***
1. Сочинение блж. Августина «Толкование на Евангелие от Иоанна» или, точнее, «Сто двадцать четыре рассуждения на Евангелие от Иоанна» — важная веха в святоотеческой экзегезе Священного Писания. Это творение, представляющее собой целостный комментарий Нового Завета, отличается богатством содержания, разнообразной тематикой — богословской, философской и нравственно-аскетической — и, кроме того, носит пастырский характер. Как отмечает автор предисловия, доцент Московской духовной академии Павел Кириллович Доброцветов, «в церковной традиции Евангелие от Иоанна занимает особое место в отличие от так называемых синоптических Евангелий.
2. Св. Ириней Лионский, живший во втором веке, называл его самым последним по времени написания. Современник святого Иринея, Климент Александрийский, ссылаясь на «предания древних пресвитеров», говорит подробнее: «Первыми написаны Евангелия, где есть родословные... Иоанн последний, видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Евфимий Зигабен, византийский экзегет XI—XII веков, поясняет, что значит духовное: апостол Иоанн «по внушению Самого Иисуса Христа приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего — на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое ввиду появления ересей».
3. По словам митр. Илариона (Алфеева), «основная канва синоптических Евангелий — рассказ о жизни и чудесах Иисуса и воспроизведение Его нравственных увещаний. Собственно богословскому учению уделяется меньше внимания. Апостол Иоанн восполняет этот пробел». Именно в этом Евангелии «преимущественно пред теми Евангелиями содержатся возвышенные беседы Господа, в которых излагается высочайшее учение его о Боге Отце, о Нем Самом — Сыне Божием, и о Святом Духе, и о всей тайне дела Господа — искупления мира смертию Его... и сам евангелист... за свое учение о предвечном бытии Бога Слова — Сына Божиего получил наименование Богослова».
4. Как отмечает Павел Кириллович, «цитаты и аллюзии на Евангелие от Иоанна встречаются еще в ранней церковной письменности, с творений сщмч. Игнатия Богоносца, ученика св. апостола Иоанна. История же создания крупных толкований на это Евангелие начинается в конце II века. Список же авторов выглядит весьма внушительно, хотя он и меньше почти вдвое по сравнению с толкованиями на Евангелие от Матфея. Стоит добавить, что речь идет об авторах восточных. На Западе же полноценная история экзегезы Евангелия от Иоанна начинается лишь с «Толкования на Евангелие от Иоанна» блж. Августина.
5. Блж. Августин Иппонийский — великий западный святой неразделенной Церкви, глубокий церковный мыслитель, значение которого выходит далеко за рамки чисто церковной культуры, ибо он «принадлежит к числу тех избранных людей, об универсальном вкладе которых в историю человеческого духа можно говорить без всякого преувеличения». При этом, как уже отмечалось вначале программы, путь блж. Августина к высотам церковного служения и святости не был традиционно «иконичен». Он родился в 354 году в городе Тагаста в Латинской Африке (тогдашней провинции Римской империи со столицей в Карфагене) в благородной, но небогатой семье язычника Патриция и христианки Моники. И прошел долгий путь от безверия, безнравственной жизни и манихейской ереси через философию и духовные поиски к христианству.
6. На этом тернистом пути к поразительному внутреннему преображению, описанному блж. Августином с великой откровенностью в автобиографическом труде «Исповедь», его хранили Божий Промысл и молитвы матери. Святое Крещение Августин принимает на Пасху 387 года в Медиолане (Италия) от свт. Амвросия Медиоланского и в следующем, 388 году, уже после смерти матери в Риме, возвращается в Тагасту. Здесь он продает родительское имение и, раздав по евангельской заповеди вырученные средства нищим, начинает вести жизнь монаха. В 391 году Августин был рукоположен в пресвитеры епископом Валерием из города Гиппон (Иппон), а в 396 году, после смерти Валерия, стал епископом того же города. Епископскую кафедру он занимал около тридцати четырех лет, вплоть до своей кончины в августе 430 года в осажденном вандалами Гиппоне.
7. Письменное наследие блж. Августина, по словам Павла Кирилловича, весьма обширно: это автобиографические, догматические, полемические, экзегетические, апологетические и философские сочинения, проповеди и письма. Блж. Августин был талантливым и плодовитым экзегетом. Среди его экзегетических работ мы находим, с одной стороны, творения, в которых он пишет о самих принципах толкования библейского текста, что можно было бы назвать герменевтикой — наукой о толковании, а с другой — собственно толкования библейского текста, где он применяет эти принципы на практике, - экзегезу. В последнем случае он разбирает как ветхозаветные книги, так и новозаветные, в число которых входит и «Толкование на Евангелие от Иоанна».
8. Данный труд подготовлен блаженным Августином в 413-418 гг. Первая часть рассуждений была произнесена архипастырем в храме в виде проповедей, а вторая часть была, как предполагается, продиктована им для завершения этого трактата, возможно, несколько позже. Вероятно, Беседы произносились импровизированно и записывались стенографами в процессе произнесения. Поэтому его «Толкование на Евангелие от Иоанна» - это не научно-экзегетический трактат в собственном смысле слова, но скорее собрание проповедей для самой широкой аудитории.
***
Как отмечают исследователи духовного наследия блаженного Августина, «для него экзегеза Священного Писания была необходимой частью проповеди и по-настоящему важным видом богословской деятельности». Такой подход был вызван заботой о собственной пастве. В проповеди блж. Августин находил смысл жизни, он говорил своим слушателям: «ради вас я живу» (18, 12, 1). Его «Толкование на Евангелие от Иоанна», впервые издаваемое на русском языке, ярко показывает личность блаженного Августина и его пастырский подход в деле проповеди Евангелия и объяснения его своей пастве. В сочинении проявляются как общецерковная позиция по богословским вопросам, так и положения, свойственные лично святителю, и присущие западной богословской традиции в целом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!