Учимся растить любовью. Детский праздник без аниматора

22 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Все чаще родители, желая устроить праздник для своего ребенка, приглашают для этой цели артистов, клоунов, аниматоров. Но такой формат совсем не похож на семейный праздник. Можно ли организовать торжество своими силами так, чтобы сама подготовка к нему стала объединяющим делом для семьи? Можно! А убедиться в этом нам поможет Ольга Пушкарева, которая уже много лет учит родителей создавать праздники для своих детей. 

– Сегодня мы будем говорить о том, как отмечать день рождения без аниматора. Нам кажется, что это не только можно, но и нужно. А поможет нам разобраться в этом вопросе настоящий эксперт, Ольга Пушкарева – автор проекта «Музыкальные истории».

Мне кажется, эта проблема прямо-таки нависла над современными родителями, потому что большинство родителей уже вошли в тот самый режим, когда отмечать день рождения без аниматора как будто бы уже невозможно. На каждом дне рождении есть или клоуны, или феи, или кто-нибудь еще, кто развлекает детей. Что делать с собственными детьми, родители обычно не знают. В противовес этому культурному наслоению возникло альтернативное: есть родители, которые возмущены таким подходом, считают, что можно делать как-то иначе, а как, уже не помнят и не знают. Давайте сегодня будем учиться вместе возвращаться к празднованию дня рождения своего ребенка без привлечения посторонних лиц. Возможно ли это и вообще есть ли такой запрос?

– Да, запрос очень большой. Я уже несколько раз об этом рассказывала. Все началось с обычных музыкальных занятий, мероприятий, которые я проводила по выходным для родителей детей,  приходивших ко мне на занятия. Родителям это настолько нравилось, что они начали спрашивать, можно ли им провести такой день рождения для своего ребенка. Я начала пробовать. Первый день рождения мы придумали вместе с девочкой, которой исполнялось 6 лет, и я поняла, насколько это интересный формат. Это творческий, интересный, насыщенный процесс для всей семьи, а не только для ребенка. Но для ребенка особенно! Если девочке или мальчику исполняется 6 лет, представляете, сколько у ребенка чувства гордости, что он сам придумал свой день рождения, сам все подготовил, что вместе с родителями разработал целый сценарий, целый проект (естественно, с моей помощью). А дети, которые приходят к нему в гости, проигрывают ту историю, которую мы вместе придумали.

– А чем плохи аниматоры? С одной стороны, я понимаю, просто посторонний человек приходит и развлекает детей, а дети становятся как будто бы потребителями готового продукта. Но, с другой стороны, аниматоры говорят: «Нет, мы не такие! У нас интерактив. Мы всегда вовлекаем детей». Что же не так в этой схеме?

– Я не то чтобы против аниматоров. Наверняка среди этих людей есть хорошие специалисты, эксперты в своей области. Но меня всегда немного смущало то, что в самый важный день в жизни  ребенка и  матери (рождение ребенка – это серьезный момент, значимый для всей семьи и друзей) момент разделения радости рождения как будто бы исчезает, когда мы приглашаем какого-то человека со стороны. А он развлекает всех под прикрытием сформированного образа, который якобы нравится детям. Хотя я много раз видела, как дети чего-то боятся. Даже был пример, когда на один из таких праздников у моей дочери пришла фея, которая была в положении. Это было очень странно!

Дети, естественно, идут на контакт. Но мной это воспринимается как манипуляция детским вниманием, его сознанием, как привлечение каких-то специальных способов и схем, которые дадут возможность отвлечь ребенка от главного, дать родителям возможность побыть с гостями, не отвлекать родителей. В этот момент я вдруг осознаю такую важную вещь: почему тот самый важный день, который вроде бы должен быть совместным, проводится полностью раздельно? Ребенок сам по себе с каким-то приглашенным дядей или тетей, а родители сами по себе. Периодически ребенок выходит из этого процесса и зовет: «Мам, пойдем». А мама отвечает: «Иди поиграй». У меня лично возникают вопросы.

