***
1. Как говорится в предисловии, автором которого стал Андрей Владимирович Печерин, - эта книга диакона Дионисия Ахалашвили - опыт современной агиографии, жизнеописания священнослужителей, мучеников за веру, служивших и трагически погибших в Камышлове и Камышловском уезде в годы Гражданской войны, массовых репрессий и богоборчества. История мартирологии берет свое начало с древних римских мученических актов, представлявших сухие официальные протоколы римских судебных актов над христианами. Житийные сборники, созданные на основе древних мученических актов, стали достоянием мировой культуры, передававшими высоту духа молившихся за своих врагов христиан, буквально победивших смерть на римских аренах и в мученических застенках. О важности сохранить память их подвигов веры апостол Павел писал: «Поминайте наставников ваших... и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13.7)
2. Эпоха новых гонений на Церковь и духовенство, пережитая нашим народом в ХХ веке, в советское время долгое время замалчивалась и была практически неизвестна. Отец Дионисий дополнил, систематизировал и объединил в одном труде все последние научные работы, содержащие исследования по биографике новомучеников и окружавших их людей, исследования по истории Гражданской войны в Уральском регионе, что, безусловно, актуально для исторического научного сообщества. Не выходя за рамки документального фактологического повествования, автор живым литературным языком создает агиографическую повесть, в которой судьбы, явления и факты трагической неоднозначной эпохи из истории России становятся доступными и понятными для современного читателя.
3. Как отмечает сам отец Дионисий, на сегодняшний день известны имена 37-ми мучеников Камышлова и Камышловского уезда. Их история до боли похожа на истории тысяч новомучеников, репрессированных в годы безбожия и гонений на Церковь во многих городах и весях России. Их в одночасье объявили врагами, а потом убили. Убивали страшно, изощренно, с какой-то особой сатанинской жестокостью. Чаще убивали свои, те, с кем будущие жертвы выросли, с кем играли в лапту и казаков-разбойников, ходили в один храм, в одну школу. Убили, а потом вымарали из истории и предали забвению, скрыли в архивах под грифом «секретно».
4. По словам автора, своей жизнью и мученическими подвигами исповедники веры освящают камышловскую землю, на которой служили Богу и людям. Вернуть из небытия имена наших святых земляков, - говорит отец Дионисий, – наш моральный долг, они должны быть возвращены на страницы истории родного края. Погибшие в годы репрессий священнослужители были дедами и прадедами тех, кто сейчас живет и трудится на Каменской земле. С восстановлением их биографии, возвращением памяти об их жизненном пути будет восстановлена родовая история жителей нашего края. А для нас, современных христиан, их жизнь и мученическая кончина за веру – пример жертвенного служения Богу и людям, проявление высшей христианской любви, о которой Господь сказал в Евангелие: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15: 13).
5. Как отмечает автор, в поминальном списке убитых на Урале священнослужителей за 1919 год - 16 имен камышловских священников. В Камышлове был сформирован печально известный полк «Красных орлов», отличавшихся особой жестокостью в расправах над состоятельными гражданами и священниками, пользовавшимися уважением у народа. Часто его бойцы не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки, заставляя мучиться при кончине. Об их зверствах красноречиво говорят заголовки Екатеринбургской газеты «Зауральский край» за 1918 год: «Камышловский кошмар», «Ужасы красного террора в Камышлове», «Расстрел в Камышлове 62 заложников». Бывший выпускник Пермской духовной семинарии, примкнувший к большевикам, – уральский писатель П.П. Бажов – писал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были… чаще всего тяжелы».
6. В августе 1918 года в газете «Уральская жизнь» сообщалось о сотнях убитых большевиками в окрестностях Камышлова. Бесстрастные свидетели того страшного времени – записи из дневника Вареньки Щегловой, хранящиеся в Камышловском краеведческом музее, который девушка вела с 1918 по 1919-й год: «26 июня. Все последнее время горожане живут под страхом совершающихся событий: идут обыски, аресты, расстрелы. В городе появился товарищ Гаревский. Он служит в ЧК. С ним приехала пожилая женщина – его помощница, некто Петрова. Она ходит в кожаной куртке, в фуражке, с наганом на боку. О них рассказывают страшные вещи: якобы они собственноручно расстреливают арестованных».
7. Один из главных духовных авторитетов нашего времени, Сербский Патриарх Павел, 34 года прослуживший в многострадальном Косове и Метохии, неоднократно говорил: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Несмотря на репрессии и гонения, камышловские священномученики продолжали служить в храмах и заботиться о вверенной им Богом пастве, утешая и укрепляя людей в те трагические времен. Они не желали и не искали подвигов, до последнего выполняя свой священнический пастырский долг. Их наследие особенно важно не потому, что они страдали, а потому, что любили. Любили святой жертвенной любовью людей и Бога даже до смерти. И, оставшись верными Христу, они победили смерть. Это для нас главное.
***
Со страниц книги «Свидетели Царства Небесного: священномученики Камышлова и Камышловского уезда» - перед читателем раскрывается реальная история человека веры - настоящего героя духа, жившего на уральской земле, который во время всеобщей апостасии, отпадения от веры, потери доброго человеческого начала в людях, продолжает помогать, утешать и сострадать, служа ближним и Богу до смерти. Эта книга - пример современной отечественной агиографии, который будут читать и осмыслять люди, неравнодушные к своей истории и ее прошлому, без знания которого, как известно, не может быть будущего. Особенно эта книга важна для воспитания молодого поколения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЛОВАХ И БЕСАХ
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: отец Ермолай — владыка Гермоген — Патриарх всея Руси. Священномученик
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!