У книжной полки. Наталья Горбачева. Заповеди блаженства Нового Завета

1 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чтение святоотеческих творений, житий святых, древних патериков (наряду с чтением Священного Писания), во все времена было полезно для христиан, так как назидало душу. «Оттуда, - говорит святитель Тихон Задонский, - учись христианскому благочестивому житию и ни единого дня не пропусти без чтения; и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь». Такое чтение утешает христианскую душу. Само по себе оно не спасает, однако, указывая «путь ко спасению», является важным средством к стяжанию добродетелей, просвещая ум, подвигая к покаянию, побуждая к молитве - направляя христианина ко Христу. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу Натальи Горбачевой, которая на примере житийной и патериковой литературы раскрывает суть «Заповедей блаженства Нового Завета».

***

1. После избрания двенадцати апостолов Иисус Христос, окруженный учениками, взошёл на гору блаженств, расположен­ную неподалеку от Геннисаретского озера между Капер­наумом и Тивериадой, и сел, чтобы учить народ. Спаситель произнес тогда Свою знаменитую Нагорную проповедь (Мф. гл. 5,6,7), в которой раскрыл всю сущность евангельского учения и то, какими должны быть Его уче­ники — христиане и как им исполнить Закон Божий, что­бы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном... Нагорной проповеди, а именно заповедям, которые дал нам Сам Господь Иисус Христос, и в которых изложена вся сущность нравственного евангельского учения и посвящена книга «Заповеди блаженства Нового Завета».

2. Примеры, взятые автором-составителем из древних Патериков и житий святых, реальные события настоящих и минувших дней открывают истинный смысл слова «счастье», т. е. «блаженства», рассеивают человеческие заблуждения относительно цели жизни на земле, помогают руководствоваться в своих действиях Словом Божиим. Для того чтобы жить настоящей христианской жизнью, нужно иметь в себе веру Христову и стараться жить в соответствии с ней. Чтобы человек знал, как жить и что делать, в ветхозаветные времена Бог через пророка Моисея дал народу Закон, состоящий из Десяти заповедей. Многие из наших читателей, так или иначе, знакомы с ними. Даже в советские времена, когда власти всячески старались искоренить веру в Бога, нравственная жизнь строилась по этим заповедям.

3. Каждый человек знает: «Не убей, не укради, не завидуй, не лги, почитай отца и мать…».  Эти заповеди говорят о том, как должны мы относиться к нашим ближним. Меньше известны первые заповеди, которые помогают человеку выстраивать свои отношения с Богом. Но и их многие сегодня уже знают или хоть раз в жизни да слышали: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов», «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Господа всуе», «Помни день субботний». В восполнение этих Десяти заповедей Ветхого Завета Спаситель предложил учение о блаженствах. В Девяти заповедях блаженства Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям. Не отменяя предписаний Ветхого За­вета, Спаситель расширил и возвысил смысл древних запо­ведей, укрепляя людей на пути к идеальному совершен­ству.

4. Как отмечает автор-составитель, в заповедях блаженства — всё Евангелие, в них заключены основы христианской нравственности. Иисус Христос дал миру нравственные правила, условия, при соблюдении которых преображается жизнь человека, а его внешняя деятельность подчиняется внутренним расположениям. Для христианина недостаточно ветхозаветной, внешне-законнической праведности или внешнего доброделания, но требуется перемена сердца и обновление ума по законам евангельской правды. Тогда как ветхозаветные заповеди, являя собой «закон строгой правды», говорят нам о том, чего мы не должны делать, «заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться».

5. По словам Натальи Горбачевой, «Заповеди блаженства, в отличие от Десяти заповедей, не выражены в категорической форме. Господь не говорит и не принуждает: будьте нищими духом, кроткими и т.д. Он учит, что те, кто исполнит, - блаженны, то есть счастливы те, кто будут кроткими, милостивыми, смиренными... Нравственные требования в Нагорной проповеди излагаются в строгой последовательности: человек от легких подвигов возводится к более трудным, каждый последующий подвиг является естественным следствием и выражением предыдущего.

6. Таким образом, в заповедях блаженства Господь показал путь постепенного восхождения к высшему духовному совершенству. Этот путь представляет собой лестницу христианских добродетелей, идя по которой каждый человек может достичь вечного блаженства - Царства Небесного. Начальная добродетель, которая прославляется в Нагорной проповеди, - нищета духа. Истинно счастлив не тот человек, который добился счастья земного — оно преходяще. Как показыва­ет житейский опыт, вожделенные многими богатство, здоровье, успех, слава, почет имеют свои пределы. За счастьем часто следует несчастье, за удачей — про­вал, то, что казалось столь желанным, вдруг оборачи­вается дурной стороной... Блажен, то есть вечно и в высшей степени счастлив, тот, кто сделался нищим духом.

7. Иначе нищета духовная называется смирением. Смирение дает человеку возможность познавать себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; укрепляет веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает милосердие Божие, расположение людей. В награду нищим духом, то есть смиренным, Господь Иисус Христос обещает Царство Небесное - вечно-блаженную жизнь, которую нищие духом начинают ощущать уже здесь, на земле посредством веры и надежды на Бога, а окончательно во всей полноте наследуют после смерти. Юродивых Христа ради мир почитает безумными, но они — те, кто истинно познал учение Господа о том, что блаженство Царствия Небесного принадлежит смиренным (нищим духом). Поэтому юродивых так и называют — блаженные...

8. Как уже отмечалось в начале программы, в этой книге Наталья Горбачева, рассказывая о Заповедях блаженства, приводит житийные и патериковые примеры. И вот один из рассказов из древнего патерика о смирении. «Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: «Велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь». Авва Макарий спросил: «Что же это такое?» Диавол ответил: «Смирение. И поэтому я не силен против тебя».

***

Говоря о заповедях блаженства, святитель Иоанн Златоуст отмечал: «От первой заповеди, пролагая путь к последующей, Христос сплел нам золотую цепь. Ибо смиренный будет оплакивать свои грехи. Оплакивающий свои грехи сделается кротким, тихим и милостивым. Милостивый — праведным и чистым и со­крушенным сердцем, а такой бывает миролюбивым. Кто же достигает всего этого, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий». Так вкратце святитель говорит о Заповедях блаженства, которые в этой книге объясняются более подробно на примерах житийной и патериковой литературы. Примеры истинной жизни во Христе, советы святых подвижников помогут читателю лучше понять заповеди Блаженства - великую мудрость, данную для спасения человека.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​