Я даже писала пост на эту тему, и родители стали очень активно его комментировать. Это боль настоящего времени. По сути, выросло уже целое поколение детей и родителей, которые привыкли к этой форме. Они уже действительно не понимают, как можно по-другому. А потом они вдруг неожиданно встречаются с другой формой. Вот недавно проводили для мамы день рождения за городом. Мы делали мероприятие, которое получилось очень красивым. Мама говорит: «Я вообще не понимаю, как можно было раньше делать по-другому». А оказывается, можно.

Когда внимание удерживается не за счет того, что мы придумали какие-то игры, манипулирующие детским сознанием, а за счет того, что мы включились в процесс, получается настоящее погружение, которое соответствует возрасту ребенка, отношениям и семейным ценностям. Родитель и ребенок вместе создают  творческое пространство, которое наполняет их вдохновением к этой совместной деятельности. Это вообще другой уровень совместного проведения праздника.

– Полностью убедили. Тем более что я и сама так же думала. Но у родителей возникает другой вопрос. Вот отказались они от аниматоров в пользу того, чтобы провести по-настоящему семейный день рождения. Пригласили самых близких людей. Пригласили детей, родителей, родственников. Но что с ними делать, не знают. Накрыть стол, посидеть, отметить, закусить, внести торт. А дальше что?

Получается, у родителей просто нет собственной фантазии, чтобы самим придумать что-то интересное. Вы говорите о каких-то сценариях, о каких-то праздниках. Расскажите, что это такое и можно ли этому обучиться. Или обязательно нужен специальный человек, к которому нужно обратиться, чтобы пройти какой-то мастер-класс и понять, как сделать так, чтобы всем было весело и без аниматора?

– Сейчас благодаря коронавирусу появился запрос на праздник дома. У нас даже есть отдельное направление, проект, когда мы помогаем родителям. Как все проходит? Есть определенные сценарии с мероприятий, которые уже были проведены и отработаны много раз. На основе этого сценария мы создаем специальную опорную презентацию для родителей с короткими видео с тех мероприятий, которые мы уже провели. Там показано, как все работает, целый список того, что нужно подготовить. Показано, как нужно вводить все в процесс, чтобы это было интересно и развивалось. Там есть определенные законы драматургии.

Что дальше, если родителям все нравится? Вот буквально недавно маме, по-моему, из Перми очень понравилось мероприятие, которое мы показывали про фей, и она сказала: «Мы тоже хотим про фей». В этом случае я присылаю опорную презентацию, список того, что нужно подготовить,  купить, сколько нужно времени, какое нужно пространство и так далее. Потом родители связываются со мной, и я рассказываю, на что обратить внимание, что станет «крючочком» к следующему действию, что запустит следующий процесс, каким образом соединить одно с другим. Складывается полная картина того, как может все пройти.

Естественно, каждый праздник все равно получается уникальным.  У нас нет стандартной программы, по которой мы делаем именно так и больше никак. Почему получается именно живой праздник? Потому, что идет живое взаимодействие с теми детьми, которые пришли, и я, если это я, работаю с ними здесь и сейчас. У родителей появляется опора, а также знания и понимание того, как можно провести праздник именно в таком формате.

– Давайте попробуем дать нашим родителям какие-нибудь практические советы. Предположим, скоро день рождения у кого-нибудь в семье, и люди решают провести такой праздник самостоятельно. С чего начать? Что придумать кроме праздничного стола?

– Вообще праздничный стол тоже может быть включен в действо. Например, если это какая-нибудь история про фей, то мы  часто осыпаем все «волшебной пыльцой», а когда, например, съедаем кекс, наполняемся каким-то «волшебством» изнутри –  и потом оно расходится. А если темой является мультфильм «Холодное сердце», то у нас есть ледяной стол, на котором мы что-то замораживаем и так далее. Это тоже можно сделать очень интересным процессом.

