У книжной полки. Свидетели Царства Небесного: новомученики Камышлова и Камышловского уезда

6 августа 2024 г.

Великий российский ученый, основатель Московского университета, Михаил Васильевич Ломоносов как-то сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В советское время история мучеников за веру, многие из которых внесли большой вклад в культурную и общественную жизнь своего времени, была предана забвению и до сих пор остается практически неизвестной. В числе репрессированных в годы Гражданской войны и красного террора – священнослужители города Камышлова и Камышловского уезда. О них рассказывает новая книга известного православного писателя, диакона Дионисия Ахалашвили, вышедшая в свет по благословению епископа Каменского и Камышловского Мефодия. Она называется – «Свидетели Царства Небесного».

***

1. Как говорится в предисловии, автором которого стал Андрей Владимирович Печерин, - эта книга диакона Дионисия Ахалашвили - опыт современной агиографии, жизнеописания священнослужителей, мучеников за веру, служивших и трагически погибших в Камышлове и Камышловском уезде в годы Гражданской войны, массовых репрессий и богоборчества. История мартирологии берет свое начало с древних римских мученических актов, представлявших сухие официальные протоколы римских судебных актов над христианами. Житийные сборники, созданные на основе древних мученических актов, стали достоянием мировой культуры, передававшими высоту духа молившихся за своих врагов христиан, буквально победивших смерть на римских аренах и в мученических застенках. О важности сохранить память их подвигов веры апостол Павел писал: «Поминайте наставников ваших... и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13.7)

2. Эпоха новых гонений на Церковь и духовенство, пережитая нашим народом в ХХ веке, в советское время долгое время замалчивалась и была практически неизвестна. Отец Дионисий дополнил, систематизировал и объединил в одном труде все последние научные работы, содержащие исследования по биографике новомучеников и окружавших их людей, исследования по истории Гражданской войны в Уральском регионе, что, безусловно, актуально для исторического научного сообщества. Не выходя за рамки документального фактологического повествования, автор живым литературным языком создает агиографическую повесть, в которой судьбы, явления и факты трагической неоднозначной эпохи из истории России становятся доступными и понятными для современного читателя.

3. Как отмечает сам отец Дионисий, на сегодняшний день известны имена 37-ми мучеников Камышлова и Камышловского уезда. Их история до боли похожа на истории тысяч новомучеников, репрессированных в годы безбожия и гонений на Церковь во многих городах и весях России. Их в одночасье объявили врагами, а потом убили. Убивали страшно, изощренно, с какой-то особой сатанинской жестокостью. Чаще убивали свои, те, с кем будущие жертвы выросли, с кем играли в лапту и казаков-разбойников, ходили в один храм, в одну школу. Убили, а потом вымарали из истории и предали забвению, скрыли в архивах под грифом «секретно».

4. По словам автора, своей жизнью и мученическими подвигами исповедники веры освящают камышловскую землю, на которой служили Богу и людям. Вернуть из небытия имена наших святых земляков, - говорит отец Дионисий, – наш моральный долг, они должны быть возвращены на страницы истории родного края. Погибшие в годы репрессий священнослужители были дедами и прадедами тех, кто сейчас живет и трудится на Каменской земле. С восстановлением их биографии, возвращением памяти об их жизненном пути будет восстановлена родовая история жителей нашего края. А для нас, современных христиан, их жизнь и мученическая кончина за веру – пример жертвенного служения Богу и людям, проявление высшей христианской любви, о которой Господь сказал в Евангелие: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15: 13).

5. Как отмечает автор, в поминальном списке убитых на Урале священнослужителей за 1919 год - 16 имен камышловских священников. В Камышлове был сформирован печально известный полк «Красных орлов», отличавшихся особой жестокостью в расправах над состоятельными гражданами и священниками, пользовавшимися уважением у народа. Часто его бойцы не расстреливали своих жертв, а рубили шашками или насаживали на штыки, заставляя мучиться при кончине. Об их зверствах красноречиво говорят заголовки Екатеринбургской газеты «Зауральский край» за 1918 год: «Камышловский кошмар», «Ужасы красного террора в Камышлове», «Расстрел в Камышлове 62 заложников». Бывший выпускник Пермской духовной семинарии, примкнувший к большевикам, – уральский писатель П.П. Бажов – писал, что «методы ведения боев полком Красных орлов были… чаще всего тяжелы».

6. В августе 1918 года в газете «Уральская жизнь» сообщалось о сотнях убитых большевиками в окрестностях Камышлова. Бесстрастные свидетели того страшного времени – записи из дневника Вареньки Щегловой, хранящиеся в Камышловском краеведческом музее, который девушка вела с 1918 по 1919-й год: «26 июня. Все последнее время горожане живут под страхом совершающихся событий: идут обыски, аресты, расстрелы. В городе появился товарищ Гаревский. Он служит в ЧК. С ним приехала пожилая женщина – его помощница, некто Петрова. Она ходит в кожаной куртке, в фуражке, с наганом на боку. О них рассказывают страшные вещи: якобы они собственноручно расстреливают арестованных».

7. Один из главных духовных авторитетов нашего времени, Сербский Патриарх Павел, 34 года прослуживший в многострадальном Косове и Метохии, неоднократно говорил: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Несмотря на репрессии и гонения, камышловские священномученики продолжали служить в храмах и заботиться о вверенной им Богом пастве, утешая и укрепляя людей в те трагические времен. Они не желали и не искали подвигов, до последнего выполняя свой священнический пастырский долг. Их наследие особенно важно не потому, что они страдали, а потому, что любили. Любили святой жертвенной любовью людей и Бога даже до смерти. И, оставшись верными Христу, они победили смерть. Это для нас главное.

***

Со страниц книги «Свидетели Царства Небесного: священномученики Камышлова и Камышловского уезда» - перед читателем раскрывается реальная история человека веры - настоящего героя духа, жившего на уральской земле, который во время всеобщей апостасии, отпадения от веры, потери доброго человеческого начала в людях, продолжает помогать, утешать и сострадать, служа ближним и Богу до смерти.  Эта книга - пример современной отечественной агиографии, который будут читать и осмыслять люди, неравнодушные к своей истории и ее прошлому, без знания которого, как известно, не может быть будущего. Особенно эта книга важна для воспитания молодого поколения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 12 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть

  • 12 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ

  • 11 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть

  • 10 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЛОВАХ И БЕСАХ

  • 10 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: отец Ермолай — владыка Гермоген — Патриарх всея Руси. Священномученик

Вопросы и ответы

X