Учимся растить любовью. Детский пост

18 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Детский пост - тема, которая поднимается из года в год. Как объяснить детям смысл поста? Как донести до них мысль о том, для чего нужны пищевые ограничения и почему нельзя ограничиться только ими? В чем польза воздержания? И почему без навыка самоограничения невозможны рост и развитие личности? Как выстроить быт многодетной семьи в этот период? Своими мыслями и опытом поделятся домочадцы семьи священника Андрея Ковальчука, настоятеля храма святой преподобномученицы Евгении. 

Сегодня мы отправились в гости к прекрасной многодетной священнической семье. И не просто так. Дело в том, что с наступлением Великого поста к нам приходят вопросы, как выстроить детский пост. И если раньше мы давали советы, как сделать это правильно, то сегодня хотим поговорить о тех проблемах, с которыми сталкиваются в этом вопросе обыкновенные семьи. И мы очень рады, что наши сегодняшние участники передачи согласились поделиться своим личным семейным опытом.

В семье Ковальчук соблюдать пост – значит готовиться к чуду, к светлой Пасхе. Отец семейства, священник Андрей Ковальчук, задает тон. Матушка Анна поддерживает его каждодневно во всем. Младшие дети вторят родителям. Старшие сами ищут ответы на вопросы: нужен ли им пост, а если нужен, то зачем?

Александр Андреевич Ковальчук:

− Все в этой жизни из чего-то следует: есть воскресение – соответственно, была и смерть; есть Пасха – значит, было распятие. Если мы будем праздновать только хорошее, то это будет приторно. Мы готовимся к торжественному празднику –  Пасхе. В подготовке к  чему-то светлому всегда надо преодолевать какие-то испытания. А испытание постом не очень сложное, потому что воздержаться от чего-то посильно для человека. Каждый должен понимать, что пост ему нужен, что это не просто не есть мясо, − пост важен для души. Главное − ощущать, что пост – это подготовка к Пасхе (и к другим праздникам); понимать, что ты это делаешь не по принуждению, а ради Христа.

Ксения Андреевна Ковальчук:

− Великий пост довольно длинный. После него − большой светлый праздник Пасха, к нему нельзя не подготовиться. Если мы будем каждый день проводить как праздничный (есть мясо, смеяться, танцевать), то не почувствуем Пасхи. Пост – тот период, когда мы сдерживаем себя: мы знаем, что скоро будет светлый праздник, когда душа будет ликовать.

Я считаю, что поститься надо. И с моего возраста (11 лет) уже практически нет послаблений в посте. Я внутренне понимаю, что я пощусь потому, что мне это надо. Мне нравится воздерживаться, готовиться к празднику Пасхи, потому что после поста будет радостно.

Разговоры с детьми о важности поста – тема сложная. Но достаточно помнить, что личный пример и доверительные беседы бесплодными не останутся.

Священник Андрей Ковальчук, настоятель храма святой Евгении, многодетный отец:

− Жизнь человека состоит из разных этапов: человек взрослеет, приходит зрелость, способность что-то понять. И Господь, по мере взросления человека и его духовных усилий, многое человеку открывает. Что касается детей, мы знаем, что они большей частью повторяют за взрослыми, поэтому очень многое зависит от конкретного семейного уклада. Когда в семье естественно, например, что среда и пятница − пост, то дети примерно до подросткового возраста это воспринимают спокойно: они видят, что в семье так принято. Другое дело, когда есть различное влияние сверстников... Поэтому мне кажется, что от детей лет до семи мы не можем требовать строгого соблюдения поста, потому что организм растет. Но мы должны приучать их к постепенному управлению собой, это воздержание от каких-то развлечений, помощь родителям по дому (иногда для ребенка целый подвиг помочь родителям дома сделать ту же уборку).

В современном мире в силу того, что появилось много информации, возник культ пищевого поста. А если мы вспомним святоотеческие изречения, то, например, Пимен Великий говорил, что мы с вами не телоубийцы, а страстоубийцы. И главная трудность, на мой взгляд, заключается в том, что детям (особенно подросткам) очень трудно объяснить эту тонкую область страстей. Подросток находится в определенном состоянии, когда у него идет активный рост и в нем начинают проявляться страсти. Здесь многое зависит от родителей (их примера и живого слова): поймут ли дети, что пост имеет более глубокое значение; что пищевой пост – это некая тренировка, а на следующем этапе им предстоит уже соприкоснуться с более сложным постом, который напрямую связан с действием страстей в человеке.

