Учимся растить любовью. "Азбука от чистого сердца"

21 июля 2022 г.

Неразвитость речи у детей, обеднение языка у молодежи, упразднение смыслов слов - этого можно избежать, если относиться к родному языку и культуре речи со всем вниманием. Что и предлагают сделать участники проекта "Азбука от чистого сердца". Реализуемый при поддержке наместника и клириков подворья Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге, проект нашел своих первых участников там же, среди учащихся православной гимназии во имя Амвросия Оптинского. О цели проекта и его перспективах расскажем в нашем выпуске.

Сегодня мы приехали на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге – здесь открывается удивительная выставка, которая называется «Азбука от чистого сердца». Эта выставка – лишь начало большого и серьезного проекта, о котором мы сегодня и расскажем.

От буквы – к слову, от слова – к смыслу. Идея проекта проста и понятна. Дети постарше объясняют самые важные слова так, чтобы они стали понятны малышам. Эстафета смысла передается не из рук в руки и даже не из уст в уста, а от сердца к сердцу.

– Что такое доверие?

– Доверие – это когда ты полностью доверяешься человеку, которому веришь. Доверие – когда ты веришь Господу и доверяешь Ему всем сердцем.

Анастасия Юрьевна Боброва, автор проекта «Азбука от чистого сердца»:

– Мое самое ценное слово – «доверие». Меня часто спрашивают, как мне удается доверять. Мне кажется, доверие – большая валюта, чем деньги; в моей жизни оно играет большую роль. Будучи преподавателем в Университете культуры и искусств, аспирантом, я писала кандидатскую диссертацию и реализовала себя еще и как карьерный продюсер. Только исходя из доверия мне удалось посетить тридцать стран мира, самофинансируя себя, веря, что, если Богу будет угодно, все получится.

Наблюдая за жителями нашей планеты, я задумалась: может быть, у меня такое крепкое доверие потому, что зерна православия вырастили дерево каких-то ценностных ориентаций? В Евангелии есть такая фраза: невозможное человекам возможно Богу. Когда начинаешь это объяснять на английском языке другим людям, им не всегда понятно, почему такое доверие. Думаю, из-за православия.

В Лос-Анджелесе меня друг научил фразе, которая на русский язык переводится так: «Я не переспрашиваю Бога, я просто говорю: да». Как передать то, во что мы верим, людям, которые не живут в ракурсе веры? Они точно верят, потому что каждая душа – христианка. Но есть люди, живущие светской жизнью, и им тоже хочется чего-то очень доброго, но им непонятно, как впустить это в реальную жизнь.

Мне показалось, что у нас есть слова-коды, которые нам помогают. До веры – доверие, потом наступает уверенность, дальше – верность. Но сейчас говорить взрослым людям про эти понятия очень болезненно, потому что в мире происходят политические, экономические изменения, кто-то теряет работу. Говорить со взрослыми людьми о том, что такое хорошо и что такое плохо, в данное время, наверное, неправильно.

И я подумала: а что если вернуться к истокам? Ведь Господь помогает. На букву «Д» – доверие, на «В» – вера, на «У» – уверенность. Какие еще есть слова-ориентиры у других людей? И мы начали собирать эту азбуку. Буква «К» – кротость. Буква «П» – Причастие, православие, у кого-то – преданность, у кого-то – другое слово. Мы начали часть за частью собирать эти слова.

Интересно, что, когда общаешься с человеком и спрашиваешь, что значит для него какое-то конкретное слово, человек начинает искать силу слов. Например, когда мы делали детские передачи на радио «Град Петров», отец Амвросий объяснил, что «Благо» – это одно из имен Бога, и в русском языке их много.

Проект начался не с выставки и ею не заканчивается; это лишь один из этапов, несомненно, важный, одна из ступеней лестницы вверх. Каждый рисунок на стене, каждая искусная буквица рождались в размышлениях.

Оксана Викторовна Сухорукова, учитель рисования гимназии преподобного Амвросия Оптинского:

– Иногда дети рассказывают такие вещи, что самой интересно, как они всё видят, понимают. Они добавляют свои очень искренние, детские переживания и стараются отображать это в своих работах. Конечно, буковками они занимались с большой любовью, рисовали их, пытаясь вложить в каждую букву понятие. Например, буква «Н» – небо. Небо такое большое и светлое, что в рисунке оно выходит за границы буквы. Буква «Р» – рай, буква «П» – Пасха.

Есть наука о словах – лексикология. Но можем ли мы отстраниться от рассуждений о слове и его значении, оставив этот удел ученым? Конечно, нет. Слово – это начало жизни и в самом глобальном смысле, и в простом, житейском.

Иеромонах Амвросий (Пархотов), клирик Успенского подворья Оптиной пустыни:

– Мы рождаемся в этот мир, как бы впитывая его. Первое слово, которое мы чаще всего произносим, – «мама», состоящее всего лишь из двух букв: «м» и «а». Дальше понятия расширяются. Русский язык очень богат. В настоящее время в русском языке более пятисот тысяч слов, и каждое слово имеет значение. Есть слова и понятия, которые нас приближают к Богу, и есть слова, которые отдаляют. Как говорил один из христианских подвижников Тертуллиан, каждая человеческая душа – христианка. И это действительно так. Положительные, нравственные слова, как правило, приближают нас к Богу. Допустим: милосердие, радость, правда. Любое христианское понятие пронизано желанием помочь ближнему.

Получается ли у ребят уловить оттенки слов, понять их смысл и раскрыть его собеседнику – судить вам. По-моему, получается, и прекрасно.

Дети отвечают на вопросы:

– Что такое благодать?

– Благодать – это когда Господь дает то, чего у тебя нет. То есть ты становишься более свят, более чист.

– Что такое заповеди?

– Заповеди – это правила, которые дал нам Господь для того, чтобы правильно жить.

– Что такое церковь?

– Церковь – это место, где можно уединиться с Богом в молитве.

– Что такое щедрость?

– Можно отдать нуждающемуся то, что тебе не пригодится, а щедрый человек может отдать и то, что пригодится ему самому.

– Отец – это наш покровитель и родитель. Господь – наш Небесный Отец, Который нас создал.

– Какие у тебя отношения с Отцом Небесным?

– Нормальные.

Анастасия Юрьевна Боброва, автор проекта «Азбука от чистого сердца»:

Эта выставка – только буква «А» нашего большого алфавита. Ребята из гимназии преподобного Амвросия Оптинского стали первой стартовой точкой. Уже пригласили белорусских ребят. Мы верим, что ребята из любого города любой страны мира увидят эти рисунки с буквами и подумают: «А что я нарисовал бы? Как я хотел бы это изобразить? Твердость веры – что это для меня?» У каждого ребенка может появиться своя азбука, которую он нарисует, и, что важно, не для себя, а для детей помладше.

Когда Анастасия придумала свой проект, у нее не было представления, с чего начать, к кому пойти. Подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге – выбор почти случайный, но такой точный, что точнее, пожалуй, и быть не может.

Иеромонах Даниил (Михалев), настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни:

– Лично у меня мысль об этом проекте возникла, скорее, от боли, когда смотришь на то, что происходит сейчас в мире и в нашей стране в частности. Надоела какая-то дешевая массовая культура. Думаешь: ну сколько можно? когда все это закончится?.. Приходится самим начинать что-то делать. Многие начинают прозревать, понимать, что, если мы упустим наше поколение, ничего хорошего дальше не будет.

Казалось бы, почему в монастыре должны создавать такие проекты? Знаете, когда приходят в монастырь новые братья, видно, как они уже бывают потрепаны этим миром. Происходят такие вещи, которые не должны происходить с душой человека. Потом нужно очень много времени, чтобы человек хоть как-то душевно выздоровел; годы в монастыре проходят. А эти годы можно было бы использовать на другие, более полезные вещи. И если с самого детства давать детям правильные ориентиры, мы избавим себя в дальнейшем от многих лишних и ненужных вещей.

Что касается конкретно этого проекта, он называется «Азбука от чистого сердца»; и основное его направление – отношение к слову. В Евангелии сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В слове лежит основа нашего бытия, нашего существования. То, как мы относимся к своему слову, может определять наше состояние в вечности. Ведь не просто так Господь сказал достаточно грозные слова: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. То есть слова, которые мы произносим, употребляем в речи, напрямую относятся к нашей вечной жизни. И за каждое праздное слово, как Господь сказал, каждый даст ответ в день Страшного Суда. Поэтому нам надо быть внимательными к тем словам, которые мы произносим.

Сейчас такое время, когда слово обесценивается. Мы привыкли воспринимать слова как информационный поток, и часто это лживый поток. Ложь проникает в наши чувства, в душу и отравляет всю нашу жизнь.

Эта выставка ценна тем, что мы можем сделать как бы внутреннюю перезагрузку, посмотреть на этот мир глазами ребенка, глазами чистой души, которая еще не осквернилась пороками этого мира. С художественной стороны (хотя я, конечно, не специалист) в этих рисунках настолько все просто! Но это ложится на душу, ты видишь то, что должно быть. Это как бы окошко в тот мир, о котором Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. То есть, по идее, таинственным образом мы имеем возможность через эти рисунки прикоснуться к бытию Божьему. Господь не просто так сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Это, собственно, то, что должен сделать каждый из нас: каким-то образом себя изменить и посмотреть на этот мир чистыми глазами, как смотрят дети.

Что такое рай? Задумались? Подбираете слова? У детей ответы рождаются сразу. Не мудрствуя, они говорят так, как может не всякий взрослый.

Ребенок отвечает на вопросы:

– Рай – это Царство Небесное, Царство Божие. Человек изначально был создан для рая, но потом согрешил, и Господь закрыл врата рая для людей. Но после того как Господь был распят на Кресте, рай снова открыт для людей, и теперь туда может попасть всякий, кто прожил праведную жизнь, причащался, исповедовался и каялся в своих грехах.

– Ты просто молодец. Скажи, а в твоей жизни есть надежда на рай?

– Да. Надежда на рай есть у каждого, кто крестился, хотя бы раз исповедовался и причастился.

– Теперь давай представим, что есть человек, который не догадывается о существовании рая. С чего ему начать?

– Если человек не знает, что такое рай, то сначала ему нужно прочитать Евангелие или Библию и помолиться Богу. Иногда Господь Сам приводит людей к этому. Но чаще всего человек сам должен начать это.

Проект разрастается на ходу. Участников все больше. Радио Санкт-Петербургской епархии «Град Петров» готовит к выходу цикл передач о нем. Присоединяются новые люди, появляются новые идеи.

Инна Александровна Азарова, педагог:

– Однажды ко мне подошла Анастасия и сказала, что в Оптиной пустыни замышляется интересный проект и было бы хорошо, чтобы и воскресная школа в этом поучаствовала. И, может быть, впоследствии чтобы и дети с особенностями здоровья приняли в этом участие. Потому что работа даже с одной буквой – это творческая работа, которая может захватить любого человека, любого ребенка.

Например, возьмем букву «А»: приходит ассоциация – «ангел», ведь у всех нас есть ангел-хранитель. Донести до детей с аутизмом, что есть ангел, который нам помогает, что есть Бог, Который нас любит, – это перспективная задача. А сейчас в проекте из интерактивных событий – радиопередачи, в них, как я поняла Анастасию, будут герои, за которыми радиослушатели будут следовать.

Поскольку идея обширная, может быть и продолжение: радиопередачи, потом телевизионные передачи. Если эти герои полюбятся детям, они почувствуют в них что-то родное, вызовут доверие, если дети заинтересуются и вовлекутся в эту игру, то можно продолжить это дело и сделать какие-то телепередачи. Мне кажется, за этим будущее. За интересными движущимися картинками стоят совершенно другие смыслы: не про то, как быть успешным и заработать много денег, а как сделать что-то для страны, товарища, родителей, ближнего.

Самое интересное, чтобы дети поняли: делая что-то для других и в соработничестве с другими приобретаешь и средства, и возможности. И Господь никогда тебя не оставит ни голодным, ни раздетым, ты всегда будешь иметь все, что тебе необходимо и потребно. Хочется, чтобы вот этот механизм заработал.

Если мы хотим, чтобы наши дети умели размышлять, нет смысла ожидать, что они непременно научатся этому сами, придется приложить усилия. На помощь придут в том числе и игры, но не простые, а интеллектуальные. Придумывают такие, например, в «Федерации арт-спорта».

Юрий Викторович Бобров, руководитель «Федерации арт-спорта»:

– Арт-спорт – это система синтеза многовековой культуры с современными традициями. И получаются новые шахматы, новое домино, новые шашки, новые силовые упражнения; все то, что развивает человека. Мы учим, только не за партой, а в интересной обстановке, с друзьями. Это тоже процесс обучения. Если в классе есть всего 45 минут, потом дети уходят и занимаются чем-то другим, то здесь прессованное время, и за короткий промежуток можно стать и Кутузовым, и лучшим футболистом, и шахматистом Карповым. То есть со своими друзьями можно примерить на себя много ролей и приобрести много лучших качеств.

