***
1. Автор этой книги протоиерей Симеон Вишняков родился в Владимирской губернии. В первой половине 19 века. С 1844 года обучался в Московской духовной академии, которую окончил через четыре года со степенью магистра богословия. Сразу после этого он стал профессором Вифанской духовной семинарии по классам логики, психологии, патристики, латинского и еврейского языков. В 1852 году был рукоположен в священника. Служил в Новодевичьем монастыре, затем в Космодамианской церкви на Таганке. С 1862 года и до кончины – служил в Московской Спасо-Преображенской на Пушкарях церкви. Являлся духовным цензором и библиотекарем Общества любителей духовного просвещения. Умер 5 июня 1892 года.
2. Книга отца Симеона вышла впервые в свет в 1879 году. В ней автор на основе Священного Писания и толкованиях святых отцов постепенно раскрывает читателю личность великого Крестителя и его служение миру перед выходом Христа на проповедь. «Он был послан, чтобы свидетельствовать о Свете», указать людям Господа и нести учение о Нем. Книга составлена в соответствии с ходом евангельских событий и отличается широтой охваченных тем. На ее страницах представлена историческая действительность, в которой проповедовал Предтеча Господень, объяснены ветхозаветные священнодействия и обряды, дана характеристика правителям Палестины и последователям раввинского учения: фарисеям, саддукеям и ессеям.
3. Все мы прекрасно знаем евангельское повествование о святом пророке, где говорится, что Иоанн Предтеча был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы, по материнской линии приходился родственником Господа Иисуса Христа и родился на 6 месяцев раньше Его. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец, родился сын, которого они испросили в молитвах. Как пишет о нем автор, «этот сын – пророк Всевышнего, величайший из пророков – предназначен Господом приготовить путь для Мессии».
4. Он должен «показать давно и с нетерпением ожидавшему его народу иудейскому, что спасение его зависит единственно от Мессии, вразумить этот народ, что желаемое им спасение заключается не в избавлении его от политического рабства иноплеменникам, теперь его угнетающим, но в очищении души его от грехов – рабства тягчайшего и вечного. Что избавление это даровано будет иудеям не по каким-либо их заслугам и не потому, что они «семя Авраамле», но единственно по неизреченному милосердию Бога через воплощение Единородного Его Сына, Который, как Восток (Отрасль) свыше, прольет Свой благотворный свет не только на иудеев, но даже на язычников, находящихся во тьме и тени смертной, на крайней степени неверия и нечестия».
5. По словам автора, «святой Иоанн с первых дней своей жизни уже начал исполнять свое высокое предназначение. «Что отроча сие будет?» – гадали в нетерпении люди». «Из слов Ангела, возвестившего Захарии, что его сын «велик будет пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей», праведные родители святого Иоанна могли уразуметь, что сыну их предназначено совершить великое свое служение как назорею. Нет сомнения, - отмечает автор, - что и сами они в чувстве живой любви и благочестия желали посвятить Господу дарованное им дитя как чистую благодарственную жертву. Весьма вероятно, что в это время святой Иоанн посвящен был Господу как назорей, на всю его жизнь». Автор обстоятельно рассказывает о посвящении Господу первенцев еврейских, коим был и святой Иоанн, и об особенности посвящения самого будущего пророка.
6. Далее, из Священной истории мы знаем о злодействе, которое совершил Ирод, узнав о рождении Сына Божия и что по милости Божией св. Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. И хотя, как пишет автор, праведные родители святого младенца «пламенно молились Господу продлить их жизнь до того радостного часа, когда Ему благоугодно будет призвать их сына на великое служение, но Господь не сулил исполниться их святым ожиданиям». Как говорится в Евангелии, отец Иоанна, праведный Захария был убит между храмом и жертвенником. А праведная Елисавета, сокрывшая своего младенца-сына в горном ущелье, скончалась вскоре после своего мужа.
7. Таким образом, - пишет автор, «с раннего детства суждено было святому Иоанну остаться сиротой в мире. Но Господь повелел Своему Ангелу питать и хранить сироту-младенца в пустынной пещере. Жизнь святого Иоанна в пустынном уединении до призвания его на общественное служение покрыта таинственностью. Только несколько указаний на это можно находить в слове Божием и писаниях отеческих. Молчание евангелистов о первоначальной жизни святого Иоанна Предтечи можно объяснить их желанием изобразить преимущественно общественное его служение, также как и при изображении земной жизни Самого Спасителя.
8. Как устроилась нравственная жизнь избранника Божия с первого обнаружения его сознания до полного укрепления его характера, на это Евангелие указывает только в общих чертах: «Младенец возрастал и укреплялся духом», – говорит святой евангелист об Иоанне, – «и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Чем же в пустынном своем уединении святой Иоанн привлекал к себе благодатные силы для духовного своего укрепления? Безысходно ли жил он в пустынях до дня явления своего Израилю? Когда прозвучала первая пророческая проповедь Предтечи Господня? Что было предметом первых речей святого Иоанна к народу иудейскому? Почему же крещение Иоанново названо в Евангелии крещением покаяния в оставление грехов? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с жизнью святого пророка, обстоятельно и подробно дает читателю автор этой книги.
***
Предтеча и Креститель Господень Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии как Крестителя Спасова, и его мученическую смерть - усекновение главы, и 3 обретения этой честной главы, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию в 1799 год. Круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Крестителя Господня. Подробно о его жизни и деяниях рассказывал в 19 веке протоиерей Симеон Вишняков, который надеялся, что эта духовная встреча со святым пророком не забудется и сохранится в душе, наполнив ее радостью и благодатью.
Божественная литургия 5 октября 2023 года
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: новый святой — о.Василий Носов. Поздравляем с 70-летием владыку Викентия!
АРХИПАСТЫРЬ: от чего спасает Христос?
АРХИПАСТЫРЬ: о рабах Божиих и церковных праздниках
По святым местам. Храм Собора всех святых Среднеазиатского митрополичьего округа в городе Уртасарае
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!