Но когда я начинаю работать с заказом на день рождения, всегда спрашиваю, какой актуальный интерес есть у ребенка. Потому что для него одновременно может быть несколько тем: он может любить роботов, девочка любит фей или что-то еще. Это первый момент. Можно попросить родителей понаблюдать за ребенком, чтобы узнать, какая тема для него сейчас актуальна. Второе – нужно посмотреть, каким ребенок является на данный момент по состоянию, что для него актуально с точки зрения физиологии и какое у него психоэмоциональное состояние.

– Бурный он хочет праздник или тихий…

– Скорее, не то, что он хочет, а какой он сам по себе. Вы же знаете своего ребенка. Вы знаете, что он, например, не любит очень шумные компании, чтобы взрывались фейерверки; либо он любит, когда все идет так, как он хочет, либо, наоборот, он не знает, чего он хочет, но любит очень активную деятельность, сам по себе активный и любит много движения и игр на движение. В этом смысле это является опорой для следующего шага.

Третий момент – список гостей. Иногда бывает так, что родители приглашают своих знакомых, друзей-взрослых. Но это не значит, что этот ребенок дружит с тем мальчиком, с мамой которого, допустим, дружат его мама или папа. Очень важно, чтобы на его день рождения пришли именно те гости, которых он рад видеть, с которыми  хотел бы разделить праздник и которые тоже хотели бы это сделать.

Сейчас предпочитают приглашать весь класс. Почему стандартная программа удобнее? Потому, что понятно уже, на что ты можешь ориентироваться. А я  применяю индивидуальный подход. Если я работаю с семьей, сначала узнаю их уклад: что им больше нравится, что бы им хотелось, на что обратить внимание, какие акценты есть в семейных вопросах. А что касается стола, может быть даже определенная диета. Мы можем и об этом поговорить.

– Хорошо, со списком гостей определились.

– Да, а дальше иногда бывает так, что родители говорят: «Мы не знаем, у него столько интересов…» Либо: «Он сейчас особо ничем не увлечен»; либо: «Он, кроме машинок, вообще ничем не интересуется». Ну и прекрасно! Машинки – это отлично. А машинки-то  разные бывают. Бывают мультяшные герои. Но это же герои со своим характером, со своим эмоциональным посылом и так далее. Какой у тебя сейчас главный автомобиль? Может, это гоночная машина или ретро-автомобиль. В зависимости от этого мы можем уже проигрывать те ситуации, которые проигрываем на дне рождения. Таким образом, дальше тихонечко наводим на мысль, что машины вообще бывают разными. И что с ними можно делать? Машины можно запускать, конструировать, можно любить скорость... Все, что ребенок в этот момент, отвечая на вопрос, выдает, мы быстренько записываем.

– Насколько я понимаю, тут главное – вовлеченность родителя?

– Да, вовлеченность родителя на самом деле в таком формате является не то чтобы главной, но важной составляющей. Потому что подготовить хороший праздник, не будучи вовлеченным, довольно сложно. Опять же если ты не вовлечен, тогда это кто-то делает за тебя, и мы опять возвращаемся к аниматорам. Но если вы хотите сделать так, как хотелось бы вам, тогда не быть вовлеченным очень сложно. На самом деле, после того как мы вместе что-то сделали, многие родители говорят: «Это классно!» Это потрясающий опыт!

Например, мама придумала, что будут русалки. Вернее, не мама придумала, а девочка любит русалок, хочет, чтобы у нее бы хвост русалки. Мы придумываем историю в бассейне, когда всем выдается хвост русалки, все заплывают, и все это еще с музыкой. Потрясающе, когда у ребенка вдруг реализуется такая необычная мечта. Этот день рождения на сто процентов запомнится, потому что ребенок сам его придумал. Мама  этот праздник запомнит, потому что она вложилась в него, а не просто поставила галочку, что гостей пригласила, торт есть с таким-то рисунком или надписью…

− Вы говорите, что ребенка надо спрашивать, чего он хочет. Но многие родители считают, что день рождения – это сюрприз, который нужно подготовить максимально неожиданным для ребенка. Получается совсем другой подход.

− Сюрприз сюрпризу рознь. Наш формат тоже предполагает сюрпризные моменты, но они продиктованы темой, поэтому такой сюрприз будет желанным, неожиданным и приятным.

Важный этап в подготовке празднования – создание среды, в которой ребенок и его гости (в том числе взрослые) погружаются в определенную атмосферу. Когда участники входят в помещение, где проходит праздник, я начинаю их постепенно настраивать, но не рассказываю, что будет потом.

Мы делали праздник по мотивам мультфильма «Холодное сердце». Многие девочки очень любят главную героиню, песни из мультфильма. Но если внимательно посмотреть на сюжет, то можно увидеть, что он больше подходит для взрослых, и проиграть его довольно сложно. И мы придумали уникальную сенсорную зону на основе сюжета, создали определенную среду. Мы рассматривали с детьми процесс заморозки воды, лед, то, как он тает, говорили, что вода имеет свойство хранить память. И мы загадывали желания, говорили пожелания для именинника в замерзшую воду, как будто она их запоминает, − и она начала таять, представляете! Это действительно сокровенный, необычный момент – он не может не понравиться. Создание среды очень важно в организации дня рождения.

Не менее значима и подготовка − первый этап в создании праздника. Это и сонастройка с заказчиком, и изготовление атрибутов в мастерской, которые нам понадобятся в процессе проигрывания истории. Часто бывает, девочки-феи приходят с покупными крыльями, но они не пользуются у них популярностью, потому что ребенок всегда выберет то, чтобы сделать крылья своими руками, украсить их блестками. Или волшебная палочка – девочка хочет свою, но какой она будет? Или какими качествами будут обладать ее волшебные силы? Дети каких только фей не придумывают: фея доброты, природы, исполнения желаний, была даже фея всего. Девочки настолько включаются в процесс, что в финале праздника по-настоящему верят, что взмах их волшебной палочки может создать новое пространство любви, красоты, добра, всего, что они придумают.

Получается, у нас не аниматор, не интерактивная программа, а полное вовлечение в процесс?

− Специально мы детей не вовлекаем: они сами включаются в проигрывание той или иной истории, хотят проиграть ее самостоятельно − это очень живой процесс.

Почему наш проект называется «Музыкальные истории»? Потому, что в празднование включена живая музыка, которую играют здесь и сейчас. Музыканты, которых мы приглашаем, помогают эмоционально прочувствовать создающие пространство моменты. Они не исполняют заученные музыкальные произведения, которые пришел и слушаешь. Если мы создаем волшебные стихии фей (это огонь, вода, воздух), то музыканты играют соответствующую музыку: мелодию огня или «замораживающую» музыку. Мы это все проигрываем вместе, и в результате получается объединение нескольких форм искусства в одном дне рождения.

Очень важный сокровенный момент – это пожелание имениннику в конце празднования. Каждый из гостей, взрослые и дети, находясь в кругу с именинником, говорят ему добрые слова, желают что-то ребенку и его семье. Это происходит настолько искренне, что я даже не могу подобрать слов. В этот момент ощущается невероятная теплота, чувствуется, что здесь, в этом пространстве, хочется находиться, продолжать  друг друга любить. Я считаю, что день рождения удался, когда вижу: бабушка в умилении смотрит на своих детей, мама с папой радуются тому, как хорошо их ребенку, ребенок рад каждому гостю, они обнимаются, целуются, не могут разойтись. И все, что являются участниками этого процесса, чувствуют сопричастность к радости  семьи. В этот момент я считаю, что праздник удался.

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать