Учимся растить любовью. Проект «Детское телевидение»

20 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Постоять за камерой, взять интервью у случайного прохожего или у своего учителя, найти информационный повод для сюжета, попробовать себя в роли ведущего новостей. Все это - часть большого проекта Министерства образования и науки. Цель проекта «Детское телевидение», в первую очередь, воспитательная. Конечно, дети не спешат идти за воспитанием, зато охотно идут туда, где им интересно. О том, как телестудия может стать местом, где говорят о важном и задают детям правильные ориентиры, расскажем в нашем сегодняшнем выпуске.

У меня за спиной школа № 574, а в руках выпуск школьной газеты «Зеленое утро» с заголовком «Наше новое ТВ "Белая ворона"». Выпуск старый – за октябрь 2020 года. Да, уже полтора года в школе действует телестудия. Почему мы решили о ней рассказать? Да потому, что здесь учат не только работе с камерой.

Постоять за камерой, взять интервью у случайного прохожего на улице или у своего школьного учителя, найти информационный повод для сюжета, попробовать себя в роли ведущего новостей – все это часть большого проекта Министерства образования и науки. И цель проекта «Детское телевидение» в первую очередь воспитательная. Конечно, дети не спешат идти за воспитанием, зато охотно идут туда, где им интересно.

Марина Александровна Волкова, директор школы № 574 Невского района:

− Для детей должно быть предложено как можно больше образовательных возможностей. Мы обычная общеобразовательная школа: у нас нет никакого отбора, специализации, поэтому мы стараемся сделать так, чтобы любой ребенок мог найти себе дело по душе. У нас очень много разных направлений: спорт, изучение нескольких иностранных языков (китайского, например), робототехника, авиамоделирование, 3D-моделирование. Мы понимаем, что сегодняшним детям интересно снимать видеоролики: многие из них хотят быть блогерами, делают посты в социальных сетях. Детям это важно и нужно. Нам бы хотелось, чтобы видеоролики, которые они делают, были более этичными. А как мы можем на это повлиять? Только одним способом: создать условия, в которых дети научились бы грамотно, красиво и достойно предлагать информацию в сети.

Телестудии, подобные «Белой вороне», есть во многих школах (скоро, вероятно, будут во всех). Но акценты каждая телестудия ставит по-своему. Недавно ребята стали победителями конкурса роликов социальной направленности.

Тарлан Талатович Халилов, режиссер и оператор студии «Белая ворона»:

− Мы все живем в социуме, это неотъемлемая часть нашей жизни. Общественное бытие формирует общественное сознание. Но и каждый человек может повлиять на то, что происходит вокруг него. Поэтому очень важно показывать детям, какие есть проблемы в нашем обществе и как с ними справляться.

Федор Андреевич Грунтовский, режиссер, педагог телестудии «Белая ворона»:

− Тему социального ролика нужно было придумать самим. Мы придумали тему «Помощь бездомным животным», чтобы дети вырабатывали нравственные ценности, помогали братьям нашим меньшим. Дети организовали «будку доброты» при входе в школу, куда приносили купленные на свои средства (или средства родителей) корма, лекарства для животных, какие-то вещи. Такая была социальная акция. Потом папа одной девочки помог нам это все отвезти на своей машине в приют, и мы сняли про это сюжет. С одной стороны, была проделана журналистская работа, с другой стороны, у нас была цель научить детей нравственным вещам.

Анна Сергеевна Че, руководитель телестудии «Белая ворона»:

− Мы нашли приют, позвонили туда. Общение с директором мне не очень понравилось (она немного свысока разговаривала): ее, видимо, замучили большие телеканалы, а тут детская студия... Я говорю: «Мы хорошие. Мы приедем». И они потом были сами в восторге. Мы не просто поехали в собачий приют, а сделали целую акцию: дети сами рисовали плакаты, на каждой перемене стояли у «будки доброты»; мы распечатали фотографии собак, которым нужна операция, и дети приносили что-то конкретным собакам. И важно, что дети увидели других взрослых, которые воодушевлены своей работой.

Темы, которые поднимают в телестудии, почти всегда перерастают в акции. Говорят о бездомных животных – одновременно собирают помощь для приюта, рассказывают о донорстве – и тут же дети видят, как педагог становится донором. Бывает журналистика, построенная на словах, а бывает журналистика, построенная на словах и делах.

Просвещение – тоже часть работы педагогов студии. Например, о блокаде Ленинграда у многих даже петербургских детей знания весьма поверхностные.

Федор Андреевич Грунтовский:

− Помимо того что у нас бывают тренировочные сюжеты, мы стараемся освещать школьные события, государственные и исторические праздники. Недавно говорили о блокаде Ленинграда. Дети, несмотря на то, что являются петербуржцами, про блокаду мало что знают (зачастую не знают, какой она была и сколько дней держалась). Снимая сюжет о блокаде, мы подключили к этому еще и учителей истории.

Знаний у детей мало не потому, что им их не дают, а потому, что они не задерживаются в памяти. После блокадного выпуска у ребят телестудии точно останется живая память об этом, ведь педагогам удалось проложить нить между прошлым и настоящим. Каждый юный участник «Белой вороны» написал письмо своему воображаемому другу-сверстнику блокадного Ленинграда.

Учащиеся школы № 574 (фрагмент сюжета о блокадном Ленинграде телестудии «Белая ворона»):

− Здравствуй, дорогой сверстник! Твой родной Ленинград мы теперь называем Питером, потому что ему вернули историческое название – Санкт-Петербург. Наш с тобой город сейчас невероятно красив. Это мирный город.

− Я не знаю твоего имени, но это письмо точно тебе. Я бы хотела пожелать тебе терпения, ведь все получится. Вы сильные.

− Я бы хотел с тобой встретиться и поговорить. Я знаю, что твой отец сейчас защищает нашу прекрасную Родину.

− Я слышал, как было тяжело во время блокады. Ты выживешь. Вы победите фашистов. Главное – не унывать. Ты и все, кто защищает свою Родину, победите. Сейчас у нас есть много возможностей.

− Дорогая прабабушка! Я хочу поблагодарить тебя. Война закончилась. Каждый из вас преодолел это время, и теперь я, мама, папа, бабушка и дедушка живем.

− Настало сложное время, ведь фашисты замкнули кольцо вокруг Ленинграда. Я понимаю, что мое детство проходит намного легче, чем твое.

− Дорогие прабабушка и прадедушка! Мне жалко, что вы не увидели меня, братьев, повзрослевших родителей. Спасибо вам! Если бы мы проиграли, меня бы сейчас не было. У меня все хорошо, я хорошо учусь, люблю математику.

− Сейчас в нашем любимом городе спокойное время. Город стал больше и красивее. Хочу тебе сказать, что война скоро закончится нашей победой. Я очень надеюсь, что вернутся все, кого ты ждешь с фронта.

− Я очень бы хотела тебя обнять и поддержать, но не могу. Сейчас, в 2021 году, все хорошо, наш город процветает.

− Потерпи еще чуть-чуть. Вот увидишь, скоро мы одержим победу над врагом.

− Осталось продержаться еще год: 18 января 1943 года наши войска прорвут наконец блокаду Ленинграда, и станет чуть-чуть легче. Полностью ее снимут 27 января 1944 года.

− Благодаря вам мы имеем возможность жить и наблюдать красоту природы, радоваться общению с близкими и получать образование. Спасибо за то, что мы живем в мирное время.

− Придется многое пережить: бомбежку, смерти, но главное − помнить, что война закончится. Мы очень тебе благодарны. Мы всё помним и никогда вас не забудем, вы всегда в наших сердцах.

Готовясь к сюжетам, ребята ходят в музеи и на спектакли, знакомятся с интересными людьми, воспитывают свой вкус и учатся новому.

Фрагмент сюжета о блокадном Ленинграде телестудии «Белая ворона»:

− Все чаще для съемок мы стали выезжать за пределы школы. В этот раз мы посетили Музей обороны блокады Ленинграда. Спектакль «900 хлопьев снега» показывает нам историю маленькой девочки, которая ждет маму с работы в блокадном Ленинграде. Спектакль − уникальный: в нем посредством пластики, музыки и реквизита отражаются все трудности жизни в блокадном городе. Необычная задумка − сделать спектакль в виде фантазии маленькой девочки. Это смотрится очень пронзительно. Вызывает восхищение невероятная игра актрисы, которая смогла изобразить голодного испуганного ребенка, который прячется от ужаса войны в своем сказочном мире. Зал музея оборудован окнами, в которых зритель видит реальные кадры жизни блокадного города.

Николай Хорев, заместитель директора Музея обороны и блокады Ленинграда:

− Сама атмосфера готовит подростков к восприятию этой темы. Дети смотрят спектакль, впитывают то, что видят, и воспринимают это намного лучше, чем лекции любого экскурсовода.

Студия выросла буквально из ничего. Дети пришли на первое занятие в пустое помещение к незнакомому педагогу. Но остались и даже прикипели. В том, чтобы  вместе все создавать с нуля, оказалось немало плюсов.

Анна Сергеевна Че:

− У нас здесь ничего не было. Мы сидели на полу, я даже не знала имен детей. Мы собирались на переменах и думали, что бы мы могли сделать. Решили, что это будут новости. Как они будут называться? Мы стали думать: это должно быть что-то общее, нас объединяющее. Потом стали говорить о том, что самое главное в телевидении. Дети рассказали, что кто-то посмеялся над девочкой из-за того, что она ходит в телестудию. Я им говорю: «Так мы всегда белые вороны. Люди, которые приходят на телевидение, – это необычные люди: они не боятся». И дети все время говорили: «Мы белые вороны». Так придумали название. Потом мы стали думать, что нам нужен логотип. Дипломы, которые я сейчас им выдаю за успешно сданные экзамены, сделали дети. Заставку они тоже сняли сами. Первое время у нас не было студии, а в кадре должна быть какая-то картинка. Пришла девочка, которая не занимается в студии. Она сказала: «Я люблю рисовать. У меня курсовая работа». Она нам очень подошла. Она стала делать эскиз на стене. Ребята, когда это увидели, взяли кисточки и стали раскрашивать. Это очень объединяет.

Самое интересное – все делать с нуля. Если бы я пришла на чужую территорию, это было бы некорректно с моей стороны. А так сам себе хозяин. Я сказала детям: «У вас полная свобода: вы можете придумать и название, и сюжеты. Я только подскажу, как сделать лучше». Мы стали думать, как снимать после уроков быстро, потому что у детей разные кружки. Когда они сняли заставку, я сама была в восторге. Я создала чат, группу в социальной сети «ВКонтакте». Мне это нужно было в качестве ежедневника: что я говорила детям, что мы делали. Я стала их фотографировать.

В любом кружке все выстраивается вокруг личности педагога. В студии «Белая ворона» подобрался отличный коллектив. Между прочим, здесь трудится режиссер Санкт-Петербургского корпункта нашего телеканала Федор Грунтовский.

Марина Александровна Волкова:

− Честно говоря, это третья попытка подобрать достойных руководителей кружка. И мы очень благодарны, что у нас появились люди, которые умеют и хотят этим заниматься. Именно к ним ребята пошли с удовольствием. И сейчас это достойная, практически профессиональная видеостудия. Я вижу, как ребята, которые занимаются в студии, меняются: они иначе держатся, иначе говорят; у них есть серьезный, глубокий интерес к тому, что они делают. И я довольна.

Задача вырастить из детей журналистов в студии второстепенна, но это не умаляет той пользы, что приносят занятия.

Иван Будилов, учащийся телестудии «Белая ворона»:

− Я уже сделал передачу про Высоцкого. Мне понравилось узнавать что-то новое про любимого музыканта. Да, я узнаю много нового и учусь красиво говорить.

Марина Храмцова, учащаяся телестудии «Белая ворона»:

− Мы все время работаем на камеру, и, естественно, это очень большой плюс: не будешь бояться со временем камеры. Для меня это сначала было очень сложно, сейчас намного легче.

Анастасия Чулкаева, учащаяся телестудии «Белая ворона»:

− Когда мы снимаем опросы, я уже не так волнуюсь. Занятия очень помогают.

Кирилл Баулин, учащийся телестудии «Белая ворона»:

− Мне кажется, в этом есть польза, потому что мы тренируем память, учимся внятно говорить.

Федор Андреевич Грунтовский:

− Дети вряд ли пойдут работать на телевидение или в журналистику. Если даже это будет один процент из них, мы будем, конечно, гордиться, но это не конечная цель. Важно, чтобы дети научились хорошо говорить перед камерой, раскрепостились. Они придут в университет учиться, будут выступать с докладом на лекции (где аудитория больше ста человек), могут растеряться, а опыт работы с камерой им поможет.

Анна Сергеевна Че:

− Дети стали лучше писать эссе, быстрее соображать (что очень важно). Бывает, что маленькие дети учатся быстрее, чем старшие, и наоборот. Это обмен энергиями.

Марина Александровна Волкова:

− В практическом смысле телестудия дает умение держать себя в кадре, преподносить себя. Появление чувства уверенности и умение говорить невозможны без практики. Этому, конечно, учит и театральная студия (она тоже есть в нашей школе), но именно телекамера дает ребенку возможность посмотреть на себя со стороны. И дает больший эффект. Я вижу, что дети изменили свое отношение к жизни, стали, возможно, больше читать.

Оборудование для телестудии мы получили благодаря тому, что в 2018 году школа стала победителем федерального конкурса по поддержке чтения. Мы получили грант на два миллиона рублей, большая часть из этого ушла на приобретение оборудования для телестудии. Так что теперь есть возможность работать и с душой, и качественно.

Дети, особенно подростки, быстро растут и меняются, быстро всё схватывают, интересуются всем, что им может предложить мир вокруг.

Тарлан Талатович Халилов:

− Я окончил школу в 2014 году и прекрасно помню свое детство. Детям всегда что-то интересно, им хочется куда-то себя деть, но они не всегда знают, что есть в жизни. Благо у нас в школе есть много кружков (в том числе телестудия), где мы помогаем детям находить себя. Что лично меня привлекает в этой работе? Я здесь реализую свое педагогическое образование, но в большей степени мне нравится, что можно не только учить детей профессии, но и воспитывать их, доносить до них полезные мысли и растить сознательных членов общества.

Мы делаем работу (направленную на создание роликов, выпусков, сюжетов) про серьезные, правильные вещи. Мы показываем детям хорошее кино, даем слушать хорошую музыку, даем читать хорошие книги. Мы тем самым наталкиваем детей на правильные мысли. Мы все хотим одного и того же: любить, быть счастливыми, чтобы у нас и наших близких все было хорошо. Но иногда мы сами себе мешаем. И мы хотим показать детям, как выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы минимизировать свои проблемы, а достижения улучшить. Мы хотим направить их к осмысленной жизни.

Сотрудники студии не скрывают своего православного вероисповедания и даже если не говорят с детьми о вере, то стараются задать правильные нравственные ориентиры.

Тарлан Талатович Халилов:

− Христианство – это реальная жизнь; это то, что происходит среди нас здесь и сейчас. Мне кажется, если направлять детей на правильные мысли, поступки, движения души, они сами придут к Богу. Никто же не знает, какие отношения с Богом у человека: это личное дело каждого. Да, мы все в Церкви, но каждый сам общается с Богом. Подтолкнуть в правильном направлении может не только учитель, но и друг, соратник. Мне кажется, наша задача − учить не только профессии, но и правильным вещам.

Разговоры о том, что же правильно и в чем главные ценности жизни, с детьми в телестудии не прекращаются.

Федор Андреевич Грунтовский:

− Мы неспроста стоим на фоне ценностей школы. Когда-то был проведен конкурс, и дети сами выбрали шесть основных ценностей. Одно из первых занятий у нас состояло в том, чтобы дети своими словами рассказали, что это за ценности, как они их понимают.

Телестудия может стать местом душевного общения. С «Белой вороной» так и случилось.

Федор Андреевич Грунтовский:

− У подростков есть проблемы. Хочу процитировать одного педагога: «Подросток – это человек в теле ребенка, но уже с проблемами взрослого человека». Иногда бывает, что дети приходят к нам поделиться своими проблемами. Они приходят в студию к Анне Сергеевне, адаптируются, общаются, начинают дружить и, делясь друг с другом, находят общие проблемы.

Иван Кургузов, учащийся телестудии «Белая ворона»:

− Я подружился с несколькими ребятами. Анна Сергеевна − очень хороший человек. Мне нравится учиться.

Марина Храмцова:

− Я занимаюсь с сентября. Нас сюда привел педагог дополнительного образования, чтобы мы  просто посмотрели, что это за студия, попробовали позаниматься. И я пришла сюда снова на следующий день: меня это место зацепило. Мы занимаемся разными вещами: начиная со съемок школьных новостей и заканчивая тем, что сидим в кругу близких друзей и обсуждаем книги, фильмы или делимся своими впечатлениями.

За каждым выпуском школьной телестудии стоит большая работа, и ее результат налицо. Но самая главная работа проходит тогда, когда ребята просто собираются поговорить о том, что их волнует. Этой части руководитель уделяет не меньше внимания. Результат этого не увидишь в камере, но в жизни это ценно.

Анна Сергеевна Че:

− Мы проводим тренинги после уроков (обычно в пятницу) в темноте, сидя на ковре. Мы поднимаем достаточно откровенные темы. Я просила, чтобы дети относились очень тактично друг к другу. Я хочу, чтобы они были одной командой. Они сегодня меня спрашивают: «Зачем Вы так с нами строго?» Говорю: «Я хочу, чтобы с вами было интересно; чтобы вы читали книги, смотрели фильмы и чтобы с вами было о чем поговорить; чтобы вы имели сочувствие к другим и к себе».

Понятно, что журналистами из них мало кто станет. Но я уже где-то могу понять: вот этот ребенок пойдет в психологию, эта девочка могла бы преподавать, потому что я вижу, как она поддерживает других на тех же опросах. Бывает, у человека просто пропадает голос, и эта девочка говорит: «Соберись, у тебя все получится, мы в тебя верим».

Мне хочется, чтобы дети выходили на другой уровень общения со взрослыми (с учителями, со мной), друг с другом. Когда мы общаемся, они могут надо мной шутить, я над ними шучу. На тренингах бывает, что рассказывают что-то очень личное. Однажды у нас была история, когда девочка рассказывала свою сложную ситуацию, а другая девочка расплакалась. То есть они учатся слышать друг друга; они понимают, что не одиноки в своих проблемах: у всех бывают проблемы с родителями, учителями, друзьями. Существует предательство и много всего другого, но каким ты из этого выйдешь, каким тебя сделают эти обстоятельства? Опустишься ты или поднимешься и еще другого человека поднимешь? Мне кажется, что часть ребят – это люди, на которых реально можно опереться.

Так для чего же нужны телестудии в школах? Причин много, но воспитать людей, на которых можно положиться, − не самая ли из них достойная?

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать