У книжной полки. Митрополит Амвросий (Ермаков). Вглядываясь в Лик Христа

14 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Верующие люди, которые на протяжении долгих лет читают Священное Писание, отмечают, что священные тексты, которые они читали в молодости, с возрастом становятся видны в совсем иных красках, приобретают совершенно новый смысл. Тексты Библии переосмысляются благодаря полученному жизненному опыту, знаниям, благодаря возможности проследить историю собственной жизни и жизни окружающих людей, сравнивая все это с библейским опытом. Опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности – предстает пред нами в новой книге митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, которая вышла в свет в издательстве «Никея» в серии «Евангелие моего сердца». Она называется - «Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости».

***

1. В этой книге собраны размышления митрополита Амвросия о страницах Священного Писания, в первую очередь Евангелия. Открывая его страницы, автор, как говорит он сам, в первую очередь вглядывается в священные тексты для того, чтобы лучше разглядеть в них Христа — нашего Спасителя, наше упование, нашу надежду и любовь. И всякий раз стремится расслышать в нём личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну Евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.

2. Как отмечает владыка, книгу эту он специально не писал. Она родилась из части проповедей. «Чаще всего, - говорит архипастырь, - я читаю Писание вместе с Церковью, за богослужениями. Церковь ведь в течение года не один раз прочитывает священные книги. Готовясь заранее к службам, я стараюсь всегда просмотреть те главы из Библии, которые будут читаться. Какие-то размышления записываю, что-то использую впоследствии для проповеди». Как отмечает владыка Амвросий, есть люди, которые говорят очень хорошие проповеди экспромтом. Но он относит себя к тем, кому нужно подумать, прежде чем что-то сказать. Особенно для проповедника важно продумать слова — чтобы они не ранили, не ввели в соблазн, чтобы в них не было догматических и иных ошибок. А для этого всегда нужно время.

3. Митрополит Амвросий приводит в пример святителя Филарета, митрополита Московского. «Светило, умница и образованнейший человек своей эпохи, — он, - говорит Владыка, - всегда писал проповеди, а затем их читал, и так делали очень многие архиереи тех времён, потому что наше слово должно быть выверенным. Когда готовишься к богослужению и к проповеди, очень многое переживаешь и пропускаешь через сердце Евангельское чтение, которое предстоит раскрыть перед молящимися в тот или иной воскресный или праздничный день. Затем рождаются свои собственные тексты и размышления. А потом, когда они как-то между собой складываются в одно, получается нечто единое».

4. Владыка вспоминает, как до поступления в семинарию он читал Священное Писание, прочитал, может быть, два раза весь Новый Завет, частично Ветхий Завет, и был одним из немногих людей, поступавших тогда в Московскую духовную семинарию, кто вообще брал в руки Священное Писание. Времена были такие, что Библию было не так просто приобрести и не в каждой семье она была. Но когда он пришёл на первую исповедь в Троице-Сергиевой лавре, священнослужитель задал ему вопрос: “Евангелие читаешь?” Юноша ответил ему: “Да, я прочитал Евангелие”. — “Нет ты меня не понял. Ты Евангелие читаешь?” “Да я прочитал Евангелие, даже два раза”. А священник сказал: “Евангелие нужно читать каждый день” и дал будущему архипастырю совет, каким образом читать Евангелие так, чтобы жить им.

5. Мы все, - отмечает владыка Амвросий, - за редким исключением, читаем Писание отрывочно. Кто-то читает Псалтирь, иные слышат евангельский текст и апостольские послания на богослужениях. Другие читают положенные Церковью Евангелия дня. Есть люди, которые перечитывают каждый день по главе из Евангелия или Апостола. Однако редко кто действительно берется за то, чтобы прочитать Священное Писание целиком, как одну Книгу, которая являет собой Слово Божие и Его Промысл о мире. Но ведь Священное Писание — неделимое целое, ткань, нити которой неразрывно связаны и переплетены друг с другом.

6. Это пророчества и их исполнения, обещания Бога человечеству и ответ человечества на Божественный призыв. Невозможно понять отдельную главу или книгу Библии в отрыве от остальных. Хотя бы несколько раз в жизни Библию необходимо прочитывать целиком, восстанавливая ткань духовной истории мира, наблюдая за тем, что изменилось в собственном внутреннем мире и в восприятии священного текста. Порой кажется, что Писание трудно понять, особенно отдельные книги Ветхого Завета. Однако слабое знакомство со Священным Писанием и трудности его понимания как раз должны побудить нас пересмотреть наше отношение к чтению Библии. То, что понимали наши совсем еще недавние предки, должно быть еще более понятным нам, людям порой значительно более образованным и начитанным, владеющим большим количеством информации и научным знанием.

7. Да, необходимо большое усилие для того, чтобы сосредоточиться на довольно сложном тексте в течение продолжительного времени. Еще большее усилие необходимо для того, чтоб делать это регулярно и ежедневно, в течение какого-то периода жизни. Однако без такого усилия совершенно невозможно восстановить в собственном уме ту безграничную мудрость великой истории об отношениях человека и Бога, которую открывает Священное Писание тем, кто хочет в него погрузиться». В своей жизни владыка Амвросий встречал людей, которые жаждали постоянного общения с Богом, которое происходит через Таинства, через молитву и через Священное Писание. Когда мы читаем о Христе, мы очень много для себя открываем.

8. Перечитывая строки священных книг, я, - пишет владыка, отчетливо понимаю, что время, прошедшее с первого знакомства с ними, только усиливает их значимость и актуальность — в отличие от наших, «мирских», текстов и памятных вещей. Хотя и они, конечно, способны напомнить многое, как порой напоминают о детстве случайные запахи или мелодия, поворот знакомой улицы или чей-то голос, который ты где-то уже слышал. Священное Писание же напоми­нает нам о главном, о единственно важном — о нашем предназначении на земле.

***

Как отмечает владыка, все мы живем во времени, которое постоянно куда-то от нас утекает. Время невозможно ухватить или остановить, оно все равно неизбежно проходит. Главный вопрос, который в этом смысле всегда стоит перед нами, — в том, как и куда это время потратить, и к разрешению этого вопроса стоит отнестись благоразумно. На мой взгляд, - говорит архипастырь, - для человека верующего важным наполнением времени, конечно же, является молитва, разговор с Богом, добрые дела по отношению к ближним и занятия, которые позволяют узнать что-то о Боге. К последним относится и чтение священных книг. Своим опытом прочтения Священного Писания, опытом узнавания через него Бога - делится митрополит Амвросий со страниц этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать