У книжной полки. Святой великомученик и целитель Пантелеимон

9 августа 2024 г.

В праздники мы желаем друг другу крепкого здоровья и долголетия. Действительно, и душевное и телесное здравие очень важны для человека, ведь это залог его плодотворной жизни. Но, к сожалению, люди нередко болеют, обращаются за помощью к докторам. Мы знаем, что болезни наши зачастую посылаются нам Господом как очищение от грехов и как испытание нашей веры. И об исцелении нужно молиться Богу, Пресвятой Богородице и святым. Очень много верующих людей в случае болезни обращаются с молитвой к святому небесному целителю — великомученику Пантелеимону, память которого мы празднуем сегодня. А на нашей книжной полке представлена книга, которая рассказывает об этом святом.

***

1. Книга «Святой великомученик и целитель Пантелеимон» вышла в свет в издательстве Белорусская Православная Церковь и продолжает серию «Святые во Христе», идея и разработка которой принадлежит Александру Велько. Она содержит большой информационный материал: многочисленные изображения редких икон, гравюр, литографий и фотографий, репродукции картин художников, авторские картосхемы. Житие святого Пантелеимона проиллюстрировано работами талантливых художников Виктора Прапорщика и Андрея Шишкина. В книге излагается не только Житие святого Пантелеимона и описание его чудес, но и история почитания святого и святынь, связанных с ним.

2. Издание содержит рассказы о древних храмах в честь святого Целителя, сохранившихся до наших дней, и вновь построенных, находящихся во многих странах мира. Отдельные главы книги посвящены удивительной истории храмов Святого Пантелеимона в Никомедии и на Новом Афоне и знаменитого Свято-Пантелеимонова монастыря на Горе Афон, которому в 2016 году исполнилось 1000 лет. К этой дате было приурочено и это издание. Стоит отметить, что обитель в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон является одним из древнейших монастырей. По словам издателей, существует аргументированное предположение, что и в 988 году, во времена Крещения Руси, обитель в честь великомученика уже существовала.

3. Монастырь имел второе название, упоминаемое в древнейших афонских актах, — «обитель Фессалоникийца». Исходя из этого названия можно предположить, что он первоначально был основан и населён славянами — выходцами из Фессалии (исторической области в Северной Греции) и города Фессалоники (Салоники). Обитель Святого Пантелеимона, как указывается в акте 1169 года, была «многолюдна и имела первенство между второстепенными как по обширности, так и по блеску». И это говорилось в те времена, когда на Афоне уже существовали Великая Лавра Святого Афанасия, Ватопед, Ивер и другие знаменитые монастыри. Было с чем сравнивать. Однако, как говорится далее, - со временем «от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распадения ея стен и жилищ» обитель Фессалоникийца потеряла свой блеск.

4. Неподалёку от монастыря Святого Пантелеимона, на восточной стороне Афонской горы, находилась «обитель Росов», посвященная Успению Пресвятой Богородицы. В этой обители подвизались не только греки, но и представители других народов, большинство из которых были выходцами с земель Древней Руси — «росами» («русами»), как их тогда называли. Точная дата основания «обители Росов» также теряется в глубокой древности. По преданию, монастырь основан был вскоре после Крещения Древней Руси (988 г.) благодаря попечению святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, и его жены — византийской царевны Анны. Первое же из известных письменных упоминаний о древнерусском монашестве на Святом Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Святого Афанасия, среди подписей игуменов монастырей Святой Горы имеется собственноручная подпись игумена «монастыря Росов» — старца Герасима.

5. В 1030 году обитель русичей снова упоминается в святогорских документах, но уже с названием Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу. Слово «ксилургу» (греч. - плотник, древодел), возможно, подчёркивало, что здешние монахи прославились как замечательные плотники. А это также свидетельствует о том, что среди монахов были русичи, которые изначально строили свои жилища и храмы из дерева, тогда как греки — из камня. Какими были связи обители Ксилургу с Русью, остаётся неизвестным. Можно предположить, что развитию монастыря содействовали князья Руси, в особенности великий киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054), много сделавший для Православной Церкви. Монастырь Ксилургу довольно быстро заполнялся насельниками. Вскоре монахам здесь стало тесно. Поэтому игумен Лаврентий обратился к Священному Совету Афона с просьбой передать «одну из находящихся на Святой Горе обителей, ради её устроения и пользы».

6. И в 1169 году святогорцы, как отмечено в акте, «по долгом рассмотрении и сообща рассуждении» решили «с общего согласия» передать игумену Лаврентию и его монахам опустевшую и полуразрушенную к тому времени «обитель Фессалоникийца» — монастырь Святого Пантелеимона. Вскоре иноки-русичи перебрались в новую обитель, расположенную на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы. Так, начиная с 1169 года, «обитель Фессалоникийца» стала именоваться просто «монастырь Святого Пантелеимона росов». О том, что было дальше, как развивался монастырь и кто ему в этом помогал, читатели смогут узнать, прочитав эту книгу. Здесь же они найдут объяснение тому, почему святой Пантелеимон считается покровителем Русского флота, и узнают, где хранятся мощи великомученика.

7. Также в отдельной главе описаны чудеса, сотворенные святым Целителем при его земной жизни, и помощь, которую получают люди по молитвам к этому угоднику Божию. Как отмечают издатели, семнадцать веков прошло со времени кончины великомученика Пантелеимона. И всё это время не только благоговейно и неизменно чтится память святого, но умножаются с каждым годом чудеса и милости Божии, которые изливаются на людей, обращающихся к святому с молитвой. Ведь Всемогущий Господь, даровав ему при жизни земной благодать чудотворений, прославил великомученика и по его кончине — святой Пантелеимон остаётся небесным ходатаем и молитвенником перед Богом за всех, ищущих у него помощи, за всех, одержимых болезнями, скорбями и несчастьями. Многие знамения и чудеса святой великомученик творит среди иноверцев (мусульман, иудеев и др.), привлекая к познанию истины и к вере в Господа Иисуса Христа. Много чудес совершилось над армянами, турками и представителями других народов. В этой книге приведена лишь самая малая часть из бесчисленного множества чудес, совершаемых по благодати Божией святым великомучеником и целителем Пантелеимоном.

***

Святой великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых и любимых христианских святых: едва ли найдётся храм, где не было бы его иконы. Всю свою недолгую земную жизнь святой целитель посвятил заботе о страждущих, больных и нищих и принял мучения за веру во Христа. За его великое милосердие и сострадательность Сам Господь явил Свою любовь к юному святому, назвав его в момент казни Пантелеимоном, что означает «всемилостивый». И вот уже более 1700 лет этот святой угодник Божий - небесный покровитель врачей и воинов - не перестаёт помогать всем обращающимся к нему с верой и молитвой.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X