Выдающимся архипастырем, миссионером и проповедником Русской Православной Церкви был святитель Макарий (Невский). В возрасте двадцати лет он был принят в Алтайскую миссию, и с тех пор Миссия стала главным послушанием его жизни. Паства тянулась к нему, потому что, и будучи простым послушником, и уже став митрополитом, святитель Макарий относился к каждому с душевной теплотой, не жалел времени и сил и всего себя отдавал на служение людям. Большое значение владыка придавал проповеди и ревностно учил не только в храме, но и в любом месте, где появлялся. Слова проповеди звучали и в его письмах, которые частично собраны на страницах этой книги.
***
1. «Путь по Богу исправляя». Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. В нее вошли духовные письма святителя Макария (Невского) к его духовной дочери, начальнице монашеской общины и приюта для девочек-сирот. Слова митрополита и спустя столетие не теряют своей актуальности. Он говорит о вере, отчаянии, молитве и Промысле Божием, и каждое его письмо наполнено сердечным теплом, утешением и любовью, укрепляющими читателя на пути жизненных сложностей и скорбей. Святитель Макарий был поистине пастырь добрый, который несколькими словами, исполненными любви, душевного опыта и сердечного тепла, мог утешить скорбящую душу и предупредить о грядущих испытаниях.
3. С раннего детства будущий святитель познал нужду и лишения, которые явились для него подлинной школой жизни. О детстве своем митрополит рассказывал, когда в 1913 году посетил родное село: «Вот теперь передо мной как живые встали картины моего раннего детства... Вот этот клирос правый... Здесь я помогал своему отцу петь... А здесь я разжигал кадило... Как живую я сейчас вижу свою мать, стоящую рядом с нищими... И как она горячо всегда молилась и меня, тогда еще малютку, нередко ставила рядом с собой и заставляла преклонять колена во время молитвы... Помню, как я горячо однажды взывал к Богу со своей просьбой послать мне тулупчик, так как по бедности родителей я не имел теплой одежды, и Господь послал мне... Рос я хилым и слабым ребенком, и мне многие предрекали раннюю смерть... Да и смерть дважды хватала меня в свои холодные объятия: однажды я полузамерз на льдине, а в другой раз был убиваем разбойниками. Но молитва матери спасла меня от напрасной смерти, и по ее молитве я стал тем, чем есть теперь...»
4. Благодаря родительскому благочестию Михаил научился с христианским терпением переносить жизненные лишения, что подготовило его к многотрудному миссионерскому служению. В 1843 году многочисленная семья Парвицких переселилась в далекую Сибирь, в Тобольск. Именно в Тобольске, во время обучения в Тобольской духовной семинарии, у юного Михаила зародилось желание поехать миссионером на Алтай. В 1854 году после окончания семинарии вторым по разрядному списку перед Михаилом открывалась возможность продолжения обучения в духовной академии. Но Промыслом Божиим ему уготован был другой путь. Тридцать лет спустя он вспоминал: «Известия об апостольских трудах патриарха российского миссионерства влекли сердце мое к алеутам американским; но Промысл Божий, случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к алеутам алтайским, в Алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в “онь же пойду”...
5. Родители благословили Михаила, и он 22 февраля 1855 года был принят в Алтайскую миссию, в которой до него подвизался ее основатель архимандрит Макарий (Глухарев), в звании учителя и миссионерского сотрудника. Сначала он в течение двух лет служил псаломщиком в улалинской церкви и учителем церковного пения в улалинском училище. С 1857 года стал рясофорным послушником. 16 марта 1861 года - принял монашеский постриг с именем Макарий в память преподобного Макария Великого. На другой день епископ Томский и Енисейский Порфирий рукоположил его во иеродиакона. 19 марта состоялась иерейская хиротония. С принятием священства миссионерские возможности отца Макария расширились. Раньше он проповедовал и научал основам христианства тех, кто откликнулся на его проповедь. Он также готовил людей к причащению. Теперь он мог сам крестить, преподавать Святые Христовы Тайны и, насколько позволяли условия, совершать службы.
6. Современник святителя Макария, митрополит Нестор (Анисимов), вспоминал: «Он снискал среди населения Алтая такую любовь, что был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести. А его духовные стихи знали там и до сих пор знают наизусть почти все дети. Этот неутомимый труженик 28 лет обогревал ниву православного просвещения на Алтае своею поэтическою душою, исполненною чувством глубокого благожелания». 29 июля 1871 года иеромонах Макарий был возведен в сан игумена, а в 1875 году стал помощником начальника Алтайской миссии. В 1883-м - он архимандрит, а через год - епископ Бийский. В 1892 году последовал перевод на Томскую, а затем в 1912-м - на Московскую кафедры. Однако все эти годы свт. Макарий не оставлял попечения об Алтайской миссии и был ее духовным руководителем. В последние годы жизни святитель очень тосковал по любимому им Алтаю.
7. Предлагаемые читателям письма святителя Макария (Невского) к духовной дочери написаны в начале ХХ века, но не потеряли своей актуальности и в наши дни. Святитель отвечает на многие злободневные вопросы духовной жизни: о вере, унынии, чудесах, ропоте, отчаянии, скорби, печали, совести и другие. В своих письмах святитель Макарий часто ссылался на духовный опыт преподобного Варсонофия Великого. В одном из писем он отмечает: «Теперь читаю прекраснейшую книгу великого старца Варсонофия, заключающую в себе ответы учеников о духовной жизни. Весьма желаю, чтобы вы читали ее как настольную книгу».
***
Десятилетия, прошедшие со дня блаженной кончины святителя Макария, выдающегося миссионера, труженика на ниве апостольской, не ослабили его благоговейного почитания. Пережитая нами трагическая история восстания сил зла на Святую Церковь и ее чад, разрушение тех религиозно-нравственных устоев, которыми веками жило русское общество, пролили новый яркий свет на неослабную ревность в деле сохранения православных традиций, которой отличался этот духовно даровитый архипастырь-подвижник. Время не умалило силы слов и поучений святителя. Большинство их приложимо к нашей жизни. Эта книга адресована широкому кругу читателей и станет прекрасным подарком для каждого, кто нуждается в поддержке, мудром совете и вдохновляющем слове на пути к Богу.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!