В православном вероучении Творцом всего видимого и невидимого, в том числе животного мира, является Бог, Который сотворил их по одному Своему слову. Первое упоминание о сотворении животных встречается уже в начальных стихах Библии, которые показывают деление животных на четыре группы: первые две обитают в воде и воздухе, третья — на суше, а к четвертой относятся пресмыкающиеся. Но есть ли у животных душа? Если да, то какими свойствами она обладает? Схожа ли она с душой человеческой? Что происходит с душой животных после смерти? Эти и другие вопросы, по мнению священника Назария Эйвазова, вызывают живой интерес у современного общества, поэтому он решил рассмотреть учение о животных согласно православной доктрине.
1. «Братья наши меньшие: Учение о животных в Православии» - так называется книга священника Назария Эйвазова, вышедшая в свет в издательстве Благовест. Как отмечает автор, актуальность избранной темы несомненна, поскольку она требует некоторых прояснений в данной области, т. к. учение о животных в Священном Писании и его толкованиях встречается крайне редко. В Библии имеется лишь несколько стихов, благодаря которым отцы Церкви составили комментарии, затрагивающие учение о животных. Данная тема актуальна еще и тем, что в наше время общество все чаще и чаще задается вопросами, связанными с жизнью животных, влиянием их на окружающий мир и наоборот.
2. Более того, по словам автора, если буквально два столетия тому назад не существовало никаких организаций по защите животных и окружающей среды, то сегодня их уже множество, что, в свою очередь, доказывает большой интерес к этому направлению. Таким образом для трактовки православного вероучения о животных в книге использован текст Священного Писания, труды отцов Церкви и современных богословов, так как основная цель автора заключатся не в том, чтобы оспаривать мнение философов, психологов, биологов, зоологов, эволюционистов и других ученых, а выявить и показать, каково было учение о животных в Священном Писании и у отцов Церкви. В своем труде автор затрагивает если не все, то самые важные аспекты православного учения о животных.
3. Помимо уже озвученных он рассматривает также такие вопросы: Кто и как сотворил животных? Какова была природа животных до и после грехопадения Адама и Евы? Почему люди начали употреблять мясо животных в пищу? Какие функции выполняет душа животного? Существует ли перевоплощение и переселение душ в животном мире? Будут ли животные жить в будущем преображенном мире, который наступит после Второго пришествия Иисуса Христа? Как относились святые к животным? Как пережить потерю своих домашних питомцев? Считаю, говорит автор, что поставленные вопросы и по сей день являются дискуссионными и неоднозначными для понимания не только для верующего, но и для неверующего в Бога человека.
4. Следует также, по словам отца Назария, обратить внимание на то, что библейский подход к классификации животных несколько отличается от системы классификации, которую используют современные биологи. Современная система классификации, которая восходит к шведскому ботанику 18 века Карлу Линнею, основана на внутреннем и внешнем строении. Основа же библейской классификации — это место распространения. Например, в первой книге Библии говорится о водных и воздушных организмах, животных, которые ползают по земле; скоте или прирученных животных, которые тесно связаны с людьми, и диких зверях. Той же самой системы классификации придерживается третья книга Библии и все остальное Священное Писание.
5. Таким образом автор в этой книге не делит животных на группы, а под словом «животные» подразумевает: «созданные Богом живые организмы, к которым относятся четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные), а также огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звезды, черви и т. д.» — иными словами, все виды, классы и типы животных без исключения, которые только есть на нашей планете. Как отмечает отец Назарий, все виды животных были созданы раньше человека, и те, и другие до первородного греха питались только растительной пищей. Человек до первородного греха был призван владычествовать над животными, что, в свою очередь, означало заботиться о них.
6. Адам, согласно Библии и ее толкованию, как мудрый, совершенный и первый человек, нарек имена животным, которые, в свою очередь, выражали сущность этих животных. Более того, до грехопадения первых людей между человеком и животными царили мир и гармония, поскольку в животном мире, в противовес эволюционной теории, в основе которой лежит борьба за существование, изначально не существовало хищничества, а все животные были добрыми. Хищники, как было подчеркнуто в этой книге, появились не в результате изменения формы и функции, т. е. в результате физической эволюции, а согласно теории креационизма — это было просто изменение поведения, превратившее травоядных в хищников.
7. В соответствии с Библией, животные после прародительского греха начали жить в страхе перед человеком и стали служить ему пищей, а некоторые даже стали опасны для жизни человека. Эти изменения, как было подчеркнуто в данном труде, явились следствием грехопадения человека, после которого повредилась природа и человека, и животных. Люди же, со своей стороны, также начали, по повелению Божию, употреблять животных в пищу. Причиной этого, согласно учению святых отцов, кроме причин следствия человеческого грехопадения, могли стать обстоятельства, о которых автор также говорит в этой книге.
8. В этом труде также сказано несколько слов для тех, кто потерял своих домашних питомцев. Автор подчёркивает, что любовь человека к своему питомцу или даже ко всем животным является важным качеством человека. Однако, приближение к истинному Богу является самой главной целью жизни каждого человека, поскольку Господь печется о каждом из нас, любит нас больше, чем мы самих себя. А чрезмерная любовь к своему питомцу может вытеснить любовь к Богу и человеку.
В книге приведены фрагменты жизнеописаний святых, где говорится о людях, которые были близки к Богу, свободно общались с дикими животными, звери буквально ели из их рук. Как святые, так и животные охраняли друг друга и проявляли нежную и удивительную заботу друг о друге. Тем самым автор показывает, что любовь человека ко всему творению, точно также как и любовь к Самому Господу и ближнему, должна стать средством совершенствования человека и укрепления его в любви и добре. Поскольку каждое животное, после Самого Бога и ближнего, также достойно совершенной христианской любви и бережного отношения со стороны человека, такая любовь, духовно совершенствуя человека, также может стать одним из залогов его спасения.
Этот день в истории. 20 июля
День ангела. 20 июля
Церковный календарь 20 июля. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского
Евангелие 20 июля. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои
Читаем Апостол. 20 июля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!