У книжной полки. Святые князья Борис и Глеб. Русская икона. Образы и символы

5 августа 2022 г.

Князья Борис и Глеб - первые русские святые и первые русские страстотерпцы. По преданию, они пали жертвой династической усобицы от рук убийц, подосланных Святополком Окаянным, их старшим братом. Молодые князья приняли кончину со смирением и доверием к Богу. Их молчаливый подвиг - одна из основ русского Православия, русской культуры и даже русской государственности. Древнерусская литература полна описаниями чудес, которые совершили святые страстотерпцы. Они исцеляют, они избавляют от тюремных уз, они сражаются на стороне русских князей в битвах с иноземцами. В честь Бориса и Глеба называли храмы, монастыри и города, составляли богослужебные тексты. Удивительно разнообразна иконография Бориса и Глеба. Ее истории, ее особенностям и вариациям, ее богословскому смыслу посвящен очередной том из серии «Русская икона: образы и символы». Его мы представляем сегодня вашему вниманию.

***

1. «И однажды ночью, когда они молились, вдруг открылся покров темницы, и свет засиял в ней. Они подняли глаза и увидели святых на двух разных конях и отрока перед ними, держащего свечу, и, затрепетав, пали пред ними. Святые же сказали им: «Не бойтесь, знайте, что мы Борис и Глеб, которых вы призываете в молитве своей. И вот теперь мы пришли освободить вас от этой скорби», Такими словами описывает преподобный Нестор Печерский одно из чудес, совершившихся по молитве к святым Борису и Глебу. Два юных князя, предпочтя страдание нечестию, приняли мученическую смерть от брата Святополка, за что удостоились от Бога вечной жизни и дара чудотворений. К их помощи и заступничеству не раз прибегали русские князья, а сама их жизнь и блаженная кончина на протяжении многих столетий оставалась недосягаемым примером для подражания.

2. Уже с XI века святых Бориса и Глеба начали изображать на иконах. Казалось бы, их иконография не должна была меняться со временем - ведь запечатлены они были в первый раз в том возрасте и в том облике, в котором достигли рубежа земной и небесной жизни. Однако в действительности каждая эпоха вносила в иконографию святых братьев свои коррективы. Их представляли то смиренными мучениками, то храбрыми воинами, то целителями и заступниками обездоленных. Именно об этом и пойдет речь в настоящей книге.

3. Автор издания - Надежда Валерьевна Пивоварова, преподаватель Иконописного отделения СПбДАиС с 2001 года. В 1989-м она окончила Исторический факультет Ленинградского государственного университета, спустя 10 лет - аспирантуру Государственного Русского музея по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи». С 2000 года - Надежда Валерьевна ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея. Автор более 250 научных и научно-популярных работ об искусстве средневековой Руси, в том числе нескольких книг серии «Русская икона. Образы и символы».

4. Книга «Святые князья Борис и Глеб» позволит знатокам древнерусского искусства освежить свои знания. Будет она полезна и тем, кто только приступает к изучению духовной культуры России. Яркий, увлекательный и при этом научно выверенный текст, подготовленный Надеждой Валерьевной, дополнен многочисленными иллюстрациями, которые помогут педагогам и ученикам на занятиях по истории искусства и основам православной культуры. Как и предыдущие издания, эта книга включает в себя четыре главы: «Сюжет и почитание», «Образы и символы», «Образ в прикладном искусстве» и «Рассказ об одном шедевре».

5. В первой главе «Сюжет и почитание» автор рассматривает образ святых Бориса и Глеба второй половины XIV века из церкви во имя святых мучеников в «Запрудах» в Коломне. Здесь она в частности отмечает, что о жизни святых князей мы узнаем как из летописей, так и из особых литературных произведений, написанные уже в XI столетии. Одно из них - анонимного автора, именуемое «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу», возникло незадолго до 1072 года; второе, принадлежащее монаху Киево-Печерского монастыря Нестору и озаглавленное «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», - в 80-е годы XI века.

6. Именно к этим сочинениям и обращались иконописцы, когда писали житийные иконы святых братьев. Иллюстрации к текстам могли быть более или менее детализированными, располагаться в разном порядке, что объяснялось индивидуальным восприятием и осмыслением изложенных в литературных источниках событий. А одной из самых ранних среди сохранившихся до наших дней икон является коломенский образ Бориса и Глеба. В 16-ти клеймах иконы подробно изложена история убиения святых братьев, что, как увидят читатели книги, будет характерно для житийного иллюстрированного повествования и впоследствии. Несмотря на лаконизм, а иногда и схематичность композиционных решений, используемых мастером, содержание каждого из клейм без труда опознается, стоит лишь обратиться к соответствующему тексту.

7. Изложение событий на иконе традиционно начинается в верхнем левом клейме, а заканчивается в правом нижнем. Однако строчность прочтения, характерная для большинства памятников, здесь неоднократно нарушается. Что за этим стоит: погрешность текста, которым пользовался иконописец, или намеренные перестановки эпизодов повествования? Этот вопрос более подробно и рассматривает автор в первой главе книги. А во второй - Надежда Валерьевна говорит о последующем развитие иконографии святых Бориса и Глеба, формирование которой началось, как говорилось в первой главе, с их надгробной иконы. Фронтальное положение фигур святых воспроизводил новый вышгородский образ, представлявший святых в ином качестве не только как мучеников, но и воинов. К его композиции, по-видимому, восходили три монументальных образа, сохранившиеся до наших дней и представляющие Бориca и Глеба строго фронтально, в полный рост, с крестами и мечами в руках. Их и рассматривает автор во второй главе.

8. Третья глава посвящена памятникам прикладного искусства с образами святых Бориса и Глеба. А завершает книгу традиционно история одного шедевра, одной иконы. Шедевр, рассказу о котором посвящен отдельный раздел книги, хранится в собрании Новгородского музея. Это икона «Святые Борис и Глеб на конях», происходящая из Борисоглебской церкви в Плотниках. Подробнее о нем читайте на страницах этой книги.

***

Книга «Святые князья Борис и Глеб» - входит в уникальную книжную коллекцию «Русская икона: образы и символы». По словам издателей, это настоящая замечательная энциклопедия православной культуры! Серия знакомит читателя с великими шедеврами иконописи, прославленными и менее известными образами, созданными древними мастерами. А секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи раскрывают ученые, художники и священники. Каждая из книг серии посвящена одной теме: празднику или святому. Тема освещается очень подробно с исторической, с иконографической, с богословской точек зрения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать