***
1. Книга «Святой великомученик и целитель Пантелеимон» вышла в свет в издательстве Белорусская Православная Церковь и продолжает серию «Святые во Христе», идея и разработка которой принадлежит Александру Велько. Она содержит большой информационный материал: многочисленные изображения редких икон, гравюр, литографий и фотографий, репродукции картин художников, авторские картосхемы. Житие святого Пантелеимона проиллюстрировано работами талантливых художников Виктора Прапорщика и Андрея Шишкина. В книге излагается не только Житие святого Пантелеимона и описание его чудес, но и история почитания святого и святынь, связанных с ним.
2. Издание содержит рассказы о древних храмах в честь святого Целителя, сохранившихся до наших дней, и вновь построенных, находящихся во многих странах мира. Отдельные главы книги посвящены удивительной истории храмов Святого Пантелеимона в Никомедии и на Новом Афоне и знаменитого Свято-Пантелеимонова монастыря на Горе Афон, которому в 2016 году исполнилось 1000 лет. К этой дате было приурочено и это издание. Стоит отметить, что обитель в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон является одним из древнейших монастырей. По словам издателей, существует аргументированное предположение, что и в 988 году, во времена Крещения Руси, обитель в честь великомученика уже существовала.
3. Монастырь имел второе название, упоминаемое в древнейших афонских актах, — «обитель Фессалоникийца». Исходя из этого названия можно предположить, что он первоначально был основан и населён славянами — выходцами из Фессалии (исторической области в Северной Греции) и города Фессалоники (Салоники). Обитель Святого Пантелеимона, как указывается в акте 1169 года, была «многолюдна и имела первенство между второстепенными как по обширности, так и по блеску». И это говорилось в те времена, когда на Афоне уже существовали Великая Лавра Святого Афанасия, Ватопед, Ивер и другие знаменитые монастыри. Было с чем сравнивать. Однако, как говорится далее, - со временем «от малочисленности монахов, от недостатка продовольствия и от распадения ея стен и жилищ» обитель Фессалоникийца потеряла свой блеск.
4. Неподалёку от монастыря Святого Пантелеимона, на восточной стороне Афонской горы, находилась «обитель Росов», посвященная Успению Пресвятой Богородицы. В этой обители подвизались не только греки, но и представители других народов, большинство из которых были выходцами с земель Древней Руси — «росами» («русами»), как их тогда называли. Точная дата основания «обители Росов» также теряется в глубокой древности. По преданию, монастырь основан был вскоре после Крещения Древней Руси (988 г.) благодаря попечению святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, и его жены — византийской царевны Анны. Первое же из известных письменных упоминаний о древнерусском монашестве на Святом Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Святого Афанасия, среди подписей игуменов монастырей Святой Горы имеется собственноручная подпись игумена «монастыря Росов» — старца Герасима.
5. В 1030 году обитель русичей снова упоминается в святогорских документах, но уже с названием Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу. Слово «ксилургу» (греч. - плотник, древодел), возможно, подчёркивало, что здешние монахи прославились как замечательные плотники. А это также свидетельствует о том, что среди монахов были русичи, которые изначально строили свои жилища и храмы из дерева, тогда как греки — из камня. Какими были связи обители Ксилургу с Русью, остаётся неизвестным. Можно предположить, что развитию монастыря содействовали князья Руси, в особенности великий киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054), много сделавший для Православной Церкви. Монастырь Ксилургу довольно быстро заполнялся насельниками. Вскоре монахам здесь стало тесно. Поэтому игумен Лаврентий обратился к Священному Совету Афона с просьбой передать «одну из находящихся на Святой Горе обителей, ради её устроения и пользы».
6. И в 1169 году святогорцы, как отмечено в акте, «по долгом рассмотрении и сообща рассуждении» решили «с общего согласия» передать игумену Лаврентию и его монахам опустевшую и полуразрушенную к тому времени «обитель Фессалоникийца» — монастырь Святого Пантелеимона. Вскоре иноки-русичи перебрались в новую обитель, расположенную на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы. Так, начиная с 1169 года, «обитель Фессалоникийца» стала именоваться просто «монастырь Святого Пантелеимона росов». О том, что было дальше, как развивался монастырь и кто ему в этом помогал, читатели смогут узнать, прочитав эту книгу. Здесь же они найдут объяснение тому, почему святой Пантелеимон считается покровителем Русского флота, и узнают, где хранятся мощи великомученика.
7. Также в отдельной главе описаны чудеса, сотворенные святым Целителем при его земной жизни, и помощь, которую получают люди по молитвам к этому угоднику Божию. Как отмечают издатели, семнадцать веков прошло со времени кончины великомученика Пантелеимона. И всё это время не только благоговейно и неизменно чтится память святого, но умножаются с каждым годом чудеса и милости Божии, которые изливаются на людей, обращающихся к святому с молитвой. Ведь Всемогущий Господь, даровав ему при жизни земной благодать чудотворений, прославил великомученика и по его кончине — святой Пантелеимон остаётся небесным ходатаем и молитвенником перед Богом за всех, ищущих у него помощи, за всех, одержимых болезнями, скорбями и несчастьями. Многие знамения и чудеса святой великомученик творит среди иноверцев (мусульман, иудеев и др.), привлекая к познанию истины и к вере в Господа Иисуса Христа. Много чудес совершилось над армянами, турками и представителями других народов. В этой книге приведена лишь самая малая часть из бесчисленного множества чудес, совершаемых по благодати Божией святым великомучеником и целителем Пантелеимоном.
***
Святой великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых и любимых христианских святых: едва ли найдётся храм, где не было бы его иконы. Всю свою недолгую земную жизнь святой целитель посвятил заботе о страждущих, больных и нищих и принял мучения за веру во Христа. За его великое милосердие и сострадательность Сам Господь явил Свою любовь к юному святому, назвав его в момент казни Пантелеимоном, что означает «всемилостивый». И вот уже более 1700 лет этот святой угодник Божий - небесный покровитель врачей и воинов - не перестаёт помогать всем обращающимся к нему с верой и молитвой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЛОВАХ И БЕСАХ
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: отец Ермолай — владыка Гермоген — Патриарх всея Руси. Священномученик
Православный словарь. Израиль
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!