Святые отцы опытно прошли этот путь, поэтому у них изложена целая система осмысления, кто такой человек, какова его телесная и духовная составляющая, как они взаимосвязаны. Все страсти имеют определенную связь и действуют в определенных условиях. Эта система, естественно, сложная. Общаясь со многими людьми, я убедился, что не только ребенку, но и не каждому взрослому удается легко это постичь. Поэтому нам важно как можно чаще беседовать с нашими детьми. В более раннем возрасте нужно искать образы, чтобы ребенку было легче воспринять информацию. Когда ребенок становится старше, мы уже можем попытаться ему объяснить, как нарушение воздержания может запустить в человеке какую-то страсть (раздражение, гнев, нетерпение) и как потом сам человек начинает страдать. Допустим, у человека возникает на кого-то раздражение – и он уже потерял мир, у него в душе нет покоя, раздражение его изматывает…

На мой взгляд, главная задача любой верующей семьи − постепенно подвести ребенка к этим смыслам. Некоторые семьи делают так: когда собираются за столом ужинать или обедать, кто-то из родителей произносит какое-то высказывание (святоотеческое или мудрое житейское) и спрашивает детей: «Как вы думаете, о чем здесь идет речь?» И это очень хороший пример, потому что здесь родители говорят не от себя. Дети иногда относятся к родительскому слову без авторитета, поэтому надо именно на кого-то сослаться. И, как показывает опыт, тогда ребенок невольно задумается: «Интересно, что же это значит?»

Это, конечно, сфера непростая: много индивидуального в каждой семье. Но в любом случае нужно искать методы, формы, размышлять и стараться больше обсуждать с детьми эти темы. Но не на примитивном уровне, а всегда нужно ставить планку, до которой хорошо было бы детям тянуться.

Для супруги отца Андрея Анны детский пост – это не только материнский опыт, но еще и личные теплые воспоминания из своего собственного детства.

Анна Серафимовна Ковальчук, супруга священника, многодетная мама:

− В моем детском понимании пост был, прежде всего, ожиданием праздника, вступлением в другую реальность. И от этого было радостно: что-то поменялось, скоро будет праздник. Хотя в те годы (мое детство пришлось на 90-е годы) было довольно тяжело: мы очень скромно жили, не было такой продуктовой доступности, как сейчас. Поэтому, думаю, моим родителям было сложно.

Я очень хорошо помню свое осознание поста. Это произошло в школе (ближе к старшим классам). Это был момент осознанного подхода к посту. В нашей семье всегда постились. Из детства запомнились особые блюда поста, которые я часто повторяю в своей семье. Например, тушеные овощи со свеклой, иногда с горохом (это очень сытно). Моя мама в пост очень много пекла. И я замечаю, что тоже много пеку (пирожки с капустой, картошкой, яблоками). Традиционно  мы делам на зиму заготовки (у нас есть дача в Новгородской области): сушеные яблоки, сушеные, маринованные, соленые грибы.

Бабушка и дедушка матушки Анны, ее родители (сейчас живущие по соседству) были воспитаны в вере. При этом православная традиция, передаваемая из поколения в поколение, никогда не прерывалась – редкий случай для нашей страны, пережившей семьдесят лет безбожия.

Серафим Николаевич Чуков, отец Анны Ковальчук:

− Мне повезло родиться в православной семье, которая взяла традиции из дореволюционных времен. Пост всегда соблюдался, это даже не обсуждалось. Все дети понимали, что такое пост и что необходимо ограничение. У нас всегда был абсолютный запрет на мясные продукты. Пока ребята были маленькие, были послабления на молочные продукты, иногда по воскресеньям была рыба. Когда они стали немножко постарше, мы постились уже более строго (особенно в голодные 90-е годы). Но мы всегда старались иметь в виду, что пост – это, прежде всего, ограничение в духовном плане, а пищевой пост – это не главное. Главное – держать детям себя более спокойно, всегда слушаться  родителей, не спорить и не конфликтовать друг с другом. Это ставилось во главу угла.

Воздержание – навык, который современная жизнь пытается полностью вытеснить из сознания людей. И дети, не умеющие себя ограничивать, оказываются в крайне уязвимой позиции. Слово «воздержание» нужно возвращать в лексикон, а само понятие прививать подрастающему поколению.

Серафим Николаевич Чуков:

− Я думаю, самое главное, чтобы дети понимали смысл ограничений. В условиях нашей сегодняшней жизни, когда все построено только на развлечениях и удовольствиях, это очень важно.

Анна Серафимовна Ковальчук:

− Пост − это воздержание. А воздержание – это осознанность. Ведь что сейчас мир нам диктует? Не думай, главное – купи, съешь, развлекись. Бери от жизни все! Дети и взрослые так и живут. У нас вообще нет понятия «воздержание». А зачем оно вообще нужно? Это внутренняя дисциплина, сила воли, умение противостоять миру. Очень часто нужна внутренняя сила, дерзость, чтобы противопоставить себя этому миру, иначе он поглотит душу целиком. И я думаю, что это очень хорошо формируется постом.

Без навыка воздержания невозможна жизнь зрелого человека. Учиться самоограничению нужно с детства. И понимают это не только родители, но и сами дети.

Александр Андреевич Ковальчук:

− Нужно воздерживаться даже от чего-то хорошего. Как говорится, хорошего понемногу. А сила воли – это очень важно, ее надо развивать во всем: и в спорте, и в жизни, и в отношениях с людьми. Нельзя поддаваться искушениям, нужно учиться, развиваться. Скажем, если ты раньше кричал на того, кто сделал что-то неправильно, то попробуй воздержаться и скажи ему без крика, что он сделал неправильно. И тебе Господь все вернет. Тебе же самому будет от этого лучше.

Важности пищевых ограничений для детей все меньше придают значение даже многие верующие семьи. Напрасно: уважительное отношение к еде и хотя бы временный добровольный отказ от изобилия – важный элемент воспитания.

Священник Андрей Ковальчук:

− В Евангелии есть известный эпизод, когда Господь, видя, что люди устали и хотят есть, повелел апостолам их рассадить, взял ту пищу, которая у них была в малом количестве, благословил ее и раздал людям. Все обычно обращают внимание на то, что Господь умножил пищу. Но мало кто задумывается, почему Он приказал сохранить остатки в коробах. А дело в том, что Он этим показал, что пища – это не просто химический состав, а дар Божий. Если этот дар принимается с благословением, то он несет совершенно другие смыслы для человека.

Конечно, посту место не только на кухне. Он входит во все сферы жизни, если мы ему следуем и ведем за собой детей. А делать это можно с умом и фантазией.

Анна Серафимовна Ковальчук:

− Помимо постной кухни мы на время Великого поста делаем календарь (так же, как на Рождество адвент-календарь). Он обычно большой. Мы прописываем на нем все даты, обозначаем праздники. В начале поста он у нас пустоват: проставлены только числа и даты. Мы ищем цитаты из Священного Писания, из святых отцов, которые нам важны. Например, в этот Великий пост мы уже повесили цитату: любовь не раздражается. И постепенно мы заполняем календарь. Дети могут рисовать какие-то маленькие рисунки. Например, украсить голубками; прилетел жаворонок на память сорока мучеников Севастийских (дети уже знают, что мама будет печь булочки-птички). Дети могут еще нарисовать вербочки к Вербному воскресенью, все, что захотят, и это  будет прикреплено на календарь. Таким образом к Пасхе наш календарь станет красивым.

Еще в пост мы стараемся больше времени уделять чтению Библии. У нас нет мультиков, а если есть, то это либо учебное видео, либо очень хорошая серия житий святых «Мульткалендарь». Я всегда стараюсь показать детям пост с его радостной стороны, потому что радость – это самое главное. В Великий пост у нас всегда появляются жаворонки, когда память сорока Севастийских мучеников; мы печем крестики на Крестопоклонной неделе. Если ходим на Канон Андрея Критского (на его маленькую часть), то к этому подготавливаемся: слушаем накануне Никифорова-Волгина, Шмелева (у него есть  воспоминания об этом). Я стараюсь, чтобы дети поняли, услышали, что Церковь хочет им сказать; осознали  эти напевы, которые повторяются из года в год и помогают ребенку ощутить себя частью чего-то большого и важного в нашей Церкви.

Детский пост может и должен быть не в тягость, а в радость. Посильный труд души ради Бога − уже радость, а впереди еще большая – Воскресение Христово.

Автор и ведущая Марина Ланская

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 00:30
  • Пятница, 26 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать