У книжной полки. Во гласе хлада тонка...

25 сентября 2023 г.

По словам митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, «Святая Гора Афон в православном мире - это особое место, ибо здесь уже более тысячи лет монашество живет во всей своей полноте. Возможно, века и наложили свой «мирской» отпечаток на ее тело, возможно, и люди (и это естественно) обнаружили здесь свои недостатки и страсти, возможно, и современная «культура» оставила здесь свой вредоносный след, но все же Святая Гора неким непостижимым таинственным образом сумела сохранить свои благословенные обычаи, непрестанные и уникальные свидетельства благодати, свою редкую и своеобразную духовную силу». Об Афонской Горе и ее подвижниках рассказывает владыка Николай в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Во гласе хлада тонка...».

***

1. В книгу митрополита Николая вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, неизданные до сих пор личные дневниковые заметки автора. Как отмечают издатели, на первый взгляд кажется, что эта книга рассказывает о Святой Горе Афон. Тогда как сама Святая Гора при первом знакомстве производит впечатление проповеди о монашестве. Так, читая слова из Ветхого Завета, где говорится, что сильный ветер, землетрясения и огнь возвещают о приходе Господа, может показаться, что это действительно так. Но на самом деле, ничто из перечисленного, не отражает полноту сути. Всё это не обнаруживает присутствия Господа, а лишь предшествуют Ему. Господь же приходит в «веянии тихого ветра». Святая Гора не проповедует монашеский образ жизни, но в ней раскрывается Крест Христов. И эта книга повествует не о Святой Горе, а о «хладе тонце», который дует там, и о гласе, который раздается и свидетельствует о присутствии Господа.

2. Таким образом, тексты, собранные на страницах книги, не повествуют о духе монашества, но объясняют, как этот дух восходит к крестоношению. Эта книга не останавливается на таких явлениях, как сильный ветер, землетрясения и огонь, но восходит к гласу хлада тонка — не пытается побудить читателя подняться на Гору, но позволяет разглядеть, что она Святая. Потому и ценность этой книги заключается не в описании внешних путешествий, но в стремлении к изложению тонких внутренних движений, которые делают нас способными посмотреть на нашу духовную жизнь как на необходимость к восхождению на гору святости.

3. Каждая из трех частей этой книги, в свою очередь, состоит из нескольких текстов. Некоторые из них были произнесены как проповеди или беседы, другие представляют собой неизданные до сих пор отрывки из личных воспоминаний и содержат внутренние диалоги епископа-писателя, иные же были уже некогда опубликованы как статьи. Первая часть «Гора Святая и Богошественная» описывает характерные особенности святогорского исихазма, указывая на путеводные точки духовного путешествия нашего внутреннего «я». Здесь автор отмечает, что на Святой Горе место и время приобретают иное измерение и перспективу. Отношение к земному, повседневному и тленному становится совершенно условным.

4. Такие понятия, как деньги, имущество, собственность, развлечения, соперничество, выгода, отступают на второй план. Из того, что принадлежит земле, на Афоне выбирается лишь самое необходимое. Душа вновь открывается для небесного. Здесь главенствует устремление к вечному, нетленному, к Царству Небесному. Время не связывает. Предание не ограничивает. Литургический Типикон не накладывает оков. Человеческие немощи не соблазняют. Ошибочный выбор не служит препятствием. Национальное самосознание и язык не становятся единственно возможными. Образование не является привилегией. Предпочтений не существует. Сравнений избегают. Здесь главное - непрестанное предстояние перед Богом и способность вместить в свои объятия всю Вселенную.

5. Интересно, - отмечает автор, - что в традиции нашей Церкви выделяются четыре отрывка из Священного Писания с упоминанием гор, где происходили Божественные откровения. На горе Синай пророк Моисей получил десять заповедей, выражающих Божественную волю. На горе Кармил пророк Илия молится, и глас молитвы его услышан. Он получает ответ от Бога и переживает Его присутствие. На горе Елеон происходит Божественное Вознесение Господа. Здесь дается понятие об исключительной славе и чести человеческого естества. И, наконец, на горе Фавор Господь преображается, являя иное видение лица Своего, являя славу Свою в той мере, в какой ее способно вместить человеческое естество, и посылает Свой Божественный, нетварный свет.

6. Святая Гора, - по словам автора, обладает всеми свойствами, присущими вышеупомянутым горам из Священного Писания. Это гора Божественных заповедей, ибо здесь место деятельного жития, место терпения, смирения, любви и Божественных приобретений. Это место «постоянного понуждения естества и неустанного хранения чувств», это место крайнего, непрестанного и неотступного духовного подвига и отречения. Также это место молитвы и знамений. Молитва на Святой Горе непрестанна, совершается многими, усердна и пространна. На Святой Горе проявляется величие человеческой природы. Это место служит мастерской обожения.

7. Вторая часть книги под названием - «Приидите, взойдем на гору Господню» - представляет собой личные дневниковые заметки автора, цель которых — среди описания природных красот Афона запечатлеть тончайшими набросками и духовную атмосферу благодати, чтобы вдохновить читателя на ее поиски. Третья часть называется - «Пустыня даст зрелый плод». Она повествует о двух благодатных подвижниках, которые пустынниками взобрались на гору собственной души и населили всю Святую Гору множеством благодатных пустынников. Это старцы 20 века - схимонах Иосиф Исихаст и преподобный Силуан Афонский — носители Божественной благодати и учителя Иисусовой молитвы.

8. Об учении старца Иосифа можно говорить, лишь изучив его письма и наставления. В этих текстах приводятся точные описания тайных состояний души, детальный анализ ее возможностей и немощей, подробности духовной брани. Их и рассматривает автор в третьей части книги. А затем рассказывает о преподобном Силуане. Святость его, - отмечает владыка Николай, - особого рода. Он наш современник. Он роднится с остальными святыми тем, что является носителем благодати Божией. И в то же время отличается личностными чертами, как хранитель особого Божественного образа, начертанного у него внутри. Подробный рассказ автора о преподобном Силуане – читайте на страницах этой книги.

***

Как говорится в издании, неизвестно, когда были произнесены беседы, вошедшие в эту книгу, когда они впервые увидели свет как статьи и сколько людей их уже прочитали. Но точно известно, что в них отразился некий отзвук из слова о нашем уповании и подтвердилась уверенность в невидимом (Евр. 11:1), но в то же время завесы таинства не были нарушены. Это разглядели в текстах владыки Николая издатели, потому и попросили у него разрешения собрать их и опубликовать. Выражая благодарность автору за его согласие на издание этой книги, издатели уверены, что к этой благодарности присоединится каждый, кто прочтет эту книгу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X