***
1. Эта книга, составленная писательницей Ольгой Рожнёвой, вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и посвящена святителю Иоанну (Максимовичу), удивительному святому – молитвеннику, прозорливцу, блаженному чудотворцу, проповеднику богослову. Святитель Иоанн был одним из апостолов XX века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии. В книгу вошли фрагменты жития святителя, его наставления, советы, воспоминания о нем. Давайте и мы, хотя бы кратко, ознакомимся с жизнью и подвигами этого удивительного человека – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского.
2. Будущий святитель Иоанн (Максимович) родился 17 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии, на юге Российской империи. Младенец был крещен с именем Михаил в честь Архистратига Михаила. Мальчик рос необыкновенно послушным, - родители не испытывали трудностей с его воспитанием. Особое почтение к родителям осталось у него на всю жизнь, он всегда считался с их мнением. Он любил молитву, часто молился по ночам, любил духовные книги, особенно жития святых. Также Михаил очень почитал иконы и покупал их в таком количестве, что вскоре в доме Максимовичей не осталось места, куда можно было бы поставить новую икону. Когда отец запретил отроку приобретать новые иконы, тот попросил разрешения купить последнюю. Ею оказалась икона «Всех святых, в земле Российской просиявших».
3. Святитель вспоминал впоследствии: «С самых первых дней, как я стал осознавать себя, я захотел служить праведности и истине. Мои родители зажгли во мне усердие непоколебимо стоять за правду, и душа моя была пленена примером тех, кто предал за нее жизнь». В Харькове служили пастыри высокой духовной жизни: протоиерей Николай Загоровский, владыка Антоний (Храповицкий), в те годы архиепископ Харьковский, которые оказали большое влияние на будущего архипастыря. А владыка Антоний, по словам святителя Иоанна, «сделался навсегда руководителем его духовной жизни». Кроме владыки Антония, на выбор юношей духовного пути повлияли протоиерей Сергий Четвериков и архиепископ Варлаам (Ряшенцев), позднее репрессированный и погибший в лагере.
4. Из послушания родителям 11-летний отрок поступает в Петро-Полтавский кадетский корпус и заканчивает его на пороге своего 18-тилетия. После этого он хотел поступить в Киевскую духовную академию. Но опять из послушания родителям поступил на юридический факультет Харьковского университета, который блестяще окончил через 5 лет в 1918 году. При этом юноша все эти годы отдавал больше сил молитве и духовно жизни, чем посещению лекций. По окончания университета Михаил некоторое время работал в харьковском суде, но юридическая практика его была прервана. В ноябре 1920 года около пятидесяти тысяч человек белой эмиграции на 120 кораблях покидали Крым, отправляясь в Константинополь. Среди них была и семья Максимовичей.
5. Около года Максимовичи провели в Константинополе, а потом переехали в Белград, Югославию. Здесь Михаил завершил богословское образование и поступил в Милковский монастырь, где подвизалась община из двадцати сербских и русских монахов, полностью соблюдавших правила иноческой жизни. В 1926 г. митрополит Антоний, также во время революционных потрясений уехавший в эмиграцию, постриг его в монахи и рукоположил в иеродиакона с именем его предка – святителя Иоанна Тобольского. Здесь же, в Белграде, 21 ноября того же года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он был рукоположен во иеромонаха.
6. Каждый день отец Иоанн служил Божественную литургию и причащался. Со дня монашеского пострига он никогда не ложился в постель, спал сидя, молился все ночи напролет. Иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Был аскетом и постником, пищу принимал один раз в день, поздно вечером, иногда вообще забывал о еде. Он имел великое дерзновение в молитве и молился так, будто воочию открыт духовный мир, и его духовные очи видели Тех, к Кому он обращался с горячей молитвой. Его кротость и смирение напоминали духовную высоту великих отцов древних патериков.
7. Отец Иоанн не обладал внешней красотой: он сутулился, прихрамывал, его темные с проседью волосы часто были растрепаны, к тому же он носил самую простую одежду и обувь, ходил либо в легких сандалиях, либо босиком. Имел также дефект речи, что затрудняло его общение с окружающими. Но благодать, почивающая на избраннике Божием, делала все эти недостатки ничего не значащими, — люди чувствовали святость отца Иоанна, и сердца их тянулись к нему. Уже в то время владыка Николай Сербский, ныне прославленный в лике святых, говорил о молодом иеромонахе: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль». А однажды владыка Николай обратился к группе семинаристов так: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».
8. В 1934 году иеромонах Иоанн митрополитом Антонием (Храповицким) был возведен в сан епископа и получил назначение на епископскую кафедру в Шанхае, где проживала значительная по численности колония русских эмигрантов. Митрополит Антоний, направляя его на восток, писал правящему архиерею: «...Как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленьким тщедушный человек, с виду почти ребенок, — на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления». Сотни тысяч русских рассеялись по всему миру — от Дальнего Востока до Европы и Южной Америки. Владыка Иоанн стал архипастырем этих людей, этого русского рассеяния и душу свою полагал за пасомых. Однако потом вместе со своей паствой он вынужден был бежать из Китая, на Филиппины. Оттуда путь его лежал в Соединенные Штаты, а затем он был направлен во Францию, где пробыл более 10 лет, после чего, наконец, вновь вернулся к своим «шанхайцам» в Сан-Франциско.
***
Последние годы своего епископства святитель провел в Сан-Франциско. Но, покинув Шанхай в географическом смысле, владыка Иоанн не оставлял своих «шанхайцев» ни в Европе, ни в Америке. Воспринимая Православие в его вселенском значении, архиепископ Иоанн, глубоко привязанный к русской земле, стал при этом пастырем для всех тех народов, среди которых ему довелось пребывать: для сербов в Югославии и рассеянии, для греков в Битоле и Шанхае, для китайцев в Шанхае и Сан-Франциско, для румын, французов, голландцев, американцев... По молитвам святого владыки, «положившего жизнь за овец своих», творились чудеса, исцелялись больные. Но гораздо важнее было то, что он врачевал израненные души людей. Рассказ о духовном мире святителя Иоанна, и его духовные поучения, составили эту книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!