Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. После избрания двенадцати апостолов Иисус Христос, окруженный учениками, взошёл на гору блаженств, расположенную неподалеку от Геннисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой, и сел, чтобы учить народ. Спаситель произнес тогда Свою знаменитую Нагорную проповедь (Мф. гл. 5,6,7), в которой раскрыл всю сущность евангельского учения и то, какими должны быть Его ученики — христиане и как им исполнить Закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном... Нагорной проповеди, а именно заповедям, которые дал нам Сам Господь Иисус Христос, и в которых изложена вся сущность нравственного евангельского учения и посвящена книга «Заповеди блаженства Нового Завета».
2. Примеры, взятые автором-составителем из древних Патериков и житий святых, реальные события настоящих и минувших дней открывают истинный смысл слова «счастье», т. е. «блаженства», рассеивают человеческие заблуждения относительно цели жизни на земле, помогают руководствоваться в своих действиях Словом Божиим. Для того чтобы жить настоящей христианской жизнью, нужно иметь в себе веру Христову и стараться жить в соответствии с ней. Чтобы человек знал, как жить и что делать, в ветхозаветные времена Бог через пророка Моисея дал народу Закон, состоящий из Десяти заповедей. Многие из наших читателей, так или иначе, знакомы с ними. Даже в советские времена, когда власти всячески старались искоренить веру в Бога, нравственная жизнь строилась по этим заповедям.
3. Каждый человек знает: «Не убей, не укради, не завидуй, не лги, почитай отца и мать…». Эти заповеди говорят о том, как должны мы относиться к нашим ближним. Меньше известны первые заповеди, которые помогают человеку выстраивать свои отношения с Богом. Но и их многие сегодня уже знают или хоть раз в жизни да слышали: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов», «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Господа всуе», «Помни день субботний». В восполнение этих Десяти заповедей Ветхого Завета Спаситель предложил учение о блаженствах. В Девяти заповедях блаженства Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям. Не отменяя предписаний Ветхого Завета, Спаситель расширил и возвысил смысл древних заповедей, укрепляя людей на пути к идеальному совершенству.
4. Как отмечает автор-составитель, в заповедях блаженства — всё Евангелие, в них заключены основы христианской нравственности. Иисус Христос дал миру нравственные правила, условия, при соблюдении которых преображается жизнь человека, а его внешняя деятельность подчиняется внутренним расположениям. Для христианина недостаточно ветхозаветной, внешне-законнической праведности или внешнего доброделания, но требуется перемена сердца и обновление ума по законам евангельской правды. Тогда как ветхозаветные заповеди, являя собой «закон строгой правды», говорят нам о том, чего мы не должны делать, «заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться».
5. По словам Натальи Горбачевой, «Заповеди блаженства, в отличие от Десяти заповедей, не выражены в категорической форме. Господь не говорит и не принуждает: будьте нищими духом, кроткими и т.д. Он учит, что те, кто исполнит, - блаженны, то есть счастливы те, кто будут кроткими, милостивыми, смиренными... Нравственные требования в Нагорной проповеди излагаются в строгой последовательности: человек от легких подвигов возводится к более трудным, каждый последующий подвиг является естественным следствием и выражением предыдущего.
6. Таким образом, в заповедях блаженства Господь показал путь постепенного восхождения к высшему духовному совершенству. Этот путь представляет собой лестницу христианских добродетелей, идя по которой каждый человек может достичь вечного блаженства - Царства Небесного. Начальная добродетель, которая прославляется в Нагорной проповеди, - нищета духа. Истинно счастлив не тот человек, который добился счастья земного — оно преходяще. Как показывает житейский опыт, вожделенные многими богатство, здоровье, успех, слава, почет имеют свои пределы. За счастьем часто следует несчастье, за удачей — провал, то, что казалось столь желанным, вдруг оборачивается дурной стороной... Блажен, то есть вечно и в высшей степени счастлив, тот, кто сделался нищим духом.
7. Иначе нищета духовная называется смирением. Смирение дает человеку возможность познавать себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; укрепляет веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает милосердие Божие, расположение людей. В награду нищим духом, то есть смиренным, Господь Иисус Христос обещает Царство Небесное - вечно-блаженную жизнь, которую нищие духом начинают ощущать уже здесь, на земле посредством веры и надежды на Бога, а окончательно во всей полноте наследуют после смерти. Юродивых Христа ради мир почитает безумными, но они — те, кто истинно познал учение Господа о том, что блаженство Царствия Небесного принадлежит смиренным (нищим духом). Поэтому юродивых так и называют — блаженные...
8. Как уже отмечалось в начале программы, в этой книге Наталья Горбачева, рассказывая о Заповедях блаженства, приводит житийные и патериковые примеры. И вот один из рассказов из древнего патерика о смирении. «Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: «Велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь». Авва Макарий спросил: «Что же это такое?» Диавол ответил: «Смирение. И поэтому я не силен против тебя».
***
Говоря о заповедях блаженства, святитель Иоанн Златоуст отмечал: «От первой заповеди, пролагая путь к последующей, Христос сплел нам золотую цепь. Ибо смиренный будет оплакивать свои грехи. Оплакивающий свои грехи сделается кротким, тихим и милостивым. Милостивый — праведным и чистым и сокрушенным сердцем, а такой бывает миролюбивым. Кто же достигает всего этого, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий». Так вкратце святитель говорит о Заповедях блаженства, которые в этой книге объясняются более подробно на примерах житийной и патериковой литературы. Примеры истинной жизни во Христе, советы святых подвижников помогут читателю лучше понять заповеди Блаженства - великую мудрость, данную для спасения человека.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!