Воскресение Христово положило основание нашей вере. В кратком исповедании - Христос воскресе! - выражается вера наша, надежда и радость, потому что Господь победил смерть и даровал нам воскресение. И Церковь наша пребывает в Духе Святом. Господь Своим Воскресением обновляет человека и освящает его, усыновляет, дарует ему благодать Духа Святого, дарует благоволение Отца Небесного и сопребывание в вечных небесных обителях. О Воскресении Христовом, о вере и неверии в это радостное событие, о любви Божией к нам и о многом другом рассказывает книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Воскресение Христово видевше...». Об этой книге – далее в нашей программе.
***
1. Эту книгу составил архимандрит Наум (Байбородин), в то время, когда еще его сборники из-за скромности составителя выходили под псевдонимом Н. С. Посадский. Эти сборники издательство «Сибирская Благозвонница» издавала в течение многих лет. Сегодня, когда уже батюшка отошел в мир иной, издатели больше не скрывают имя автора. А в этой книге собран материал, рассказывающий о Воскресении Спасителя. Говорится об основании нашей веры, о любви Божией, о нашем усыновлении Богу и жизни вечной, о пророчествах, которые возвещали пришествие в мир Мессии.
2. И вот что в книге говорится о пророчествах: «Бог за много веков перед жизнью патриархов, богодухновенных пророков и событиями из жизни самого избранного народа указывал на грядущего Мессию, даже на малейшие черты Его жизни, чудес, страданий и Воскресения. И поэтому Господь говорит нам: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Сам Спаситель о Своем Воскресении предсказывал не один раз. В начале Своего служения, пришедши в храм Иерусалимский, Он увидел, что в нем «продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег, и выгнал всех». И когда иудеи стали требовать от Иисуса Христа знамение в доказательство, что имеет власть так поступать, Он «сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
3. Тем самым Спаситель прикровенно пророчествовал о храме тела Своего, воскресшего через три дня после смерти. Но ученикам Своим еще задолго до этого Господь начал ясно открывать, «что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». На горе Фавор Он показал ученикам Свою Божественную славу, но, когда сходили с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Во время пребывания их в Галилее Он тоже сказал: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет». И на последнем пути в Иерусалим Он повторил эти слова.
4. А потом Господь совершил Свой царственный вход в Иерусалим торжественно и со славой, предсказанной древними пророками, и через то всенародно объявил, что Он есть истинный Мессия Христос. «Осанна, благословен Грядый во имя Господне.. Осанна в вышних», - такими радостными восклицаниями встречал народ Спасителя, когда Он въезжал во Святой Град, сидя на молодом осле. Накануне Иисус воскресил в Вифании умершего четверодневного Лазаря, тело которого уже начало подвергаться тлению. Это чудо подтверждало полную власть и могущество Его над смертью, могущество, которое через несколько дней всецело проявилось в Его собственном Воскресении из мертвых.
5. От чудного и неоспоримого проявления Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, так как многие вследствие необыкновенного чуда уверовали в Господа. Торжественный вход Господень в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Впереди были Голгофа, Крест, гроб и - Воскресение Христово. О вере и неверии в это радостное событие в книге говорится следующее: «Стражи как свидетели чуда возвестили о совершившемся Воскресении Господа иудейскому синедриону. Первосвященники скорее, чем сами апостолы, поверили истине Воскресения Христова, но это была вера, которой, как говорит апостол, «и бесы веруют, и трепещут».
6. В замешательстве, с упорством и ожесточением, вместо того чтобы смириться и покаяться, они, выражали пренебрежение и ненависть, как и ко всем другим чудесам Богочеловека. Они позаботились покрыть мраком лжи Божие чудо и подкупили воинов. Воины взяли деньги и поступили так, как были научены. «И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня». И многие до настоящего времени этому верят. Казалось, можно ли верить такой нелепости? «Можно, - говорит святитель Филарет, - потому что закоснелый в неверии ум, как ночная птица, видит только во тьме неверия, любит только свои грезы и убегает от света истины, который жжет ему глаза».
7. Как отмечает отец Наум, неверие в смерть и в Воскресение появилось сразу же. Первый усомнился Пилат, когда Иосиф Аримафейский пришел к нему просить тело Иисусово, зная, что распятые живут дольше. Потом пришла ересь докетов, по которой Христос имел мнимое тело, поэтому мнимой была и смерть Его. Некоторые объясняли, что распят был другой, похожий на Христа. Иные говорили, что Иисус был снят с Креста в обморочном состоянии и, очутившись в прохладной гробнице, пришел в Себя. А атеисты придумали, что и вовсе все это миф. Но сами же иудеи-распинатели руками воинов-язычников удостоверили истину Христовой смерти, когда один из воинов копьем пронзил Ему ребра и тотчас истекла кровь и вода.
8. Удар копья был ударом по неверию в смерть Христову, ибо невозможно воткнуть копье в тело призрачное, а текшая с кровью вода свидетельствовала, что пронзено не живое тело, а мертвое. Неверующие говорят, что чудеса, как нарушения законов природы, невозможны, поэтому сказания евангельских чудес неправдоподобны. Главнейшее из чудес, описанных в Евангелии, есть чудо Воскресения Иисуса Христа; поэтому если может быть доказана действительность этого чуда, то тем самым будет доказана достоверность и остальных чудес, записанных евангелистами. Основанием отрицающих Воскресение Христово служит, как они уверяют, отсутствие свидетельств о Воскресении. Но так ли это в действительности? Свидетели тех времен утверждают обратное, и об этом узнают читатели из данной книги.
***
Как отмечает отец Наум, христианство есть религия радости, но той радости, к которой путь один - через Голгофу, радости, которая рождается в сердце от сораспятия Христу. Хотите, говорит старец, чтобы эта радость, хотя малым лучом, озаряла ваше сердце, была залогом той радости, какой возрадуются праведники, просветленные яко солнце во Царствии Отца их Небесного? Тогда не уходите от Христа Жизнодавца, идите за Ним, исполняйте святую волю Его. В Его святых заповедях - жизнь, свет, вечная радость. Воскресший Спаситель Сам приветствовал всех: «Радуйтеся». Радость есть благодатный огонек в сердце; делитесь же своей пасхальной радостью: Христос Воскресе!
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!