У книжной полки. Святитель Филарет Киевский и оптинский скит

3 января 2023 г.

Русская Церковь знает много святителей, которые были беззаветно преданы делу своего служения. В какую бы эпоху они ни жили, какое бы положение в Церкви ни занимали, они ревностно служили Богу, исполненные великой любовью к людям. Одушевленные этой любовью и живой искренней верой, они умели трогать даже самые холодные сердца. Именно таким пастырем добрым был и митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). В период с 1819 по 1825 годы он управлял Калужской епархией. Именно тогда, благодаря владыке Филарету был основан Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. В прошлом году скит отметил 200-летие со момента своего основания, и этой дате посвящена книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Святитель Филарет Киевский и оптинский скит».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Как говорится в предисловии, в истории Оптиной пустыни прослеживается несколько знаменательных благоприятных периодов расцвета, когда на обитель обращали свое внимание видные иерархи Русской Церкви - любители «монашеского жития»: сначала митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), а затем епископ Калужский и Боровский Филарет (Амфитеатров), впоследствии митрополит Киевский. Как известно, в 18 столетии многие российские монастыри приходили в упадок, и Оптина пустынь не стала исключением. Однако обитель ожидало возрождение.

2. Сначала благодаря благосклонному вниманию к ней митрополита Московского и Калужского Платона, который назначил в нее в 1796 году из Николо-Пешношского монастыря нового деятельного управителя - иеромонаха Авраамия, оказавшегося не только талантливым администратором, активным строителем, но вместе с тем опытным и искусным иноком. Он смог возродить обитель и вдохнуть в нее новую жизнь: организовать в монастыре строгий порядок, обновить ветхие строения, значительно расширить вверенное ему хозяйство. Увеличившиеся пожертвования местных жителей позволили начать новое строительство. Но главное, что смог совершить отец Авраамий, - своим личным примером создать в обители особую атмосферу нестяжательной, истинно монашеской жизни, чем расположил к себе братию и снискал уважение у местного населения.

3. Оптиной пустыни удалось не только возродиться, но и стать впоследствии настоящим духовным центром, привлекающим множество людей совершенно разного положения и рода занятий. В период настоятельства игумена Авраамия был заложен прочный фундамент для очередного расцвета и возвышения обители, произошедшего уже благодаря епископу Калужскому Филарету, который покровительствовал Оптиной пустыни и инициировал появление и развитие в ней старчества. По его благословению, как уже говорилось в начале, в 1821 году в лесу около обители был основан скит в честь святого пророка Иоанна Предтечи. Его обустройство владыка доверил для этого приглашенным монахам-отшельникам из рославльских лесов, являвшимся продолжателями традиции непрестанной молитвы, заложенной преподобным молдавским старцем Паисием (Величковским).

4. В числе прибывших отшельников были два родных брата - будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Впоследствии отец Моисей стал настоятелем обители, а его брат Скитоначальником. Архимандриту Моисею удалось установить должное благочиние церковного богослужения. В годы его настоятельства число братии монастыря превысило 100 человек. В 1829 году в Оптиной пустыни зародилось старчество - тогда в обители поселился иеросхимонах Лев (Наголкин), а спустя пять лет, к нему присоединился иеромонах Макарий (Иванов), впоследствии ставший почитаемым старцем. Старчество просуществовало в обители преемственно почти сто лет, до 1928 года.

5. Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни по праву почитался «сердцем самой обители», откуда возросли многие Оптинские старцы. Именно благодаря старцам скита монастырь получил известность в 19 веке и сейчас привлекает внимание многих богомольцев. Предтеченский скит моложе самой обители, но и он имеет свою долгую и достойную двухсотлетнюю историю. 30 июня 1821 года на плане скита, составленном настоятелем Оптиной пустыни игуменом Даниилом (Кушневым) и отцом Моисеем, было написано рукой епископа Калужского Филарета: «По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог и благодатью Своею да поможет совершить!» Основанный скит давал возможность более строгой безмолвной иноческой жизни, духовно укрепляя не только его насельников, но и саму Оптинскую обитель.

6. Этот сборник, посвященный 200-летию Иоанно-Предтеченского скита, состоит из трех частей. В первой части вниманию читателя представлено написанное монахом Лазарем (Афанасьевым) жизнеописание выдающегося иерарха Русской Церкви святителя Киевского Филарета (Амфитеатрова). Вторая часть содержит историческое описание скита, составленное Львом Александровичем Кавелиным, впоследствии архимандритом Леонидом (Кавелиным), известным церковным историком и писателем, воспитанником преподобного Макария, старца Оптинского. Отец Леонид в своем Историческом описании отмечал:

7. «Преосвященный Филарет (Амфитеатров) особенно пленялся красотою места, занимаемого Оптиною пустынью, и удобством, которое представляли ее лесистые окрестности к продолжению уединенного пустынного жития, по примеру древних святых отцов. В сердце святителя родилась благочестивая мысль основать при Оптиной пустыни скит, как для того, чтобы доставить желающим средство к безмолвнейшему житию, так равно и для того, чтобы укрепить навсегда в духовном отношении любимую им обитель». Первое издание о ските Оптиной пустыни было опубликовано им в 1847 году, он подготовил его будучи еще на военной службе в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, но приезжая в обитель для духовного окормления у старцев.

8. В письме старца Макария от 13 апреля 1846 года к Кавелину есть упоминание о том, что историческое описание скита автор хотел посвятить митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову) как его основателю. Второе описание скита было выпущено уже в 1862 году, когда автор, находясь в числе насельников, доработал книгу, пополнив ее новыми сведениями. Отцом Леонидом было подробно описано возникновение скита при Оптиной пустыни в 1821 году и его существование до кончины преподобного старца Макария в 1860 году. К исторической канве им добавлено описание скита его времени (местности, храма, ризницы и библиотеки) - настолько подробное и обстоятельное, что позволяет воочию представить устройство и облик скита в середине 19 столетия. В сборнике публикуется издание 1862 года.

***  

В третьей части издания приводятся письма святителя Филарета в Оптину пустынь, а также письма к нему оптинского настоятеля архимандрита Моисея и преподобного старца Макария. Эта переписка, по мнению издателей, важна тем, что она зримо демонстрирует неустанное попечение владыки Филарета о ските Оптиной пустыни, проявляемое им не только во время его управления Калужской епархией, но и позднее, когда он пребывал в высоком сане Киевского митрополита. Этот сборник, снабженный подробными и информативными примечаниями, предназначен для всех интересующихся историей Оптиной пустыни и ее старчества.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать