***
1. Итак, эта книга из серии увлекательных путешествий Анечки и Ванечки по русским монастырям посвящена одному их первых монастырей на Руси — Киево-Печерской Лавре. В легкой и доступной форме книга рассказывает об истории монастыря с момента его основания до наших дней. И первое, что узнают из этой книги наши маленькие читатели, это то, как пришел к вере киевский князь Владимир, впоследствии прославленный в лике святых. Будучи изначально жестоким язычником, князь изменился после крещения, и христианская вера стала проповедоваться по всей Руси. Как это происходило, и узнают читатели из первого рассказа книги. А затем они познакомятся с житиями святых, основавших Киево-Печерский монастырь.
2. Первый из них – преподобный Антоний Печерский. Как повествует автор книги, «прошло почти сто лет с Крещения Руси. Всё больше русских людей утверждались в вере, а некоторые из них избирали путь монашеского подвижничества и молитвы. Одним из таких подвижников и был святой Антоний. Он родился в местечке Любеч близ Чернигова в семье христиан и всей душою захотел всю свою жизнь посвятить Богу. Читая Евангелие, юный Антипа (как звали его родители) пожелал увидеть Святую Землю, место земной жизни Иисуса Христа. Узнал он также о том, что есть в далекой Византии Святая Гора Афон. И он отправился в долгое и опасное путешествие. А когда он прибыл на Афонскую Гору, то принял там монашеский постриг с именем Антоний.
3. Позже преподобный получил благословение вернуться в Русскую землю и там утверждать людей в вере христианской. Святой Антоний вернулся в Киев и стал жить отшельником в небольшой пещере близ села Берестово. И вскоре слава о нем распространилась по всей русской земле. К нему стали приходить ученики, желающие научиться истинной молитве. Среди них был и пришедший из далекого Курска юноша по имени Феодосий. Именно он стал учеником прп. Антония и по его благословению возглавил Киево-Печерскую Лавру.
4. Как говорится в книге, Киево-Печерский монастырь начинался с пещер, в которых жили прп. Антоний и его ученики. Отсюда и пошло название – Печерский – от древнерусского слова «печора», что и значит – «пещера». Самые древние – Ближние Антониевы пещеры. Есть в Лавре и Дальние пещеры, которые носят имя второго основателя обители – прп. Феодосия. В 1988 году здесь была найдена келья святого. Подробно рассмотреть расположение этих пещер и что там находится, читателям помогут предлагаемые на страницах книги схемы-карты. К слову сказать, в Ближних и Дальних пещерах насчитывается 118 гробниц святых. Все они были монахами Лавры. И лишь о некоторых из них рассказывает эта книга.
5. Например, преподобный Нестор Летописец. Он родился в 50-х годах 11 века. Решив стать монахом, пришел в Киево-Печерскую Лавру. Впоследствии ему было поручено записывать рассказы о жизни прп. Феодосия и других монахов монастыря. Сегодня мы можем узнать о том, что происходило в Лавре 900 лет назад, благодаря тому, что до нашего времени дошли книги, написанные прп. Нестором. Еще одни святой, мощи которого покоятся в Дальних пещерах, и о котором говорится на страницах книги – это прп. Илья Муромец. Об этом святом знают многие дети из былины, которую читают в школе на уроках чтения. Но мало кто знает, что знаменитый богатырь по окончании своей воинской службы Отечеству принял монашеский постриг в Лавре и остаток своих дней верой и правдой служил Богу, побеждая врагов духовных – свои собственные грехи и страсти.
6. Следующий святой, о котором повествует книга, это Николай Святоша, князь-монах. Он был наделен богатством и властью, правил в городе Луцке. Но отказался от всего этого и стал простым монахом. Три года он трудился на поварне, работая на братию, своими руками колол дрова, носил воду. А потом попросил настоятеля назначить его привратником обители. Целыми днями стоял он у входа в монастырь, низко клянясь каждому приходившему. Родные братья-князья пытались отговорить его от исполнения такого унизительного послушания. Но прп. Николай уже не считал себя князем, он всем сердцем и душой полюбил монашескую жизнь. Святые мощи первого русского князя, ставшего монахом, покоятся в Ближних, Антониевых, пещерах.
7. А путешествие Анечки и Ванечки продолжается, и далее они приходят в главный храм обители – Успенский собор. Его называют Великой церковью. Сегодня это большой храм, золотые главы которого возвышаются над обителью. Успенская церковь стала первым храмом монастыря. Она была построена еще во времена преподобных Антония и Феодосия Печерских. Летопись монастыря сохранила подробный рассказ о строительстве Успенской церкви в Лавре. Однажды прибыли в Киево-Печерскую обитель мастера-строители из далёкой страны Византии, из её столицы Константинополя, которую на Руси называли Царьградом.
8. И поведали они монахам, что во Влахернском храме Царьграда явилась им Сама Пресвятая Богородица со словами: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве». Она рассказала мастерам об основателях обители Антонии и Феодосии, а потом произнесла: «Выйдите наружу, посмотрите». Строители послушались и увидели на небе прекрасную церковь. По словам мастеров, Пресвятая Богородица дала им с собой икону для нового храма. И отправились они в далекую Русь, город Киев, где возвели в обители преподобных Антония и Феодосия дивную Успенскую церковь. Интерьер храма был расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, здесь немало потрудился и киевский живописец Алипий.
***
А в XX веке Киево-Печерский монастырь разделил трагическую судьбу всей православной Русской земли, пережившей страшные годы революции и Великую Отечественную войну. В 1918 году был расстрелян настоятель монастыря, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В 1930 году Лавра была закрыта. В 1941-м в Киев пришли немецкие войска, ими был взорван Успенский собор обители. Возрождение Киево-Печерской Лавры началось в 1988 году. А в 1995-м - стали восстанавливать Успенский собор, освящение которого состоялось 24 августа 2000 года. Обо всем этом узнали Анечка и Ванечка, путешествуя по Лавре, и рассказывают юным читателям со страниц этой книги. Завершает издание Летопись Киево-Печерского монастыря и кроссворд, разгадывая который дети закрепят новые знания, почерпнутые из этого увлекательного путешествия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!