмы, и акции, и всевозможные интерактивные проекты. Ребенка надо заинтересовать на первом этапе. А ведь для кого-то это действительно первый этап знакомства, потому что сейчас не так просто вывести детей на экскурсию. Многие группы, которые к нам приходят, особенно в январские дни, – из близлежащих школ, расположенных в Московском районе, потому что им проще решить транспортный вопрос. Поэтому мы допускаем, что для кого-то это действительно одно из первых знакомств с темой блокады. И основная задача – во-первых, не испугать, не закрыть для ребенка эту тему. Еще раз повторяю: дети сегодня очень эмоциональные. И вторая задача – заинтересовать.
– Что бы Вы порекомендовали родителям? Что можно сделать кроме того, как отвести ребенка в музей и передать его специалистам, которые познакомят с этими страницами нашей истории? Ведь даже если мы отвели ребенка в музей, необходима какая-то поддержка в семье, предварительная подготовка, какой-то разговор должен состояться и после того, как прошла экскурсия. Может быть, порекомендуете какие-то пособия, фильмы, книги? Или, может быть, просто дадите рекомендации, как бережно и деликатно входить в эту тему?
– Основная рекомендация – говорить с ребенком. У детей сейчас очень насыщенная программа, есть очень много инструментов. У них проводятся «Разговоры о важном», есть платформа «Учи.ру», где им дают задания и где так или иначе они соприкасаются с этой темой. Поэтому основной момент – говорить с детьми. Когда родители делают уроки с ребенком и возникает эта тема, просто поговорить об этом, может быть, привести какую-то личную историю. Конечно, просто так не начнешь рассказывать про прадедушку, который был героем, выполнял воинский долг. Для этого разговора должен быть какой-то прецедент. И, наверное, не стоит упускать такие возможности. Дети очень хорошо все это запоминают. И не знаешь, в какой момент выстрелит фраза, ранее родителями сказанная. Родители забывают, а ребенок, оказывается, очень хорошо все помнит. Поэтому главное – разговаривать.
И стараться поддерживать обратную связь, когда ребенок куда-то едет. Потому что это раскрывает ребенка, и есть возможность понять, что ему интересно. Зачастую не знаешь, что зацепит ребенка. Если он что-то услышал и это его зацепило, он придет и расскажет об этом родителям. Есть возможность дальше опираться на эту эмоцию, которую ребенок получил. Раз он запомнил, значит, это произвело на него впечатление. Может быть, нужно в какой-то дополнительный музей сходить, если ребенка что-то заинтересовало. У нас сейчас очень интересные экспозиции. И о прорыве блокады есть что посмотреть. Проектов очень много.
Еще хочется сказать, что тема блокады у нас представлена не только в выставочных проектах, экскурсиях. У нас есть серия выездных уроков, выездных занятий. У нас есть музейный урок, который мы называем уроком по медальерике, где мы говорим о героях, наградах. Безусловно, есть блок, посвященный Великой Отечественной войне. Конечно, он рассчитан на более взрослую аудиторию, учеников 7–9-х классов, тем не менее такая возможность есть. Мы начинаем с общих моментов, что история России немыслима, к сожалению, без военной истории. А военная история – это история подвигов и героев. Мы вспоминаем героев, рассказываем о них и получаем обратную связь. Кого-то дети знают, кого-то не знают.
Дальше мы даем им возможность почувствовать себя исследователями в области медальерики, рассказываем о том, как формировалась наградная система в нашей стране. Потом даем им небольшое задание, в котором они должны угадать награду. Эта практическая часть варьируется в зависимости от памятной даты. В прошлом году у нас был юбилейный год, и мы шифровали ленинградскую награду. В конце 2024 года у нас открылся Георгиевский зал, основу экспозиции составляют награды, связанные с георгиевской символикой. И в наших ближайших планах этот проект музейного урока активно внедрить в это пространство, чтобы дети видели эти награды не только на экране, в презентации.
Поэтому я приглашаю уважаемых зрителей, родителей, педагогов присоединиться к такому уроку, который у нас проводится. Мы будем рады видеть вас не только на экскурсиях, но и на таких небольших встречах.
– Большое спасибо! Действительно, интересные проекты. Надеюсь, наши телезрители примут это к сведению. Благодарю Вас за то, что Вы сегодня пришли к нам в студию и так интересно, подробно и полезно познакомили с этой темой, рассказали о том, как говорить с детьми о блокаде. Мне кажется, мы немножко продвинулись в этом вопросе и еще больше поняли, какие слова находить и как сделать этот опыт передаваемым, чтобы он не оставался законсервированным в определенных поколениях. Ведь нам так хочется вложить в наших детей то, что мы сами знаем и во что верим!..
– Ждем вас в Музейно-выставочном центре «Россия – моя история».
Автор и ведущая программы Марина Ланская
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Разработки Отдела образования и катехизации
Этот день в истории. 10 февраля
День ангела. 10 февраля
Церковный календарь 10 февраля. Преподобный Исаак Сирин
Евангелие 10 февраля. И будете ненавидимы всеми за имя Мое
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!