***
1. Любимейший во всем православном мире святой - преподобный Серафим Саровский - говорил, что святые отличаются от прочих людей не безгрешностью, а решимостью в борьбе с грехом. Памятуя об этом, издатели решили в очередной книге цикла, посвященной святым, носящим одно имя, представить жития, труды, подвиги Серафимов, которые, как видно из повествования, отличались пламенной любовью ко Господу и огненной решимостью в борьбе с грехами. В этом сборнике представлены жития и творения славных святых, а также молитвы, обращенные как к великому Саровскому подвижнику, так и носившим его имя священномученикам: Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому, Серафиму (Звездинскому), епископу Дмитровскому, и преподобному Серафиму Вырицкому. Все эти святые Серафимы по жизни были связаны между собою духовным единением, а порою и личной дружбой.
2. Итак, преподобный Серафим Саровский. Кто из православных не знает этого дивного старца, кто не чтит его святую память? Думаю, что нет такого человека, ведь даже неверующие люди, читая его житие, обращаются к Богу. В этой книге житие святого занимает половину всего издания. В частности, авторы отмечают следующее. То, что Прохор Мошнин (так звали старца в миру) был избранником Божиим от рождения своего - это видели все духовно развитые люди и, конечно, благочестивая его мать. Агафья Мошнина была не только матерью и воспитательницей юному подвижнику, но и помогала ему в желании выбрать духовную жизнь. На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу.
3. В Саровскую обитель Прохор вступил в 1778 году, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Стоя в церкви на всенощном бдении, видя благочинное совершение службы, замечая, как все, от настоятеля до последнего послушника, усердно молятся, он восхитился духом и порадовался, что Господь указал ему здесь место для спасения души. 13 августа 1786 года послушник Прохор принял монашеский постриг с именем – Серафим. Почти 55 лет прожил он в Саровской пустыни и прошел там все ступени подвижничества: подвизался в отшельничестве, подражал столпником, был молчальником и жил в совершенном затворе. Среди этих разнообразных подвигов, сохраняя дух глубокого смирения, батюшка Серафим стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. А еще – великую духовную радость, которую щедро изливал на всех приходящих. И теперь эта радость изливается на тех, кто обращается к нему в молитве.
4. 15 января 1833 года старец Серафим Саровский отошел ко Господу. А по прошествии 50-ти лет после этого в Москве в семье протоиерея Иоанна Звездинского родился сын Николай. С юных лет он полюбил церковное богослужение, Божественную литургию, за которой, как говорил святитель, он уже тогда распалялся сердцем. В 1902 году, когда юноша учился на третьем курсе Московской духовной семинарии, он опасно заболел и получил чудесное исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского. После семинарии Николай Звездинский поступил в Московскую духовную академию, где стал одним из лучших студентов. 26 сентября 1908 года он был пострижен в монашество с именем Серафим — в честь преподобного Серафима Саровского.
5. Далее было принятие священного сана, преподавание в Вифанской семинарии и епископская хиротония. А после Октябрьского переворота – бесконечные аресты и ссылки. Но терпеливо и безропотно нёс владыка Серафим Звездинский этот крест, вплоть до своей мученической кончины, которую принял за веру, за Святую апостольскую Церковь, за своё служение Богу и людям и за свою любовь к Божественной литургии. Литургия была сердцевиной его жизни, об этом он писал: «Пока совершается Божественная литургия, я ничего не боюсь: ни голода, ни червей, ни засухи, ни града. Не боюсь ничего - надеюсь на Бога, возлюбившего мир». Житие священномученика и его проповеди о Божественной литургии составили вторую часть книги.
6. Еще один подвижник, который всю свою жизнь, всеми силами стремился подражать преподобному Серафиму, родился в марте 1866 года, в семье Николая и Хионии Муравьевых и в святом крещении был назван Василием. Пройдут годы, и он станет духовником крупнейшей в России обители, под окормлением которого будет находиться целый ряд выдающихся иерархов Русской Церкви. А затем придет время и старческого служения, которое преподобный Серафим Вырицкий принял в годы кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Вырицкий подвижник своей жизнью ответил на многие вопросы, которые волнуют всех ищущих спасения в современном бушующем мире. Его житие и наставления представлены в 3 части книги.
7. Завершает данное издание житие священномученика Серафима (Чичагова). Текст жития публикуется из книги «Серафим значит пламенный» Владимира Юлина, который, являясь родственником священномученика, рассказывает о знаменитой древней семье Чичаговых, о детстве, учебе и военной службе, а также о духовном возрастании будущего архипастыря. Человек незаурядных дарований, Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви. Став священнослужителем, а после смерти жены, приняв монашество с именем Серафим, он с усердием и смирением нес всякое послушание, которое выпадало на его долю. А одним из главных дел его жизни стала подготовка прославления в лике святых великого подвижника Русской земли – прп. Серафима Саровского.
***
В этой книге из именной серии представлены жития и избранные труды наиболее почитаемых в нашем Отечестве угодников Божиих с именем Серафим. Первым из них является преподобный Серафим Саровский, труды и подвиги которого побудили его последователей - святителей-священномучеников Серафима (Чичагова) и Серафима (Звездинского), преподобного Серафима Вырицкого, к несению собственного креста в эпоху скорбных испытаний 20 века. Их молитва за Русь всегда была пламенной, а подвиги безпримерны. И каждый из них принес Христу свой дар: свое сердце и свой подвиг и на деле исполнил святоотеческий завет, заповеданный преподобным Серафимом: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Об этом свидетельствуют их жития.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!