Учимся растить любовью. Беременна и не замужем: как жить дальше и не унывать?

1 сентября 2022 г.

В этот раз рассмотрим сложную жизненную ситуацию, описанную телезрительницей: "...Я воцерковлена и работаю в храме. Так получилось, что я жду ребенка. Виной тому мой грех и случайность. Ни денег, ни мужа, да еще и чувство вины за эту ситуацию меня угнетает... Боюсь, что Господь накажет меня за грех. Как найти в себе силы жить дальше и не унывать, хотя бы ради ребенка". Ответ даст протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии.

Сегодня у нас рубрика: «спрашивали – отвечаем». Мы будем отвечать на вопросы. Поможет в этом – протоиерей Александр Дягилев.

– Батюшка, вопрос и к священнику, и к психологу, поэтому Вам и отвечать. Зачитываю письмо: «Хотела бы получить поддержку психолога, но пойти на прием не могу – нет денег, и есть внутренний барьер. У меня сложная ситуация, мне не с кем ее обсудить. Я воцерковлена и последние шесть лет работаю в храме. Так получилось, что я жду ребенка. Виной тому – мой грех и случайность. Конечно, буду рожать, но понимаю, что не смогу дать ребенку полную семью. Отца нет и не будет. Нормальной матери не будет, потому что я раздавлена. Ни денег, ни мужа. Да еще и чувство вины за эту ситуацию меня угнетает. Священник меня поддерживает и подбадривает. После исповеди и причастия я приободряюсь и верю, что все наладится по Божией воле, но уже к вечеру опять впадаю в депрессию. Боюсь, что Господь накажет меня за грех. Как найти в себе силы жить дальше и не унывать, хотя бы ради ребенка?»

Вот такая сложная ситуация. Чувствуется боль этой женщины. Хотелось бы, чтобы Вы помогли разобраться.

– Если бы она оказалась рядом, я бы ее просто обнял. К человеку, работающему в храме, даже если это просто свечница или уборщица, у людей часто повышенные требования. Если даже у людей каких-то особых требований нет, восприятие самого человека такое: люди знают, что я работаю в церкви, и я должна соответствовать этому. И так далее.

Женщина забеременела вне брака, не от мужа. Грех ли это? Грех. Хотя случается это достаточно регулярно, тем более в современном мире. Но человеком, который работает в храме, подобная история воспринимается как что-то крайне постыдное. И даже если никто не стыдит и не тыкает пальцем, сам человек тыкает в себя пальцем: блудница, недостойная, больше тебе счастья не будет, не будет нормальной семьи, мужа, не можешь быть нормальной матерью... В письме эта женщина сама себя накручивает. Хотя все то, что я сейчас сказал, действительности не соответствует.

Кто сказал, что она не в состоянии выйти замуж? Кто сказал, что она не в состоянии дать ребенку хорошее воспитание и любовь? И о том, в состоянии ли она дать любовь, можно поговорить. Дело в том, что мы можем дать только то, что у нас есть. Если мы себя не любим, как мы будем давать любовь? Это очень непростая тема. Среди многих православных есть представление, что себя любить нельзя, что любить себя – это грех. Но Господь не случайно сформулировал заповедь именно так: «Возлюби ближнего, как самого себя». Получается, если я себя ненавижу, я должен и ближних ненавидеть? Выходит, так.

Что же такое любовь к себе? Эрих Фромм говорит, что любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Используя формулу Эриха Фромма, любовь к себе – это когда человек активно заинтересован в своей жизни и в своем развитии. А с православной точки зрения – спас свою душу, вошел в Царство Небесное.

Что такое развитие? Развитие – это некое движение: приобретение навыков, качеств, способностей, которые улучшают жизнь и приближают нас к цели (в частности – к Царству Небесному), стяжание добродетелей и уход от навыков, качеств, способностей, которые являются негативными, отрицательными и греховными. Вот так мы двигаемся по жизни: от чего-то уходим, к чему-то приходим.

История с беременностью. Человек поддался страсти, на что-то надеялся. Да, совершен грех. Если кто-то, смотря передачу, будет ожидать от меня как от священника призывов побить блудницу камнями, – не дождется. Сказано: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. В этой ситуации она молодец. Да, она совершила грех, возникли некие последствия, но в этих последствиях она сделала правильный выбор, сохранив жизнь ребенку. В XXI веке, когда аборт сделать легко и просто, она выбирает то, чтобы поступить правильно, и уже за это Господь Бог ее благословит, поверьте.

Она верующая, и я уверен, что она уже была на исповеди. Если она все еще терзает себя за этот грех, тогда это еще один грех – маловерие. Я уверен, что она искренне в своем грехе каялась, ведь она сама пишет, что священник ее поддерживает. Поэтому грех ей прощен.

Как действовать теперь, когда грех уже совершен и наступили последствия? Ей стоит готовиться к родам. Стоит начать читать книги о воспитании детей уже сейчас. Ей предстоит стать матерью. Но самое главное – ей нужно научиться любить себя, стать активно заинтересованной в своей жизни и своем развитии. Потому что, повторюсь, делиться мы можем тем, что у нас есть. Чтобы дать жизнь, нужно хотеть жить. А из письма я услышал, что у нее чуть ли не суицидальные мысли.

– Она боится наказания, ей кажется, что все плохо. Никакого оптимистичного сценария она для себя не видит. Видимо, она даже готова понести какое-то наказание и расплачиваться. Как же помочь ей выбраться из этого состояния? Полюбить себя – это хорошо. Но что делать, если у человека не получается? С чего начать? Есть ли какие-то шаги, которые помогают принять то положение, которое есть? Вы правильно акцентировали внимание на том, что она все еще мучается этим грехом, значит, она как будто бы мало верит в исповедь. Почему не затягивается ее рана? Что делать, чтобы она затянулась?

– Поскольку автора письма здесь нет, я буду общаться с Вами. Можете сказать: «Я – хорошая»?

– Я помню, мы этот эксперимент уже проводили. Мне сложно сказать, что я хорошая, особенно прилюдно. Я могу это сказать в шутку или когда сделала что-то хорошее. А просто так – не могу, мне сложно.

– Произнесите эту фразу.

– Я хорошая.

– Какие чувства Вы испытываете?

– Сложно. Я преодолеваю барьер.

– Что за барьер? Стыд?

– Сложно сказать. Наверное, я не до конца верю в то, что говорю.

– Дело в том, что с детства нам вбивают в голову: я хороший, потому что... Или: я хороший, если... Например: хороший мальчик (или хорошая девочка) слушается папу и маму. Значит, если я сделал что-то, что не говорили папа и мама, я – плохой. Хороший мальчик (или хорошая девочка) никогда не мусорит, всегда убирает игрушки, всегда учится на пятерки. А если получил тройку или двойку – это значит уже плохой? Мы начинаем переносить всё это на себя как на личность: хороший поступок совершил – я хороший; плохой поступок совершил – я плохой. Вроде логика есть, но...

Откроем Библию, Книгу Бытия. В первой главе идет описание сотворения мира: Бог что-то задумывает, делает, оценивает, называет. Общая схема такая – и сказал Бог: да будет... И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. В самом конце главы подводится итог: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31).

Так что обращаюсь через камеру лично к дорогой нашей телезрительнице и говорю очень важную вещь (скажу на «ты»): «Ты – хорошая, еще и весьма. Такой тебя создал Господь Бог». Это относится ко всем нашим зрителям. Плохих людей в природе не существует, ибо все сущее создано Богом. Бог греха не творил. Бог зла не творил. Бог плохого не творил.

Возникает вопрос: откуда же грех, зло? Грех – это что-то хорошее, созданное Богом, но используемое не по назначению, не тем образом, не так, как Бог задумал. Слово «грех» (от греческого «амортия») означает «мимо цели», «промах», то есть это извращение чего-то хорошего.

Соответственно, покаяние (метанойя) – это перемена ума, когда мы что-то меняем, исправляем. Прошлое изменить мы не можем, оно такое, какое есть. Мы могли сделать зигзаг, пойти не в ту сторону, но сейчас важно понять, что мы идем не туда, повернуться и пойти в нужном направлении. Да, в истории нашей жизни навсегда останется этот зигзаг, но сейчас мы можем повернуть туда, куда надо. Возможно, наш путь был бы более коротким, быстрым, если бы мы не пошли этим зигзагом, но, с другой стороны, мы приобрели некий опыт, важный для нас.

Господь силен и из зла сделать добро. Кто знает, может быть, если бы женщина никогда не грешила блудом и не попала в такую ситуацию, то считала бы себя идеальной христианкой, осуждала блудниц, что побить камнями таких надо. А тут Господь попустил такое. То, что произошло, – это не Божия воля, но Божие попущение. Теперь будет меньше повода над кем-то превозноситься, будет глубинное осознание своих слабостей (что крайне важно в духовной жизни) и осознание того, что без Господа, только своими силами и добродетелями, не спастись. Разве это не приближает нас ко спасению? И в итоге даже сделанный грех оказывается нам на пользу; так Господь устраивает иногда.

Главное – осознавать, где вы здесь и сейчас, куда идете. Мы не можем изменить прошлое, но можем осознавать, что делаем здесь и сейчас. Как знать, возможно, несмотря на сделанный грех, в Царстве Небесном Вы окажетесь выше девственниц, потому что избрали путь покаяния. Ведь покаяние – это не просто плач о своих грехах.

Когда Кирилл и Мефодий переводили греческие термины на славянские языки, они избрали слово «покаяние», которое имеет немножко другое значение. «Покаятися»: корень «каяти» – означает «ругать», «желать зла»...

– Вот мы и ругаем себя.

– Подлинное значение слова «покаяние» – это не про то, чтобы ругать себя, и не про слезы на исповеди. Покаяние – это когда я осознаю, что сделал ошибку, и меняю направление движения; шел мимо цели, но развернулся и пошел к цели.

Обращаюсь к телезрительнице: путь спасения Вам открыт. Сделав плохой поступок (поступки подлежат оценке), Вы остались хорошим человеком, ибо Вы созданы Богом как хороший человек. Плохой стать Вы не можете. Значит, Господь Бог Вас любит так же; несмотря на то, что Вы сделали, Он не отверг Вас, и сейчас Он даже особенно к Вам близок, Его руки протянуты к Вам в этой ситуации. Нужно это понять и ни в коем случае не ставить на себе клеймо: мол, я – плохая, потому что согрешила и со мной такое произошло.

Повторюсь, не существует плохих людей. Человек поступает иногда хорошо, иногда плохо, но сам человек – хороший. На этом основан евангельский принцип: не судите, да не судимы будете. Кто-то может сказать, что мы же должны различать добро и зло, мол, как же не судить? Суди грех, но не суди грешника. Суди поступок, не суди человека. Личность оценке не подлежит, оценке подлежат поступки.

– Мне кажется, у нашей телезрительницы ужасный страх. Она думает, что если так согрешила и ребенок родится вне брака, значит, ему нести всю тяжесть ее согрешения на себе и он просто обречен. Насколько это христианский взгляд?

– То, что я сейчас скажу, – это лишь одна из теорий, которых в психологии очень много. Если в православии есть четкие догматы, утвержденные на Вселенских Соборах, и мы можем точно утверждать, например, что Бог есть Троица, что в Иисусе Христе две природы (Божественная и Человеческая), две воли и так далее, то в психологии все немного иначе, там есть разные теории, разные практики. И отношения между психологами порой бывают очень сложными. То, что использует один, другой может отрицать. Но все-таки есть некие постулаты, которые большинство психологов принимают. Один из них очень интересный.

В чем заслуга Зигмунда Фрейда? Можно по-разному к нему относиться. Понятно, что он не святой отец. И понятно, что наука развивается и какие-то вещи, которые он утверждал, сейчас ставятся под сомнение. Но в чем его заслуга? Он первый сформулировал, что помимо части нашей личности, которую мы осознаем, есть часть личности, которую мы не осознаем. И вот эту неосознаваемую часть он условно разбил на супер-эго и темное «оно». Иногда мы считаем, что супер-эго – это совесть, голос Божий в нас, но это не совсем так. Второй компонент – так называемое темное «оно» – это то, что позже Эрик Берн назвал «внутренним дитя». Вот это внутреннее дитя отвечает за «хочу – не хочу» и за либидо. Либидо – это не про секс, а про энергию, силу, желание жить. Секс, интимные отношения – это лишь одно из проявлений либидо (то есть: я хочу жить в потомках, чтобы моя жизнь продолжилась через потомков).

Так вот, за формирование либидо ответственна именно женщина, именно мать дает своему ребенку (и мальчику, и девочке) силу, энергию, желание жить. Отец больше отвечает за движение, развитие. Выше я давал формулировку Эриха Фромма, что любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. За жизнь отвечает мать, за развитие – отец.

Когда в семье проблемы, мы видим, как это отражается на человеке. Если есть проблемы в отношениях с матерью (например, мама смотрит на своего ребенка как на плод греха: ты испортил мне жизнь...), то, по сути, это внутренняя родительская установка, посыл: не живи. Хуже быть не может, потому что мать обрубает силу, энергию и желание жить. Отсюда суицидальные мысли, какая-то слабость, проблемы со здоровьем. В такой семье у ребенка действительно могут быть проблемы, но не потому, что мама согрешила, а потому, что мама не дает силы жить.

Отсутствие отца, в свою очередь, тоже может создать некоторую проблему с мужским компонентом. Мальчику важно видеть, каково быть мужчиной на практике. Девочке важно на примере отношений мамы с папой видеть, кто такой мужчина, как с ним нужно выстраивать отношения и так далее. Плюс отец дает энергию двигаться, развиваться; ребенок получает это от отца...

Это письмо вызывает у меня чувство тревоги в том контексте, что и папы не будет, и мама будет транслировать ребенку, что он – источник ее несчастья. Это самое худшее, что может быть. Поэтому маме хочется пожелать полюбить себя, принять, что она – хорошая. Да, поступила плохо, но нужно исправляться, поступать правильно сейчас и дать любовь ребенку. Не случайно Господь Бог так устроил, что есть девять месяцев: за это время женщина, даже забеременев не очень желательно для себя самой, все-таки может принять это, смириться и к моменту родов оказаться готовой принять малыша и дать ему любовь.

Мы не знаем, как дальше сложится жизнь. Ставить на себе крест, говорить, что не будешь никому интересна, что с ребенком замуж никто не возьмет, – это ошибка. Я знаю огромное количество женщин, которые, будучи даже не с одним ребенком, оказавшись в одиночестве, благополучно выходили замуж. Поэтому вот так прогнозировать всю свою жизнь – это некорректно.

Стоило бы поработать с психологом, но не через телевизор, а по-настоящему. Здесь видна проблема самооценки. Почему самооценка обрушена? Почему бывает так тяжело произнести: «Я – хорошая»? Потому, что это с детства вбивалось в голову, и моментально это не исчезает.

Она пишет, что денег нет. Тоже интересная тема, почему нет денег. Если глубоко копнуть историю семьи нашей зрительницы, не исключаю, что там тоже все было не так благополучно. Когда человек живет в нищете, часто это проблема наличия энергии, сил и желания жить…

– И с самооценкой тоже проблемы.

– Когда есть установка «нищая и нищей останусь» – это проблема развития. Если человек развивается, двигается, то есть шанс вырваться из любой нищеты. Если человек изначально машет на себя рукой и говорит: «Да куда мне...», то нищим и остается. Получается так.

– Надеюсь, телезрительница сейчас нас услышала. Лично я многое взяла для себя на вооружение. Благодарю Вас за такой глубокий анализ и подробный ответ на этот вопрос…

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 01 декабря: 00:30
  • Пятница, 02 декабря: 05:30
  • Суббота, 03 декабря: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать