У книжной полки. Страж недремлющий и верный. Жизнеописание священномученика Гермогена Тобольского

2 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чуть более века назад Тобольский епископ Гермоген (Долганёв) принял от богоборцев мученическую кончину за Христа, встав в первые ряды сонма новомучеников и исповедников Россий­ских. В Царской России его имя было известно далеко за пределами вверенной ему епархии. Его знали как неустрашимого борца с революционной крамолой и духовным развращением русских людей, знали как непоколебимого стража, охраняющего основы основ русской жизни — неискаженную Веру, идею Самодержавия и величие Отечества. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский называл его служение подвигом. О священномученике Гермогене рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Царское дело» и называется – «Страж недремлющий и верный».

***

1. Как отмечают издатели, прославленный на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года священномученик Гермоген достаточно известен современному православному читателю. Открыл для него это имя иеромонах, а ныне архимандрит Дамаскин (Орловский), поместивший жизнеописание святого в своей известной серии о новомучениках. Затем о священномученике Гермогене было написано несколько книг, но предлагаемый читателю труд Александра Калмыкова представляет собой наиболее полное его жизнеописание, составлен­ное на основе архивных материалов и периодической печати начала XX века.

2. Как пишет автор, «конец XIX - начало XX века — период, на который пришелся расцвет служения и патриотической деятельности свяшенномученика Гермогена, — является временем, чрезвычай­но насыщенным крупными событиями. Он характеризуется двумя важнейшими течениями в религиозно-нравственной и общественно-политической жизни России. Первое течение — традиционное, русское, в основе которого были по­ложены, как фундамент, Православие, Самодержавие, бла­го Русской народности. На этом духовном основании было построено тысячелетнее здание Русской государственности. Второе течение — нетрадиционное, революционное, направ­ленное на ниспровержение всех духовных, культурных и го­сударственных устоев России. Между этими двумя течениями шла непримиримая и напряженная борьба, закончившаяся временной победой последнего.

3. Временной отрезок с января 1905 по февраль 1917 года вообще не имеет аналогов в русской истории. Уникальность его обусловлена тем, что впервые в России при сохранении самодержавного строя были введены элементы западной де­мократии: свобода слова, свобода собраний, свобода совести и т.д. Возникло несколько революционных партий. Наряду с ними появилось и несколько православно-монархических союзов, которые по своей совокупной численности превос­ходили все вместе взятые революционные организации в не­сколько раз. Между этими партиями шла борьба, и она носила откровенный, бескомпромиссный, неманипулятивный характер. Православная Церковь, в лице своих лучших сыновей и дочерей приняла активное участие в этой борьбе, преследуя искони присущие ей, вытекающие из ее учения патриотические цели – за Бога, царя и Отечество. Многие из ее верных чад являлись активными членами  православно-монархических союзов (партий).

4. Это православно-монархическое, или иначе, православно-патриотическое движение выдвинуло из себя целый ряд таких одаренных, образованных, решительных личностей - героев, которые наиболее ярко выразили его задачи и своей жизнью, служением, своей дея­тельностью явили пример другим, стали лицом этого движения. Они ясно понимали, к чему стремились, сознавали способы достижения цели и неуклонно шли, невзирая ни на какие преграды, к ее достижению. Они сделали все, что было в их силах, но пали героически в неравной схватке. Сегодня известно, что многие иерархи и священнослу­жители были членами этих течений: в их числе священномученики Серафим (Чичагов) и Андроник (Николь­ский), праведный Иоанн Крон­штадтский, преподобный Феодосии Кавказский, священномученик Иоанн Восторгов и многие другие.

5. Одним из наиболее активных, наиболее цельных и целеустремленных иерархов-патриотов, а на каком-то этапе и наиболее активным представителем этого луч­шего крыла русского духовенства явился священномученик Гермоген (Долганёв). К сожалению, - отмечает автор, - святитель не оставил мемуаров и каких-то автобиографических записок. Этому воспрепятствовала неожиданная мученическая кончина. Но благодаря воспоми­наниям современников, благодаря его переписке и публика­циям издаваемых им газет и журналов, а также других предре­волюционных периодических изданий мы все же имеем возможность достаточно подробно ознакомиться с жизнью, подвигами, добродетелями и взглядами архипастыря. То, что удалось представить в этой работе, дает возможность хотя бы отчасти осознать масштабы личности священномученика, понять путь, которым он шел ко спасению и по которому вел свою паству.

6. Этот опыт дает богатую пищу для размышления человеку, задумывающемуся о своем спасении, стремящемуся к духовному совершенству. Пройдем, - говорит автор, - мысленно по этапам подвижнической жизни и служения святителя, что необыкновенно актуально для современных православных христиан. Святитель Гермоген был скалой благочестия. Уже в его время русское образованное общество поразил порок теплохладности, который стал бичом совре­менности. Святитель же не был индифферентным и теплохладным, но пламенел огнем ревности по Бозе. В наше время тоже происходят нападки на Православную Церковь, и в свя­том Гермогене мы видим образец того, как верные ее чада должны Ее защищать.

7. По словам автора, святитель Гермоген воистину исполнил заповедь Божию о пастыре добром. Он полагал душу свою за овец Хри­стовых, он унаследовал блаженство нищих духом, смиряясь перед старцами и старицами. Беспрестанно благотворя, он унаследовал блаженство милостивых, неся язычникам и язычествующим христианам свет Христовой веры, он сделался сопричастником святых апостолов. Будучи изгнан за правду и несколько лет прожив в ссылке, он унаследовал блаженство изгнанных правды ради. Пребывая в монастырском уедине­нии в посте, молитве и частом служении литургии, он очис­тил свое сердце, унаследовав блаженство чистых сердцем. Наконец бестрепетно, благодушно приняв лютую смерть за Христа святитель Гермоген унаследовал блаженство муче­ников претерпевших поношения, заушения, муки и смерть ради исповедания имени Христова. Исполнив эти заповеди, он научил им и других, некоторые из них также достигли дивного совершенства.

***

О святителе Гермогене (Долганёве) в беседе от 21 ноября 1908 года святой Царь-страстотерпец Николай говорил Петру Аркадьевичу Столы­пину и обер-прокурору Святейшего Синода Петру Петровичу Извольскому: «Эторедкий иерарх... у него прекрасная душа». Убедиться в этом мы можем, читая книгу «Страж недремлющий и верный». По объему она превосходит работы предыдущих авторов, в том числе и монографию архимандрита Дамаскина 2010 года. Но все-таки ее сложно назвать полным жизнеопи­санием, поскольку остается еще много материалов, которые автор в силу тех или иных причин не смог использовать. Книга рассчитана на всех, кто интересуется русской историей начала XX века и жизнью святых, подвязавшихся в это время.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​