У книжной полки (детям). Житие праведного Иоанна Русского

9 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В Эгейском море есть остров под названием Эвбея. Он принадлежит Греции. В какой бы части острова вы ни находились, вы сможете увидеть указатель, на котором написано «Агиос Иоаннис Россос». Этот указатель приведёт вас к храму. Храм посвящен святому, которого греки называют Иоаннис Россос, что в переводе с греческого означает Иоанн Русский. В этом храме нахо­дятся мощи святого Иоанна. Почему же почитаемого среди греков святого называют Русским? Почему все так любят его и помолиться святому Иоанну на остров Эвбея приезжают паломники со всего мира? Почему Бог слышит святого Иоанна и исполняет его молитвы? Ответить на эти вопросы юным читателям помогут две книги, повествующие о праведной жизни русского воина Иоанна.

***

1. Первая из представленных сегодня книг вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется - «Житие праведного Иоанна Русского в пересказе для детей». Ее автор - Ирина Судакова. Вторая книга под названием «Рассказы о святом Иоанне Русском» вышла в свет в издательстве «Духовное преображение», ее автор – Наталья Скоробогатько. Обе книги содержат рассказы о святом праведном Иоанне Русском, о его удивительном жизненном пути. И как отмечает в своей книге Ирина Судакова, святые - это наши друзья, а о друге хорошо узнать побольше. Еще, вспоминая о жизни святых, мы словно отправляемся в путешествие: часто в другую, неизвестную для нас землю, иное далекое время. Листая страницы этих книг, мы переносимся в 17 век, в Малую Азию. Но в начале отправляемся на юг России, где и родился святой Иоанн чуть более чем 300 лет назад.

2. На страницах книги «Житие праведного Иоанна Русского в пересказе для детей», о святом мы читаем следующее: «Родители воспитывали его в любви к Богу и ближним и своей родной земле. В том плодородном краю, где прошли детство и юность Иоанна, хлебопашцы едва успевали обрабатывать поля: таким обильным был уро­жай. Сёла и города утопали в цветущих садах, и повсю­ду высились нарядные Божьи храмы. Иоанна окружали добрые, отзывчивые люди. Сиротам, больным и бедным помогали всем миром. А вера во Христа была основой жизни. Но недолго пришлось Иоанну жить среди своих близких в родном краю. Когда он был ещё совсем молодым, его призвали на воинскую службу. В то время не все юноши должны были служить в армии, но лишь те, которых изберут. А избранные для военного дела были обязаны нести воинскую службу не год, не два, а всю жизнь. Навсегда покинул Иоанн свою семью и родное село. Честно и исправно стал служить он Отечеству».

3. Как повествует Ирина Судакова, государством Российским управлял тогда царь Пётр I. Он стремился не только укрепить границы своего государства, но и расширить их. А главной его целью был выход к незамерзающим морям, чтобы открыть для России водные пути в Европу. На юге Пётр надеялся пробиться к Чёрному морю. Но на пути стояла Османская империя. Эта империя занимала тогда огромную территорию в трёх частях света: Европе, Азии и Африке. Земли эти были завоёваны турец­кими султанами, и люди, которые оказа­лись под турецким владычеством, долж­ны были платить туркам дань. На Руси Османскую Импе­рию называли Турецким царством. Вот с этим царством и нужно было бороться русскому воинству, чтобы Россия получила выход к Чёрному морю.

4. В 1696 году русская армия сумела взять Азов — сильней­шую турецкую крепость. Турецкий султан очень опасался, что русские возьмут и город Керчь и пробьются к Чёрному морю. Поэтому спустя несколько лет (в 1710 году) Турция объявила России войну». Как мы знаем из истории, в той войне победа оказалась не на нашей стороне.  И вот после мирного договора с турецким султаном русская армия возвращалась на Родину. Но не всем суждено было увидеть родную землю. Как повествует Наталья Скоробогатько, «в степях Молдавии, у реки Прут, русские попали в окружение, много наших солдат было захвачено в плен. Среди них оказался и молодой 20-летний воин Иоанн, родом с юга России - из Малороссии.

5. Турки, а они, как известно, мусульмане, заставляли русских пленников отрекаться от Христа и присягать на верность их пророку Магомету. При этом в ход шли самые разные средства - и хитрые посулы, и угрозы, и истязания. Некоторые пленники, по человеческой слабости, не выдерживали, отрекались от христианской веры и принимали ислам. Подвергся тяжкому испытанию и Иоанн. Турки били его нещадно и истязали всячески: закапывали в навоз, надевали на голову наподобие шлема железный котелок, раскалённый на костре, в результате чего волосы его загорелись, и кожа на голове была сильно обожжена. (Именно поэтому всю оставшуюся жизнь святой ходил в лёгкой шапочке-тюбетейке, какие носят на Востоке.)

6. Но Иоанн всё выдержал ради любимого Христа. «Ваш раскалённый колпак на моей голове напомнил терновый венец Спасителя! - хрипло говорил он, истерзанный, едва ворочая языком от пыток. Не трудитесь напрасно! Я скорее умру, чем предам Христа». Непокорного Иоанна турки вместе с другими не покорившимися пленниками увезли в Константинополь продажу рабство. Там на невольничьем рынке Иоанна купил себе один турецкий военачальник из города Уркюб. Этот турок, которого все называли Ага (то ли по имени, то ли по званию - не знаем), после войны с Россией возвращался домой и решил по дороге прикупить себе нового раба. Вместе с другими пленниками Иоанн в тяжёлых оковах отправился с караваном в малоазийский городок, который когда-то был большим греческим селом под названием Прокопион».

7. Далее, как говорится на страницах этих книг, новый хозяин Иоанна был противником христианства и желал, чтобы его новые рабы отреклись от христи­анской веры и стали мусульманами. Тех, кто отказывался принять мусульманскую веру, он приказывал пытать. Коснулось это и Иоанна. Ага стал также принуждать его отречься от Христа и принять веру мусульман - ислам. Но и здесь праведник не поддался ни на какие уговоры и не испугался угроз и мучений. «Христианином я родился - христианином и умру!» - говорил он. – «Хоть и пленник я твой, но над душой моей Ты не властен! Никто кроме Бога не властен над ней! «Покровитель мой -Господь, и нет Его выше, - рассуждал про себя Иоанн. - Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

8. Смелость и крепкая вера Иоанна поразили злого турка. Понял Ага, что бессилен против мужества этого русского пленника. «Ладно, живи как знаешь, — наконец сказал он, — только служи мне исправно». Так и стал жить Иоанн у турецкого военачальника, который поселил своего пленника неподалеку от своего жилища, в конюшне.  И жил он, служа Богу и людям, а вскоре прославился как святой Угодник Божий. Как это произошло, юные читатели узнают, прочитав эти книги.

***

В 1962 году святой исповедник Иоанн Русский был канонизирован Константинопольской и Элладской Православными Церквями. В том же году, в самый разгар новых гонений на русской земле, он был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви. День его памяти - 9 июня. Долго пришлось жить святому на чужбине, вдали от земной Родины. Но в 1730 года душа его вознеслась в Царство Небесное — Вечное Отечество. А на духовном небе загорелась новая звезда — святой Иоанн Русский. Тысячи чудес совершаются по молитвам праведного Иоанна, доброго и отзывчивого святого. И хоть обо всех чудесных случаях и не расскажешь, о некоторых из них наши юные читатели узнают из этих книг.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​