«От развития идей православия и от твердости в православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский – выдающийся духовный писатель и богослов, подвижник и аскет 19-го столетия. Его память Церковь празднует сегодня, 13 мая. Бесценные творения святителя стали для многих путеводной звездой и незаменимым руководством на пути спасения. И сегодня мы хотим начать цикл передач, в которых представим обзор его Полного собрания сочинений, состоящего из 8 томов. В первую очередь мы познакомим наших зрителей с первыми двумя томами «Аскетических опытов», которые еще называют современным «Добротолюбием». Почему они получили такое название? Что такое аскетика? Для чего она нужна и какие темы рассмотрены святителем в этих книгах? Об этом далее в нашей программе.
***
1. Если говорить простыми словами аскетика – это практика христианской жизни, которая направлена на искоренение греха (т.е. борьбу со страстями) и на стяжание добродетелей. Таким образом, название «аскетические опыты» – очень соответствует их внутреннему содержанию и смыслу, поскольку именно об этом здесь идет речь. По сути в них изложено святоотеческое учение о спасении, но с учетом особенностей нашего времени, поэтому «опыты» могут быть адресованы всем современным христианам. «Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов», — пишет святитель Игнатий в предисловии к «Аскетическим опытам». Вот только некоторые темы, рассмотренные в его статьях: О покаянии, О чтении Евангелия и святых Отцов, О любви к Богу и ближнему, о посте, молитве, смирении, терпении, о кресте своем и Кресте Христовом. О вере и делах, евангельских заповедях.
2. Сам святитель Игнатий еще с юных лет начал читать творения святых отцов и старался исполнять прочитанное на деле. Так постепенно он приобретал духовную опытность. По свидетельству его современников Димитрий Александрович (так звали святителя в миру) был развит не по годам, а его благонравие, глубокое знание святых отцов и опытность вызывали невольное уважение к его особе. В его беседах «высказалась высокой степени духовная мудрость и подвижническая опытность, являвшая уже тогда в юном теле старца богопросвещенного». Святитель всегда с особым участием и любовью обращался с теми, в ком видел искреннюю веру и желание жизни по Богу. «Он старался укреплять, поддерживать, возгревать боголюбивые чувства ближних советами, основанными всегда на Слове Божием и писаниях святоотеческих, которые особенно действенно звучали в его устах и производили благие действия в душах слушателей», – пишет автор его жизнеописания.
3. Эту же черту отмечал в нем и его друг и сподвижник Михаил Чихачев: «не будь у меня такого друга, который и благоразумием своим меня вразумлял, и душу свою за меня всегда полагал, и вместе со мною всякое горе разделял, не уцелел бы я на этом поприще – поприще мученичества добровольного и исповедничества». По замечанию того же Михаила Чихачёва, Димитрий еще будучи послушником «получил особую духовную силу разума, удобно постигал и разрешал трудные вопросы и недоумения духовные и являл в себе многие свойства благодатные», нередко приводившие Чихачёва к благоговейному удивлению. «В нем вмещалось много и одно другому не мешало, то есть и глубокое знание писаний святых отцов с монашеским деятельным опытом, и внешний навык и способность обращения со всякого рода людьми, тонкое постижение нравов человеческих со всеми их причудными немощами», – так характеризовал своего друга Михаил Чихачёв.
4. Все эти способности и незаурядный литературный дар, отмеченный еще в юные годы, несомненно отразились в его творениях. Потому они имеют глубоко практический характер. «Аскетические опыты» начинаются статьей «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». Не случайно она стоит первой. Это своего рода краткий аскетический катехизис. В нём святитель Игнатий емко и кратко раскрывает основные черты христианской жизни, её направление, какими они должны быть, согласно учению Церкви. Ведь само наше звание христиан говорит о том, что мы последователи Христа, а значит должны следовать за Христом. То есть шествовать тем же путем, каким прошел Господь наш Иисус Христос. А это прежде всего путь на Голгофу, путь креста.
5. «Чтоб последовать Христу, – пишет святитель, – возмем крест свой». Но что же значит «взять свой крест?» Святитель поясняет, что «взятием креста своего названа добровольная, благоговейная покорность суду Божию, при всех скорбях, посылаемых и попускаемых Промыслом Божиим». А «ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста». Вот такие удивительные тайны духовной жизни открывает нам святитель Игнатий. Он пишет, что последовать Христу можно только предварительно отрекшись «от своего разума и от своей воли». Причина в том, что человек находится в состоянии падения, и «разум и воля падшего естества вполне повреждены грехом, они никак не примирятся с разумом и волею Божиими» – поясняет святитель. Поэтому «Соделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум; соделывается способным к исполнению воли Божией тот, кто отречется от исполнения своей воли».
6. Из писаний святителя мы так же узнаем, что «Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им». «Отвержение греха, сроднившегося душе, соделалось отвержением души, – пишет святитель Игнатий. Но «такое отвержение души необходимо для спасения души», – заключает свою мысль Владыка. Именно об этом говорит Господь в следующих словах: «Кто хочет душу свою сберечь, т.е. сохранить живущий в ней грех, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, т. е. будет бороться с живущим в нас грехом, тот обретет ее. Святитель Игнатий пишет, что «состояние наше, по причине недостатка в руководителях, …по причине бесчисленных опасностей, которыми мы обстановлены, достойно горького плача, неутешного рыдания».
7. Поэтому такие статьи святителя как «Отношение христианина к страстям его», «Об истинном и ложном смиренномудрии», «О зрении греха своего», «О образе и подобии Божиих в человеке», «Слово о спасении и о христианском совершенстве» помогут читателю более глубоко осознать и понять свое состояние, ибо в них автор старается не только помочь, но и остеречь нас от ошибок и падений. Здесь также представлена важная статья, которую святитель назвал «Чин внимания себе для живущего посреди мира», поскольку в числе его духовных чад было не мало мирян. Издатели надеются, что она будет полезна многим. Вообще «Аскетические опыты», по слову самого святителя, могут «удовлетворить настоятельной нужде подвизающихся и спасающихся в наше время, в которое», – по его слову, – иссякли благодатные наставники».
***
По словам святителя, «Опыты», «будучи книгою чисто духовною, должны быть полезными отечеству и в гражданском отношении. Книга производит сильное впечатление на многих, – пишет он в одном их писем. – Она становит внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и дает ему решительное, одностороннее, спасительное направление». Надеемся, что боголюбивый читатель найдет в творениях святителя Игнатия много слов утешения и подкрепления в земных скорбях, ободряющих его на непростом пути спасения. Завещая будущим поколениям «душеспасительное слово» – свое письменное наследие – святитель Игнатий уверяет, что «исполнители этого слова вступают во владение духовными благами». То есть только тот, кто решится на исполнение написанного, может оценить и ощутить на себе его огромную пользу.
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Этот день в истории. 24 мая
День ангела. 24 мая
Церковный календарь 24 мая. Священномученик Мокий Амфипольский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!