У книжной полки. Житие и подвиги преподобного Сергия

19 июля 2024 г.

Дивен Бог во святых Своих! Прославляя Своих избранников, Он чрез них же устрояет и наше спасение. В истории Церкви мы постоянно видим примеры такого попечительного Промысла. А в трудные времена, когда нашему народу была нужна особенная помощь Божия в укреплении веры православной в сердцах людских – Господь посылал особых избранников Своих. Они, будучи исполнены благодати Божией, своею удивительной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех, кто искал очищения от страстей и спасения души своей. Одним из таких великих избранников Божиих был и преподобный Сергий Радонежский, житие и подвиги которого представлены в этой книге.

***

1. В издательстве Сретенского монастыря вышло 5-е издание книги «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца». Ее составитель – выдающийся иерарх Русской Церкви, архиепископ Никон (Рождественский). Долгие годы, будучи насельником Троице-Сергиевой лавры, он трудился на ниве книжного просвещения, и в 1885 году, еще в сане иеромонаха, опубликовал эту книгу. Опираясь на все самое лучшее, что к тому моменту было написано о преподобном Сергии, архиепископ Никон составил наиболее полное житие игумена земли Русской. Таким оно остается и по сей день, несмотря на почти 140 лет, прошедшие со дня первой публикации.

2. Как известно, первое жизнеописание преподобного Сергия было составлено учеником святого - Епифанием Премудрым и относится к первой половине 15 века. Затем это «Житие» было основательно переработано известным церковным писателем Пахомием Логофетом и неоднократно издавалось. В 19 веке появились новые жизнеописания святого, авторами которых стали - митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов); известные церков­ные историки архиепископ Филарет (Гумилевский) и профессор Евгений Евсигне́евич Голубинский и другие. К сожалению, несмотря на обилие глубоких мыслей и тонких наблюдений, незаурядные литературные достоинства, всем этим выше перечисленным «Житиям» присущ лишь один недостаток – краткость, вследствие чего многие подробности из жизни преподобного Сергия в этих издания опущены.

3. Именно отсутствие в имеющейся на то время духовной литературе полного жития преподобного Сергия и побудило архимандрита Никона взяться за перо. «Подумать только, отмечал автор: кто был преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа? Святая Церковь прекрасно характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников.

4. Его духовное потомство, по словам владыки Никона, было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия. Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он – примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного российского народа, духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякающему роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа».

5. Как отмечает автор, «ни один вблизи путешествующий инок не минует обители Преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного пред ракою Преподобного Сергия. Все до единого из Венценосцев России приносили у раки Преподобного Сергия свои молитвы (особенно – по вступлении на царство). Не только члены нашего Царствующего Дома, но и премногие члены иностранных царственных семейств приходили туда же – то молиться, то изучать русскую жизнь у самых ее основ, у того родника, у одного из главных родников, из которых она бьет ключом».

6. Составленное владыкой Никоном житие преподобного Сергия «переносит нас в новый для нас, хотя и стародавний мир, мир других людей – святых людей, других воззрений – святых воззрений, других обычаев – святых обычаев, в мир отречения от мира и себя, в мир святых великих подвигов, в мир вольного неуклонного несения креста Христова». Так вот взял бы крылья, яко голубине, и полетел бы туда, в пустыню, (за более чем 600 лет назад), но - надрывается сердце, что поневоле приходится жить многомятежною жизнью сего века». Справедливо говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренною в мыслях своих».

7. Так благотворно, по словам автора, действуют на душу описания подвигов великих угодников Божиих, каков был преподобный Сергий. «Якоже ароматы, – говорит святитель Платон, митрополит Московский, – чем более растираются руками, тем больше издают благоухания, тако и жития святых, чем более углубляем мы в них свое размышление, тем более открывается святость и слава праведников, а наша польза». Но, как отмечает владыка Никон, это сравнение еще недостаточно сильно: ароматы со временем все же утрачивают силу своего благоухания, а жития святых – никогда. Это – неистощимые очаги благодатного огня, от которых каждый может возжигать в самом себе такой же огонь ревности Божественной, и сколько бы таких огней ни зажигали от них, сами они никогда не умалятся…»

8. «Последуем же, говорит автор, шаг за шагом вослед блаженного Епифания; будем благоговейно внимать его простому, задушевно-теплому, сердечному повествованию; прислушаемся и к тем урокам, какие извлекают из его рассказа наши святители: Платон и Филарет, митрополиты Московские; Филарет, архиепископ Черниговский; Никанор, архиепископ Херсонский, и другие проповедники и благочестивые писатели», труды которых использовал архиепископ Никон (Рождественский) для составления жития преподобного Сергия.

***

Приступив к работе над своей книгой, архимандрит Никон пересмотрел по возможности все, что вышло в 1891–1903 годах по случаю 500-летия преставления угодника Божия. Тщательно переработав материал, он предоставил суду читателей полное Житие прп. Сергия. «Если эта книга, - говорил он, - даст вам возможность хоть немного отдохнуть душою за ее чтением, хоть на несколько минут забыть окружающую вас суету земную, перенестись мыслью и сердцем в отдаленную по времени, но тем более близкую нашему сердцу родную древность, повитать со святыми и преподобными обитателями дремучих лесов Радонежских, подышать благоуханием молитв Сергиевых, насладиться созерцанием его боголюбезного смирения», - тогда автор почтет себя «счастливым и воздаст славу Господу». Думаю, что так оно и получилось!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X