Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как пишут издатели в предисловии книги, святые отцы являются сосудами благодати Святого Духа, они ведут жизнь так, что могут сказать с апостолом Павлом: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Поэтому их творения богодухновенны, как открылось это великому песнотворцу Иоанну Дамаскину, и он воспел: «Отверзу уста моя и наполнятся духа, и слово изреку...» (ирмос канона на утрене). Читая святых отцов, и мы в какой-то степени наполняемся Духа Божия, и Он начинает открывать нам Промысл и пути Божии, научает пониманию совершающегося с нами и вокруг нас, указует пути ко спасению.
2. Одним из таких светочей является митрополит Московский и Коломенский Филарет. Он родился в 1772 году в городе Коломне в семье диакона кафедрального Успенского собора Михаила Федоровича Дроздова. В 1803-м окончил семинарию в Сергиевом Посаде и потом преподавал в ней, в 1808 году - пострижен в монахи в Троице-Сергиевой Лавре, и митрополитом Московским Платоном, коего был любимым учеником, рукоположен в иеродиаконы. Затем он был вызван в Санкт-Петербург, в 1809 году рукоположен в иеромонахи, в 1817-м - хиротонисан во епископы, в 1821-м назначен на Московскую кафедру. И с этого времени, выражаясь словами Писания, он страж Дома Господня.
3. Вступая на Московскую кафедру, владыка Филарет сказал: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим. I, 7). Так некогда святый апостол Павел приветствовал Церковь державнаго Рима, вступая с нею в общение посредством Послания. Так при сем первом общении лицем к лицу приветствовать Церковь сего Престольнаго града и я дерзаю. … Будучи призван принести ныне Господу начаток общения с сею Церковию, по воле Его, молю всех, Богоугодно стоящих теперь в сем общении, соединить взаимно все сердца в крепком желании «благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Единодушная молитва сопастырей и всех верных да привлечет свыше благодать и мир новому пастырю, дабы он с силою и действием мог возвещать пастве благодать и мир. «Сам Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе» (2 Сол. 3:16), как во внутреннем, так, по действию внутренняго, и во внешнем».
4. Затем в течении 50 лет возвещал архипастырь своей пастве «благодать и мир», став первым иерархом Русской Церкви в 19 веке, фактическим Патриархом при отсутствии патриаршества, который оказал глубокое влияние на всю церковную и светскую жизнь страны. Господь даровал ему глубокий ум и гениальные способности. У него была огромная энергия и сильная воля. Однако решающую роль в формировании личности святителя сыграл его свободный выбор - служение Богу, а не миру. Всего себя он отдал Господу, и Господь позволил святителю Филарету послужить Ему во всю широту его богатой натуры, талантов и способностей. 5 августа 1867 года праздновалось 50-летие его служения в епископском сане, а 19 ноября (по старому стилю) митрополит Филарет совершил последнюю в своей жизни литургию, причастился и на исходе 2-го часа пополудни отошел ко Господу.
5. Современным людям святитель Филарет более известен как церковно-государственный деятель, искоренитель расколов и защитник чистоты Православия, полвека державший кормило Русской Церкви. Но важно, что его благодатное участие в жизни Церкви продолжается и доселе через его «Слова и Беседы», оставленные нам в наследие и частично представленные на страницах этого сборника. Прочитаем отдельные наставления святителя, которыми он учит нас, просвещает и не дает сбиться с истинного пути.
6. Так, например, в Неделю Крестопоклонную владыка Филарет, обращаясь к пастве, в частности говорил следующее: «Некогда Иисус Христос наименовал Себя «Путем, Истиною и Жизнию» (Ин. 14, 6). Теперь, соответственно с первым из сих наименований, указует Он нам путь. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк.8, 34). Евангелист замечает при сих словах, что Иисус Христос произнес их, «призвав народы со ученики Своими». Сие показывает, что Его воззвание относится не к одним особенно избранным, но ко всем без исключения. Кто бы ты ни был, слушающий сие, надобно и тебе подумать о пути. В видимом и временном мире, в котором ты живешь, нет ничего неподвижнаго, но все идет, и проходит. И твоя жизнь идет, и проходит; ты покоишься иногда, по-видимому, телом, но твои сокровенныя помышления, твои тайныя желания непрестанно в движении. А потому если ты не идешь путем спасения, то верно идешь путем погибели, или, если не идешь, то падаешь, – падаешь из жизни духовной в плотскую, из жизни человеческой в скотскую, и не приметишь, как обрушишься в жизнь адскую, в смерть сугубую, – невозвратно!» Задуматься о своем пути призывает архипастырь.
7. А в своей проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца, владыка Филарет отмечает, что Угодник Божий Николай «ознаменовал себя преимущественно сильною верою и ревностию по вере». «Вспоминайте же его так, - наставляет архипастырь, - чтобы при том поучаться, и самым делом подражать его «ревности по вере». Ревность есть духовный огнь. Как мудрость светит в уме, как любовь согревает сердце: так ревность, сложное действие оных двух сил, воспламеняет все существо, в котором она есть». По словам святителя Филарета, «ревность человека в отношении к вере есть такое качество и расположение духа, по которому человек с пламенным желанием и живейшею деятельностию старается, истинную веру, которую он познал и возлюбил, сохранить, распространить, очистить от примешения суеверий и соблазнов». Стать ревнителями по вере и призвал святитель Филарет современных ему христиан, слушающих его. Призывает сегодня и нас со страниц этого издания.
***
Как отмечают издатели, когда начинаешь читать проповеди святителя Филарета, душа возносится ввысь, в мир духовный, начинаешь видеть события его видением, утихает внутреннее волнение, появляется понимание совершающегося. Это свойство святоотеческой литературы - она вводит в тишину и научает радости о Господе. Редакция «Правило веры» сочла необходимым оставить особенности орфографии и пунктуации времени митрополита Филарета, чтобы читатель ярче ощутил его язык и стиль. И напомним здесь слова Пушкина из известной стихотворной переписки поэта с митрополитом:
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!