***
1. «Истинная жизнь человека не в том, когда он ходит и движется, вкушает пищу и сон, берет что-либо и отдает - все это делают и бессловесные, а в тон, когда он исполняет закон Божий, соединен со Христом, водится Духом Святым». Так учит нас святитель Иннокентий Херсонский со страниц этого сборника. Слова святителя по сей день захватывают читателей своей ясностью и простотой, такой непостижимой любовью к своей пастве, к которой, прежде всего, обращался святой проповедник. Сегодня поучения святителя доступны каждому, кто жаждет глубже осмыслить те или иные евангельские события, или кто готов задуматься о своей духовной жизни. Этому может послужить и данный сборник, ведь собранные в нем изречения архипастыря касаются всех сторон духовной жизни христианина.
2. Изречения, взятые из творений святого, расположены в алфавитном порядке. А предваряет их житие святителя Иннокентия. Ведь прежде чем открыть для себя труды выдающегося архипастыря, нужно узнать его не только как прекрасного оратора, но человека, с именем которого связано более четверти века лучшей духовно-нравственной жизни современного ему русского общества. Он был и ученым, и учителем, и писателем, и администратором, и дипломатом, и даже активным участником военной компании. И удивительно, что все эти столь разнообразные способности святой сумел применить на одном пути служения Богу и Церкви.
3. Итак, как говорится в издании, святитель Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. В родительском доме мальчик изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличием и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.
4. В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита. Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть.
5. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию. Особую славу отцу Иннокентию принес необыкновенный проповеднический талант. Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далекую всякой внешней эффектности и сухой учености.
6. В 1836 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского. Затем он служит сначала в Вологодской епархии, затем в Харьковской. В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа, и через 3 года назначается на Херсоно-Таврическую кафедру. Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», – вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления епархией. А в последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны.
7. Он был и самоотверженным пастырем патриотом, который под градом смертельных вражеских пуль и гранат воодушевлял не только мирное население и не только в храме церковном, но и самые боевые силы России на самом месте грозных сражений! Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, в которых свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих. В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.
8. Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая (7 июня по н.ст) 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы. В 1997 архиепископ Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Тогда же произошло обретение мощей святого, которые с июня 2007 года покоятся в нижнем храме, освящённом в честь него Преображенского собора Одессы. В 2007 году святитель Иннокентий был внесен в список русских святых для общецерковного почитания.
***
По словам Александра Павловича Лопухина, «среди сонма славных иерархов навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой первой величины на небосклоне нашей церковной истории 19 века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою». Святитель Иннокентий нёс в своих проповедях Слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушным. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной Истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Познакомиться с наставлениями святителя, избранными из его творений, вы сможете благодаря этой небольшой книге.
Божественная литургия 5 октября 2023 года
Душевная вечеря. Христос в искусстве. Михаил Васильевич Нестеров
Родное слово. Беседа с основателями фонда «Гавань веков» Константином и Еленой Воропаевыми
«Православный на всю голову!». Убрали за собой
Слово о русской философии. Вступление
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!