У книжной полки. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений

26 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Одним из выдающихся богословов 4 столетия, благодатных хранителей и защитников православной веры был святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Его богословие особо отличалось практической направленностью и подкреплялось аскетической жизнью святого. Его многочисленные сочинения – проповеди, наставления, толкования слова Божия, книги, письма, послания, - все это на вечные времена остается непревзойденным образцом глубокомыслия, красноречия, горячности любящего сердца и неисчерпаемого назидания для верующих всех веков, стран и народов. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию полное собрание творений св. Иоанна Златоуста, вышедшее в свет в издательстве Эксмо в 12 томах.

***

1. Настоящее издание в 12 томах представляет собой полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Эти творения появились в золотой век святоотеческой мысли, и составляют целую библиотеку (460 книг, посланий и бесед). Как говорится в предисловии первого тома, «нет надобности, много распространяться о значении творений святых отцов Церкви для духовного просвещения. Святоотеческие творения - это тот неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это рудник, в котором заключается вся сумма богословского знания в его непосредственной чистоте и целости. Вся по­следующая работа богословской мысли состоит лишь в том, чтобы раз­рабатывать этот богатейший рудник и добытыми в нем сокровищами возвышать и украшать духовную жизнь новейших поколений.

2. Величай­шие представители святоотеческой литературы были поистине гении, которые, отличаясь необычайно высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как науки духовные, так и светские, и пламенною отзывчивостью сердца. При этом они жили и действовали в такие времена и при таких обстоятельствах, когда требовалось необы­чайное напряжение мысли и чувства, которые нашли себе выражение в творениях, отличающихся изумительным богатством и разнообразием содержания. И особенно в этом отношении замечательны творения свт. Иоанна Златоуста. Недаром именно его произведения состав­ляли любимейшее чтение наших предков, которые с любовью и тщанием переписывали эти творения, собирали их в «Златоструи» и «Измарагды» и почерпали из них невыразимую «книжную сладость». Это действи­тельно всеобъемлющий духовный гений, и в его многотомных трудах может найти себе удовлетворение всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания.

3. В духе святителя Иоанна рус­ский народ опознал нечто сродное своему собственному духу. В его тво­рениях наших «книжных почитателей» пленяло то, что в них, и особенно его поучениях богатство мысли соединяется с необыкновенным красно­речием которое состоит преимущественно в ясности, естественности и простоте или особенно в психологическом приспособлении содержания и тона бесед или поучений к духовному состоянию слушателей. Не менее пленяло читателей и внутреннее содержание его наставлений. Святитель Иоанн Златоуст преимущественно проповедник любви к ближним, и эта, про­никающая все его слова и действия, любовь влияла на здоровое, неис­порченное искусственным образованием сердце с неотразимою силою. А дух щедрой милостыни, которою особенно отличались наши благо­честивые предки и в которой самым естественным образом выражалась их христианская любовь, ясно обнаруживает сродство с подобным же духом Златоуста.

4. Начало славян­ских переводов из творений Иоанна Златоуста относится к самой древ­ней поре славянской письменности. Уже болгарским царем Симеоном составлен был из слов и бесед этого св. отца весьма обширный сборник с приданным ему характерным названием «Златоструй». К самому перво­му времени славянской письменности принадлежало, очевидно, и собра­ние слов И. Златоуста, дошедшее до нас в Супральской рукописи XI века. Тут помещен перевод двадцати его слов. Одна из его бесед помещена в Святославовом сборнике 1073 года. Из древнейших собственно русских памят­ников семнадцать слов Златоуста находятся в Четьи-Минеи XII века (за май месяц) и семь слов в сборнике Троицко-Сергиевой лавры XII века.

5. Рядом с «Златоструем» перешли к нам и другие сборники творений Златоуста, как например, «Маргарит», «Учительное Евангелие» (состоящее из собрания 75 слов Златоуста на евангельские чтения) и другие. Но, стоит отметить, что долгое время творения святителя Иоанна не появлялись в более или менее систематическом или полном собрании. Обыкновенно переводи­лись, издавались и переиздавались отдельные творения или даже отдельные места из них. Как впрочем, зачастую происходит и в настоящее время. Однако уже в середине 19 века в С.-Петербургской духовной академии возникла мысль приступить к переводу и изданию не отдельных только мест, а целых творений Златоуста. Эта мысль, нашедшая полное одобрение Св. Синода, была энергично осуществляема корпорацией академии до 1866 года. За это время большая часть сочинений святителя была переведена, и вошла в «Полное собрание» его творений.

6. Мы не будем перечислять все те сочинения, которые вошли в этом многотомное издание, с ними читатели (кто пожелает) смогут познакомиться сами. Отметим лишь, что предваряет собрание сочинений житие святителя Иоанна, составленное известным дореволюционным духовным писателем, богословом и библеистом, Александром Павловичем Лопухиным. По словам Лопухина, святой Иоанн, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Дивна и необычайна была его жизнь, исполненная подвигов и страданий. В этом отношении он навсегда сделался блистательным образцом христианского самоотвержения, терпения и покорности воле Божией.

7. Тяжел и скорбен был жизненный путь святителя, но он в то же время озарен был и лучами той радости неизреченной, которая даже во мраке земных невзгод и страданий уже предвкушает сладость небесного блаженства. Таким же тяжелым и скорбным бывает жизненный путь и всех истинных христиан, которым Сам их Божественный Учитель сказал: "в мире будете иметь скорбь". Но всем им открыт также и доступ к источнику той радости неизреченной, которую испытывал св. Иоанн среди своих ужасных страданий. И тайну этого духовного счастья он раскрыл в своих дивных творениях, с благоговейным вниманием читая которые, всякий христианин постигнет истинный смысл жизни и вместе с ним будет от полноты сердца повторять: Слава Богу за все.

***

В этом многотомном издании сочинений святителя Иоанна Златоуста всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания, может найти себе удовлетворение. Поразительно, что многие послания святителя написаны, будто в наше время: настолько узнаваемы затронутые в них ситуации и проблемы, настолько похож мир, в котором жил святитель, на наш современный мир. Труды святителя сегодня также актуальны и необходимы, и по мнению издателей, «Полное собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах» займет достойное место в библиотеке каждого православного верующего. Сочинения изданы в современной литературной редакции, каждый том сопровождается тематическим указателем, что позволит легко ориентироваться в богатейшем духовном наследии святителя Иоанна Златоуста.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​