У книжной полки. А. Худошин. В напутствие новобрачным

14 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
По учению Православной Церкви, брак - это Таинство, в котором жених и невеста добровольно вступают в союз нерушимой верности и дают обет этой верности перед священником, Церковью и Богом. Брак освящает и очищает жизнь супругов, чтобы возвысить их единение в сравнении с павшими некогда нашими прародителями Адамом и Евой. Христианское учение и Церковь открывают нам о браке то, что два человека, муж и жена, должны стать одним целым, в браке рождается как бы один новый человек, более полноценный и совершенный, чем оба они были порознь. Но в наше время молодые люди, вступая в брак и даже имея желание освятить его в Церкви, зачастую понятия не имеют о Таинстве Венчания, которое над ними будет совершено, как впрочем и о том, что в целом представляет собой семейная жизнь с позиций Православной Церкви. Именно об этом  нам расскажет книга Александра Худошина, которая называется  «В напутствие новобрачным».

***  

1. В этом напутствии новобрачным рассказывается о божественном установлении брака, о «подводных камнях» внутрисемейных отношений, о воспитании детей в благочестии. Ответы на самые разные вопросы семейной жизни на страницах этой книги дают и древние святые и современные опытные пастыри. А отдельную ее часть составляет сборник молитв о покровительстве супружеству и о детям. Как говорится на страницах книги, великое и ответственное дело для христианина и христианки - избрать себе друга или подругу на всю жизнь. Семья - это основная «клеточка» человеческого общества. И если семьи начинают распадаться, то за этим неизбежен и распад государства.

2. С точки зрения христианства, каждая семья - это «малая церковь», в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Отсюда понятно, почему столь большое внимание апостолы и их преемники уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости. Так во времена апостолов первые христиане, как римские граждане, вступали в брак по гражданским законам своего государства. По римскому праву для действительности брака требовалось лишь взаимное согласие на него будущих супругов. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или просто выражено уже совершившимся действием - переходом невесты в дом жениха.

3. Но прежде браку предшествовал "сговор", или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданного, которое невеста принесет в дом жениха. Свое отношение к заключению браков по римскому праву Православная Церковь приводила в соответствие с новозаветным учением о семье, усматривая в браке не только основание семьи, как ячейки общества, но и образ союза Христа и Церкви. Христиане, с их более глубоким и духовным представлением о браке, считали, что соединение  мужчины и женщины в таком союзе должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его. Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали на него благословение своего епископа, а о своем намерении вступить в брак объявляли в церкви еще до заключения гражданского договора.

4. А вот браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана приравнивались к блуду. Этот христианский богослов, живший во второй половине второго и в начале третьего века, писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве договор. И когда предположенный и возвещенный брак в Церкви получал одобрение, то в этом случае привод невесты в дом жениха мог быть совершен без особого благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь освящающего участия Церкви. Наиболее распространенным в тот период был обычай приглашать священнослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соединения их рук в знак заключенного между ними супружеского союза.

5. Церковное благословение христианского брака священноначалие уже тогда признавало безусловным и необходимым для сообщения супругам освящающей и укрепляющей благодати Христовой. Так, святитель Иоанн Златоуст в одной из своих бесед пишет: «Нужно самим началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала, и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае ... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божией».

6. Но и в дальнейшем Церковь не отступала от этого пути и  настаивала на необходимости освящать те христианские браки, которые были заключены без ее благословения и только в гражданском порядке. А в 12 в. значение брака как Таинства было поставлено уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания, и совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви. В 14 в. святой Симеон Солунский вполне определенно высказывает каноническое положение о браке, утверждая, что «он составляется не словесным соглашением, а священным молитвословием». Отсюда уже следовало: кто начал супружеское сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в любодейной связи.

7. Церковь также издавна участвовала и в самом обручении жениха и невесты, придавая этому действу нравственно-обязательную силу. До тех пор, пока венчание не стало обязательным для всех христиан, церковное обручение, за которым следовало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное заключение брака. На Русь установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и брака перешли после ее Крещения. Однако эти порядки не сразу привились в народной жизни, т.к. простой люд еще какое-то время считал венчание принадлежностью браков только князей и бояр, а потому держался при создании семей языческих обычаев умыкания и купли невест.

8. И если обратиться к нашим дням, то мы увидим, что отголоски этих древних обрядов, пусть в шутливой и игровой форме, все еще присутствуют на современных свадьбах. Насколько это весело для самого дня торжества и полезно для молодых супругов – это вопросы их культуры, веры и понимания священности заключаемого союза. Но когда для тех молодых людей, которые в Бога верят и друг друга любят, наступает, наконец, день бракосочетания, то на ожидаемое ими супружество они получают в первую очередь благословение Божие, чтобы стать подражателями жизни церковной. Что ждет дальше счастливых молодоженов, какие трудности предстоит пережить им в совместной семейной жизни? Об этом говорится в книге «Напутствие новобрачным».

***

Как отмечает автор, добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Ведь семья является не только основой общества, но и Церкви Христовой. Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, говорит, что «тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью. Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. И поэтому в семье муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя их союза.  Только из здоровой семьи могут вырастать будущие законопослушные и добропорядочные члены общества и верующие благочестивые христиане. И мы надеемся, что сегодняшнее «Напутствие новобрачным» поможет молодым людям, желающим вступить в брак, строить свою дальнейшую жизнь с позиций Православной Церкви – по-христиански.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​