У книжной полки. Удержать Пасху. Воскресные евангельские чтения всего года. Прот. Алексей Уминский

5 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Для людей, которые живут вне Церкви, а таких много в нашей стране, самый главный день — это Новый год: что-то в новогоднюю ночь случится, придет Новый год и, может быть, принесет что-то новое… А для христиан Новый год — Пасха. Это действительно начало нового года, предчувствие жизни будущего века. Этот день для нас — исполнение и трудов Великого поста, и нашего покаяния, и чего-то, что мы в себе должны были исправить и поменять. Радость и свет этого дня очень надолго может наполнить каждого из нас настоящими жизненными силами, которых нам так не хватает. Но всякий раз возникает вопрос: как удержать эту радость, которая наполняла нас в Пасхальную ночь? Как удержать Пасху? Об этом размышляет протоиерей Алексий Уминский в книге, которая так и называется – «Удержать Пасху. Воскресные евангельские чтения всего года».

1. Протоиерей Алексей Уминский является настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Троицкий храм отец Алексей вместе со своими прихожа­нами возрождал буквально из руин. Приход храма представляет собой по-настоящему живую, сплоченную христианскую общину. Отец Алексей несколько лет работал директором Свято-Владимирской гимназии, затем стал ее духовником и пре­подавателем Закона Божия. Является автором многочисленных публикаций, книг и статей по нравственному богословию и православной педагогике. В книге «Удержать Пасху» священник на протяжении всего церковного года размышляет на евангельские чтения воскресного дня, и эти размышления издательство Никея предлагает широкому кругу читателей.

2. «Христос Воскресе!» - обращается автор к нам со страниц этой книги. – Мы, - говорит он, - привыкли встречать друг друга главным в нашей жизни приветствием. Что же значит это воскресение для каждого из нас? Очевидно, что в нем — центр нашего христианского исповедания, потому что сущность нашей веры заключена в том, что Христос воскрес, об этом все наше церковное учение и Священное Предание. А апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то мы несчастнее всех людей на земле, потому что тогда наша вера не имеет никакого смысла (см. 1 Кор. 15: 14–19). И каждый год стремишься к тому, чтобы встретить Пасху, которая как солнце, пронзит и просветит тебя изнутри, и потом как можно дольше с ней прожить, как можно дольше ею насладиться. Удержать ее в себе подольше, не растерять, не расточить.

3. А чтобы не терять этой пасхальной радости, по мнению отца Алексия, было бы очень правильно постараться узнать: чему мы радуемся во время Пасхи? Что нас так наполняет? Какие дары в этот момент в нас открываются? Что случилось с нами за время поста? Где мы были? Из чего мы вышли сейчас? Куда пришли? Пробилась ли в нас жизнь Христова, как весной новые росточки пробиваются через асфальт? Наступила ли настоящая духовная весна в нашей жизни? И, все это поняв, надо бы глубоко усвоить, что и как нам хранить. Все силы души отдать этой радости, отдаться ей до конца. Если человек научится пасхально жить, этой радости никто и никогда у него не отнимет.

4. К слову сказать, каждое воскресение является малой Пасхой. И за богослужением в те воскресные дни, что следуют сразу за пасхальной седмицей, мы слышим евангельские чтения, которые вновь и вновь возвращают нас к событиям Воскресения Христова. Вот, например, Евангелие дня на Антипасху: приходит Христос к Своим ученикам и являет им Себя во всей полноте Своего богочеловеческого воплощения, которой они до Его воскресения не знали. Он садится с ними и пьет вино, ест рыбу и хлеб, показывая, что Он не дух, а истинный Богочеловек, обладатель жизни вечной. И радость воскресения настолько захватывает учеников, что они действительно готовы делиться с другими. Но вот приходит Фома — его ведь не было вместе с ними. Ему говорят: «Христос воскресе!» И вдруг он не верит… Почему-то слово о том, что Христос воскрес, Фоме, который знал Христа так же близко, как и все остальные апостолы, ничего не говорит? Как отвечает на этот вопрос отец Алеский, ищите в этой книге. А мы перейдем к следующей ее главе.

5. В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует день праведного Иосифа, фарисея Никодима и женщин, которые остались верными Христу до последнего мгновения. Вера, как пишет автор, — понятие всеобъемлющее, его трудно определить словами, поставить какие-то рамки. С одной стороны, апостол Павел говорит, что вера — это уверенность в вещах невидимых (см. Евр. 11:1). А с другой стороны, чтение об апостоле Фоме говорит, что апостол не мог такой верой удовлетвориться, ему нужны были какие-то видимые знаки воскресения Христова. И Господь дает ему эти знаки, уверяет нас в Своей истинности. Он, действительно, каждому дает прикоснуться к Себе, доподлинно ощутить, что Он — истинный Бог, что Он воистину воскрес.

6. Но только ли в этом заключается наша вера? Только ли в том, что мы верим, что Господь истинен, что истинная вера православная — спасительная, всепобеждающая и дающая человеку путь к спасению? Далее автор отвечает на этот вопрос, рассматривая подвиг жен-мироносиц и святых мужей Иосифа и Никодима. А вот о чем размышляет автор в четвертую Неделю по Пасхе, в неделю о расслабленном? Здесь он в частности отмечает следующее: «Тридцать восемь лет человек лежит рядом со святыней и ждет, когда в его жизни что-то изменится! Вот и мы именно так ожидаем перемен — вдруг вода возмутится и все пройдет само собой — и слепота, и хромота, и глухота, и бессилие, и расслабление, и паралич воли…

7. Почему мы все такие расслабленные? Проходят годы, но ничего не происходит, не меняется, человек так и лежит возле купели. Каждый раз с началом Великого поста мы надеемся: ну вот, наконец, что-то произойдет, поменяется в нашей жизни. И действительно, Великим постом в жизни многое может поменяться. Но пост проходит, и все остается по-прежнему. Чем, собственно, отличается время Великого поста? В чем существенная разница? Да никакой разницы нет, - говорит автор. - Просто мы все время ищем внешнего образа действия — когда что-то будет сделано помимо нас самих. Ляжешь спать гордым, а утром — раз! — проснешься смиренным. Так и проходит жизнь, как в Евангелии описано: тридцать восемь лет человек лежит у купели и ждет чуда». Но когда придет Христос и спросит нас: «Хочешь ли ты быть здоровым?» - что мы ответим Ему? Задуматься об этом и предлагает нам автор. После чего переходит к рассмотрению следующего евангельского зачала, которое как он отмечает, является центральным в период между праздниками Святой Пасхи и Пятидесятницы. Собственно говоря, оно является особым подготовительным чтением к святому и великому дню Сошествия Святого Духа на апостолов. О ком и о чем рассказывает нам Евангелие в пятую Неделю по Пасхе и во все следующие далее воскресные дни, читайте в этой книге.

***

Воскресенье — малая Пасха, и в течение всего года за воскресной литургией Церковь евангельским словом обращается к сердцу каждого христианина. В книге «Удержать Пасху» размышления протоиерея Алексия Уминского о важнейших евангельских текстах тоже обращены напрямую к сердцу — яркие, образные, глубокие, эмоциональные, они зовут ко Христу, требуют по-настоящему любить Его, жить пасхально, радуясь Богу и ближнему, и изо всех сил эту радость хранить.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​