Практический ум ищет своего. Ребенок должен считать, писать, шить, мастерить, конструировать, строить. Всё так. Но остается ли место в родительских амбициях для поэтов и художников, философов и богословов?

Иеромонах Даниил (Михалев), настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни:

– Вся наша жизнь так построена, нам так внушили, что все наши действия должны носить какой-то прагматический характер. То есть мы учимся, чтобы устроиться на работу, чтобы получать хорошую зарплату. И так далее. Но теряется важный, основной стержень всего нашего бытия. Наша задача – служение. Человек, где бы он ни находился, – слуга по факту своего существования. Если мы не будем понимать основную цель нашей жизни, тогда что-то живое превращается во что-то искусственное. И вся жизнь наша будет носить какой-то искусственный характер, рано или поздно все будет казаться ненужным и превратится в какую-то рутину, если не будет в этом жизни, желания послужить бескорыстно и искренне.

Вот эти дети потратили свое время, нарисовали эти рисунки. Казалось бы, зачем? Но то, что от них останется, пойдет в вечность. В этой жизни эти листочки, эти рисунки, может быть, пропадут, исчезнут, но в человеческих душах останется отпечаток чего-то небесного. Мы должны служить друг другу просто по любви, ничего не ожидая взамен. Мне кажется, что этого сейчас не хватает.

Инна Александровна Азарова, педагог:

В начале было Слово... Знаете, когда ребята приходят в класс или студенты встречаются (я работаю еще со студентами в колледже), они говорят: «привет», «здорово», «как сам?» Вот такими сокращениями. И они отлично друг друга понимают. Но однажды мы вдруг устроили поэтический вечер. Казалось бы, им ничего не надо: мол, что вы нас грузите, Инна Александровна, своими пьесами, какими-то развернутыми предложениями? Они же пишут всегда: «норм», «ок», «встречу», «забил». И за этими короткими словами стоят целые предложения. Они в этом хорошо ориентируются. Но мы устроили поэтический вечер, взяли современных поэтов, которые творят здесь и сейчас. Например, жив Александр Кушнер, прекрасный петербургский поэт. Дети начали читать стихи, произносить вслух, транслировать что-то друг другу. В конце вечера они дали обратную связь, и слово «круто» уже не звучало. Один мальчик, который очень любит сокращения, сказал: «Чудесно, прекрасно!» Я говорю: «Даня, ты вспомнил эти слова? Как здорово! И как тебе с этими словами?» Он сказал: «Хорошо. Тепло».

Нужно искать тепло общения. Потому что эти сокращения сокращают и наши взаимоотношения друг с другом, мы не хотим идти дальше: вроде ты мне симпатичен, но какая от тебя польза?.. А когда ты говоришь от сердца, у тебя расправляются плечи, ты начинаешь по-другому двигаться и понимаешь, что мир широк, объемен, он гораздо дальше, чем твой двор или освоенная профессия в колледже; что нужно в этом мире что-то сделать, совершить, подарить, использовать свой талант. Это нужно для самоидентификации: кто я есть? кто я на этой земле? что я еще могу?

Многие взрослые любят пенять на современную молодежь, качать головами, глядя на современных детей, выражая опасения об их будущем и заканчивая сентенцией: «А вот в наше время!..» Не знаю. В мое время, в моем дворе не припомню детей, мыслящих вот так: глубоко, высоко, объемно.

Анастасия Романова, участница проекта «Азбука от чистого сердца»:

Я решила нарисовать древо, символизирующее множество качеств, которые должны быть присущи истинно православному человеку и которые могут привести ко спасению. Здесь ассоциация со словами. В основе этого древа лежит любовь, потому что Бог есть любовь. Слово «Бог» я написала как всеобъемлющее понятие, оно находится над всем древом, потому что Бог – основание всего нашего мира. На этом древе есть качества, которые важны: в корне – любовь, но также важны вера, кротость, смирение. Еще я думаю написать слово «милосердие»; мне кажется, оно символичное. Все эти качества важны в проявлении к нашим ближним.

Проект «Азбука от чистого сердца» идет своим чередом. Организаторы и участники ждут новые работы, любые, где в центре – буквы и слово. Это могут быть стихи, песни, видеоролики, рисунки и поделки. Интересно? Присоединяйтесь.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 01 декабря: 00:30
  • Пятница, 02 декабря: 05:30
  • Суббота, 03 декабря: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать