Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В этот раз гость студии - детский поэт из Перми Игорь Дмитриевич Ипполитов. Поговорим о его творческом пути, о том, как воспитывать детей в вере и почему важно с раннего возраста давать четкие определения добра и зла. Поэт прочитает несколько своих стихотворений, написанных в лучших традициях отечественной детской поэзии.
− Наша новая рубрика «Пишу для детей», надеюсь, когда-нибудь станет постоянной. Пока Вы первый детский поэт в гостях в нашей студии. Мне бы хотелось начать со знакомства. Ваши стихи детские, простые, милые, и мне бы хотелось, чтобы Вы что-нибудь нам прочли.
– Стихотворение называется «Шарик на рыбалке»:
На рыбалку поутру
Мы с хозяином шагаем.
Тишина стоит вокруг.
Тишину мы не пугаем.
Всем давно уже известно:
Он поэт и я поэт.
Романтично, поэтично
На реке встречать рассвет.
На реке шуметь негоже.
Мы немеем от красы.
Солнце утром так похоже
На кружочек колбасы!
– Прекрасно! Такие простые детские стихи. Кажется, таких стихов очень много в русской культуре, но как только у тебя появляются дети и ты начинаешь их воспитывать, оказывается, что круг русских, советских поэтов, которые писали для детей, не так уж велик. Он ограничен, хотя стихи их прекрасные, замечательные. А когда мы обращаемся к новой детской поэзии, выясняется, что там очень много назидательного, нравоучительного, развивающего. У поэзии появляется какая-то сверхзадача, которая почти всегда назидательная.
– Зачастую политизированная даже.
– К счастью, мне такие стихи не попадалась. Но обучающих очень много. Получается, что из чистого искусства мы превращаем поэзию в инструмент обучения.
Давайте поговорим вообще о том, как Вы стали поэтом. Вы человек православный, но почему-то у Вас как будто нет ничего о вере и Боге. Но зато есть о любви к природе. Мне кажется, что так и нужно воспитывать детей: в любви к Богу и окружающему тварному миру. Это классика русской детской поэзии. Когда Вы начали писать? И почему именно для детей?
– Основная причина – это моя дочь. В 1991 году у меня родилась дочь Катя. Я начал писать достаточно давно. Сам я не профессиональный литератор, а инженер-теплоэнергетик по профессии. Закончил в 1988 году в Свердловске теплоэнергетический факультет Уральского политехнического института. По распределению я попал в город Добрянка (Пермский край) на Пермскую ГРЭС и начал там работать.
Как я начал писать стихи? Через какие-то внутренние переживания, сомнения. На меня повлияло то, что я начал читать духовную литературу, увлекаться православием. Я увидел разницу между миром добра и всем остальным. Тогда я и понял, что у нас очень мало добрых, смешных, веселых сказок для детей. Мне в детстве мама, папа, бабушка читали сказки, которые до сих пор остались у меня в сердце, в памяти. Как сейчас, помню стихотворение «Ертель-Тертель» писателя Доктора Сьюза. В стихе прежде всего должна быть смешная история, персонажи должны быть милыми, добрыми. И мне показалось, что эту основную задачу я уловил.
Первое стихотворение получилось, как ни странно, про таракана. Такой таракан-ветеран, очень добрый, совершенно героический. За год (1996−1997) родился небольшой цикл: 10 стихов про домашних животных, прежде всего про котов и собак. Я очень люблю домашних животных. У меня всегда в доме были коты, собаки. Дочка приносила нам котят, мы искали им хозяев, пристраивали их. Когда смотришь на них, видишь, что это действительно Божьи создания: у каждого свой характер, и все настолько интересные. Я смотрел на животных, и мне хотелось про них написать. Так и получилось. У меня была собака и три кота (не считая тех, которых мы раздавали), и от каждого я что-то брал для творчества.
– Это достаточно распространенный вариант, когда поэт пишет для своих. Корней Чуковский писал для своей дочери Мурочки. Она персонаж многих его стихотворений. Детская добрая поэзия может стать и своеобразным выходом из кризиса. Дочка Корнея Чуковского была тяжело больна (в итоге она умерла), но он ее и себя поддерживал своими добрыми, простыми стихами, которые мы все до сих пор любим и ценим. У Вас, как я понимаю, похожая история.
– Да, наверное, похожая. Мы все помним 1990-е годы: надо было как-то выживать. Это увлечение помогло мне сформироваться как православному человеку. Тогда еще не было на экранах телевизоров такого засилья пошлости. Сейчас два православных канала борются с несколькими сотнями каналов, которые вещают что попало. Самое страшное, что в детскую душу западает первая информация, которую ребенок впитал в себя. А если она злая, нехорошая? Стих, какая-то история тоже остаются в сердце ребенка, и важно, чтобы они были добрые.
Когда я начал интересоваться этим, специально покупал детские книги и читал. Есть прекрасные детские поэты. Например, Борис Заходер. Помню его стихи с детства: они простые, добрые, интересные, веселые, смешные. Дети должны посмеяться над героем. Но в то же время это не должно превращаться в сарказм. Нехорошо, если в стихах есть какой-то двойной смысл.
– Прочтите еще что-нибудь.
– «О котах и искусстве»:
Люди кошек уважают,
Гладят, кормят вкусно,
Но они не понимают
В оперном искусстве.
Как же можно обожать
Разодетых франтов,
Но в упор не замечать
Истинных талантов?
Восхищаться, как поет
Соловей и кенар,
И не видеть, что их кот
Лучший в мире тенор?
Если ночью запоет
Кот случайно арию,
Скажут все, что он орет
Будто бы ошпаренный.
Потому с ночных гастролей
Кот бредет на всех обиженный
И с досады рвет обои
Как вчерашние афиши.
– Прекрасно.
– Есть одно из моих первых стихотворений для малышей «Маленький герой». Дочка была маленькая, ей очень нравилось. И ее друзьям, и мне тоже.
Маленький котенок –
Маленький герой.
Просто мы не знаем
Этого порой.
Мы его на дачу
Брали в воскресенье,
Наш храбрец в корзинке
Охранял варенье.
Он в геройском деле
Показал свой дух:
Отогнал от банки
Двух нахальных мух.
– Прекрасно. Мне очень нравятся Ваши стихи. Это совершенно искренне.
Хотелось бы узнать, кто были Ваши слушатели, читатели? Только Ваша дочка? Вы уже упомянули ее друзей…
– Да, и ее друзья. Как-то она в класс принесла стихотворения. У меня были публикации. Мне помогли опубликоваться в районной газете. А потом быт задавил мои творческие порывы. Нужно было выживать. Были карьерные устремления, и я надолго забросил это дело. Но в то же время я тогда увлекся православной литературой. Это было начало 2000-х годов, начали выходить хорошие книги. Некоторые произвели на меня огромное впечатление. Это Иван Александрович Ильин, Иоанн (Шаховской). Я стал покупать их философские книги, читать. У Ильина есть короткие циклы, эссе: «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований». Великолепные у него есть рассуждения: «Воспитать – не означает сделать из ребенка преуспевающего мошенника, а сделать добросердечного, цельного человека».
А что сейчас? Маленький человек смотрит телевизор, а для нынешнего телевидения характерно мелькание кадров, шумовой эффект, взрывы; остановить взгляд не на чем. В стихе же должен быть ритм, история.
− То есть Вы считаете, что надо проводить выборку того, что мы предоставляем своим детям? А стихи тоже могут стать воспитательным инструментом?
− Да. Сейчас это, конечно, непопулярно, но, мне кажется, должен быть какой-то православный фильтр. Ребенку хотя бы нужно показать, по словам Маяковского, «что такое хорошо, а что такое плохо».
− Как Вам кажется, современные дети вообще читают стихи? Кажется, что стихи очень легко доходят до детского сознания.
− Если в стихе есть ритм, он простой и там хорошие герои, он должен легко запоминаться. А если его еще прочитает очень хороший артист, то стих зазвучит. И книги тоже воспринимаются прекрасно. Уйти полностью от детских книг нельзя ни в коем случае.
− Может быть, еще прочтете что-нибудь?
− Да. «Почему так дорог хвост?»:
Почему так дорог хвост
Для порядочной собаки?
Хвост не прибавляет рост,
Хвост не помогает в драке.
Он цепляется в репейник,
Он вреднее, чем ошейник.
Если пес стащил котлету
И хозяйка ищет вора,
То, конечно, как примета
Хвост торчит из-под забора.
Но зато хвостом виляя,
Я бегу встречать хозяев.
− Эти стихи очень похожи не по содержанию и не по ритму, а по настроению на армянскую народную поэзию. У меня в советское время был такой сборник. Там тоже персонажи – птички, собачки и котики. Я эти стихи помню до сих пор, цитирую их, и мои дети их знают. Мне кажется, что иногда такие простые, милые детские стихи действительно становятся фундаментом, который цементирует представления о добре в человеке. И можно через всю жизнь пронести это представление о добре. Скажите, пожалуйста, кроме добра, что Вы еще хотите взрастить своими стихами в детях? Может быть, это любовь к природе?
− Любовь к природе – это прекрасно. Но как-то у меня получилось, что в цикле «Домашние животные» животные дворовые. Кого вижу, о том и пишу. Я вспомнил еще одну цитату Паисия Святогорца о том, что если заложить в ребенке добро и он отойдет от него, то когда у него будут какие-нибудь испытания, он вернется к добру. Понятно, что у него будут какие-то испытания, он будет страдать. Не бывает жизнь гладкой. И оступиться где-то может человек, сбиться с пути. Важно, чтобы ребенок читал те книги, какие нужно.
Кто-то сказал, нужно отделять сигналы от шумов. Сейчас шумы давят сильно не только на детей, но и на взрослых. Информационный коллапс очень тяжело переживать взрослым, а детям, наверное, еще тяжелее. Ребенка учат предметам, из него делают специалиста, профессионала. Высший пилотаж, если он станет менеджером, коммерсантом. Как выразился, конечно, сурово, но сильно Ильин, мошенником. А нужно сначала воспитать из ребенка цельного, хорошего человека, а потом уже можно из него делать профессионала какого-то дела. А иначе, как сказал Достоевский: «Если негодяю дать высшее образование, то из него получится утонченный негодяй». К сожалению, образование может даже вред принести.
Детская литература, поэзия очень сейчас актуальны. Как бы ни ругали советскую действительность, тогда были великолепные писатели и поэты: Заходер, Владислав Крапивин, Лев Давыдычев. Это как надо любить детей, чтобы такое написать! Там действительное есть история, сюжет, доброта, юмор, любовь к детям. Неописуемое удовольствие получаешь, когда читаешь эти книги.
− Еще очень хочется узнать, откуда это все берется. Меня, например, всегда поражали Хармс и Введенский. Они работали в детских журналах «Чиж» и «Еж», писали детские стихи. Потом они были оба сосланы, один умер в тюрьме. У нас осталось их наследие. Это в большинстве своем тоже очень простые, радостные, добрые стихи с яркими образами. Меня поражает, как человек находит в себе силы для того, чтобы становиться на один уровень с ребенком, который еще не видел горя, и разговаривать с ним на языке добра. Человек как будто отбрасывает свой тяжелый груз, отрекается от своего горя и оставляет только доброе и светлое. Может быть, я ошибаюсь, мне так это видится. Как Вам это видится изнутри?
− Как приходят стихи, я не знаю. Присутствует какое-то озарение, настрой души на доброту.
Душа у ребенка очень чистая. Мне нравится очень у Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». Там в третьей главе Джордж рассуждает, какой скарб грузить в лодку, чтобы она не потонула. Действительно, не надо брать с собой лишнее. Не надо захламлять свою жизнь ненужными вещами. И детей тоже надо учить ставить на первое место добро.
Молодежь, в общем-то, хорошая. Я наслаждаюсь, общаясь с ней. Некоторые дети замечательные, несмотря на информационную агрессию, на шум, который создают средства массовой информации.
− Прочтите на прощание еще коротенькое стихотворение.
− «Кот и приказы»:
Кот всегда ухитрится стянуть со стола
Из-под носа хозяйки сосиску.
И поверьте, что он не сгорит от стыда,
Сунув морду в соседскую миску.
Как гимнаст, он повиснет на шторе,
Скинет с вешалки плащ в коридоре,
Но при этом любой самый вежливый кот
По команде «Ко мне!» ни за что не придет.
И неважно, какой кот породы
И какого он племени, роду.
Полосатый, серый ли рыжий,
Совестливый или бесстыжий,
Из котов ни один никогда и нигде
Не исполнит военной команды «Ко мне!»
И коты просят все для себя уяснить:
Приказать им нельзя, можно лишь попросить.
Подманить, только если колбаской,
Приучить к себе лестью и лаской.
Ведущая Марина Ланская
Записали Анна Вострокнутова и Наталья Богданова
Как проводить пост в большой семье, где много детей разного возраста? Какие ограничения стоит вводить в первую очередь, и как расставить приоритеты, чтобы первичной была любовь в семье? Может ли пост действительно быть приятным для всех домочадцев? И в каким смысле время поста может стать увлекательным путешествием? В поисках ответов предлагаем отправиться в гости к семейству священника Константина Пархоменко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!