***
1. Как отмечают издатели, книга святителя Иоанна Тобольского «Размышления о Боге для пользы правоверных» издана к 310-летию ее написания. Подлинность рукописи установлена Киевской Духовной академией. Книга является четвертой в серии «Труды великих сибирских святых», переведенных и напечатанных издательством «Русская неделя». Первыми в этой серии вышли - «Сибирский лествичник» свт. Филофея (Лещинского), «Феатрон» и «Царский путь креста Господня» свт. Иоанна (Максимовича). И вот наконец, еще одна книга тобольского архипастыря - «Размышления о Боге для пользы правоверных». Книга издана при финансовой поддержке Правительства Тюменской области.
2. Предваряет книгу краткое житие святителя. Как говорится в издании, митрополит Тобольский Иоанн, выдающийся иерарх, церковный писатель и миссионер, родился в городе Нежине в 1651 году. В семье его родителей - Максима и Евфросинии Максимович - было семеро сыновей, из которых Иоанн являлся старшим. По окончании Киево-Могилянской коллегии будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской лавре монашество и посвятил себя подвигу внутреннего делания. 10 января 1697 года патриарх Московский и все Адриан хиротонисал его во епископа Черниговского, а бразды правления Елецким монастырем, которым он управлял с 1695 года, были переданы святителю Димитрию, будущему Тобольскому, а позднее Ростовскому митрополиту.
3. Четырнадцать лет управлял святитель Иоанн паствой и снискал себе глубокую народную любовь. Жизнь святителя Иоанна отличалась высокими добродетелями, особенно же смирением. Плодом этих действенных добродетелей явились его творения: «Нравоучительное зерцало», «Феатрон, или позор нравоучительный» - об обязанностях властей разного рода, «Толкование на 50-й псалом»; «Толкование на "Отче наш..." и "Восемь блаженств Евангельских"; «Царский путь Креста Господня»; «Богомыслие в пользу правоверных», «Синаксарь о победе над Полтавою». "Путник» (рукопись), «Духовные мысли». С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексикон».
4. В 1711 году преосвященный Иоанн был назначен на кафедру Сибирской епархии, с титулом «Митрополита Тобольского и всея Сибири». Существует предание, что святитель получил назначение в Сибирь не без участия знаменитого временщика Петровского времени князя Меньшикова, который посчитал, что архипастырь оскорбил его, назначив день для освящения храма в княжеских имениях не посоветовавшись с ним. Говорили, что святитель произнес то, что стало для Меньшикова пророчеством: «Да, далеко мне ехать, но он будет еще далее меня». Действительно, Меньшиков окончил жизнь в далекой ссылке, в Березове, в епархии святителя Иоанна.
5. О четырехлетней жизни святителя Иоанна в Тобольске в рукописной Сибирской летописи говорится: «Митрополит Иоанн был тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив». Там же мы встречаем замечательную характеристику: «Одно у него увеселение было: писать душеполезные сочинения». Туда, где были горе и нужда, приходил пастырь Христов, там он видел место своего делания. Он любил посещать заключенных в тюрьмах, которых много было в Тобольске; там он вразумлял скорбящих, проявляя к ним отеческую заботу, утешал лаской и гостинцами. Его трудами была усовершенствована школа, открытая его предшественником, митрополитом Филофеем (Лещинским).
6. В Тобольске он продолжил свою издательскую деятельность, использовав для этого созданную им в Чернигове типографию. К этому времени относится издание «Илиотропиона» на славяно-русском языке, чтобы текст понимали коренные сибиряки. Незадолго до кончины, предчувствуя близость смерти, митрополит стал готовиться к ней: исповедовался и приобщился Святых Тайн. 23 июня (по новому стилю) 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях устроил обед для городского духовенства и нищих. Нищим он прислуживал за столом сам. После трапезы святитель простившись с духовенством, ушел во внутренние комнаты и, стоя на коленях в молитвенном положении, почил. Он был погребен, согласно своему желанию, в Успенском соборе, в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских.
7. В эту книгу вошло два сочинения святителя Иоанна. Первое - «Размышления о Боге для пользы правоверных», написанное святителем в 1710-11 годах, кратко излагает православное учение. Здесь автор говорит о пользе истинного и усердного покаяния, о плодах страданий Христа и плодах Крещения, о радостной надежде о спасении нашем, о примирении с Богом и об отвержении грехов, о тайнах Воплощения, о спасительном принятии Тела и Крови Христовых, о спасительном действии молитв и многом другом. Второе сочинение – «О Промысле Божием» показывает, как человек должен относиться к своей судьбе. Само сочинение, написанное святителем сперва на латинском языке для студентов Киево-Могилянской академии и впоследствии переведенное им на церковно-славянский язык, укрепляет всякого читателя в вере о постоянном попечении Божием о каждом из нас.
8. В предисловии к книге, сам автор обращается к читателям с такими словами: «Назвав эту книгу Богомыслием, я приношу ее читателю хорошо сложенную. Размышляй о создании и воплощении Сына Божия и Его рождении от Девы, о всех тайнах, которые ради нас на земле Он понес во всем бытии земном, на Небо взял. И ты сподобишься там быть, нескончаемых благ там насладиться. Открой свой слух и посмотри на книгу богомыслия, предаваясь во всякое время подвигу. Имей в сердце и устах, прочти прилежно и надежно ожидай Царствия Небесного».
***
Святитель Иоанн, занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, успел очень много сделать для прославления имени Божия. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна в 1916 году Русская Церковь прославила его в лике святых и установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу - 23 июня и молитвенно воспоминает его память вкупе со всем Собором Сибирских святых. Воля Божия нашла в жизни святителя Иоанна великое осуществление, и этой теме он посвящал свои сочинения. Эта книга, по словам святого архипастыря, «предложена для всех нас, в каждой главе многая польза находится». «Обо всем не говорю излишне, - отмечает святитель. - Пусть будет со всеми вами благодать Христова».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!