Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В этой книге собраны размышления митрополита Амвросия о страницах Священного Писания, в первую очередь Евангелия. Открывая его страницы, автор, как говорит он сам, в первую очередь вглядывается в священные тексты для того, чтобы лучше разглядеть в них Христа — нашего Спасителя, наше упование, нашу надежду и любовь. И всякий раз стремится расслышать в нём личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну Евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.
2. Как отмечает владыка, книгу эту он специально не писал. Она родилась из части проповедей. «Чаще всего, - говорит архипастырь, - я читаю Писание вместе с Церковью, за богослужениями. Церковь ведь в течение года не один раз прочитывает священные книги. Готовясь заранее к службам, я стараюсь всегда просмотреть те главы из Библии, которые будут читаться. Какие-то размышления записываю, что-то использую впоследствии для проповеди». Как отмечает владыка Амвросий, есть люди, которые говорят очень хорошие проповеди экспромтом. Но он относит себя к тем, кому нужно подумать, прежде чем что-то сказать. Особенно для проповедника важно продумать слова — чтобы они не ранили, не ввели в соблазн, чтобы в них не было догматических и иных ошибок. А для этого всегда нужно время.
3. Митрополит Амвросий приводит в пример святителя Филарета, митрополита Московского. «Светило, умница и образованнейший человек своей эпохи, — он, - говорит Владыка, - всегда писал проповеди, а затем их читал, и так делали очень многие архиереи тех времён, потому что наше слово должно быть выверенным. Когда готовишься к богослужению и к проповеди, очень многое переживаешь и пропускаешь через сердце Евангельское чтение, которое предстоит раскрыть перед молящимися в тот или иной воскресный или праздничный день. Затем рождаются свои собственные тексты и размышления. А потом, когда они как-то между собой складываются в одно, получается нечто единое».
4. Владыка вспоминает, как до поступления в семинарию он читал Священное Писание, прочитал, может быть, два раза весь Новый Завет, частично Ветхий Завет, и был одним из немногих людей, поступавших тогда в Московскую духовную семинарию, кто вообще брал в руки Священное Писание. Времена были такие, что Библию было не так просто приобрести и не в каждой семье она была. Но когда он пришёл на первую исповедь в Троице-Сергиевой лавре, священнослужитель задал ему вопрос: “Евангелие читаешь?” Юноша ответил ему: “Да, я прочитал Евангелие”. — “Нет ты меня не понял. Ты Евангелие читаешь?” “Да я прочитал Евангелие, даже два раза”. А священник сказал: “Евангелие нужно читать каждый день” и дал будущему архипастырю совет, каким образом читать Евангелие так, чтобы жить им.
5. Мы все, - отмечает владыка Амвросий, - за редким исключением, читаем Писание отрывочно. Кто-то читает Псалтирь, иные слышат евангельский текст и апостольские послания на богослужениях. Другие читают положенные Церковью Евангелия дня. Есть люди, которые перечитывают каждый день по главе из Евангелия или Апостола. Однако редко кто действительно берется за то, чтобы прочитать Священное Писание целиком, как одну Книгу, которая являет собой Слово Божие и Его Промысл о мире. Но ведь Священное Писание — неделимое целое, ткань, нити которой неразрывно связаны и переплетены друг с другом.
6. Это пророчества и их исполнения, обещания Бога человечеству и ответ человечества на Божественный призыв. Невозможно понять отдельную главу или книгу Библии в отрыве от остальных. Хотя бы несколько раз в жизни Библию необходимо прочитывать целиком, восстанавливая ткань духовной истории мира, наблюдая за тем, что изменилось в собственном внутреннем мире и в восприятии священного текста. Порой кажется, что Писание трудно понять, особенно отдельные книги Ветхого Завета. Однако слабое знакомство со Священным Писанием и трудности его понимания как раз должны побудить нас пересмотреть наше отношение к чтению Библии. То, что понимали наши совсем еще недавние предки, должно быть еще более понятным нам, людям порой значительно более образованным и начитанным, владеющим большим количеством информации и научным знанием.
7. Да, необходимо большое усилие для того, чтобы сосредоточиться на довольно сложном тексте в течение продолжительного времени. Еще большее усилие необходимо для того, чтоб делать это регулярно и ежедневно, в течение какого-то периода жизни. Однако без такого усилия совершенно невозможно восстановить в собственном уме ту безграничную мудрость великой истории об отношениях человека и Бога, которую открывает Священное Писание тем, кто хочет в него погрузиться». В своей жизни владыка Амвросий встречал людей, которые жаждали постоянного общения с Богом, которое происходит через Таинства, через молитву и через Священное Писание. Когда мы читаем о Христе, мы очень много для себя открываем.
8. Перечитывая строки священных книг, я, - пишет владыка, отчетливо понимаю, что время, прошедшее с первого знакомства с ними, только усиливает их значимость и актуальность — в отличие от наших, «мирских», текстов и памятных вещей. Хотя и они, конечно, способны напомнить многое, как порой напоминают о детстве случайные запахи или мелодия, поворот знакомой улицы или чей-то голос, который ты где-то уже слышал. Священное Писание же напоминает нам о главном, о единственно важном — о нашем предназначении на земле.
***
Как отмечает владыка, все мы живем во времени, которое постоянно куда-то от нас утекает. Время невозможно ухватить или остановить, оно все равно неизбежно проходит. Главный вопрос, который в этом смысле всегда стоит перед нами, — в том, как и куда это время потратить, и к разрешению этого вопроса стоит отнестись благоразумно. На мой взгляд, - говорит архипастырь, - для человека верующего важным наполнением времени, конечно же, является молитва, разговор с Богом, добрые дела по отношению к ближним и занятия, которые позволяют узнать что-то о Боге. К последним относится и чтение священных книг. Своим опытом прочтения Священного Писания, опытом узнавания через него Бога - делится митрополит Амвросий со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!