Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Настоящее издание в 12 томах представляет собой полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Эти творения появились в золотой век святоотеческой мысли, и составляют целую библиотеку (460 книг, посланий и бесед). Как говорится в предисловии первого тома, «нет надобности, много распространяться о значении творений святых отцов Церкви для духовного просвещения. Святоотеческие творения - это тот неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это рудник, в котором заключается вся сумма богословского знания в его непосредственной чистоте и целости. Вся последующая работа богословской мысли состоит лишь в том, чтобы разрабатывать этот богатейший рудник и добытыми в нем сокровищами возвышать и украшать духовную жизнь новейших поколений.
2. Величайшие представители святоотеческой литературы были поистине гении, которые, отличаясь необычайно высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как науки духовные, так и светские, и пламенною отзывчивостью сердца. При этом они жили и действовали в такие времена и при таких обстоятельствах, когда требовалось необычайное напряжение мысли и чувства, которые нашли себе выражение в творениях, отличающихся изумительным богатством и разнообразием содержания. И особенно в этом отношении замечательны творения свт. Иоанна Златоуста. Недаром именно его произведения составляли любимейшее чтение наших предков, которые с любовью и тщанием переписывали эти творения, собирали их в «Златоструи» и «Измарагды» и почерпали из них невыразимую «книжную сладость». Это действительно всеобъемлющий духовный гений, и в его многотомных трудах может найти себе удовлетворение всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания.
3. В духе святителя Иоанна русский народ опознал нечто сродное своему собственному духу. В его творениях наших «книжных почитателей» пленяло то, что в них, и особенно его поучениях богатство мысли соединяется с необыкновенным красноречием которое состоит преимущественно в ясности, естественности и простоте или особенно в психологическом приспособлении содержания и тона бесед или поучений к духовному состоянию слушателей. Не менее пленяло читателей и внутреннее содержание его наставлений. Святитель Иоанн Златоуст преимущественно проповедник любви к ближним, и эта, проникающая все его слова и действия, любовь влияла на здоровое, неиспорченное искусственным образованием сердце с неотразимою силою. А дух щедрой милостыни, которою особенно отличались наши благочестивые предки и в которой самым естественным образом выражалась их христианская любовь, ясно обнаруживает сродство с подобным же духом Златоуста.
4. Начало славянских переводов из творений Иоанна Златоуста относится к самой древней поре славянской письменности. Уже болгарским царем Симеоном составлен был из слов и бесед этого св. отца весьма обширный сборник с приданным ему характерным названием «Златоструй». К самому первому времени славянской письменности принадлежало, очевидно, и собрание слов И. Златоуста, дошедшее до нас в Супральской рукописи XI века. Тут помещен перевод двадцати его слов. Одна из его бесед помещена в Святославовом сборнике 1073 года. Из древнейших собственно русских памятников семнадцать слов Златоуста находятся в Четьи-Минеи XII века (за май месяц) и семь слов в сборнике Троицко-Сергиевой лавры XII века.
5. Рядом с «Златоструем» перешли к нам и другие сборники творений Златоуста, как например, «Маргарит», «Учительное Евангелие» (состоящее из собрания 75 слов Златоуста на евангельские чтения) и другие. Но, стоит отметить, что долгое время творения святителя Иоанна не появлялись в более или менее систематическом или полном собрании. Обыкновенно переводились, издавались и переиздавались отдельные творения или даже отдельные места из них. Как впрочем, зачастую происходит и в настоящее время. Однако уже в середине 19 века в С.-Петербургской духовной академии возникла мысль приступить к переводу и изданию не отдельных только мест, а целых творений Златоуста. Эта мысль, нашедшая полное одобрение Св. Синода, была энергично осуществляема корпорацией академии до 1866 года. За это время большая часть сочинений святителя была переведена, и вошла в «Полное собрание» его творений.
6. Мы не будем перечислять все те сочинения, которые вошли в этом многотомное издание, с ними читатели (кто пожелает) смогут познакомиться сами. Отметим лишь, что предваряет собрание сочинений житие святителя Иоанна, составленное известным дореволюционным духовным писателем, богословом и библеистом, Александром Павловичем Лопухиным. По словам Лопухина, святой Иоанн, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Дивна и необычайна была его жизнь, исполненная подвигов и страданий. В этом отношении он навсегда сделался блистательным образцом христианского самоотвержения, терпения и покорности воле Божией.
7. Тяжел и скорбен был жизненный путь святителя, но он в то же время озарен был и лучами той радости неизреченной, которая даже во мраке земных невзгод и страданий уже предвкушает сладость небесного блаженства. Таким же тяжелым и скорбным бывает жизненный путь и всех истинных христиан, которым Сам их Божественный Учитель сказал: "в мире будете иметь скорбь". Но всем им открыт также и доступ к источнику той радости неизреченной, которую испытывал св. Иоанн среди своих ужасных страданий. И тайну этого духовного счастья он раскрыл в своих дивных творениях, с благоговейным вниманием читая которые, всякий христианин постигнет истинный смысл жизни и вместе с ним будет от полноты сердца повторять: Слава Богу за все.
***
В этом многотомном издании сочинений святителя Иоанна Златоуста всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания, может найти себе удовлетворение. Поразительно, что многие послания святителя написаны, будто в наше время: настолько узнаваемы затронутые в них ситуации и проблемы, настолько похож мир, в котором жил святитель, на наш современный мир. Труды святителя сегодня также актуальны и необходимы, и по мнению издателей, «Полное собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах» займет достойное место в библиотеке каждого православного верующего. Сочинения изданы в современной литературной редакции, каждый том сопровождается тематическим указателем, что позволит легко ориентироваться в богатейшем духовном наследии святителя Иоанна Златоуста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!